"За рулем", №2, май 1928 год, стр. 39

СЕЛЬСОВЕТЫ и ДОРОГИ в ДЕРЕВНЕ

Б. ГАЛЬПЕРШТЕЙН

"Не лошадь везет — дорога везет"
(Крестьянская поговорка)

МНОГО придется затратить усилий и времени, чтобы раскачать сельское население на борьбу с бездорожьем. Безразличное отношение к этому делу можно встретить даже среди руководителей местной промышленности, кооперации, учреждений — ведь, конь повезет по всякой дороге.

Проехать лишние километры с нагрузкой в 200—250 кг вместо 500—600 кг, измучить лошадь, седоков, испортить повозку, потерять время и израсходовать лишние деньги — все это пока кажется нормальным крестьянству, привыкшему к таким порядкам.

Не все дороги советское государство может ремонтировать за свой счет. Часть дорог, а именно дороги районного и сельского значения, переданы на попечение самого крестьянства. Для помощи участию населения в работах на дорогах районного значения, в бюджетах РИКов имеются небольшие средства, — сельские же дороги целиком должны содержаться на средства населения.

Не следует забывать, что дорожное дело требует известных навыков и технических знаний. Проявление инициативы населения в деле починки дорог без надлежащего технического руководства не достигает цели.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 17 августа 1925 года о трудовом участии населения в дорожном строительстве, крестьянство начало принимать деятельное участие в деле ремонта и постройки дорог, к тому же лес для мостов на дорогах районного и сельского значения отпускается бесплатно, — также бесплатно отпускаются и необходимые строительные материалы: песок, плита и камень.

Новое постановление о самообложении населения от 8 января 1928 года открывает еще бо́льшие возможности для развития дорожного строительства в деревне.

Что же должна сделать секция райисполкома по благоустройству, чтобы двинуть вперед дело дорожного строительства в районе?

Прежде всего нужно проверить, правильно ли составлена сеть дорог районного и сельского значения. Признаком районной дороги является обслуживание ею экономических и административных нужд ряда селений, мельниц, кустарных предприятий, кооперации, а также местных сельскохозяйственных об'единений и колхозов. Каждая дорога должна быть всесторонне обсуждена, так как внесение ее в список дорог районного значения накладывает на райисполком и население района обязательство поддерживать ее в проезжем состоянии.

Далее, — при содействии окружного дорожного управления, используя своего районного дорожного десятника или техника, нужно составить примерный план работ и заблаговременно исхлопотать необходимые строительные материалы.

После составления плана необходимо повести кампанию по привлечению крестьянского населения к участию в дорожном строительстве.

Нужно в каждый сельсовет сообщить, какие предположено отремонтировать дороги районного значения, что может дать для этих работ райисполком и что должно дать население.

Сельсовет, несомненно, передаст эти предположения на обсуждение своей комиссии по благоустройству.

В комиссии сельсовета обсуждается предложение райисполкома о ремонте дорог районного значения и начинается практическая подготовка к сельскому собранию (сходу), на котором от имени комиссии и самого сельсовета ясно и определенно ставится вопрос о той или иной дорожной работе.

Особняком стоит вопрос об участии самого крестьянского населения в деле ремонта дорог сельского значения.

Судьба этих дорог всецело зависит от комиссии сельсовета, так как из районного бюджета никаких средств на них не дается. Здесь, кроме самообложения в денежной и натуральной форме, можно рекомендовать систему прикрепления к каждому хозяйству участка дороги для постоянного поддержания его в проезжем состоянии.

Секции РИКов поручают дорожному персоналу РИКа разработку смет, а затем сводят все свои данные и окончательный план дорожных работ, которые представляют на утверждение райисполкома.

В особую задачу секциям и комиссиям входит вовлечение в дорожное строительство, на ряду с самим населением, также кооперативных, сельскохозяйственных и торгово-промышленных учреждений и организаций, заинтересованных в ремонте дорог или в постройке мостов.

Одному дорожному десятнику за всем дорожным хозяйством в районе не уследить, так что возможны грубые технические ошибки. Для избежания этого, секции райисполкома должны добиться организации районного отделения общества "Автодор", которое соорганизует актив деревни, интересующийся дорожным делом.

Если районное отделение "Автодора" достаточно проявит свою работу, то окружное отделение того же "Автодора" сможет снабдить его простейшими дорожными машинами и облегчит борьбу за проезжую дорогу.

Б. Гальперштейн

Ленинград


Hosted by uCoz