6 ЧАСОВ вечера... День открытия Первого Всероссийского дорожного с'езда...
В зале еще пусто — делегаты на выставке, расположившейся в преддверии с'ездовского зала. Здесь — в области диаграмм и статистики, фотографий и научных трудов, образцов клинкера, гравия, булыжника и моделей машин, — тесновато. Трехсотенная делегатская масса гудит пчелиным роем. То и дело мелькают слова: кювет, автоструги, грейдеры, фракции, Омес, нефтебетон, черные и белые дороги, грохоты, Цумт. Руководители выставки, облепленные сгрудившимися делегатами, дают об'яснения. Делегаты щупают материалы, приводят в движение механизмы машин; сибирский крестьянин, что-то обмозговывая, подкидывает на ладони просыпь гравия.
В основной массе делегатов мелькают характерные лица грузин, армян, узбеков, татар, тюрков. Делегаты знакомятся друг с другом, общие знакомые представляют их друг другу так: Украина (такой-то), Ленинград (такой-то). Новоиспеченные знакомые обмениваются впечатлениями, местными событиями, записывают адреса друг друга, устанавливая по-с'ездовски контакт.
Звонок. Торжественно открывается Первый дорожный с'езд Автодора.
С приветствиями выступают: т. Полуян (НКПС), т. Дыбенко (Красная армия), т. Цихон (ЦК строителей), проф. Грибов (МВТУ), т. Лежава (заместитель председателя СНК РСФСР).
— В текущем году, — говорит Полуян, — будет затрачено больше двухсот миллионов рублей на дорожное строительство, из них по госбюджету — 60 миллионов рублей. В сравнении, например, с 1923/24 г. — это уже громадный скачок, ибо тогда ассигновалось всего 5 миллионов рублей. Но и до сих пор из-за плохих дорог, по подсчетам Цумт'а, народное хозяйство ежегодно несет потери 700 милл. рублей.
— Воспитать население в духе общественном, говорит Лежава, — повести население исправлять дороги — первая наша задача.
С'езд приступает к деловой работе. Тов. Якимов, начальник Цумт'а, в докладе о состоянии и перспективах дорожного хозяйства оперирует цифрами. — Гужевая перевозка ржи на 100 км. по шоссе обходится в 24% заготовительной цены продукта, а по проселочным дорогам — 52%. Общее протяжение дорог в СССР примерно 3 млн. километров; из них на госбюджете находится 50 тысяч километров; на местном бюджете около 100 тысяч километров; а остальные — безнадзорны. Теперешнее состояние дорог следует назвать катастрофическим. Мы предполагаем по пятилетке затратить на дорожное строительство свыше 1½ миллиардов рублей. Если на борьбу с бездорожьем двинутся сплоченным фронтом власть, общественность и техника, то мы смело можем рассчитывать на победу.
На недопустимое положение дорожного образования указал в прениях проф. Кириенко. За 10 лет преподавания профессор ни разу не закончил полностью чтения своего курса и выпустил всего 13 человек. В результате ни один из окончивших студентов не может отличить доменного шлака от простого камня.
Особенно интересные факты приводит тов. Гусейнов, делегат Кавказа. — Мы теряем от плохих дорог не 700 миллионов, а миллиарды рублей. У нас, в Азербайджане, под рукою находится инфузорная земля, но из-за плохих дорог нам приходится выписывать ее из Южной Америки, платя валютой; и это обходится дешевле. А безграничные наши ископаемые богатства, которые не разрабатываются из-за бездорожья?...
С напряженным вниманием выслушивает с'езд выступление тов. Осинского. — Мы собираемся по пятилетке привести в хорошее состояние 50 тысяч километров и затратить на это дело 720 миллионов. Получается, что каждый километр хорошего пути нам обойдется в 15 тысяч рублей. Это дорого, дело должно быть удешевлено во что бы то ни стало.
Перспективный план тов. Осинский считает не преувеличенным, а даже преуменьшенным, ибо серьезная индустриализация промышленности и сельского хозяйства немыслима без усовершенствованных дорог.
Доклад на тему "Автомобиль и дорога" делает проф. Крынин. Статистическими подсчетами он устанавливает, что по безрельсовым дорогам СССР перевозит столько же грузов, сколько по железнодорожным и водным путям вместе. Поэтому вопрос о равномерном развитии железнодорожных и безрельсовых путей должен стать в порядок дня. Автотранспорт не должен конкурировать с железнодорожным, наоборот — они оба призваны к сотрудничеству. Автомобиль должен сыграть огромную роль на под'ездных путях к железнодорожному полотну. Улучшение дорог повлечет за собой развитие автомобилизма.
Представители мест указывали, что районы недостаточно снабжаются получаемыми из-за границы машинами. Тов. Осинский отвечает, что Автодор ведет энергичную борьбу за постройку мощного автозавода в СССР. Автоимпорт незначителен — дело решится не единичными заграничными автомобилями, выпадающими на долю районов, а нашим собственным массовым производством.
О научно-исследовательской работе доложил с'езду проф. Жерве. Ни в Германии, ни во Франции нет такого разнообразия почвенных и климатических условий, как в нашем Союзе. Поэтому у нас не может быть стандарта, единых методов и способов разрешения дорожных проблем. Раньше, чем строить, надо изучить и учесть технические и естественно-исторические обстоятельства. Исследовательское бюро Цумт'а должно быть преобразовано в дорожный институт. Должна быть развита сеть опытно-исследовательских станций.
О грунтовых дорогах и механизиции работ на них с'езд заслушал доклад инж. Анохина и содоклады профессоров Скрябина и Ветчинкина. — При слабой населенности отдаленных районов и недостаточном развитии промышленности нам нужны дороги низкой стоимости. Тип дорог с каменной одеждой должен применяться лишь в экономически сильных районах. Наиболее совершенным типом дорог низкой стоимости является гравийная дорога. Массовая постройка грунтовых дорог требует механизации работ на них и, соответственно, развития советского машиностроения. Как раз Америка — классическая страна грунтового строительства, и нам есть чему поучиться у нее в этом отношении. Грязевая блокада во что бы то ни стало должна быть прорвана.
Следующий докладчик, т. Иванов, называет булыжные дороги варварскими. Типы дорог должны применяться лишь в соответствии с местными условиями: клинкер, например, — в местностях, бедных камнем и богатых глиной.
Представители Нефтесиндиката и Грознефти тт. Шапирович и Малицкий сообщают, что производство нефтебитумов наших трестов значительно шагнуло вперед, и по качеству они сейчас приблизились к мексиканским — лучшим в мире. Работники Грознефти провели уже первый удачный опыт улучшения булыжной мостовой, залив ее асфальтобетоном. Стоимость этого покрытия определяется в 1 р. 80 коп. за метр. Такая стоимость и простые способы работы позволяют организовать это дело в любом городе.
Тов. Точисский докладывает с'езду о методах технической нормировки. Нам нужны типовые проекты деревянных или железобетонных мостов, нормальных профилей дорог, твердо установленных технических условий стройки.
Сухая деловитость последних докладов прерывается неожиданным появлением в зале Демьяна Бедного и Мих. Кольцова.
— Я было задумал грандиозное произведение в несколько тысяч строк, — говорит пролетарский поэт, — с подзаголовком: "Скорее, скорее, скорее!" Полгода я собирал материал, потом заболел, и оно пока осталось ненаписанным.
— В строительстве дорог мы страшно отстали. Придется преодолеть нашу дьявольскую некультурность. Нужна агитация и агитация. Советую работать! — так заканчивает под шумные аплодисменты Демьян Бедный, — чтобы ни на минутку не опускались руки.
Мих. Кольцов, встреченный с'ездом с неменьшей теплотой, сообщает, что он на собственной спине и пояснице знает, как много работы у с'езда. — Мы только тогда двинем нашу страну по пути к социализму, если мы этот путь хорошо утрамбуем, проработаем дорожными машинами. Мы называем нашу страну: "велика Федора да дура". Думается, что в результате работы этого с'езда и всей работы Автодора мы сможем с гордостью так сказать о нашей стране: "велика Федора да Автодора".
Тов. Якимов докладывает о перспективе дорожной промышленности. Нужно механическое дробление камня. К концу пятилетки у нас будет 15 клинкерных заводов, производительностью 30 миллионов штук в год. На машины в течение 5 лет мы рассчитываем затратить 50 миллионов рублей.
Оппонентами выступили представители ВСНХ и Машинотехсиндиката тт. Оборин и Вейцман, выявившие разноречие в цифрах Цумт'а относительно строительства дорожных машин и отсутствие договоренности с ним.
Однако с'езд с удовлетворением выслушал их заявление о том, что промышленность может и готова полностью удовлетворить потребность дорожных органов в машинах. Нужен лишь точный учет потребности и точная классификация типов машин.
Если доклады иллюстрировались выставкой, то выставка в свою очередь была подкреплена поездкой на опытные участки Ленинградского шоссе. МКХ с родственной заботливостью подало делегатам десяток автобусов; машины шли непривычно, без остановок, а внутри их, также непривычно для автобусного кодекса, делегаты дымили папиросами (при снисходительном попустительстве кондукторов — свои, дескать).
Участки усовершенствованной мостовой следовали один за другим; даман, колас, асфальто-нефте-бетон — недавно только законченные, укатанные крепко и гладко, блестящие, точно крышка рояля. Делегаты слушают об'яснения, щупают мостовую, ковыряя ее ножичком, и завистливо мечтают о таком же полотне у себя, в родном захолустье. А на обочине асфальтовой дороги, в непролазной грязи, стоит девочка из близлежащей деревни — босая. Ступня ее вся ушла в жидкую, набухшую от дождя землю. Так символически они и стояли друг против друга: революционная масса с'езда и босая еще, вязнущая в бездорожьи страна. От этой же обочины делегат-крестьянин пришел в недоумение. — Строят такую дорогую дорогу, — бормотал он, — а обочину оставляют в худшем виде, чем наш проселок. — Огорченно взглянул на мостовую: обочина переплескивала на шоссе жидкую грязь, заедала его, как ржавчина заедает железо.
Наибольшее впечатление на делегатов произвела дорожная база. Американские и немецкие машины — могущественные камнедробилки, грандиозная лопата бетоно-мешалки, двух'этажные котлы для разварки асфальтов, грузовики с откидными кузовами, развозящие к строящейся дороге массу — все это произвело большое впечатление.
На утреннем торжественном заседании с приветственной речью выступил М. И. Калинин.
— Вопросы о проселочных дорогах не могут быть решены деньгами, отпущенными по госбюджету. Они должны подлежать заботе самого населения, но находиться под техническим надзором. Необходима инспекция. Мы видим величайшую недружность, которая говорит о некультурности и безответственности руководителей дорожного дела. Пройдите по Мясницкой улице, в которую уложена в прошлом году масса денег. В ней целый ряд выбоин. Починить их, вероятно, стоит пустяки. Но я уверен, что не будут чинить, пока не будет капитального ремонта. При таких условиях у нас никогда ни одной дороги не будет. Нужен постоянный дорожный персонал на определенном количестве путей.
Улучшение путей сообщения местного значения, наших проселочных дорог — возможно только в общественном порядке. Но нужно, чтобы крестьяне видели, что это не пустая трата времени. Главная задача с'езда — более важная, чем вопросы о средствах — сдвинуть с мертвой точки крестьянскую и рабочую общественность.
Наркомздрав тов.Семашко предлагает с'езду организовать весною "дорожную неделю", чтобы привлечь внимание населения к задаче улучшения дорог.
Проводы тт. Калинина и Семашко превратились в овацию.
Тов. Амфитеатров говорит о необходимости установления единого планового и технического начала в дорожном деле. Нужен соответствующий кадр технических сил разной квалификации. Для создания управленческого аппарата требуется по всей сети СССР 7.325 инженеров, техников и десятников. Для обслуживания эксплоатационных нужд сейчас требуется 18.930 человек, а на пятилетку — 30.000. Между тем, наши учебные заведения могут выпустить в течение года 300 инженеров и 1.525 техников, что явно недостаточно.
С 11 по 21 октября происходил испытательный пробег по маршруту Ленинград—Москва—Ленинград газогенераторного автомобиля, сконструированного проф. В. Наумовым. Автомобиль по прибытии в Москву был продемонстрирован делегатам Дорожного с'езда. На снимке — старт пробега в Ленинграде.
Фото Д. Бунимовича
О перспективах автостроения говорит представитель Автотреста тов. Семенов. — За все время мы изготовили только 1.380 автомашин. Но к концу пятилетия завод "АМО" будет выпускать 4 тысячи машин в год. Ярославский завод — тысячу грузовиков и автомобилей, "НАМИ" — 2.500. На новое строительство Автотрест решил затратить в течение пяти лет 60 миллионов рублей. На эти деньги будет сооружен автомобильный завод на 10—12 тысяч машин в одну смену и велосипедный завод на 120 тысяч штук в год.
Председатель специальной правительственной комиссии тов. Кузнецов сообщает, что бюджет не может справиться с задачей финансирования дорожного дела. Поэтому необходимо ввести натуральную дорожную повинность для крестьянского населения. Каждый взрослый крестьянин должен будет отработать в год 3 дня.
Перед окончанием работ с'езда выступил председатель ВСНХ СССР тов. Куйбышев, встреченный шумными аплодисментами. — Мы не можем больше жить при тех дорогах, — говорит глава промышленности, — которые у нас имеются. У нас плохие дороги потому, что мы бедны. Мы бедны, поэтому у нас плохие дороги. Необходимо во что бы то ни стало волей рабочих и крестьян опоясать страну хорошими шоссейными дорогами.
С подробным докладом о деятельности Автодора выступил тов. Дмитриев. — В настоящее время на территории РСФСР уже организовано 66 отделений Автодора. Такие же об'единения организуются в союзных республиках. Автодор насчитывает сейчас 50 тысяч членов.
С'езд закрывается речью тов. Лежавы и принятием резолюций по всем обсуждавшимся на с'езде вопросам.
Существует старинная русская пословица: "пропадай моя телега, все четыре колеса". В ней сконцентрирована беспомощная растерянность крестьянина перед непроезжими отчаянными русскими дорогами. А вот замечательные слова, сказанные тов. Казаковым, представителем Татреспублики. Слова эти характеризуют великое волевое устремление с'езда к преодолению гнетущего нашу экономику бездорожья.
— Товарищи! Мы не можем ждать 40 лет, ждать десятилетия, пока у нас построят наконец хорошие дороги. Хорошая дорога — путь к социализму, а если дело будет итти таким темпом, как до сих пор, то ведь мы все к этому времени помрем. Ведь хочется еще посмотреть своими глазами, что это за социализм такой. Товарищи, нужно строить быстрее, дешевле, сердитее!
Да, быстрей, дешевле, сердитее строить дороги — вот основной наказ с'езда. Стране некогда, страна ждет!
Р. Прагер.