Самый большой автобусный гараж в Европе. Всеобщая Автобусная Компания в Берлине открыла новый гараж в Трептове (под Берлином). Это — самый большой гараж в Европе, в 70 метров ширины и 100 метр. длины. Крыша перехвачена четырьмя семидесятиметровой ширины сводами, из которых каждый весит свыше 100 тонн
Проф. И. ГРИБОВ
ПО ПОСЛЕДНИМ сведениям Центрального управления местного транспорта (ЦУМТ), наш гражданский автомобильный парк состоит из 16.426 автомобилей (7.457 легковых, 6.517 грузовых, 1.110 автобусов и 1.542 специальных автомобилей).
Весь этот автопарк составляется из 6.010 отдельных автомобильных хозяйств, при чем хозяйств, имеющих по одной машине — 4.124, а с ними 5.571 хозяйство имеют от 1 до 5 автомобилей, владея всего 8.272 автомобилями.
Автомобилизация страны повлечет увеличение числа мелких хозяйств. Эти хозяйства, как правило, находятся в худших условиях, чем крупные. Чем крупнее хозяйство, тем лучше условия для его работы: доступнее правильное техническое обслуживание, бесперебойное и более дешевое снабжение и удешевленный ремонт. Крупные автомобильные хозяйства находятся в благоприятных условиях сохранности и рациональной работы, имеют высококвалифицированный технический надзор. Мелкие автомобильные хозяйства не обладают этими преимуществами; они не об'единены ни в какие организации. Перед Автодором стоит задача — помочь этим мелким автомобильным хозяйствам, количество которых будет, несомненно, расти.
Эксплоатационная автомобильная подсекция Автодора выявила ряд дефектов в состоянии и работе автотранспорта в Москве; эти недочеты показательны для всего автопарка Союза.
Прежде всего отмечается недостаточно интенсивное использование автопарка: большие простои и порожние пробеги, что вызывает увеличение себестоимости перевозок. Разносерийность парка, устарелость машин, распыленность автотранспорта по мелким хозяйствам, плохие гаражные условия, необеспеченность ремонтными средствами обусловливают дорогой, но плохой ремонт. Отсутствие запасных частей, недостаточность денежных оборотных средств также удорожают эксплоатацию автотранспорта.
Средняя себестоимость перевозки по Москве на автомобиле исчисляется в 1,34 коп. за пудо-версту. Себестоимость 1 километра пробега легкового автомобиля в среднем равняется 52,5 коп.
Примерная калькуляция содержания легкового автомобиля с об'емом цилиндров в 2—2,5 литра при хозяйстве в 10 машин и нормальной работе дает стоимость годового содержания в 6025 рублей при годовом пробеге в 16800 километров; это составляет 21,8 рубля в день и 35,8 коп. на километр пробега.
Из этой стоимости постоянные расходы составляют 3276 рублем или 54,3 проц. Из общей суммы содержания — 2595 рублей или 48,7 проц. составляет содержание шофера и остального персонала по хозяйству, исчисляемое в определенной пропорции. Содержание зданий обходится для одного автомобиля в 571 руб. или 6,1 проц. Налоги и сборы составляют 140 руб. или 2,4 проц. Хозяйственные расходы — 69 руб. или 1,1 проц. Переменные расходы по годовой работе автомобиля составляют 2750 рублей или 45,7 проц. общей суммы содержания автомобиля, что составляет 16,38 коп. на один километр пробега.
Из этих расходов — 3,8 копеек (10,6 проц.) идет на топливо; на шины — 4,38 копейки (12,2 проц.) на ремонт 2,68 копейки, на аммортизацию — 4,3 коп. (12,2 проц.).
Эта калькуляция дает полностью все статьи расходов и наглядно выявляет те из них, которые особенно тяжело ложатся на содержание автомобиля и стоимость его работы. Значительную сумму расходов составляет содержание шофера и другого обслуживающего персонала.
В наших условиях особенную помощь мелким автохозяйствам может оказать кооперирование эксплоатации, снабжения, а также увязка с эксплоатацией крупными автохозяйствами, которые могут помогать мелким хозяйствам снабжением, ремонтом, предоставлением помещений, шоферов и т. д.
Отсюда ясна задача Автодора по обучению возможно большего кадра автомобилистов-любителей.
Сохранность автомобиля и бесперебойность его работы в значительной степени зависят от состояния гаража, в котором он содержится. Этот вопрос даже по отношению к крупным хозяйствам является больным. За границей с давних пор на гаражное строительство обращено большое внимание, и к нему привлечены лучшие строители. У нас до последнего времени даже в крупных хозяйствах для автомобилей часто приспособливались случайные здания складов, сараев и т. п.1) Приспособление этих зданий, разумеется, не создавало специальных условий, требуемых для сохранения автомобилей. Такие гаражи тесны, темпы и опасны в пожарном отношении; в них отсутствует необходимое отопление и вентиляция. Несколько лет тому назад ЦУМТ выработал организационные формы гаражного строительства и оборудования. Однако только в последнее время у нас обращено внимание на гаражное строительство. Построены и строятся крупные гаражи в Москве (МКХ, Моссельпром, Наркомпочтель).
У нас даже в крупных хоэяйствах часто приспособливаются для гаражей случайные здания складов, сараев и т. д.
Для хранения автомобилей-одиночек и для мелких автомобильных хозяйств в несколько машин заграничная практика также дает нам богатый опыт и обширный материал. К сожалению, до сих пор к его использованию у нас не принято координированных и достаточно деловых мер. Мелкие гаражи строят как попало. В этом отношении необходимо центру, где сосредоточены технические автомобильные и строительные силы, выработать стандартные типы гаражей, учитывая местные условия. Эксплоатационная автомобильная подсекция Автодора приступила к этой работе.
Постройка и приспособление помещений под гаражи производится с разрешения местных властей и на основании существующих противопожарных м других правил. При постройке гаражей надо иметь в виду ширину проездов, необходимую для маневрирования, величину в'ездов, находящихся в зависимости от размеров автомобилей и их поворотливости.
Стремление удешевить стоимость построек мелких гаражей повлекло за собой выработку и постройку за границей бесчисленного числа разнообразных типов гаражей.
В этом отношении роль играет прежде всего продолжительность срока службы этих построек, климатические условия и стоимость строительных материалов.
Среди мелких гаражей получили широкое распространение переносные гаражи — гаражи временного характера.
Рис. 1. Разборный переносный гараж из волнистого железа для одного автомобиля
Переносные гаражи стали даже предметом производства на специальных заводах. Примерами могут служить переносные разборные гаражи из волнистого железа (рис. 1). Большое распространение получили разбирающиеся переносные деревянные гаражи. У нас во время войны получили распространение переносные разбирающиеся фанерные гаражи с двойными стенками с засыпкой промежутков изолирующим материалом.
Отдельную группу составляют так называемые полустационарные гаражи, которые изготовляются в отдельных деталях специальными фирмами, перевозятся на место, собираются на подготовленных фундаментах.
Гаражам придаются те или иные архитектурные формы, желаемый стиль. Так иногда им придают маскированные формы с учетом общего характера остальных строений или специальных требований.
Рис. 2. Фахверковый гараж
Далее необходимо упомянуть фахверковые гаражи. Из дерева делается остов гаража. Промежутки между деревянными частями заполняются несгораемым матеоиалом: кирпичем, бетонными плитами и т. п. На рис. 2 представлен фахверковый гараж с железобетонными плитами.
Мелкие гаражи строятся отдельно или устраиваются в других зданиях. При постройке стационарных гаражей применяются все строительные материалы, которые выбираются в зависимости от денежных средств, наличности тех или иных строительных материалов и имеющихся заданий. В качестве строительных материалов применяются дерево, кирпич, бетон и т. д. Преимущество остается, на основании существующих правил пожарной безопасности, конечно, за несгораемыми материалами.
Появляющиеся в последнее время различные новые строительные материалы находят применение в постройках мелких гаражей.
В основу постройки гаражей ставятся специальные требования в хранении и эксплоатацин автомобилей. Размеры гаражей, размеры и устройства ворот и окон, пола, отопления и вентиляции, подвода и отвода воды, освещения — все эти требования носят специальный характер.
Устройство пола в гаражах играет существенное значение. От него зависит сохранность и надежность работы автомобиля. Пол устраивается из бетона, кирпича, асфальта и т. п. Лучшим полом для гаражей признан бетонный.
В последнее время, во избежание наездов на стены и другие автомобили, пол в гаражах устраивается с направляющими выступами (рис. 3).
Рис. 3. Направляющие выступы на полу гаража
В странах развитого автомобилизма получили широкое развитие гаражи-гостиницы, предоставляющие места для стоянок автомобилей на различное условное время, со снабжением, с обслуживанием и ремонтом.
У нас вскоре будет приступлено к организации кооперативных гаражных предприятий, и Автодору необходимо помочь развитию этого дела.
Оборудование гаражей зависит от размеров, характера и условий работы автохозяйства, денежных и материальных средств. Европейская и в особенности американская техника дают нам многочисленные детально разработанные различные типы и конструкции предметов внутреннего оборудования гаражей.
Рис. 4. Мойка машины из одного брандспойта (слева) и четырех рукавов (справа)
При гаражах устраиваются ремонтные мастерские, размеры и характер которых зависят от размеров, характера и условий работы автохозяйства и денежных и материальных средств. В гаражах устраивается мойка, проводится водопровод, к которому обычно присоединяется гибкий рукав с брандспойтом (рис. 4). Для ремонта и осмотра автомобиля устраиваются осмотровые ямы, над которыми ставятся автомобили (рис. 5) или заменяющие их различного устройства под'емные приспособления (рис. 6). При небольших гаражах необходимо устройство ремонтной мастерской для производства мелких ремонтных работ. Необходимо помнить, что ремонт автомобиля — весьма ответственная задача, посильная опытным, высококвалифицированным автомобильным механикам и лишь при условии наличия соответствующего оборудования и необходимых материалов. В случаях систематического и периодического осмотра и ремонта необходимо связаться с крупными авторемонтными мастерскими.
Рис. 5. Осмотровая яма
За границей достижения в области гаражного строительства чрезвычайно велики. Там успешно работают многочисленные фирмы, занятые конструированием, производством и торговлей предметами гаражного оборудования.
Для бесперебойной работы автомобилей весьма важно своевременное снабжение горючим, смазочными материалами, резиной, запасными частями, принадлежностями, инструментами и материалами соответствующего качества и недорогими по стоимости.
В странах развитого автомобилизма крупные производящие автомобильные фирмы имеют сеть таких снабжающих клиентов торговых предприятий и агентур. Фирмы подсобной промышленности, производящие необходимые для автомобилизма продукты и предметы, также имеют сеть своих торговых предприятий и агентур. Кроме того, имеется обширная сеть торговых предприятий, занятых продажей автомобилей и всего необходимого для их эксплоатации.
Рис. 6. Под'емные тележки
У нас при слабом развитии автомобилизма и подсобной промышленности вопрос снабжения стоит весьма остро. Такое положение сильно затрудняет и удорожает работу автомобилей.
Автопромторг и другие организации, обслуживающие автотранспорт, до сих пор не имели возможности развить в должной мере производящую и снабжающую деятельность. Крупные автомобильные хозяйства в этом отношении находятся в более благоприятном положении. Они имеют возможность производить запасные части, оборудовать склады для запасных частей, горючего, резины и т. д. Мелкие же автомобильные хозяйства при таких обстоятельствах зачастую ставятся в совершенно безвыходное положение.
Таким образом, перед нами стоит серьезнейший вопрос — наладить автоснабжение. Необходимо усилить собственное автостроение, развить, а в некоторых отраслях даже создать подсобную промышленность.
Для всего этого необходимо кооперирование и централизация автохозяйств.
Автодор должен содействовать бесперебойному снабжению автотранспорта. Надо создать нашу отечественную промышленность и снабжающую сеть.
Проф. И. Грибов
1) По данным доклада инж. А. Речмедилова в Автодоре (2 авг.), 25% московских гаражей были раньше конюшнями и сараями, 30% — складами, 20% — жилыми помещениями и т. д. В 75% гаражей неудовлетворительное освещение, и в 84% — нет вентиляции. Прим. редакции