ЗА РУЛЕМ, №6, 1928 год. РЕФОРМА ДОРОЖНОГО (БЕЗРЕЛЬСОВОГО) ХОЗЯЙСТВА

"За рулем", №6, сентябрь 1928 год, стр. 17

РЕФОРМА ДОРОЖНОГО (БЕЗРЕЛЬСОВОГО) ХОЗЯЙСТВА

М. ЛЕОНТЬЕВ

РАБОТА, проделанная дорожной комиссией СНК СССР и СТО, после окончательного утверждения ее законодательными органами явится историческим документом.

Проект устанавливает правильное распределение функций между всеми органами, призванными ведать дорожным хозяйством, при чем к функциям Народного Комиссариата Путей Сообщения отнесено планирование и регулирование дорожного хозяйства при посредстве Главных управлений союзных республик. Дорогами государственного и местного значения будут заведывать главным образом окружные и губернские дорожные органы, при чем в отступление от общего правила эти органы будут содержаться как за счет местных средств, так и общесоюзного бюджета в той части, которая падет на них по заведыванию дорогами государственного значения. Содержание Центрального управления относится на общесоюзный бюджет, а Главных управлений — на бюджеты союзных и автономных республик. В отличие от настоящего положения, все органы сверху донизу являются едиными и самостоятельными, т.-е. выделяются из коммунхозов и НКВД и подчиняются: Главные управления — Совнаркомам союзных и автономных республик, все прочие — своим исполкомам. Таким образом, при централизации планирования и регулирования достигнута максимальная децентрализация в области хозяйственного заведывания государственными и шоссейными дорогами.

Особенностью законопроекта, в смысле управления, является то, что он впервые предусматривает, как правило, технический надзор по дорогам низовой дорожной сети и предлагает целый ряд мероприятий для ускорения подготовки этого персонала, недостаток в котором чрезвычайно резко сказывается.

В финансовой стороне вопроса комиссия принуждена была считаться с фактическим положением дорожного хозяйства, а положение это до настоящего времени чрезвычайно тяжелое. Необходимо было резко поднять ассигнования, чтобы предотвратить дальнейшее уменьшение основного капитала. Естественно, пришлось в первую очередь повысить на 1928/29 г. ассигнования по местному и государственному бюджетам: по местному до 95—100 млн. рубл., включая сюда и повышение потонного сбора с грузов, и по государственному до 50—60 млн. рубл. Вместе с тем, комиссия пришла к выводу, что потребности дорожного хозяйства настолько велики, что обойтись без применения трудовой повинности на дорогах низовой сети в ближайшее время не представится возможным, и исчислила этот источник на первый год в размере до 25 млн. рубл. Таким образом, общая сумма всех ассигнований должна составить около 180 млн. рубл., а с ассигнованиями по госбюджетам союзных республик в республиканские дорожные фонды около 195—200 млн. рубл. против 100 млн. рубл. текущего года.

Потонному сбору с грузов комиссия придала строго целевое назначение, так как до настоящего времени почти около 12 млн. рубл. расходовалось не по своему прямому назначению.

Особое внимание комиссией было уделено развитию под'ездных путей, поэтому предложено местным органам из средств местного бюджета выделить на дорожное строительство 25 млн. рубл. для постройки из общего количества дорог в 17.000 км. 1-й категории этих дорог 2832 км.

Для упорядочения финансирования дорожного строительства комиссия наметила еще целый ряд мероприятий: пересмотр списка дорог всех наименований на основе установления точных принципов классификации категорий дорог, устранения двойного финансирования и т. п.

В области подведения технической базы под дорожное хозяйство комиссия предлагает постройку клинкерных заводов, увеличение выработки гудрона и других связующих материалов и т. д.

В отношении организации автомобильного дела комиссия пришла к заключению, что общее регулирование этим делом должно принадлежать НКПС (по линии Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта). Функции снабжения и распределения автомашин и запасных частей как внутреннего производства, так и импортных, должны быть оставлены за Автотрестом, с передачей его производственных функций в ведение ВСНХ СССР, а эксплоатационных — местным органам и хозяйственным организациям.

Проведение этой реформы уже давно ожидается местами, и некоторые из них в порядке собственной инициативы вынесли решения по организационным вопросам почти тождественные с предложениями комиссии.

Лучшим доказательством этому может служить то единодушие членов СТО, которое было проявлено при рассмотрении законопроекта в заседании 7-го сентября.

СТО в основе одобрил проект постановления о реорганизации дорожного дела и поручил подготовительной комиссии в недельный срок рассмотреть и окончательно средактировать этот проект.

Надо полагать, что к 1 октябрю 1928 г. закон будет уже утвержден соответствующими инстанциями.

М. Леонтьев