ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. НА ДИСПУТЕ

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 13-14

НА ДИСПУТЕ

В ЛЕНИНГРАДЕ во дворце им. Урицкого 16 июня состоялся оживленный диспут на тему о том, может ли Ленинград дать Союзу дешевые автомобили. На диспут прибыли из Москвы работники автопромышленности и члены президиума Автодора. Диспут открылся докладом представителя совнархоза тов. Марченко. Остановившись вначале на необходимости усиления автостроения и обороны страны, докладчик категорически возражал против отдельных мнений, что организация постройки автомобилей в Ленинграде не целесообразна, вследствие близости района к границе. Тов. Марченко привел пример крупнейшего немецкого завода Круппа, который находится у самой французской границы.

Если начинать автостроение, то только в пределах Ленинградского района. Здесь есть все нужное для развития автостроения: кожевенные, деревообделочные, лучшие механические заводы, наконец, жилищный вопрос вполне благоприятствует для расселения рабочих. Ленинград, как ни один другой центр Союза, имеет в достаточном количестве высоко-квалифицированную рабочую силу и технический персонал.

Тов. Марченко высказывается за постройку автомобилей на заводах Ленинграда и возражает против сборки на наших заводах деталей и частей, выписываемых из-за границы.

— Проектированием создания автомобиля тяжелого типа, — говорит докладчик, — занялся Ижорский завод. Главное, что нужно предусмотреть в проекте, это — выпуск собственного дешевого автомобиля, использовывая при этом иностранный опыт. Сборка на наших заводах частей, изготовленных за границей, задержит развитие отечественного автостроения.

Вокруг доклада тов. Марченко развернулись широкие прения, главным образом, на тему: "Может ли Ленинград дать дешевые автомобили". Центром внимания прений были выступления проф. Лаврова, представляющего точку зрения ленинградцев, и т. т. Осинского и Брагина от Автодора.

Мотоциклетные гонки на Волховском шоссе под Ленинградом

— С государственной точки зрения Ленинград вполне подходящий район для постройки автозавода, — говорит проф. Лавров. Проф. Лавров обращает внимание на то, что фордовская сборка, которая происходит по всей Европе — частично в Азии (Индия) — носит характер конвейера. Это — сложный процесс, при котором трудно предусмотреть простым глазом ошибку на 0,00001 милиметра. Существует только Иогансоновский прибор, который предусматривает все эти неточности. Этот прибор куплен Фордом. Оратор подчеркивает мысль, что при составлении смет и планов ни в коем случае не следует гнаться за прибылью, за дешевизной. Накопление денег нас не интересует. Нам нужна правильная циркуляция производственной крови в организме. Автостроение в Ленинграде вполне обеспечивает все эти условия.

Тов. Лавровский — от гл. управления военной промышленности — считает, что военная промышленность должка занять важное место. Автостроение нужно форсировать. Ленинград имеет преимущества для постройки автозавода. Интересы обороны страны требуют усиления темпа автостроительства.

Интересным моментом диспута было выступление прибывшего из Москвы зам. председателя президиума Автодора т. Осинского. Ссылаясь на опыт американской автомобильной промышленности, т. Осинский указывает, что она начиналась со сборочного цеха. До начала войны в Америке почти не было завода, где бы все процессы производились самостоятельно. Например, Моргановский авто-трест имеет отдельные заводы, и эти заводы подчинены контролю треста, вырабатывающего подшипники и друг. части.

— Нужно выяснить, — говорит т. Осинский, — сумеют ли ленинградцы, распределив заказы на части, сдать эти части такими, чтобы легко можно было их собрать. Сборку автомобилей можно производить хотя бы на Ижорском заводе.

Пока мы не поставим массового производства автомашин, мы должны будем расширить привоз дешевых подержаных автомобилей из-за границы. Таким образом мы сумеем удовлетворить первую потребность в автотранспорте.

Инженер т. Беспалов рядом фактов из опыта производства первых советских автомобилей подтвердил высказанное т. Осинским.

Выступивший в прениях председатель Ленинградского совета т. Комаров заявил:

— ВСНХ должен обследовать и установить, что наиболее дешевые и лучшие по качеству машины может дать Ленинградский район.

Нельзя допустить, чтобы отдельные части двигателей делались на разных заводах. Но, в то же время, — говорит тов. Комаров, — нельзя требовать, чтобы на одном заводе, скажем, Ижорском, приготовлялись все части — до винтиков. Например, Обуховский и Путиловский заводы загружены текущими заказами настолько, что не смогут своевременно выполнить отдельные части для сборки.

Тов. Комаров высказывается за целесообразность постройки автомобильного завода в Ленинграде, где продукция может быть наиболее дешевой.

Тов. Брагин (совет "Автодора") говорит:

— Нужно, чтобы ленинградцы высказали свою точку зрения по вопросу о стандартизации. Нужно добиться от ленинградских инженерно-технических работников большей энергии в работе. Огромное значение имеет тип машины, который нужно перенять из имеющихся в Европе и в Америке.

Т. т. Королев (завод "Большевик"), Майоров (Наркомторг), Цвибаль и друг., а также т. Марченко в заключительном слове подчеркнули, что диспут достиг своей цели: ленинградский пролетариат при содействии центральных органов сумеет развить автостроение. При постройке центрального завода в Москве необходимо, чтобы производством отдельных частей автомобиля на ленинградских заводах получить первый серийный автомобиль.

С. К.