ЗА РУЛЕМ, №5, 1928 год. К ПРОБЛЕМЕ ДОРОГИ

"За рулем", №5, август 1928 год, стр. 1-2

К ПРОБЛЕМЕ ДОРОГИ

Академик А. Ферсман

ПОД ЭТИМ ЗАГЛАВИЕМ я поместил очень случайную и очень отрывочную статью в "Правде"1). Это была лишь маленькая картина тех проблем, которые стоят на очереди перед дорожным делом и попытка еще раз, еще лишний раз обратить на это внимание общественного мнения.

Я получил после этого фельетона ряд писем; одних задела за живое статья и они сочувствовали ее постановке, другие обливали меня рядом ядовитых насмешек, говоря, что хлористого кальция нельзя достать у нас в аптеке, не только что поливать его растворами дороги. Были и критики, которые считали, что я кончил слишком пессимистически и не дал после безотрадных картин российской дороги тех оптимистических и бодрых ноток на будущее, с которыми мы столь часто и нередко так неосторожно подходим к новым мероприятиям.

Я совершенно сознательно их не дал, так как думаю, что дорожная проблема — проблема совершенно исключительной трудности и что ее разрешение по ряду чисто об'ективных причин не достигается ни в короткие сроки, ни легкими методами или постановлениями.

Проблема дороги есть исторический процесс русского уклада страны и жизни, тысячелетием лежавшего в основе всех извилин ее истории, начиная с картин обособленных бездорожьем медвежьих углов старой Руси и кончая гибелью наполеоновских армий на распутице московских дорог. В основе нашего бездорожья лежат естественно-исторические условия страны и только глубокий, научный анализ этих условий даст нам картину правильного разрешения дорожной проблемы.

Я хочу именно предостеречь от легкого отношения к этой проблеме, чтобы не было горького разочарования, ибо ни общественный под'ем, и даже не усиленные кредиты сами по себе в отдельности не разрешат этой государственной задачи.

В дорожном деле я лично могу говорить только как путник, испытавший на себе самом все трудности разнообразных дорог нашего Союза: мне хорошо известны верблюжьи тропы через пески Среднеазиатских пустынь, как бы вытоптанные узкие каналы в лессовых почвах Туркестана, узкие нависшие карнизы в предгорьях Памира, каменистые дороги Монголии, бесконечные продвижения по кочковатым болотам Северного Урала и мягкие моховые покровы Кольских тундр.

В наших странствиях и экспедициях мы умеем до мелочей ценить дорогу, или тропу, — и какое счастье, когда среди болотистых низин полярной тундры набредешь на оленью тропу, а в сыпучих песках Каракумов нежданно наткнешься на тонкую полоску протоптанного тысячью ног в полметра шириной караванного пути!

И вместе с тем, какие трудности представляет дорога, созданная трудами человека, когда неосторожно и неумело пытается он внести в стихию почвы свои законы и сделать дорогу вопреки природе и не с'умев повернуть себе на пользу ее черты. Я помню, так называемое первое шоссе Урала — от Невьянского завода на село Липовское и помню потому, что единственный раз в жизни был опрокинут с возком на неумело обузданной стихии дорожного полотна. Много лет мы боролись за прокладку новых дорог в центре Кольского полуострова, и, когда первые пути были проложены и нам казалось, что они изменят весь характер нашей исследовательской работы, я с гордостью направил наши партии по новому пути. Но — неожиданно вернулись они назад снова болотистыми тундрами и предпочли в брод переходить полярные реки, чем мучительно долго итти по бесконечным, непрочно установленным, опасным для ног лошади и путника дорогам...

Вот почему я так осторожно и вдумчиво отношусь к проблеме дороги и думаю, что ее разрешение не может притти ни быстро, ни легко.

Необходима широкая государственная постановка дорожной задачи. Пусть же первый с'езд Автодора послужит началом этого дела: необходимо коренным образом пересмотреть пятилетние планы нашего дорожного строительства, далеко недостаточные и недооценившие значение этой проблемы, необходимо поставить широкое научное исследование дорожных грунтов и дорожного полотна, нужно систематическое изучение местных дорожных материалов, нужны опытные дорожные станции, опытные дорожные участки, нужны широкие химические методы превращения дороги в единую прочную систему, нужны асфальты, битумы, смолы, гудроны, нужны, наконец, и прежде всего, как начало и конец всякого дела — нужны люди, понимающие и знающие это дело во всех его тонкостях, со всем его многообразием, люди не просто узкие специалисты — а те, кто сумеет внести новую мысль и новое творчество в проблему дороги!

Ленинград
Академик А. Ферсман


1) Статью академ. А. Ферсмана "Проблема дороги" — см. в "Правде" от 5 авг. 1928 г. Ред.