ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. В СТРАНЕ ИШАКА И АРБЫ

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 46

В СТРАНЕ ИШАКА И АРБЫ

(Письмо из Дагестана)

С. МАЛМЫГИН

ДАГЕСТАН — голубая страна "страна — каменный мешок", "горбатая страна", — так говорят поэты.

Транспорт Дагестана — страничка библии: вислоухий ишак, мул, впряженный в допотопную арбу со скрипучими колесами выше человеческого роста. Еще не так давно к транспорту можно было отнести женщину-горянку, на плечах, над пропастями, по горным тропинкам переносящую громадные тяжести А муж шел позади и наблюдал.

Дорог хороших — в твердой одежде камня — почти нет. В нагорных округах дороги — карнизы гор, складки и расщелины, в которых проложены узкие тропинки. Вверх — голые оскалы скал, реющие орлы и облака, низ — темные "преисподние" провалы с ручьем в расщелине, разрывающие усталое тело земли.

И в такой стране — Автодор. На первый взгляд — странно, непостижимо. Между тем, у нас уже есть, Дагавтодор организован, работает, даже больше — вызван там экономической необходимостью.

* * *

Дагестан — стар и дряхл. Истории народов Дагестана — тысячелетия. Население — может быть, потомки огнепоклонников, в религиозном экстазе кружившихся когда-то вокруг священных огней, бьющих из земли. Угрюмые складки гор, это — тоже морщины истории.

Но Дагестанская республика молода. Она переживает первые годы строительства. И каждый день — этап нового. И это новое — рост экономики.

Стекольная промышленность, она может теперь развиваться. Как-раз там, где когда-то кружились в безумном вихре огнепоклонники, из буровой скважины ударил мощный газовый фонтан. Это — даровое горючее на много лет.

Положено начало нефтяной промышленности.

В плоскостном Дагестане проводится земельная реформа.

В рыбной промышленности восстановительный период закончился. В этом году механизируется лов сельди.

А постройка Гергебелевской электро-станции? Это — дагестанская Шатурка. И другие вопросы культурного и хозяйственного строительства. Вопросы связи гор с плоскостью, аула с городом, вопросы снабжения горского населения продуктами и товарами, — все это связано с транспортом, с заменой "ишачьего" способа передвижения мотором, автомашиной.

Надо, наконец, освободить человека от таскания на себе тяжестей по едва проходимым тропинкам... Надо, чтоб все стороны хозяйственной жизни страны развивались равномерно. Чтоб не было разрыва между развитием промышленности и транспортом, между культурными достижениями города и переброской их в горы, иначе будет то, что называется "диспропорцией".

* * *

Дагавтодор и призван совершить культурную революцию в "стране гор".

По всем округам создаются коллективы. Выделены уполномоченные по вербовке членов. Рабочие Махач-Калинского бондарного завода вступают в члены общества всем коллективом. ДСПС обратился ко всем организациям принять участие в достижении задач общества. Дагестанское правительство обратилось к населению с воззванием — вступить в члены Дагавтодора. Это воззвание переведено на местные языки.

Практически — Дагавтодор открывает курсы управления автомобилем. Автомобильное сообщение между Махач-Кала и Талгинским курортом переходит в его ведение. Организуется автотранспорт по перевозке фруктов и овощей на консервные заводы в Буйнакске м Хасав-Юрте. На предприятиях организуются выставки, уголки Дагавтодора. Махач-Калинский горсовет отводит место для постройки центрального автогаража. В будущем — там организуется автогородок. Клуб шоферов, школа автомобилизма. Трек для велосипедов.

* * *

И теперь вспоминаются слова председателя Дагцика т. Самурского, сказанные на одном из собраний, посвященных Дагавтодору:

— Дагестан — каменный мешок гор. И населению надо выбраться из этого мешка. Автомашине надо предоставить широкий простор, надо дать ей возможность проникнуть в горы.

Сейчас мы уже на полпути к этому.

С. Малмыгин
Гор. Махач-Кала