ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ лесных материалов, особенно пиленых, значительная часть времени затрачивается на погрузку и разгрузку.
Большой интерес, поэтому, приобретает особый тип грузового автомобиля лесовоза, позволяющий сократить до минимума эту работу. Такие лесовозы с большим успехом применяются в Ленинграде Севзаплесом, обращая на себя внимание своим необычайным видом.
Лесовоз имеет П-образное шасси (см. фото), по продольной оси которого укреплен особый механизм для охвата и под'ема груза, состоящий из двух подножек, длиной до 2,5 м. Подножки эти могут подниматься и опускаться на всю высоту лесовоза, сближаться и раздвигаться. Движение подножек производится действием двигателя лесовоза и управляется шофером помощью особых рычагов.
Автомобиль-лесовоз на работе
Пиленый лесоматериал с Ново-Волынкинского лесопильного завода по конвейеру идет по средней линии огромного бетонного навеса и здесь рабочим сгружается на обе стороны на особые деревянные станки (подсанки), а более мелкий материал в особые ящики, длиной до 5 м., помещаемые также на эти подсанки.
Лесовоз наезжает на погруженный на подсанки лес, предварительно опустив и раздвинув подножки, затем подножки сдвигаются, захватывают, как в клещи, подсанки вместе с грузом, поднимают их до упора в горизонтальную раму лесовоза, и лесовоз отправляется по месту назначения. Разгрузка производится в обратном порядке.
Двигатель лесовоза — американской фирмы "Континенталь" — 15 НР (налоговых). Рама со всеми механизмами поднята на высоту 1,5 м. Ведущие колеса — задние, передача на них цепью, рулевое управление на все четыре колеса, благодаря чему лесовоз исключительно поворотлив. Толчки смягчаются вертикальными пружинными амортизаторами большого размера.
Погрузка и разгрузка занимают от 3 до 5 секунд. Маневры лесовоза для погрузки занимают 15—20 секунд. Скорость движения при условии городской езды — до 20 км. Лесовоз, при собственном весе в 4,5 тонн, обладает грузопод'емностью до 5,5 тонн.
Использование полной грузопод'емности лесовоза затруднено тем, что длинные доски несколько свисают спереди и сзади его. Полугодовой опыт показал, что при перевозке леса по самой территории завода и на лесных биржах (на короткие расстояния) 2—3 лесовоза заменили 40 лошадей. На длинных расстояниях, при определяемой заводом стоимости эксплоатации лесовоза в 17 р. 20 к. за 8 часовой рабочий день и при поденной цене лошади в 7 р. 50 к., экономия при погрузке (не считая экономии в рабсиле) составляет 70%.
А. Ш.