ИНЖ. Б. СКРАМТАЕВ
РАЗВЕРТЫВАЮЩИЕСЯ на Украине работы по дорожному строительству потребуют уже в ближайшие годы большого кадра специалистов-дорожников. Подготовка дорожных специалистов СССР проводится путем обучения их в специальных учебных заведениях.
На Украине отдельных дорожных учебных заведений нет. При инженерно-строительном факультете Харьковского технологического института имеется "отделение местного транспорта", и Киевский политехнический институт выпускает незначительное число специалистов дорожного дела. Отделение местного транспорта при ХТИ существует уже около 3 лет, имея постоянно свыше 100 студентов. Оно реорганизовано из бывшего отделения путей сообщения, носившего железно-дорожный характер.
Но и сейчас попрежнему слишком много уделяется внимания курсу железных дорог, их экономике, подвижному составу. В дипломных проектах главное внимание обращается на железные дороги. В то же время вовсе отсутствуют такие необходимые предметы, как дорожные материалы, дорожное машиноведение, почвоведение, экономика местного транспорта, автомобили, автотяга и друг. Дорожная лаборатория только начинает организовываться, испытывая крайнюю нужду в средствах. Студенчество не заинтересовано проблемами местного транспорта. Учреждения, прямо заинтересованные в существовании отделения (Укрумт, НКВД и окркомхозы), слишком мало уделяют ему внимания и предоставляют незначительное число мест для практики и стажа. По всем этим причинам из выпущенных отделением за последние 3 года около 50 инженеров работают по прямой специальности — местному транспорту — не более 5 человек; остальные работают на железных дорогах или на гражданском строительстве.
Такое положение дальше существовать не может! Распространяются слухи о полной ликвидации отделения местного транспорта; этого, конечно, допустить ни в коем случае нельзя. Теперь, когда уделяется такое большое внимание дорожному и автомобильному делу, харьковское отделение местного транспорта должно быть поставлено на должную высоту. Для этого необходимо: изменение программы, небольшие средства на оборудование, связь с заинтересоваными учреждениями, обеспечение мест для практики и стажа, улучшение материального положения и условий труда инженеров-стажеров.
Сможет ли наш развивающийся местный транспорт предоставить работу по специальности всем оканчивающим учебное заведение? На этот вопрос нужно ответить утвердительно. Уже теперь местный транспорт Украины обслуживают около 100 инженеров; но, несмотря на это, многие округа еще не имеют вовсе дорожных инженеров. Через пять лет, когда по окончании измененной учебной программы и стажа смогут выйти новые специалисты дорожники, по имеющимся 5-летним планам развития местного транспорта, число инженеров должно удвоиться. При ежегодном приеме на отделение местного транспорта около 30 человек можно рассчитывать на выпуск не более 20 инженеров в год. Таким образом, необходимое к концу пятилетия количество специалистов харьковское отделение местного транспорта сможет дать только через 10 лет.
Также плохо обстоит дело с подготовкой на Украине инженеров узкой специальности или техников. Этих специалистов учебные заведения не выпускают вовсе.
Осенью 1927 г. на совещании при НКВД УССР при обсуждении итогов трудовой дорожной повинности было отмечено, что основной причиной плохого качества работ явилось отсутствие технического надзора на местах. Там же было отмечено, что затраты на содержание технического надзора не велики, а польза могла быть значительной. Исходя из необходимости иметь 5 дорожных техников на округ (работы по окружному бюджету, по трудовой повинности и самообложению), необходимо в ближайшие годы получить около 200 специалистов. С этой задачей может справиться только специальное учебное заведение, которое необходимо открыть в одном из городов Украины.
В отношении дорожных десятников вопрос может решаться в масштабе округов. Примером может служить Харьковский округ, организовавший в текущем году курсы дорожных десятников для обслуживания своих работ.