НЕМЕЦКИЙ ежемесячник "Motor" приводит в октябрьском номере следующую информацию о состоянии и путях нашего автобусного транспорта:
"Возможность развития автобусного сообщения в Советском Союзе не только не меньше, а, вероятно, даже больше, чем в остальных европейских странах. Недостаток капиталов и теперешнее состояние дорог — самые крупные помехи на пути использования этих возможностей. По скромным подсчетам выходит, что при теперешнем росте курортного сообщения (на Кавказе, в Крыму и на Украине) для удовлетворения хотя бы половины назревшей потребности в автобусах нужно будет на ближайшее время около 4.600 автобусов разной величины.
"В Крыму, напр., на треугольнике Симферополь—Севастополь—Ялта для поддержания связи между Ялтой и обеими ж.-д. станциями курсировало около 350 автобусов, обслуживавших 210.000 человек. Размах курортного сообщения виден из того, что, по приблизительным исчислениям, Крым посетило в прошлом году 1½ млн. человек, при чем многие курорты Крыма вовсе не захвачены автобусным сообщением.
"На Кавказ по планам предполагалось отправить за последние 2—3 года 1.300—1.400 автобусов (для Сочи, Красных Полян и др. береговых курортов). В настоящее время с трудом удалось стянуть туда 100—150 машин всевозможных марок. Маленькие баркасы и катеры — еще недостаточная помощь.
"Автобусное сообщение не ограничивается, однако, только курортами. СССР располагает слабо развитой ж.-д. сетью; этот пробел, в особенности в промышленных районах, может быть восполнен автобусами. Вокруг Москвы, Ленинграда и др. центров лежат многочисленные города с быстро растущими населением и промышленностью (назовем Серпухов, Богородск и Коломну). Средняя отдаленность этих пунктов от Москвы равняется 65 км., при максимальной отдаленности в 105 км. Только на эти пути по экономнейшим расчетам требуется 400 автобусов.
"На первое время годичное увеличение числа машин должно дойти хотя бы до 10%. Подобное же положение и в Ленинграде, и в Харькове, и в Кирреспублике и т. д. Москва в короткое время довела свой автобусный парк до 400 машин, главным образом английского производства; и это несмотря на раздававшиеся возражения, указывавшие на препятствия, представляемые московскими мостовыми. Подобное развитие видим и в Киеве, стоящем сплошь на горах и холмах, где мы 4 года назад не видели ни одного автобуса. Несмотря на то, что Коммунальное хозяйство не располагает большими средствами, теперь там эксплоатируются уже 25—30 автобусов ("Мерседес"). Для русских условий подходят, главным образом, два типа автобусов, а именно, 12—15 и 30—40-местные".
Ю. Л.