ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. ЧТО ГОВОРЯТ РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ ОБ АВТОМОБИЛЯХ И ДОРОГАХ

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 38-39

ЧТО ГОВОРЯТ РАБОЧИЕ И КРЕСТЬЯНЕ ОБ АВТОМОБИЛЯХ И ДОРОГАХ

В. ДМИТРИЕВ

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАЕМ

НА ВОПРОС, надо ли ввозить автомобили, или строить свой завод, почти все письма отвечают одинаково: автомобилизация возможна только при развитии собственного автостроения. До выпуска своих автомобилей придется ввозить их из-за границы. Ответ, конечно правильный. Серьезно говорить об автомобилизации страны можно только развивая свое автостроение. Но здесь перед нами стоят громадные трудности. До сих пор у нас нет автомобильных заводов, если не считать 3 заводов, выпускающих грузовые машины в количестве нескольких сот в год. Постановка этого производства потребует больших средств и технических сил, которых у нас очень мало. Вынесено уже постановление правительства о постройке нового автомобильного завода. ВСНХ и Моссовету дано задание приступить немедленно к постройке в Москве автомобильного завода с выпуском не менее 10.000 однотонных машин в год. Чтобы постройка завода и организация производства были наиболее целесообразны, будет использован заграничный опыт.

Далее правительство постановило увеличить выпуск машин на заводе АМО до 4.000 шт. и на Ярославском заводе — до 600 шт. в год.

Таким образом в этом году будет приступлено к постройке автозавода и тем самым положено начало нашему автостроению.

В этом году начата также первая опытная постройка легковых автомобилей нашей системы "НАМИ", сконструированной в Научном авто-моторном институте.

Одновременно с развитием авто-промышленности встает вопрос о средствах. В статьях т. Осинского уже отмечалось, что для получения дешевого автомобиля (а только при дешевой цене можно рассчитывать на широкий сбыт) надо строить завод с выпуском не меньше 100.000 машин в год. Некоторые товарищи, возражая т. Осинскому, одним из доводов приводят отсутствие средств на постройку такого завода. В ответ на эти возражения в письмах имеется много предложений об изыскании средств. Некоторые товарищи предлагают выпустить специальный автомобильный заем с тем, чтобы покрытие займа производилось автомобилями. Размеры займа предлагаются самые различные.

Тов. Бельский из Киева пишет: "На автомобиль крестьянского типа хоть завтра открывайте по всему СССР миллиардный заем — подписчисков будет больше, чем можно себе сегодня вообразить!

И главное, не будет никакой необходимости в агитации, так как крестьянская стихия при этих условиях проглотит не 100.000, а миллион таких машин и не насытится еще десятки лет!

А пережевав первую сотню тысяч машин, крестьянство, а с ним и вся страна, оглянется и не узнает себя: исчезнет распутица, забудутся непрохожие и непроезжие места, отстроятся не только дороги, но и сама деревня".

Автодорский митинг в деревне

Некоторые тт. предлагают выпустить стомиллионный заем, специально на постройку завода, с тем, чтобы облигации займа погашались продукцией этого завода. Другие тт. высказываются за отчисления, сборы и пожертвования. Приводим письмо одного из рьяных сторонников этого способа получения средств.

Тов. К. Скалон из Воронежск. губ. пишет: "Надо, чтобы каждый рабочий, каждый служащий в один из месяцев 28 года отдал половину своего жалования в фонд автостроения. Разве нельзя один месяц в году, ради поднятия обороноспособности и производительности страны, прожить на ½ жалованья? Можно! В такой месяц, в день получки, каждому рабочему и служащему пусть будет выдана только половина его жалования, а другая половина сейчас же послана учреждением, фабрикой на текущий счет автостроения. На полученные таким образом чистые 200—300 миллионов можно будет быстро и широко, по-большевистски решить дело авто-транспорта.

Этот вопрос надо поднять во всей широте на специальных собраниях всех фабрик и учреждений, вынести соответствующие постановления и в первую же получку уже перевести деньги куда следует. И без всяких компромиссов! 50% и баста! Я даже смотрю так, что надо на каждый год установить День Социалистической Индустриализации, чтобы раз в год, в известный месяц, в день получки, каждый трудящийся отдавал бы на общее дело 50% своего жалования. Ведь в индустриализации заинтересованы все трудящиеся.

Индустриализация, это — страховка от войны".

Тов. Скобелев из Ленинграда пишет: "Даешь авто-завод на 100 тыс. штук, — средства мы дадим. И я первый даю 20 руб. на постройку завода".

Комполитсовещание авто-броневого дивизиона имени К Е. Ворошилова в резолюции по докладу "Американский автомобиль или российская телега" говорят: "Наша страна является во многих отношениях передовой страной и мире, в отношении же автомобилизации она стоит на последнем месте, не только среди великих, но и средних держав. Мы должны ликвидировать этот недостаток и это будет сделано, ибо нет ни одной работы, которая была бы не по плечу революционному пролетариату.

Для решения этой нелегкой задачи мы считаем необходимым: 1) применить массовые вызовы коллективных, кооперативных и общественных организации на покупку будущих наших автомобилей, 2) ввести дополнительный налог под наименованием "Строительство и оборона страны", 3) устроить неделю закладки автомобильных заводов, которая даст добровольное процентное отчисление и пожертвования.

Мы об'являем себя "друзьями автомобилизации" и вносим 2% своего жалования".

Имеется еще много других предложений по изысканию средств. Все предложения проникнуты одним желанием — притти на помощь развитию авто-строения средствами трудящихся, что лучшим образом свидетельствует о необходимости и важности разрешения этой задачи.

В. Ф. Дмитриев