"Крестьянин Емельянов на машине". Из фильмы "Буйной дорогою"
ДОРОГА от Одессы до Первомайска — скучна и однообразна. Едва скрылось море и исчез его волнующий запах иода, рыбы, водорослей и какой-то особенной свежести, — пыльная южная степь стала скучной и жаркой. Дороги сами по себе здесь не плохи. Машина идет легко. Останавливаемся в немецкой колонии Ландау. Здесь налицо огромный интерес к автомобилю. Почти во всех немецких колониях — в Зельцах, Бадене, Ольгино, Ландау — уже есть ячейки Автодора. Записываются многие.
— Мы не только будем строить дороги, — говорят колонисты, — мы и до автомобиля доберемся.
Чрезвычайно интересуются — есть ли недорогие, хотя бы подержанные автомобили в Одессе.
Первомайск — городок, состоящий из бывших трех маленьких городков: Голты, Овиополя и Богополя. Теперь все это Первомайск, покрытый вечной пылью...
— У нас сегодня праздник... Наше окружное бюро Первомайского Автодора добилось от окрисполкома двух старых автомобилей и одного мотоциклета.
— Ремонтировали?
— Как новенькие! Сегодня пускаем в ход, организуем автодорную базу.
— Как в больших городах?
— Обязательно. В Одессе, в Харькове, В Киеве и Днепропетровске такие базы уже организованы. Там производится платное обучение езды на автомобиле. Там изучается строение автомобиля. И у нас в Первомайске организуем то же самое. Охотников учиться автомобильному делу тьма.
— Плата за учение будет?
— Ничтожная для красноармейцев, очень незначительная для членов союза. Нужны автомобили. Где взять недорогой хороший автомобиль?
Этот клич несется по всему югу: "Дешевый автомобиль!" В нескольких крупных совхозах нам говорили:
— Тысячу, полторы — от силы — мы могли бы еще заплатить за грузовик, но дороже не можем.. И притом хотелось бы новую машину, к старой доверия нет.
Совхозы, крупные, мощные, богатые, и коллозы — их много на Украине — могли бы уже стать пионерами автомобиля на селе. Но автомобиль должен быть недорогой, прочный, крестьянского типа.
Недостаток в автомобилях, хотя бы для учебы — ощущается и в таких крупных центрах, как, скажем, Николаев.
— Срамота! — жалуются члены Автодора. — Укравтодор предложил Николаевскому обществу детали частей автомашин — только из фанеры, своего рода макет.
— Ездить?— удивленно спрашиваем мы.
— Нет, пока учиться. Будем изучать в автотракторных кружках строение автомобиля.
— Что же, и это для начала хорошо.
— Хорошо, да не очень. Видите ли, на фанере совсем другая учеба: "в шутку". Неужели в Николаеве, в таком крупном городе, не нашлось фондового имущества, которое могло-бы быть исправлено к послужило бы хотя для учебных целей?
По дороге... Фото Ю. Еремина
Да что Николаев? Вот, например, Киев; кажется — крупный центр, а поглядите, что творится там в автомобильно-дорожном деле!
Таксомоторное дело в Киеве не налажено. Таксомоторов и мотоциклов нет. Учебных автомобилей совсем нет; прокатные машины — все это старое, негодное. К тому же, принадлежат частникам, н конечно, они берут различную цену с пассажиров. Киев должен выписать не менее 15—20 таксомоторов.
Автотранспортные ячейки не имеют ни автомобилей, ни мотоциклов. При сокращении расходов у многих учреждений и организаций забрали в свое время автомобили и разрешили им иметь лошадей. Но ведь лошади обходятся дороже автомобиля. Это вопрос, который требует пересмотра.
Дешевый и легкий автомобиль гораздо выгоднее выезда.
Это надо запомнить. Киевский горсовет предложил ряд мер для усиления работы Автодора. Учреждения, еще не вступившие в Автодор — должны немедленно вступить. Киевскому Автодору должны быть переданы учебные автомобили. Нефтесиндикат обязан улучшить качество бензина.
Так, шаг за шагом, идет борьба за Автодор, за улучшение дороги, бензина, увеличение числа автомобилей, за внедрение в массы идей автомобилизма.
Конечно, ни Одесса и ни Киев не показательны в этом смысле. Здесь успехи Автодора не удивительны. Но там, по маленьким городам, по селам и деревням, живет и крепнет идея автомобилизма — это важно и глубоко.
— Мы не хотим телегу, мы хотим автомобиль! — говорит громко к четко деревня. И не только говорит, но и кое-что начала делать для проведения этого лозунга в жизнь.
Д. Маллори