Заливают асфальтом Фото А. Шайхета
БОРИС КУШНЕР
ИЗВЕСТНО, что в отношении легкости движения, простоты очистки, беспыльности, едва ли какая-нибудь мостовая или дорожная одежда может конкурировать с асфальтом. Асфальт придает всякой дороге и всякой городской улице опрятный и нарядный вид. Он — лучшее украшение современных культурных городов.
У нас, однако, считают, что асфальт слишком дорог и недоступен бюджету наших коммунальных хозяйств. Даже Московское Коммунальное Хозяйство обращается с асфальтом чрезвычайно осторожно и применяет его лишь в самых незначительных дозах. Такой взгляд на асфальт в корне неправилен. Он противоречит прежде всего данным самого Московского Коммунального Хозяйства.
В книжке, изданной МКХ, — "Городские улицы и мостовые", под редакцией тов. Лаврова, сказано, что квадратный метр асфальтовой мостовой на основании из цементного бетона по довоенным ценам стоит 5 руб. Гранитная же мостовая из мелкого тесанного камня, так называемая мозаиковая, обходится вместе с устройством основания в 4 руб. 50 коп. за квадратный метр. Брусчатая одежда дорога. Она превосходит по стоимости и асфальтовую, и мозаиковую и обходится вместе с основанием по довоенным ценам в 12 рублей.
Таким образом, брусчатая мостовая в два с полониной раза дороже асфальта, а по качеству во всех отношениях значительно уступает ему. Между тем дорогая и так сказать полукультурная брусчатка, уже давно вытесненная почти из всех культурных городов Старого и Нового света, насаждается у нас с большим рвением и в размерах, значительно превышающих строительство асфальтовых мостовых. Может быть, уход за брусчаткой более дешев и она нуждается в меньшем ремонте? Очевидно, и это не так. Та же книжка МКХ утверждает, что легкость и дешевизна содержания, а также и ремонта асфальтовой мостовой являются основным ее преимуществом перед другими видами дорожной одежды.
Асфальтовая одежда, конечно, не дороже любой другой культурной мостовой. Если считать правильно, то она не дороже даже нашего первобытного замощения из неотесанного, булыжного кругляка, особенно если булыжник приходится привозить издалека. Первоначальное устройство булыжной мостовой, конечно, обходится дешевле, чем солидная заливка асфальтом, но при большом проезде булыжную мостовую приходится часто перемащивать, и вся экономия первоначального устройства полностью с'едается дорогим ремонтом.
Расходы на мостовую тесно связаны с расходами на транспорт. У каждого коммунального хозяйства имеются свои обозы, автогрузовые колонны, иногда автобусы, а в Москве — даже такси. В большом хозяйстве ремонт транспортных средств и замена изношенных новыми составляют немалую статью расхода. Величина этого расхода находится в прямой зависимости от качества мостовых и дорог.
При нашем булыжном замощении срок службы автотранспорта значительно короче, чем при замощении асфальтом. Если и эти расходы учитывать в стоимость мостовой, а не учитывать их нельзя, неправильно и бесхозяйственно, то мостовая асфальтовая окажется не только дешевле брусчатки, но и дешевле допотопной, варварской, распространяющей пыль и заразные заболевания булыжной мостовой.
Итак, асфальт дешев.
Когда все возражения против асфальта исчерпаны и опровергнуты, приводят обычно последний аргумент, не очень важный, не очень убедительный. но все же аргумент. Говорят — асфальт опасен. Лошади скользят на нем и падают, а автомобили заносит. До известной степени это правильно, однако требует больших уточнений и оговорок.
Прежде всего, самое безопасное с точки зрения скольжения — это отсутствие всякой мостовой. На неодетом грунте и лошадь не скользит, и автомобиль не заносит. Далеко ли уйдешь и много ли увезешь — это, конечно, другой вопрос. Чем мостовая глаже и совершенней, тем обычно скольжение на ней выше. Однако, в этой общей схеме есть значительное отступление в пользу асфальта. Для автомобильного движения асфальт, даже мокрый, ничуть не более скользок и не более опасен, чем мостовая брусчатая или мозаиковая. Бетонная одежда в мокрую погоду, пожалуй, опаснее асфальтовой, но самой опасной является деревянная "торцовая" мостовая. От продолжительной влажности она покрывается слоем особой слизи, и автомобильные шины скользят по ней легче, чем по скользкой ледяной поверхности. Скользкость и опасность асфальтовой мостовой зависит еще и от ухода за нею. Если предоставить асфальт самому себе, никак за ним не ухаживать, то при большом движении он постепенно накатывается, полируется шинами, становится зеркально блестящим и все более и более скользким.
В стране с очень развитым автомобильным движением, где такое накатывание и полирование асфальта могло бы привести к значительному повышению числа несчастных случаев с автомобилями, придумали способ устранять этот дефект.
В Англии, где не только городские улицы, но и все шоссейные дороги I класса залиты асфальтом, его время от времени посыпают мелким чисто просеянным и промытым гравием и поливают каменноугольной смолой. Каменноугольная смола тонким слоем застывает на поверхности асфальта и превращается сама в асфальтоподобную упругую и чуть-чуть вязкую массу. Шины проезжающих автомобилей гладко и равномерно раскатывают ее по всей ширине дороги и вдавливают в нее мелкие частицы гравия. Получается поверхность идеально гладкая и ровная и в то же время совершенно нескользкая. При таком уходе асфальтовая мостовая в отношении скольжения не более опасна, чем любая грунтовая дорога. Она становится самой безопасной из всех существующих дорожных одежд.
Итак, асфальт не только идеально легок для движения, беспылен, гигиеничен и наряден, — он, кроме того, относительно дешев и при правильным уходе совершенно безопасен.
Присоединяясь к принципиальным положениям тов. Кушнера, редакция отмечает, однако, что, напр., для холмистой поверхности Москвы не все места удобно асфальтировать во избежание сильного скольжения лошадей и машин при заморозках и т. д.