А. ХВОРОСТАНСКИЙ
ДВАДЦАТЬ тысяч автомобилей, находящиеся в эксплоатации по Союзу, постоянно требуют ассортимента автопринадлежностей.
Не прошло еще пяти лет, как Автопромторг, на которого возложена задача снабжать автотранспорт, начал организацию нового в СССР производства автопринадлежностей.
Уже почти год, как авто-свечной завод Автопромторга приступил к массовому выпуску авто-свечей. Благодаря переоборудованию завода и введению испытания свечей на герметичность и т. п., удалось добиться хорошего качества свечи. Сейчас на заводе установлены специальные электро-печи для обжига изоляторов.
Два года назад свеча обходилась заводу от 6 до 8 руб., сейчас свечи продаются по 2 р. 75 к. за штуку. Завод до сих пор выпускал по 10 тыс. 18-мм. свечей в месяц. В настоящее время он приступил к производству 22-мм. разборных авто-свечей.
Отзывы большинства автохозяйств СССР о качестве авто-свечей Автопромторга отмечают, что свечи последнего выпуска хороши (только на высокооборотных двигателях иногда встречаются дефекты в работе советской свечи).
Выпуская по 10 тыс. авто-свечей в месяц, завод полностью может обслужить потребность нашего автотранспорта.
По производству электрооборудования автомобилей и автопринадлежностей Антопромторг начал плановую работу, организуя новые производства на ряде заводов. Для этой же цели используется и ряд производственных артелей.
В этом году выпущены советские автомобильные амперметры и вольтметры.
Эти приборы сейчас выпускаются "Электроприбором" в массовом количестве и по недорогой цене (прибор продается в Автопромторге по 10 руб. 80 коп. за штуку).
В этом же году Автопромторг впервые в СССР выпустил электрические автомобильные гудки вибрационного типа.
После долгих усилий удалось сконструировать советский электрогудок и выработать его стандартный тип. Сейчас по СССР на автомобилях работают около 300 штук советских гудков первой партии. Ведутся дальнейшие работы по конструированию гудка, не уступающего по звуку и качеству гудку Боша. Советский гудок стоит в продаже 50 рублей, а гудок Боша (с пошлиной) — около 70 рублей.
Приступлено к плановому производству ряда других автопринадлежностей, до сих пор не вырабатывающихся в СССР. Выпущены ручные ударные клаксоны типа "Стюарт", переключатели для света, манометры для масла и бензина, автомобильные лампочки под патрон "Бош", "Рено", "Фиат", бронированный проводник и др.
Изготовляются рессоры для ввозимых автомобилей "Рено", "Фиат", "Фомаг" и др.
В ближайшее время выйдут из производства 2-тонные домкраты нового образца.
На одном из заводов Автопромторга организовано производство некоторых частей к автомобилям и мотоциклам.
Все это постепенно уничтожает нашу зависимость от заграницы в отношении частей.
Однако у нас продолжают иметь место случаи закупки за границей тех частей, которые уже производятся в СССР.
Примером может служить ввоз 18-мм. свечей для автомобилей.
На складе ленинградского завода Автопромторга имеется запас этих свечей в 20—25 тысяч штук, а дальнейший выпуск завода вполне обеспечивает потребность автотранспорта. Однако, несмотря на это, на Кавказе и других местах каким-то образом получали из-за границы авто-свечи, вследствие чего ленинградские авто-свечи оставались на складе.
Далее, при ввозе автомобилей из-за границы к ним обыкновенно покупают самый разнообразный ассортимент автопринадлежностей. Не целесообразней ли было получать заграничные грузовые и некоторые легковые машины без фар, насоса для шин, запасных свечей и всего того, что легко можно сделать и достать в нашей стране?
Затем, при ввозе запасных частей нет правильного подбора спецификации частей. Поэтому Автопромторг не имеет твердой базы развития производства, так как заготовленные внутри страны те же болты, гайки, втулки, поршневые кольца и др. части должны лежать на складе до тех пор, пока не износятся вновь привезенные части.
Централизация заготовки запасных частей даст возможность массовой заготовки их внутри страны в большем количестве, что удешевит стоимость части.
Крупным недостатком в снабжении нашего автотранспорта является и консерватизм некоторых работников наших трестов и заводов. На предложение заказа на авточасти часто отвечают: "Мы, мол, этого раньше не делали и не хотели бы браться за новое производство". Сколько энергии, напр., было затрачено работниками Автопромторга, чтобы убедить Тремасс принять заказ на массовые автомобильные принадлежности!
Все это удорожает стоимость эксплоатации автотранспорта. Некоторые тресты ставят другие затруднения в снабжении автотранспорта; напр. ВМС (Ленинград) принимает заказы на рессорную сталь в количестве не менее вагона каждого размера. Мы имеем много марок машин, насчитывающих приблизительно до 35 размеров рессорной стали, при чем некоторые размеры стали необходимы в небольших количествах от 2 до 3 тонн, но ВМС может прокатать не менее вагона. Не делать же поэтому Автопромторгу пятилетний запас этих размеров рессорной стали!
Всему этому надо положить конец.
Общественное внимание, проявленное нашей страной к развитию автомобильного дела и создавшее его поборника в лице Автодора, должно раскачать консерватизм некоторых наших трестовских работников, помочь ввести плановость в снабжение автотранспорта, об'единив получение импортного имущества.