ЗА РУЛЕМ, №7, 1928 год. ШОССЕ в ПЕСКАХ

"За рулем", №7, октябрь 1928 год, стр. 44

В песках Херсонщины. Пройдет еше несколько лет, и хорошая когда-то дорога между Голой Пристанью и Скандовском будет похоронена глубоко под песком.
Фото П. Ганина

ШОССЕ в ПЕСКАХ

ПРОТИВ Херсона, пересекая Днепр, за небольшим поселком Голая Пристань, начинается песчаный район Херсонщины.

Для поездки туда извозчики обычно запрягают тройку.

Проехав по каменному шоссе вдоль поселка, подвода сразу погружается в песок. Лошади меняют шаг и, вместо мелкой рыси, плетутся почти шагом, утопая в мягком песке.

Ветер в этом районе — обычное явление. Он доходит порой до 17 метров в секунду, и песочная пыль, как пудра, несется в воздухе, проникая в глаза, уши, рот, нос и во все поры тела.

Извозчики завязывают все лицо платком, оставляя лишь узкую щель для глаз.

Жгучая истома разливается по телу. Размягчаются мускулы. В горле сохнет. Чувствуешь себя как в Сахаре, и проклинаешь все на свете, а в первую очередь — русское бездорожье.

Услышав мою ругань, извозчик обернулся ко мне и говорит, едва процеживая слова:

— Вы говорите — бездорожье? Как же, у нас вон соша есть, да чорт ему рад. Сошою никак не проедешь.

Смачно выругавшись, он освобождает рот от платка и, не обращая уже внимания на песочную пыль, начинает печальный рассказ о шоссе, разбавляя его сочной многоэтажной бранью.

Прекрасное шоссе от Голой Пристани до самого Скадовска тянется на 75 км. Хорошо мощеное. С обеих сторон шоссе — вековые деревья, задерживающие движение песков со стороны Днепра.

Приятно проехаться под тенью распустившихся густо посаженных деревьев.

Но все это — в прошлом. Теперь шоссе разбито до безобразия. Деревья почти вдоль всего шоссе вырублены. Случайно они уцелели только в одном месте, вблизи коммуны Ильича, в прошлом — богатого хутора.

Движущиеся пески местами перевалили уже через шоссе.

Пройдет еще несколько лет, и шоссе будет похоронено глубоко под песком.

— В прошлом году, — говорит возница, — начали было ремонтировать шоссе. Была проложена узкоколейная железная дорога для доставки дикого камня. Большущими буквами красовалось, да и теперь еще красуется при выезде из Голой Пристани обращение к крестьянам с просьбой помочь исправлению шоссе.

Возвращаясь пустыми с Голопристанского базара, крестьяне грузили камни на подводы, везли его за много верст вдоль шоссе, но так он лежит и до сих пор неиспользованным.

Узкоколейная железная дорога разрушается. Рельсы ржавеют, гибнут.

Составлялись, говорят, сметы, выкладки, раз'езжали специалисты, осматривали шоссе, но оказались они вредителями не хуже, но и не лучше шахтинских. Всю сумму — 70 тысяч рубл. (по словам крестьян), ассигнованную на ремонт всего шоссе, ухлопали на ремонт первых четырех километров от Голой Пристани. А в этом-то месте шоссе в ремонте почти не нуждалось.

— Вот и выходит, — и соша есть, а его, мать честная, как бы и нету, — заканчивает свой рассказ возница.

— Це дило треба разжуваты, — говорят местные крестьяне, разочарование которых велико, а гнев против тех, кто деньги размотал, не исправив шоссе — безграничен.

П. Ганин