В песках Херсонщины. Пройдет еше несколько лет, и хорошая когда-то дорога между Голой Пристанью и Скандовском будет похоронена глубоко под песком.
Фото П. Ганина
ПРОТИВ Херсона, пересекая Днепр, за небольшим поселком Голая Пристань, начинается песчаный район Херсонщины.
Для поездки туда извозчики обычно запрягают тройку.
Проехав по каменному шоссе вдоль поселка, подвода сразу погружается в песок. Лошади меняют шаг и, вместо мелкой рыси, плетутся почти шагом, утопая в мягком песке.
Ветер в этом районе — обычное явление. Он доходит порой до 17 метров в секунду, и песочная пыль, как пудра, несется в воздухе, проникая в глаза, уши, рот, нос и во все поры тела.
Извозчики завязывают все лицо платком, оставляя лишь узкую щель для глаз.
Жгучая истома разливается по телу. Размягчаются мускулы. В горле сохнет. Чувствуешь себя как в Сахаре, и проклинаешь все на свете, а в первую очередь — русское бездорожье.
Услышав мою ругань, извозчик обернулся ко мне и говорит, едва процеживая слова:
— Вы говорите — бездорожье? Как же, у нас вон соша есть, да чорт ему рад. Сошою никак не проедешь.
Смачно выругавшись, он освобождает рот от платка и, не обращая уже внимания на песочную пыль, начинает печальный рассказ о шоссе, разбавляя его сочной многоэтажной бранью.
Прекрасное шоссе от Голой Пристани до самого Скадовска тянется на 75 км. Хорошо мощеное. С обеих сторон шоссе — вековые деревья, задерживающие движение песков со стороны Днепра.
Приятно проехаться под тенью распустившихся густо посаженных деревьев.
Но все это — в прошлом. Теперь шоссе разбито до безобразия. Деревья почти вдоль всего шоссе вырублены. Случайно они уцелели только в одном месте, вблизи коммуны Ильича, в прошлом — богатого хутора.
Движущиеся пески местами перевалили уже через шоссе.
Пройдет еще несколько лет, и шоссе будет похоронено глубоко под песком.
— В прошлом году, — говорит возница, — начали было ремонтировать шоссе. Была проложена узкоколейная железная дорога для доставки дикого камня. Большущими буквами красовалось, да и теперь еще красуется при выезде из Голой Пристани обращение к крестьянам с просьбой помочь исправлению шоссе.
Возвращаясь пустыми с Голопристанского базара, крестьяне грузили камни на подводы, везли его за много верст вдоль шоссе, но так он лежит и до сих пор неиспользованным.
Узкоколейная железная дорога разрушается. Рельсы ржавеют, гибнут.
Составлялись, говорят, сметы, выкладки, раз'езжали специалисты, осматривали шоссе, но оказались они вредителями не хуже, но и не лучше шахтинских. Всю сумму — 70 тысяч рубл. (по словам крестьян), ассигнованную на ремонт всего шоссе, ухлопали на ремонт первых четырех километров от Голой Пристани. А в этом-то месте шоссе в ремонте почти не нуждалось.
— Вот и выходит, — и соша есть, а его, мать честная, как бы и нету, — заканчивает свой рассказ возница.
— Це дило треба разжуваты, — говорят местные крестьяне, разочарование которых велико, а гнев против тех, кто деньги размотал, не исправив шоссе — безграничен.
П. Ганин