М. ДЬЯКОВ
БОЛЬШОЙ популярностью и распространением у нас в Союзе пользуются мотоциклы американской фирмы "Харлей-Давидсон".
Эти машины оказались едва ли не наиболее подходящими для работы в наших "смерть-машинных" дорожных условиях. Их положительные свойства — большой запас мощности, крепость передаточных механизмов и простота конструкции — достаточно установлены в многократных испытаниях по дорогам всевозможных профилей и различной одежды. Из всего числа ежегодно размещаемых за границей заказов на мотоциклы около 90% получает эта фирма.
Все это относится к большим колясочным мотоциклам "Харлей" в 1.000 и 1.200 см3.
Конструктивные свойства маломощных, одноцилиндровых машин той же фирмы, в 350 см3, ввезенных в текущем году по лицензиям спортивных рабочих организаций, оказались значительно ниже. Это об'ясняется тем, что основной моделью является колясочная, а выпуск малых моделей диктуется политикой рынка и конкуренции.
Подавляющее большинство больших моделей мотоциклов "Харлей" используется в Америке с индустриальными прицепками, приспособляемыми для перевозки грузов.
Новая модель мотоцикла "Харлей-Давидсон" 1929 года в 750 куб. см.
И фирма согласна с такой ориентацией рынка. Она рекламирует преимущественно машины с колясками специального назначения. Мотоциклы "Харлей" мало распространены в Америке как экипажи личного пользования, считаясь "не джентльменскими". Они тяжелы и малоизящны. Американец, желающий приобрести для себя прогулочную машину, пройдет мимо представительства "Харлей".
Но требования рынка, необходимость освежения ассортимента, а самое главное — ожесточенная конкуренция с другой мощной мотоциклетной компанией "Индиан" заставили Харлея для сезона 1929 года не только улучшить свои образцовые модели, но даже сконструировать совершенно новый тип — двухцилиндровую машину в 750 см3 (ход поршня 96,85 мм, диаметр цилиндра 69,85 мм.).
Необходимость выпуска этой машины была продиктована выпуском "Индианом" мотоцикла "Скаут 45" такого же литража.
Борьба этих двух компаний за мотоциклетный рынок напоминает, — конечно, в неизмеримо меньшем масштабе, — автомобильную войну между Фордом и "Дженерал Моторс Компани".
Концерн "Индиан-Ейс": вверху — производившаяся заводами "Ейс" четырехцилиндровая машина; внизу — она же после слияния компании, уже в "индианизированном" виде. Окраска и трафарет — новые
В этом году "Индиан" слился с компанией "Ейс", специализировавшейся на производстве четырехцилиндровых машин. Сохранив целиком свою конструкцию, "Ейсы" были слегка "индианизированы", по выражению приезжавшего в СССР представителя "Индиан" профессора Джонсона, — машины стали краситься в красный "индиановский" цвет и снабжаться его трафаретами.
У нас "Индиан" не особенно популярен, и ввоз их в Союз очень ограничен, несмотря на то, что фирма делает все возможное, чтобы завоевать русский рынок и вытеснить своего конкурента.
Двойные передние фары "Харлея-Давидсон" модели 1929 года
Блестящие достоинства "Харлея" ярко подчеркнул июльский Всесоюзный мото-пробег Автодора, в котором хрупкие "Индианы", по шоферскому выражению, "сыпались", в то время как "Харлей" прошел без серьезных аварий все 6.000 км.
В Америке же "Индиан" более популярен и даже официально более признан, чем "Харлей". В полиции, напр., как в городской, так и сельской, принят "Индиан". Компания мотоциклетных такси в Балтиморе эксплоатирует большие "Индианы", типа "Биг-Чиф",со специальными крытыми двухместными прицепками. Американская армия тоже предпочитает "Индианы".
Сложный многотрубный глушитель новой модели. Внутренних перегородок не имеет
Частный покупатель заполонен этой фирмой. Выигрышный цвет ее мотоциклов, изящная форма коляски, красивые линии — привлекают больше, чем мешковато скроенные, но более крепко сшитые "Харлеи".
Доска приборов и выключателей "Харлея-Давидсон" модели 1929 года
Эта все разрастающаяся борьба за рынок, видимо, испугала компанию "Харлей", потому что нововведение 1929 года идет по самой невыгодной для нее линии; вводятся новые агрегаты и оборудование, которые фирма не выделывает сама и принуждена заказывать у специальных заводов. Из крупных переделок надо отметить новое электрооборудование типа "Бош". До этого года фирма упрямо держалась неудобного, чрезвычайно сложного и капризного зажигания, освещения и сигнализации от оригинального динамо-генератора. Недостатки этой конструкции, кроме многочисленности и сложности входивших в систему механизмов, заключались в том, что на малых оборотах двигателя динамо не могло развить достаточной силы для возбуждения зажигательного процесса. Поэтому необходимым условием для пуска двигателя являлось наличие включенного в цепь исправного аккумулятора. Пуск в ход при испорченном аккумуляторе был возможен только с хода, разгоном машины вручную, и не менее чем тремя человеками нормальной силы. Примененное в настоящее время магнето-динамо (магдино) "Бош" состоит из двух самостоятельных агрегатов, работающих один на зажигание, другой на освещение и сигнализацию. Оно чрезвычайно просто, компактно и безотказно в действии. Им снабжены все германские мотоциклы.
Учебная езда мотоциклетного отряда американской полиции. Мотоциклы — "Индиан"
Из других нововведений "Харлея", относящихся к внешней отделке и порожденных успехами "Индиан", надо отметить наличие двух передних фар, укрепленных на общем кронштейне с сигналом; от замены одной фары двумя увеличивается площадь силы света; кроме того, при неисправности одной из фар можно продолжать поездку с другой.
Амперметр с его прежнего места на баке мотоцикла вынесен на доску выключателей, укрепленную под рулем. Над амперметром установлен фонарик. Очень интересен новый тип глушителя, сконструированного фирмой "Харлей" в своей рекламе заявляет, что новый глушитель совершенно уничтожает шум двигателя. Если это верно даже наполовину, для нас такой глушитель имеет колоссальную важность, ибо мотоциклы "Харлей" имеют в высшей степени сильную и громкую отсечку, даже при закрытой заслонке свободного выпуска.
С точки зрения военной, громкая отсечка тоже намного понижает достоинства мотоцикла.
У нас новые машины фигурируют в числе выигрышей лотереи Автодора.