ЗА РУЛЕМ, №7, 1928 год. МОТОРИЗОВАННЫЕ ВОЙСКА

"За рулем", №7, октябрь 1928 год, стр. 3-7

В Тидворте (Англия) членам парламента были продемонстрированы достижения моторизации английской армии — новые военные грузовики

МОТОРИЗОВАННЫЕ ВОЙСКА

Танки в наступлении

Проф. А. ВЕРХОВСКИЙ

КАЖДЫЙ новый шаг в истории человеческой культуры оказывал влияние на формы войны. Такой же сдвиг мы наблюдаем сейчас в связи с появлением двигателя внутреннего сгорания. Нас интересует, что же нам, Советскому Союзу, ждать от моторизации в деле обороны. Свой опыт у нас ничтожен, — нам нужно изучать сначала опыт передовых стран и затем делать и свои выводы.

Двигатель внутреннего сгорания в автомобиле и тракторе уже был одной из причин, создавших новые формы военных операций в мировой войне. Автотранспорт дал возможность быстро сосредоточивать строительные материалы и создавать в короткие сроки сильные укрепления. Трактор был применен к перевозке артиллерии, дав возможность вместо 25—30 км. перехода совершать в сутки 100—150 км. и этим обеспечивать маневр артиллерии и внезапное появление ее масс в новых районах.

Автомобиль был применен для массовой переброски войск. Наступление германцев, между прочим, потому очень быстро останавливалось, что автомобильный транспорт, примененный французами в массовом масштабе, давал возможность быстро сосредоточивать резервы к месту прорыва и проводить внезапные контрудары крупными силами. Например, наступление XVIII армии Гутьера на Компьен окончилось неудачей в числе других причин и потому, что французы подвезли в течение суток армию ген. Манжен в составе 5 дивизий, 163 танков, крупной артиллерии и авиации; в этой операции участвовало свыше 6 тысяч автомобилей, осуществивших операцию. Не забудем при этом значения хорошо развитой сети дорог, шоссированных и содержимых в отличном порядке.

Применение двигателя внутреннего сгорания дало возможность вывести на поле сражения броню и сделать пушку и пулемет неуязвимыми, очень подвижными и, сверх того, получить и механическую энергию для разрушения проволочных заграждений.

Первые образцы (включая 1918 год) хотя были неуязвимы для пехотного огня, давали мощный огонь, но были очень несовершенны в смысле скорости движения, хрупкости механизмов, не позволивших им совершать длительные переходы, и малого запаса бензина, стеснявшего их в совершении глубоких прорывов.

Поэтому танки 1918 года давали возможность справиться с позицией, но еще не могли участвовать в маневренной операции. К этому были способны только броневые автомобили. Но они в свою очередь не были годны для боя, так как ходили только по дорогам. Таково влияние моторизации в мировую войну. Но после 1918 года моторизация энергично развивалась.

В основных взглядах на влияние мотора на тактику существуют 2 важнейшие тенденции. Английское командование, готовясь к будущей войне, стремится к широкому и быстрому маневру. Поэтому броневые силы, по английской концепции, это автономная маневренная группа, переворачивающая все прежние формы войны. Исходя из этой установки, Англия ставит основным заданием танку большой радиус действия и большую скорость и жертвует бронированием и силой орудий. Быстротой оно рассчитывает бороться с противотанковой обороной, а большой радиус даст возможность добиваться оперативной внезапности. Но скорость затрудняет и взаимодействие с боевым порядком всех родов войск старого образца. Они слишком медленно ходят; поэтому, не желая итти путем полумер, англичане создают (опытную) пехоту и артиллерию моторизованными, т.-е. посаженными на вездеходные (6-колесные) грузовики, заменяют коней тракторами для совместных действий с бронесилами.

Типичными представителями английских броневых машин являются:

Легкий разведчик, так называемая "танкетка"; обслуживание — 1-2 человека, вооружена 1 пулеметом. Скорость — до 60 км. по дороге и до 20 км. по местности.

Бронемашина (вездеходная) в качестве тяжелого разведчика.

Маневренный танк; наиболее типичный — "Викерс" (3-й тип "Медиум Д"). Ход — 40 км. по дорогам и 20 км. без дорог, вооружение — 48-мм. пушка, 3 пулемета наземных, 1 — для стрельбы по воздушным целям; вес — 12 тонн; радиус действия — до 300 км.

Наконец, чрезвычайно важным новшеством является изобретение 6-колесного автомобиля и артиллерийского трактора.

Эти новые технические достижения, проверенные на английских маневрах 1927 года, открывают широкие перспективы развитию новой тактики. Действительно, во время последних маневров моторизованная бригада, состоявшая из 52 танков "Викерс", 20 бронемашин, 16 танкеток, 1 батальона пехоты и 4 батарей на автомобилях, совершила ряд маршей днем и ночью по дорогам и без дорог, атаковала укрепленную полосу и, наконец, 15 сентября, выполнив в 22 часа 160 км. (а некоторые ее части и до 190 км.), нашла пехотную дивизию противника, атаковала ее на марше и рассеяла. Когда же посредники дали ей возможность собраться, то броневая бригада загнала ее в лес и болота, и выйти оттуда дивизия уже не могла.

Этот первый, еще непроверенный дополнительными опытами маневр подтверждает мечтания передовой группы английского генерального штаба с Фуллером и Лидль Гардтом во главе, стремящейся к полному переустройству армии на новых началах, используя бронированные средства. Фуллер в ряде статей доказывает, что 60-тысячная моторизованная армия, состоящая из бригад, подобных бригаде, участвовавшей уже на маневрах 1927 года, действующая как флот, но на сухом пути, легко справится с миллионными армиями старого типа. Это будет, по его мнению, тем легче, что эти полчища неизбежно слабо обучены и дисциплинированы, и вдобавок политически (для буржуазии) ненадежны. С точки зрения формирования классовой армии буржуазии, в борьбе с рабочим движением такая армия была бы также для них лучшим решением.

На маневрах английской армии. Комбинированное наступление авиационных и автомобильных частей

Другая группа, представляемая руководящими кругами французского генерального штаба (полковник Алео), считает, что говорить о полном переустройстве вооруженной силы рано. У броневых частей еще очень много недостатков. В горах, лесах такая армия действовать не может. Тыл ее очень сложен, на одного бойца в танке надо иметь до 15 рабочих в мастерских на фронте и до 50 — на заводах для постройки и крупного ремонта машин. Она нуждается в громадных запасах бензина, которым Франция не располагает. Моторизованная армия сильна в атаке, но не может обороняться. Наконец, развитие противотанкового ружья, пулемета и пушки еще в самом зародыше. Между тем в борьбе снаряда и брони победа всегда была за снарядом.

Все это заставляет думать противников Фуллера, что переход к моторизованной армии даже к 1946 году, как это говорит Фуллер, едва ли будет осуществим. Но все единогласно признают, что моторизованные части дают громадный прирост силы современной армии и должны самым энергичным образом развиваться. Поэтому французское командование, имея в виду борьбу на узких фронтах с технически сильным для обороны противником (фортификация, пулеметы, О. В.1), развивает свое танковое строительство по другому пути. Танк — это лишь бронированный пулемет или пушка. Взяв в основу это положение, им созданы танки прорыва, наиболее сильные и вооруженные броней, не боящейся попаданий противотанковых орудий и пулеметов.

Такие танки имеются на вооружении пока только во Франции (танк "2С"), и то в очень небольшом числе. Их скорость — до 8 км., вооружение — легкая пушка и пулеметы. Этот танк способен к самостоятельному вторжению в расположение противника и подавлению всех противотанковых средств, открывая дорогу танкам сопровождения. Для борьбы с ними нужны либо тяжелые орудия, либо бронебойные снаряды.

Французы сохраняют на вооружении танки, оставшиеся от мировой войны. Эти танки представляют собой бронированную пушку или пулемет, способные к передвижению со скоростью до 4—8 км. в час. Их задача — непосредственная поддержка боевого порядка в бою с пулеметами врага.

Типичным образцом их является английский танк V марки, весом 33 тонны, и танк "Рено", весом 6 тонн.

Возможности, которые они предоставляют командованию, довольно значительны. В борьбе с проволокой и системой пулеметного огня они являются могучим орудием. Но слабые стороны их заставляют применять очень сложные тактические приемы.

Действительно, главным врагом танка является артиллерия обороны, — как ее основные группы, так, в особенности, орудия, приданные пехоте для противотанковой борьбы, — а также меры инженерной обороны — фугасы, ловушки и т. п. При правильно организованной противотанковой борьбе и твердой обороне успех атаки этих медленно ползущих танков возможен лишь при очень тщательной организации и массовой атаке.

Первым условием успеха является внезапность атаки на неподготовленный к танковой атаке фронт и выбор участка, который занимают слабые в моральном отношении части противника.

Для достижения внезапности нужно добиться скрытия подхода танков от воздушной и земной разведки. Не забывать, что тайные агенты противника обратят внимание на появление танка и постараются сообщить о нем неприятелю. Кроме обычных мер предосторожности, надо иметь в виду, что след гусениц, который танки оставляют при движении, ясно виден с воздуха. Эти следы не должны выдать подход танков, иначе противник успеет принять меры противотанковой обороны.

При сосредоточении танков к месту атаки надо, сверх того, маскировать шум их моторов, слышный на 2—3 км.; этот шум необходимо уменьшить, во-первых, движением на малой скорости (на малой скорости шум мотора слышен не далее 300—400 метров); во-вторых, маскировать либо артиллерийской стрельбой, либо полетами самолетов на самой малой высоте.

Для удушения китайской революции японцы привезли громадные, выстроенные по последнему слову техники, танки

Внезапность атаки легче всего достижима на рассвете, при наступлении в дымовой завесе.

Правда, в дымовой завесе труднее держать направление (даже компас слабо помогает), можно неожиданно наткнуться на противотанковое оружие или ловушку, но зато артиллерия противника не сможет вести по танкам управляемого огня.

Сила одиночного танка невелика — одна пушка или пулемет не могут серьезно повлиять на ход боя. Но большое количество подвижных орудий и пулеметов, ворвавшихся в расположение обороны, представляет грозную опасность, способную расстроить не только твердость бойцов, но сорвать материальные средства обороны.

С другой стороны, танк представляет собой хорошо видимую цель, появление одиночных танков делает их легкой добычей неприятельской артиллерии. Механизмы танков очень нежны, они при малейшем недосмотре останавливаются, и танк может стать во время самой атаки. Введение в бой малого числа танков рискованно потому, что пехота, надеясь на них и в решающую минуту оказавшись одна, может сдать.

Все это настойчиво наталкивает к вводу танков в бой сразу в массовом масштабе; только тогда их могущество сказывается полностью.

В бою значительный процент танков выбывает из строя от огня противника, порчи механизмов и потери в команде2). Для развития глубокой атаки необходимы резервы танков, т.-е. эшелонирование танков в глубину. Это требование тем более важно, что в борьбе с противотанковой обороной первого эшелона может выясниться, что некоторые участки трудно доступны, и там танки будут связаны боем и, быть может, выведены из строя. Наоборот, эта борьба может выяснить, что в некоторых участках фронта прорыв возможен. Если есть свободный второй эшелон — это боем добытое сведение может быть использовано. Если его нет, то развить успех нечем.

Следующим условием успеха атаки, по мнению, господствующему во Франции, является теснейшая связь танков сопровождения с боевым порядком всех родов войск. При этом нужно учитывать свойства танков. Тихоходный танк сопровождения не может бороться с артиллерией врага. Это дело быстроходного маневренного танка, который может быстро проскочить до батарей и уничтожить их так, как это сделали первые быстроходные машины (типа "Уипет", ход — 12 км. в час) в боях осенью 1918 года. Поэтому танки сопровождения нуждаются в поддержке дивизионной и корпусной артиллерии в борьбе с артиллерией противника; в поддержке тяжелого оружия пехоты — в борьбе с противотанковой пушкой; в борьбе с разными препятствиями, с фугасами танк нуждается в помощи сапер. Наконец, танк может захватить расположение врага, но бессилен его удержать. Он нуждается в содействии пехоты для закрепления захваченного.

Поэтому нужно твердо установить, что тихоходные танки не ведут самостоятельных операций. Танки сопровождения входят в боевой участок и подчиняются общевойсковым командирам. Таковы в общих чертах свойства и применение танков во французской армии. Посмотрим теперь, что же может представить интерес для нас в деле обороны нашей страны.

Условия борьбы на нашем театре определяют те пожелания, которые мы можем выдвинуть при создании нашего танкового корпуса.

Первое условие. На наших обширных театрах при слабых путях сообщения трудно будет давать нужное число орудий и снарядов для борьбы с артиллерией и пулеметами врага. Эта недостаточность артиллерийских средств для борьбы с современной системой огня настойчиво выдвигает требование танка с большим боевым ходом, который позволял бы применять его и для борьбы с пулеметами, и для атаки батарей и штабов противника.

Второе условие также вытекает из обширности нашего театра и вероятности широких маневренных операций. В то время как западный фронт замер, на русском фронте всю войну позиционные и маневренные бои чередовались. Нам необходим танк, способный к широким броскам, механизм которого выдержит длительную работу, а запас горючего позволяет итти 300—400 километров, не возобновляя запасов.

Третье условие вытекает из нашего бездорожья, а особенно — слабых мостов. Танк должен быть легким и малого размера. Все это заставляет с полным убеждением защищать взгляд, что для нас более преемлема дорога, по которой идут англичане. Произведенные работы и опыт, вероятно, выявят много своеобразного, но в основном нам надо готовиться к широкой маневренной войне, а не к боям за сильно укрепленные точки. Поэтому в танковом деле маневренные свойства будут важнейшими.

Если иметь в виду, что новые танки и автомобили построены со специальной задачей ходить без дорог, что они рассчитаны на самостоятельные действия с радиусом до 300 км., то мы увидим, что в наших условиях моторизованные части могут найти крупное применение в действиях на флангах, при прорывах, при борьбе в период мобилизации, при разведке, преследовании и т. п. Тактика таких частей подлежит еще изучению и, главное, практической проработке с войсками. В тактике этой все ново; и методы разведки, и охранения, подготовки и проведения удара, но говорить о ней, не имея хотя бы очень небольшой практики, с чужого голоса, трудно.

С общетактической точки зрения, мы должны со всей настойчивостью обращать внимание на то, какие громадные возможности дает появление такого нового мощного в огневом отношении, способного к самозащите и невиданного по быстроте и глубине маневра средства, каким является моторизованная часть в условиях нашего театра. Отдельные образчики таких операций мы имеем. В целом ряде случаев мы чувствовали в них недостаток в мировой войне (особенно после осенних боев в Галиции для завершения прорывов IX армии, для борьбы с обходом противника под Вильно и т. п.). В будущей войне роль и значение их, опирающихся на маневренный танк, вездеходный автомобиль и артиллерийский трактор, будут громадны. Все меры должны быть приняты к тому, чтобы и у нас сейчас же взяться за развитие автотранспорта и тракторостроения и обеспечить армию новым, могучим средством атаки и обороны и начать опыты по моторизации армии. Повидимому, оно вернет войскам маневренную свободу, утерянную в мировую войну, позволит легко прорывать оборонительные полосы и проводить внезапные обходы и охваты на широких фронтах, сделавшихся невозможными для медленно действующих общевойсковых соединений, благодаря авиационной разведке.

Если внести эти поправки за счет особенностей театра в развивающееся строительство Запада, то мы увидим, что нам очень нужны танкетки с пулеметом, как средство разведки и непосредственная поддержка пехоты в маневренном бою. Нам нужен вездеходный броневик с пулеметом и пушкой, как средство для подкрепления разведки, для поддержания конницы, для преследования танкеток. Нам нужен легкий и быстроходный танк для атаки укрепленных полос и борьбы с бронесилами противника. Наконец, нам нужен 1½-тонный 6-колесный автомобиль и легкий быстроходный трактор для быстрых перебросок пехоты и артиллерии. Кроме того, нужно иметь в виду, что в борьбе на растянутых фронтах с малой насыщенностью огня, на тесных огневых участках у нас, в противоположность Западу, могут быть полезны бронесилы даже и в небольшом числе.

А. Верховский


1) О. В. отравляющие вещества ("газы"). Ред.

2) Двое суток, — считая, что сутки подготовки к атаке будут третьим днем напряжения, — являются пределом напряжения танковой части. (Кюльман, 5-е издание, стр. 109)