ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. БУДЕТ ЛИ ДЕТРОЙТ НА ИЖОРЕ?

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 12-13

БУДЕТ ЛИ ДЕТРОЙТ НА ИЖОРЕ?

У СТАРОГО дворца, к которому некогда под'езжал в золоченой карете светлейший князь Потемкин-Таврический, в этот день стояли десятки машин. В этом дворце постоянно помещается коммунистический университет. Но изредка старая ампирная громада с именем Урицкого на фронтоне становится в центре внимания всего Союза. И это обычно означает, что нашей стране предстоит серьезная задача.

Сейчас торжественный амфитеатр вместил представителей своеобразного "ордена" страны большевиков: "Рыцарей автомобиля".

Сюда пришли представители учреждений и промышленных гигантов Ленинграда, рабочие, техники и профессора. Пестрота не только внешняя. Диспут пестрел и разнообразием точек зрения. Но было ясно одно: вопрос о советском автомобиле вышел из кабинетов учреждений в широкие массы. Его вытащил из кабинетов пламенный энтузиазм группы людей, заявивших на весь Советский Союз, что на телеге и арбе к социализму скоро не доехать.

Восемнадцать тысяч автомобилей, насчитывающихся в стране Ленина, и десять миллионов производимых ежегодно в стране Кулиджа и обезьяних процессов, это — огромный парадокс нашей эпохи! И как всегда бывает в кашей изумительной стране, нашлись огромные людские массы, загоревшиеся энтузиазмом в борьбе за советский автомобиль.

Появление единственной прокатной машины в станице Славянской, Кубанского округа — злоба дня всей станицы. Местная молодежь, по вечерам и в праздники прокатываясь на последние деньги в "роскошном" автомобиле, захваченном пока частным капиталом, сладко мечтает о ячейке Автодора

Но также закономерно в стране Ильи Обломова и Митрофанушки — нашлись скептики и "критически мыслящие", которые каркают по поводу "этой утопической затеи, которая кончится крахом". Сторонники автостроения в Ленинграде говорили: "пять тысяч дешевых советских автомобилей в год, построенных на ленинградских заводах".

Тезисы тов. Марченко, директора Ижорского завода, доказывающего весьма убедительно преимущества массового автостроения на Ижорском заводе, оживленно обсуждались на диспуте и во время обеденных перерывов на многих ленинградских фабриках и на воскресных экскурсиях рабочих.

Ленинград хочет строить автомобили. Словами председателя Ленинградского совета он заявил, что выполнит этот ответственный заказ пролетариата Союза. Но... нельзя забывать о "наждачной бумаге". О ней в своем выступлении напомнил тов. Осинский. Некий немецкий специалист, посетивший московский завод "АМО", увидев, что при сборке машин части "подчищаются" наждачной бумагой, пришел в ужас. Против этакой "фордизации" тов. Осинский предостерегал Ленинград, и это предостережение дошло до широкой общественности. Автостроение — ответственнейшая задача. Решение ее путем привлечения к изготовлению различных частей на многих заводах предусматривает изменение темпа, методов и качества работы. Это предполагает большую перемену в работе всех заводских аппаратов, в первую очередь — радикальные изменения отношения заводов к срокам выполнения заказов. Одной из бед ленинградской промышленности, да и не только ленинградской, до сих пор является легкость в мыслях необычайная, когда речь идет об обязательствах перед заказчиками. Хорошо будут выглядеть наши дешевые машины, если моторы будут дожидаться месяцами шасси или, скажем, брезентовых покрывал.

Любопытно, что многие компетентные специалисты не явились на диспут.

Я решил узнать у многих невысказавшихся специалистов:

— Почему вы не изволили посетить диспут?

Ответы были чрезвычайно разнообразны:

— Я работаю напряженно всю неделю, а в субботу позволяю себе отправиться к семье на дачу, — сказал один.

— Я не умею говорить,— сказал другой.

— Я предпочитаю не выходить за круг своей узкой специальности, — сказал третий.

— Знаете ли, так спокойнее, — сказал четвертый.

И, к сожалению, он был в своем ответе честнее всех. Ответ нас заинтересовал. Почему все-таки "оно спокойнее" не выступать перед советской общественностью, а отсиживаться на даче, когда речь идет об одной из самых увлекательных практических проблем нашей промышленности? На этот вопрос "между нами" нам ответил один из инженеров, названных на афише.

— И я, и мои коллеги, полагаю, не явились на диспут совсем не из нежелания сотрудничать с советской общественностью. Просто страшно немного выступать, когда перед тобой... ну, понимаете, политически авторитетные точки зрения. Но, конечно, проблема, чрезвычайно увлекательная, и мы, как говорится, всегда готовы.

Характеризовать подобную "исповедь" вряд ли нужно. Ни гражданскому мужеству, ни общественной зрелости наших специалистов этакая "скромность" ничего не прибавит.

Вера в силу масс, поднимающихся на борьбу с вековым российским бездорожьем и за дешевую советскую машину, несомненно, окажется крепче обывательских страхов многих отдыхающих на дачах от великих проблем нашего сегодня.

Должна быть побеждена эта кормилица-кляча! По непроезженным путям нашей страны будут шнырять блестящие советские машины.

А будет ли советский Детройт на Ижоре или еще где-нибудь — решит сама жизнь.

Мак