ЗА РУЛЕМ, №6, 1928 год. ПАРАД ЕВРОПЕЙСКИХ МАШИН

"За рулем", №6, сентябрь 1928 год, стр. 35-37

Автомобильный "салон" 1928 г. в Париже, в Большом Дворце на Елисейских полях

ПАРАД ЕВРОПЕЙСКИХ МАШИН

БОРИС КУШНЕР

СЕРДЦЕ автомобиля — бензиновый двигатель был изобретен Даймлером в 1883 году. Автомобилю всего лишь 45 лет от роду.

За несколько лет до мировой войны годовая продукция мировой автомобильной промышленности исчислялась уже десятками тысяч машин.

В 1914 г., на ряду с военной мобилизацией людей и лошадей, проводилась мобилизация автомашин. Автомобили принимали участие в войне не только как средство связи и транспорта. Они были вооружены пулеметами и пушками, закованы в стальную броню и с большим успехом выполняли роль боевых единиц.

В Западной Европе каждая промышленно развитая страна обладает собственным автомобильным производством. Впереди идет Англия. Число автомашин, работающих в Англии, — больше миллиона. Одна машина приходится на 40 человек. По числу автомобилей, приходящихся на единицу территории, Англия стоит на первом месте в мире, обогнав даже С.-Ш. Америки. В Англии одна автомашина приходится на каждые 0,24 квадратного километра, в Соединенных Штатах — на 0,55 километра. Заводы Англии ежегодно выпускают свыше двухсот тысяч машин.

Одна из лучших в мире машин — английский "Роллс-Ройс". Английский "Даймлер" мало в чем уступает ему. "Санбим" (в переводе — "солнечный луч") представляет образец современной европейской первоклассной машины. Легкий и элегантный "Воксхолл" своей несколько изысканной конструкцией свидетельствует о высоком развитии английского инженерного искусства. Особого внимания заслуживает "Моррис" — марка, наиболее популярная в Англии и почти совершенно неизвестная за ее пределами.

Легкий и элегантный "Вокcхолл"

Маленькие, легкие и дешевые машины приобретают большое значение. Их строят во всех странах. Они захватывают рынок. Проникают всюду, куда большой автомобиль проникнуть не может. В Америке более 50% всех зарегистрированных машин приходится на долю дешевых марок. Представителем этого класса автомобилей является "Форд". С ним конкурирует другой американский производственный колосс — "Шевроле". Их ожесточенная конкуренция наполняет весь мир, до самых отдаленных островов Полинезии.

В каждой большой европейской стране есть свой "Форд". "Моррис" — "Форд" английский. Он выпускает машины двух типов — побольше, посильнее и подороже — "Моррис-Оксфорд", и послабей да подешевле — "Моррис-Каулей". Дешевый "Моррис" стоит на наши деньги более трех тысяч рублей, т.-е. в четыре раза дороже "Форда" и столько, сколько стоит нормальная четырехместная американская или европейская машина "дорогой" марки. В праздничные дни все английские дороги усеяны "Моррисами". Они не дребезжат жестью, как их дешевые американские собратья, у них нет штампованных частей. "Моррис" добротен, прочен и удобен. Это — чисто английское соединение двух противоположных принципов. Это — "Роллс-Ройс" среди автомобильного класса "Фордов".

"Ситроен" экономичен и легок, но хрупок и слабосилен

Франция в автомобильном деле идет почти наравне с Англией, лишь немного от нее отставая. Как и прежде, она хорошо делает свои перноклассные "Деляней-Белльвили" и "Панар-Левассоры". По Парижу, точно тараканы, бегают рассыпную "Амилькары". Их кузовы сделаны из фанеры и алюминия. Они напоминают детские коляски и развивают скорость до ста километров в час. Гордость современной автомобильной Франции — ее монументальный "Вуазен", стоящий прочно на широком ходу. "Ситроен" — самый массовый автомобильный завод Старого Света; он выпускает 400 автомобилей в день. Машины его экономичны и легки, хотя несколько хрупки и слабосильны. Слишком часто лопается у них коренной лист передних полурессор. Ситроен известен своими пробегами по Сахаре, замечательной выработкой зубчатых передач (старая специальность завода) и, наконец, световой рекламой во всю Эйфелеву башню.

Грубоватый, жесткий и сравнительно недорогой "Бреннабор"

В Германии список выпускаемых автомобилей начинается "Мерседесом", формой похожим на линейный корабль и выжимающим под компрессором 140 лошадиных сил. "Опель", "Адлер", "НАГ" — все старые фирмы, и каждая делает свое дело. Самая, так сказать, пролетарская машина среди германских марок, это — грубоватый, жесткий и недорогой "Бреннабор". Берлинские таксомоторы принадлежат, по большей части, шоферам, которые на них ездят. Обязательного стандарта для такси здесь нет. Шофер выбирает машину так, чтобы она и вид имела достаточно презентабельный, и стоила недорого. "Бреннабор" удовлетворяет этим требованиям и является наиболее распространенной маркой среди берлинских такси. Тщательный уход и асфальтовые мостовые обеспечивают экономное изнашивание даже для слабых машин.

"Мерседес-Бенц" похож на линейный корабль, выжимает под компрессором 140 НР

Германия выпускает много маленьких и дешевых автомобилей. Опель выпустил копию "Ситроена" и проиграл в суде процесс по обвинению в нарушении патентных привилегий. Ему запретили дальнейший выпуск этой марки. Паровозостроительный и тракторный завод "Ганомак" производит самую дешевую в Германии двухместную машину. "Ганомаки" одинаковы спереди и сзади, как мужские каски системы "здравствуйте и до свидания". Мотор у них находится позади сидения, а спереди, на животике — одна большая фара. Издали "Ганомаки" похожи на вареных красных крабов.

"Штейер", последняя модель, тип VII, торпедо

Бельгия выпускает бесклапанную машину "Минерва" богатую и могучую, как сам Антверпен, в котором ее делают.

Швейцарско-испано-французская "Испано-Суиза" выше всяких похвал. О ней нельзя давать отзывов и ее ни с чем нельзя сравнивать. Одна из лучших в мире машин — "Роллс-Ройс", но "Испано-Суиза" — лучше "Роллс-Ройса".

В Италии крепкий и жесткий "Фиат" — родной брат австрийскому и английскому "Даймлеру" и немецкому "Мерседесу". "Фиат" в Европе можно встретить в любой стране. Он силен, вынослив и груб. Премированная "Изотта-Фраскини" элегантна и на ней охотно ездят со своими собачками даже самые знаменитые кино-звезды. Когда длинная "Лянчия" на своем низком шасси развивает большую скорость, она становится похожей на борзую собаку, низко стелющуюся в беге над землей.

"Испано-Суиза" выше всяких похвал...

Быть может, самая замечательная из всех европейских машин, это — чехо-словацкая "Татра", маленькая, четырехместная и четырехсильная. Мотор ее снабжен жабрами для воздушного охлаждения.

Биография западно-европейского автомобиля существенно отличается от судьбы советских машин. Смерть советской машины есть физическое уничтожение ее движущих и движущихся механизмов. Пока поршни ходят в цилиндрах, шестерни ворчат в коробке скоростей и колеса вращаются на полуосях, до тех пор советский автомобиль жив. Убить его — значит сломать окончательно, так, чтобы починить было невозможно.

Автомобили на Западе, поскольку речь идет о физическом уничтожении, теоретически бессмертны, так как возможность замены изношенных частей ничем не ограничена. Машина умирает на Западе обычно не потому, что сломалась, а потому, что устарела и дальнейшая ее служба признается нерациональной и невыгодной. Машина окупила себя и должна уступить место новой.

Понятие устарелости весьма относительно и очень различно для разных категорий потребителей. Иной буржуазный спортсмен, не знающий куда деньги девать, считает устаревшей машину прошлогоднего выпуска только потому, что форма не та. Машины для деловых городских поездок, принадлежащие фирмам, работают долго. Еще дольше срок службы дешевого автомобиля, принадлежащего служащему или обывателю средней руки. Наиболее долговечны деревенские фермерские машины.

"Опель" — старая фирма, мечтающая быть немецким "Ситроеном"

Машина, которая устарела для потребителя высшей категории, еще вполне пригодна с точки зрения потребителя менее состоятельного. В течение своей жизни автомобиль не раз переходит из рук в руки. Переход совершается обычно через аукцион.

В иных больших городах, как, например, в Лондоне, фирмы аукционных автомобильных продаж располагаются в ряд на одних и тех же улицах. Получается нечто в роде длинного автомобильного рынка. Частью в закрытых помещениях, частью на широких тротуарах перед ними стоят сотни машин самых разнообразных марок, систем и времен выпуска. Эти аукционы представляют собою как бы постоянно меняющиеся музеи. Осматривая их, можно получить наглядное и яркое впечатление об успехах и достижениях автомобильной техники. Каждый потребитель здесь находит для себя машину по вкусу и по средствам.

Если на Западе говорят, что такая-то марка автомобиля стоит столько то, то обозначение это условно. Оно обозначает лишь фабричную цену за новую машину последнего выпуска. Машину той же марки и вполне исправную прошлогоднего выпуска можно приобрести на аукционе со значительной скидкой, иногда за половину фабричной цены.

Последняя модель 6-цилиндрового "Дикси"

Чем больше развит автомобилизм в данной стране, чем больше численно ее автомобильный состав, тем больше переходящий резерв машин, выставленных на ее аукционах. Пополняются аукционы постепенно в течение всего года, но больше всего поступает на них машин после больших осенних автомобильных выставок.

По установившейся традиции, почти во всех европейских столицах мировые автомобильные фирмы устраивают выставки своих машин, примерно, в октябре. Многие заводы не выпускают в продажу новых моделей машин до появления их на осенних выставках. Наиболее значительные европейские выставки устраиваются в Лондоне и в Париже.

Аукционы и выставки, это — постоянные смотры и ежегодные парады автомобильной техники и автостроения. Они стали неот'емлемыми для современного европейского автомобилизма и, конечно, в неизмеримо большей степени служат делу широкого ознакомления с автомобилями, чем традиционные головоломные автомобильные гонки.

Кто хочет судить о современной автомобильной машине не только по данным состязаний и статистическим отчетам; кто хочет видеть их современные конструкции во всем многообразии и ослепительности; кому интересно сравнить их с конструкциями прошлых лет, тот на Западе должен ходить на аукционы и посещать периодические выставки автомобилей.

В интересах пропаганды автомобильного дела и ознакомления широких трудящихся масс с автомобилями, необходимо и у нас периодически устраивать автомобильные смотры. Разумеется, не в форме аукционов и не в форме годичных фирменных выставок.

Форму советских автомобильных смотров необходимо обсудить.

Борис Кушнер