ЗА РУЛЕМ, №8, 1928 год. ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА

"За рулем", №8, ноябрь 1928 год, стр. 42-44

ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА


ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

ОТ Нары-Фоминска до Вереи — грунтовая дорога (так казываемый большак) идет лесом; поперек дороги — множество ручьев, канав, а вдоль дороги — колеи, глубиной по ступицу крестьянской телеги. Через большие ручьи и канавы сделаны мосты. Только крестьяне по ним не ездят, так как в'езд на такой мост сопряжен с опасностью поломать ноги лошади или телегу. Крестьяне едут в об'езд, лесом. По этой дороге не только с возом — порожняком нельзя ехать. Такая же картина на другом грунтовом большаке, что идет от Боровска до Вереи. Вот еще один пример: третий большак от Боровска в сторону Абрамовска. Там чорт ногу сломит! Дорога самая ужасная, мостов никаких нет и в помине.

А ведь кругом лес — мосты и дороги привесть в порядок можно: надо привлечь на помощь крестьян, а это — дело вполне возможное. Местным властям об этом надо позаботиться. А то в сотне верст от Москвы — непроходимые дороги.

П. Масанов


ДОРОГА и ДЕНЬГИ

В ОКТЯБРЕ Северо-Кавказский Автодор организовал автомобмльно-мотоциклетный пробег по маршруту Ростов—Ейск—Ростов (расстояние в оба конца составляет около 400 километров).

В пробеге приняло участие около десятка легковых машин и несколько мотоциклов.

Рано утром за Доном был дан старт, и на первом же километре, на поворотах дороги, две машины получили легкие повреждения, а камеры спустили воздух.

До Батайска (10 км.) дорога была особенно скверная; колея, бугры и ямы... Машины шли очень медленно.

Дальше дорога стала лучше. Мы развивали местами скорость до 100 км.

Это относительная годность дорог в хорошую погоду не могла, однако, обмануть знающего наблюдателя... Мы полностью представили себе эту же дорогу при первом дождике... В дождь наши сельские дороги — каторга. Вязнут в грязи подводы, пропадают грузы и упряжь. Сколько уходит драгоценного времени для переезда в 15—20 км!..

В нашем крае таких дорог — 68.815 км.

Количество перевезенных грузов в нашем крае за 1914 год равнялось 8½ млн. тонн (не считая грузов мелких и кустарной промышленности). В год на каждого человека, живущего в крае, пришлось 2½ тонны.

По подсчетам профессора Дубилир, средняя стоимость перевозок за 1 пудо-километр по плохим дорогам составит 1½—2½ копейки, по хорошим ⅓—¾ копейки. Округляя стоимость перевозки по плохим дорогам за 1 пудо-километр в 1 копейку, получим общую стоимость перевозок в 150 млн. рублей, и по хорошим дорогам в ½ копейки за пудо-километр, — стоимость перевозок снизилась бы на половину!

Мы буквально отрываем от своего бюджета 75 млн. рублей, почесываем с досады затылок и продолжаем... бесхозяйственность.

Машины бешено мчались по новой дамбе от Ейского укрепления до Старо-Щербиновки. Прекрасная дорога во всех отношениях. Широкая, ровная, крепкая, усыпанная белым песком. А три года тому назад, весной и осенью, здесь тонули лошади и люди, застревали подводы.

Эта дамба тянется на 5 км., имеет 168 погонных метров мостов. Стоимость ее 391.139 рублей. В течение этого года население, заинтересованное в постройке дамбы, вложило в ее сооружение 112 тыс. рублей.

От Армавира до Урюпской постросна недавно дорога, протяжением в 25 км. Обошлась она в 100 тыс. рублей. Стоимость грузо-перевозок упала с ¾ до ½ копейки за кг. В течение только одного года получена прибыль в 216 тыс. рублей.

Первые опытные постройки гранитных и других дорог начаты в Армавирском и Майкопском округах, в Кабардино-Балкарии.

С 1925 года построено только 350 км. новых дорог. За последние 3 года государством вложено в строительство новых дорог 6 млн. рублей, население дало 1 млн. 87 тыс. рублей. За это время восстановлено 6.095 мостов, отремонтировано дорог 235 км. и 5.212 погонных метров мостов.

Но как это убийственно мало, когда вспоминаешь, что у нас дороги тянутся на 70 тыс. км.

Ник. Буренко


АРБА ЕЩЕ ВЛАСТВУЕТ!

АВТОДОРУ в Средней Азии не повезло.

Начало этого года ознаменовалось в Ташкенте совещанием о создании общества, но избранное после этого оргбюро до сих пор не проявило никаких признаков жизни. И сейчас можно категорически утверждать, что в Средней Азии Автодора не существует.

Между тем необходимость такого общества настолько назрела, что даже в местную краевую газету "Правда Востока" стали поступать многочисленные запросы читателей: "Когда же приступим к организации общества "Автодор"? Когда всерьез займемся развитием механического транспорта и улучшением дорог в Средней Азии?"1)

Почти все дороги Средней Азии находятся в таком состоянии, что даже мечтать о развитом автомобильном движении нельзя. Скрипучая арба, этот последыш средне-азиатской некультурности, успешно конкурирует с машиной, поддерживаемая бездеятельностью руководителей оргбюро Автодора.

Некоторые крупные торговые города Узбекистана и Таджикистана потеряли свое значение вследствие отсутствия дорог. Канибадам, Ура-Тюбе, Ургут, Пенджикент — центры заготовок сухих фруктов — страдают большую часть года от бездорожья. На пути из Ура-Тюбе в Урсатьевскую, в четырех верстах от города, расположен участок в полтора километра, который в конце октября становится непригодным для всех видов транспорта. Можно ли спокойно наблюдать, как разгружаются арбы в начале этой непроходимой топи: тюки, ящики переносятся с помощью амбалов (носильщиков) до более сухого участка дороги, а затем снова грузятся на арбы!

Убытки от таких переносок неисчислимы; тем более в периоды хлопковых кампаний, когда своевременная доставка сырца сохраняет государству сотни тысяч рублей.

Однако дороги мало ремонтируются, а само население без толчка и руководства не склонно начинать ремонт. Пока не разовьется общественное движение в пользу строительства удобных дорог, мы будем копошиться в непролазной грязи, удорожая нашу продукцию, нагоняя бремя излишних расходов на бюджет республики.

В смысле автомобилизации лучше всего дело обстоит в Самарканде — столице Узбекистана. Здесь довольно сильно развито автобусное движение, имеется много легковых автомобилей. Ташкент уступает Самарканду в автобусном движении, зато легковых автомобилей в Ташкенте больше.

Фрунзе, столица Киргизии, и Ашхабад, столица Туркмении — насчитывают автомобили единицами так же, как и другие города Средней Азии.

Существующее в Средней Азии положение в области автомобилизации и дорожного строительства настойчиво требует создания здесь Автодора. Чем скорее он начнет работать, тем скорее от громких разговоров об автомобиле, тракторе и прекрасной дороге можно будет перейти к делу.

Мареев


1) Об этом частично см., напр., заметку "Автодор — Фергане" в № 7 журнала. Ред.


ПО ВОЛОГОДСКИМ ДОРОЖЕНЬКАМ

ДОРОГА была недальняя, всего 12 верст до железнодорожной станции.

Но до станции мы добрались только благодаря тому, что ехали на сильных колхозовских лошадях. По проселочной дороге лошади не шли, а буквально плыли по грязи.

Не много лучше в Вологодской губернии и трактовые дороги как губернского, так и государственного значения. Не более трех процентов этих дорог находится в сносном состоянии. Об автомобильном движении можно лишь мечтать. Рейсы почтово-пассажирского автобуса установлены, на протяжении всего лишь ста километров в губернии, и то не во всякое время года.

Два года тому назад в Вологде был получен новый автобус для обслуживания почтовой связью очень важного Коноша-Вельского тракта. Но... от него пришлось отказаться из-за непригодности дорог.

Управлением местного транспорта вблизи Вологды, на Кирилловском тракте, производятся опытные работы по постройке дорог применительно к условиям севера. Управление отремонтировало тракт. Несмотря на это, он остался попрежнему мало пригодным для нормального движения.

Н. Архангельский


БЕССЛАВНАЯ ГИБЕЛЬ

ЕЩЕ в начале 1928 г. в Свердловске было инициативное собрание Автодора, на котором были избраны правление и бюро. Избранному бюро были даны поручения: заняться изучением моторов и частей авто.

До сего времени этого не сделано — нет интереса: "сами все знаем". Из собранных средств более ста рублей сдано правлению. И работа в ячейке замерла.

В Гормете более тридцати сотрудников записались в члены Автодора и пожелали работать, но на первом же организационном собрании инициатива была умерщвлена инструкцией — избрать уполномоченного: избранный в единственном числе товарищ не смог заставить себя выработать план и начать работу. А правление Автодора о его существовании забыло, и Горметский Автодор спит, видя во сне "выпуск Уральской автомобильной стали".

Не лучше обстоит дело и в кружке мотористов (10 человек) облисполкома, где, как известно, в начале года была ячейка.

Изучать — ничего не изучали, мотора не нашли. А теперь какой же Автодор?

Одним словом, погиб у нас в Свердловске Автодор во цвете лет.

Крымский


МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО

ЧЕРЕПОВЕЦКОЕ отделение Автодора насчитывает на 1 октября 300 членов. Вступивший в общество юридическим членом Горкомхоз в счет уплаты членских взносов передал Автодору 6 старых легковых и грузовых автомобилей и автоимущество.

Для практических занятий с членами общества в Череповце организуется учебная авто-база и мастерская. Мастерская займется также восстановлением авто-транспорта. Организуются два кружка по изучению автомобильно-мотоциклетного и дорожного дела.

В округе будет распространено около 10.000 билетов лотереи Автодора.

В истекший строительный сезон Череповецким дорожным управлением произведены дорожные работы по трактам округа на расстоянии 16½ км. Применялась тракторная и конная тяга.

Районы округа пред'являют большой спрос на простейшие дорожные снаряды: канавокопатели, корчевальные машины, утюги и т. п. В дорожное управление поступило 9 заявок от райисполкомов.

Череповецкая газета "Коммунист" открыла широкую кампанию за улучшение грунтовых дорог. Газетой выдвинуто предложение о выпуске дорожного займа по типу займа укрепления крестьянского хозяйства, с тем, чтобы не менее 50% суммы займа оставалось на местах и шло исключительно на дороги.

В. Бачин


ПРОПАДАЮЩИЕ ЦЕННОСТИ2)

В порядке предложения

ДЕСЯТКИ тысяч пудов сильно пропитанного нефтью баласта каждый год снимаются с путей депо и путей нефтекачек на Московско-Курской железной дороге и вывозятся на свалки.

Почему бы не поставить серию опытов по использованию этого отброса для устройства усовершенствованных дорог?

У нефтяных баков этот нефтяной слой от времени настолько затвердел, что представляет собой прекрасную дорожку, весьма похожую на асфальтовую. Интересно, что кругом растет трава, а на месте нефтяного слоя ее совершенно нет.

Паровозник


2 Помещая очень интересную заметку "Пропадающие ценности", редакция обратила внимание наших дорожных научно-исследовательских органов на поднятый тов. Паровозником вопрос и надеется в слелующем номере "За Рулем" дать соображения дорожных научных работников по этой заметке.


ПРЕСТУПНАЯ ХАЛАТНОСТЬ

ЕСТЬ в Калужской губернии фабричное местечко Говардово-Кондрово. В местечке три фабрики Центробумтреста. Есть ячейка Автодора.

Если вы походите по поселку, то увидите следующее: примерно на расстоянии одного—двух километров от фабрики дороги усыпаны шлаком. Около фабрик — горы шлака. На дорогах, усыпанных шлаком, грязи никогда не бывает.

Ведь это видит и ячейка Автодора, а все-таки никак дальше двух километров от фабрики не идет. А если иногда и возит шлак зимой на дорогу, то валит кучами. Весной эти кучи не разравнивают по всей дороге, их об'езжают мимо и купаются в грязи.

Странно смотреть, как под ногами валяется ценный материал, из которого можно построить прекрасную дорогу. Вместо этого, хороший материал, валяясь как отброс, портит дорогу.

Член Автодора ячейки "Каучук"


ПОЛТОРА МЕСЯЦА РАБОТЫ

В АВГУСТЕ при Кожсиндикате и Кожтресте организовался коллектив Автодора. На первое собрание явилось свыше 40 человек рабочих и служащих. Теперь, через 1½ месяца со дня организации, можно подвести некоторые итоги работы.

Состав коллектива уже 120 человек, функционируют 2 автомобильных кружка с составом слушателей свыше 50 человек. Кружки работают под руководством двух товарищей, знакомых с авто-делом. Приобретена легковая машина "Падэус", на которой члены Автодора будут обучаться езде под руководством специалистов-шоферов. Это достигнуто за полтора месяца существования коллектива.

Для дальнейшей работы намечены: вербовка новых членов Автодора, усиленная учеба в кружках с таким расчетом, чтобы за зимний период пройти теоретическую часть учебы, а к весне приступить к практическому обучению слушателей кружков управлению машиной.

Это — ближайшие перспективы. На будущее лето — организация мото-спорт-приобретения авто-имущества и организация автомобильного похода.

Герасименко


ПЕРВАЯ ВЫЛАЗКА

Ячейка Автодора завода "Гез" впервые на Украине устроила мото-пробег мотоциклистов — рабочих завода. Перед стартом организовался летучий митинг, на котором приветствовали гезовцев с их первою показательной работой.

В. Б.