ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. СУХОПУТНЫЙ КРЕЙСЕР

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 5-6

СУХОПУТНЫЙ КРЕЙСЕР

М. КНЯЗЕВ

СОВЕТСКАЯ общественность, содействовавшая созданию Красного воздушного флота, не должна обойти и танковой проблемы.

Первый опыт использования "сухопутных крейсеров" был в армии союзников на Сомме во время боев в сентябре 1916 г. Несмотря на ряд дефектов конструктивного и организационного порядка, а также отсутствие тактического опыта использования танков, введение их в целом ряде эпизодов решило исход боев в пользу союзников.

При оценке результата боев на Сомме следует учесть, что союзники, не имевшие опыта использования танков, ввели их в бой небольшими пакетами и без должной связи с прочими родами войск, и что германцы не были подготовлены к отражению танковых атак. Следовательно, первый опыт использования танков, происходивший в обстановке обоюдной неподготовленности, доказал все же целесообразность их использования.

Последующий период, — бои у Мессин, Газе, Ипра, подтвердившие выводы Соммы в части тактической ценности танков, — позволил союзникам накопить тактический и организационный опыт и усилить мощь танкового оружия. В боях у Камбре танки в значительной мере решили исход данного сражения. В течение 14—16 часов был произведен эффектный прорыв. Наконец, в боях у Амьена союзное командование, благодаря танкам, разгромило армии германского кронпринца. После этого ценность танков, как нового рода войск, была отмечена в приказах союзного командования.

В общем эффект от использования танков привел к тому, что в послевоенный период армии Англии и Франции создали целый ряд войсковых об'единений смешанного типа, где центр тяжести перенесен на танки и сопровождающую их в блиндированных автомобилях пехоту.

Танк "Феликс Дзержинский", построенный на средства польского населения и переданный Красной армии

Пехотные соединения большинства буржуазных армий, в том числе и армий наших ближайших соседей, насыщены танковыми и броневыми средствами. Польша танкизацию своей армии базировало на ввозных танках. В будущем в Польше к делу автостроения могут быть привлечены мощный завод акц.—общ. "Франкополь", автомобильный завод в Чеховицах рассчитанный на 4.000 рабочих, и центральные военно-автомобильные мастерские, выпустившие уже несколько опытных экземпляров танков. Наконец, к услугам наших возможных противников автопромышленность буржуазных стран.

Наш театр военных действий характеризуется обширной территорией по фронту и невозможностью насытить ее необходимым количеством артиллерийских и людских рессурсов, значительной глубиной театра военных действий, недостаточной сетью железных дорог и бездорожьем. Эти условия благоприятствуют танкизации армии, создавая возможность сосредоточить большое количество танков со значительным радиусом действия в районах, недостаточно насыщенных артиллерией противника.

В первом польском налете в 1920 г. на части 58-й дивизии принимали участие два танка, вклинившихся через образовавшийся под их нажимом прорыв верст на 50 в наше расположение и причинившие нам кучу неприятностей.

Известен удар-бросок польских броневых частей и бронированной пехоты от Бреста на Ковель, давший возможность польскому командованию почти без потерь захватить материальные рессурсы XII армии, прервать связь штаба с частями и создать угрозу с тыла действующим частям XII армии.

Несомненно, что опыты с танками, в условиях незначительных технических средств, поляки будут пытаться использовать в будущем при условии более богатого насыщения своей армии танками.

Танки в бою

Широкое применение имеют танки при наступлении, подавляя пулеметные гнезда противника, принимая на себя артиллерийский огонь, деморализуя своим огнем и движением пехоту противника, нарушая ее связь, управление, питание; огромно значение их при обороне, при контрударах ударных групп и, особенно во встречных боях, при преследовании и, наконец, при прорывах фронта, когда сосредоточенный в руках главного командования танковый таран, поддержаннный пехотой на грузовиках, легко сможет, благодаря своей большой подвижности, свести на-нет успех противника. Особенно широкое применение могут найти танки на внутренних фронтах.

Несколько примеров можно привести из эпохи нашей борьбы с махновщиной, где немногочисленные, сильно устарелые и изношенные броневые автомобили успешно принимали участие в борьбе с Махно, или в Тамбове, где пехота на автомобилях принимала активнейшее участие в ликвидации антоновщикы.

Борьба с налетами банд из-за границы, с вооруженными контрабандистами, наконец, охрана границ были бы чрезвычайно упрощены, если пограничники имели в своем распоряжении подвижные танковые части, могущие быстро быть выброшенными в любом направлении. Такая танкизация в процессе мирного строительства могла бы дать экономию в смысле сокращения того людского контингента, который используется для этой цели.

В самом деле, представим многоверстную границу. В этих условиях охрана ведется наблюдением, а в руках начальника пограничного отряда имеется подвижной (преимущественно кавалерийский) резерв, выезжающий в угрожаемом направлении. В этих условиях замена резервного взвода или эскадрона одной-двумя легкими танкетками (можно даже для облегчения без башен), делающими не менее 25 километров в час по любой местности, даст экономию как в смысле людского состава, так и в смысле эффекта борьбы со всякого рода контрабандой.

При обороне танковый взвод несколько уступает по тактической ценности стрелковой роте, так как представляет довольно заметную и недостаточно подвижную по сравнению с наступлением цель.

Большая экономия, получается вследствии того, что тылы танковых частей механизированы. Так, грузовик в 3½ тонн, обладающий фактической грузопод'емностью 180 пудов, превышает грузопод'емность парной повозки, поднимающей 30 пудов, в 6 раз. Ценность автомобильного транспорта не только в грузопод'емности, но и в радиусе действия, превосходящем конский в 4—5 раз минимум. Экономия и полезность очень велики. Так, например, один шофер заменяет 20 обозных.

Однако, танкизации в наших условиях должно предшествовать несколько предпосылок. В частности, нам нужно создать такую увязку между нашим автостроением и танкостроением, которая дала бы возможность использовать автостроение для нужд танкизации. Автостроение должно создать необходимую техническую базу для развития танкостроения.

Так как танковая проблема связана с проблемой моторизации страны в целом, то Автодор должен форсировать автостроение в стране.

М. Князев