При езде шофер встречает в среднем 1200 препятствий за день... Фото А. Шайхета
Д-р Л. БРОНШТЕЙН
ПРОФЕССИЯ шофера считается у нас "привилегированной" профессией. До сих пор и профсоюзы, и органы труда уделяли этой профессии немного внимания. Однако результаты обследования труда автоработников, недавно произведенного Наркомтрудом совместно с Московским губотделом транспортников, настолько показательны, что требуют немедленного вмешательства профсоюза и Наркомтруда в дело оздоровления труда автоработников.
Были обследованы гаражи с двумя тысячами машин и четырьмя тысячами рабочих. Оказалось, что многие гаражи совершенно не отапливаются, освещаются очень плохо; на полах гаражей, как правило, застаиваются жидкости, так как полы устроены без уклона. Неважно обстоит дело с вентиляцией. В немецкой литературе имеются указания на проистекающие отсюда несчастные случаи в гаражах. Здоровые, крепкие люди внезапно умирают вследствие отравления ядовитыми газами, выделяющимися из автомобильных моторов. При сгорании бензина выделяется газ без цвета и без запаха — окись углерода. Известно, что даже на открытом воздухе в узких улицах он скопляется в таких количествах, что становится вредным для здоровья. Концентрация же его в гаражах может достигнуть такой степени, что становится смертельной. Особенно опасно, когда в маленьком гараже мотор работает впустую. К этому часто прибегают шоферы, желая согреть помещение гаража или предохранить от замерзания воду в радиаторе. Окись углерода выделяется в зависимости от полноты сгорания бензина; при ограниченном об'еме воздуха в гараже приток кислорода недостаточен, отчего процент выделения окиси углерода может дойти до 2—8—14 всего выделяемого из мотора газа. Кроме окиси углерода, могут действовать отравляюще еще другие вещества, примешиваемые иногда к бензину, напр., нитросоединения, тетраэтиловый свинец.
При обследовании длительности рабочего дня в гаражах оказалось, что 8-часовой рабочий день соблюдается лишь в 26% предприятий. ¼ всех предприятий имеет длительность рабочего дня от 18 часов и выше. Обеденный перерыв практикуется лишь в 50% обследованных предприятий.
Вот в нескольких характерных чертах те условия, в которых работают автоработники, те условия, в которых обычно проводят свою "оседлую" трудовую жизнь шоферы.
Что же ждет шофера, когда он садится за руль? Надо признаться, — наша городская улица неважно выглядит сквозь переднее стекло автомобиля. Обычно узкие, кривые, плохо мощеные улицы, неот'емлемой частью которых является фигура ломового или легкового извозчика, беспорядочность и неурегулированность пешеходного движения, почти полное отсутствие дисциплинированности среди населения, — все это в сильнейшей степени отягчает работу шофера.
Наблюдения показали, что шофер дает в продолжение дня в среднем 400 сигналов (от 300 до 500), что шофер автобуса делает в среднем в Москве 8 движений в минуту, т.-е. в течение 8 часов работы свыше 3 тысяч движений! При дневной езде в Москве шофер встречает в среднем не менее 1.200 препятствий. Достаточно этих цифр, чтобы представить себе, какое нервное напряжение испытывает шофер при езде, как преодоление всех этих препятствий, сплошь и рядом неожиданных, отражается на психике и нервной системе шофера.
Надо учесть, что обычно это не "бездушное" препятствие, что каждое такое препятствие имеет свою "психологию". Одна психология у пешехода, другая у ломового или легкового извозчика. Шофер должен знать эту психологию, которая часто бывает обманчива и капризна. Вполне естественно и понятно, что в начале езды, особенно у молодых шоферов, возникает так называемый аффект, — ощущение страха, реакция вполне нормальная, вызываемая реальными опасностями условий работы шофера, особенно шофера автобуса, грузовой машины. Сильный испуг шофера — не редкость в его работе. Нам известен случай, когда шофер с здоровой нервной системой был так испуган неожиданным "препятствием", что в течение ½ часа не смог включить мотора.
На этой почве боязни и страха в среде шоферов встречается масса суеверий ("кошка дорогу перебежала", "первый пассажир в автобусе — женщина", "при выезде из гаража донесся церковный звон" и т. д.). В нашей литературе описаны случаи, когда шофер вне работы боится ездить на автобусе, опасаясь несчастья, которое должно "обязательно" случиться, опасаясь "обязательной" аварии, и проч. Примеров таких много. Все они сигнализируют нам то место в организме шофера, которое больше всего и прежде всего подвержено опасности. Это — нервная система (мы не говорим, конечно, о несчастных случаях при езде, авариях и проч.).
Обычные жалобы шофера — жалобы на головные боли, "одурелость", судороги в ногах, усиленное сердцебиение, ощущение жара во всем теле, потливость, покраснение лица и проч. У молодых шоферов часто бывают даже галлюцинации.
Производя психо-санитарное обследование труда автоработников в Москве, некоторые врачи натолкнулись на нарушения нормальной половой жизни у большинства обследованных шоферов. Нарушения эти связаны с признаками страха, возникающими у шофера на работе; иногда наблюдалась какая-то неопределенная боязнь полового сближения.
Что касается общего состояния здоровья шоферов, то, например, из 50 обследованных по Москве шоферов-автобусников и 30 шоферов грузовых и легковых машин не найдено ни одного вполне здорового организма у автобусников и лишь 4 здоровых из всех обследованных шоферов грузовых и легковых машин.
Трудно сделать какие-либо определенные выводы из небольшого числа обследованных, но все же результаты обследования показательны.
СССР переживает зарю развития автомобильного движения. Для этого развития нужны не только машины, нужна живая рабочая сила, управляющая этими машинами. Для привлечения в это дело новых сил, для сохранения тех живых сил, которые мы имеем, надо сделать все возможное в наших условиях.
Необходимо, в первую очередь, улучшить условия труда в гаражах. Устройство отопления, рационального освещения и рациональной вентиляции в гаражах, которая отсасывала бы воздух не только из верхних слоев, но и из нижних, устройство в гаражах полов с уклонами, по которым стекают жидкости, — этого необходимо добиться и это необходимо учесть при стройках новых советских гаражей.
Необходимо принять меры к урегулированию рабочего дня в гаражах, к установлению повсеместно перерыва для приема пищи. В виду вредности работы шоферов следует разрешить вопрос о дополнительном отпуске для шоферов. Шоферы должны быть освобождены от заправки машин. Для этого должны быть организованы заправочные бригады. Врачи отборных комиссий должны учитывать профвредности и особенности труда шоферов. Надо поставить вопрос о систематическом и полном изучении профессиональных вредностей автоработы.
Наконец, меры по упорядочению уличного движения, по улучшению мостовых, по внедрению элементарной дисциппины среди пешеходов, — все это должно привести не только к уменьшению несчастных случаев на автотранспорте, но и оздоровить, облегчить условия труда шоферов.
Нужно создать общественную инициативу в этом важном деле.
Д-р Л. Бронштейн