ОТ Нары-Фоминска до Вереи — грунтовая дорога (так казываемый большак) идет лесом; поперек дороги — множество ручьев, канав, а вдоль дороги — колеи, глубиной по ступицу крестьянской телеги. Через большие ручьи и канавы сделаны мосты. Только крестьяне по ним не ездят, так как в'езд на такой мост сопряжен с опасностью поломать ноги лошади или телегу. Крестьяне едут в об'езд, лесом. По этой дороге не только с возом — порожняком нельзя ехать. Такая же картина на другом грунтовом большаке, что идет от Боровска до Вереи. Вот еще один пример: третий большак от Боровска в сторону Абрамовска. Там чорт ногу сломит! Дорога самая ужасная, мостов никаких нет и в помине.
А ведь кругом лес — мосты и дороги привесть в порядок можно: надо привлечь на помощь крестьян, а это — дело вполне возможное. Местным властям об этом надо позаботиться. А то в сотне верст от Москвы — непроходимые дороги.
В ОКТЯБРЕ Северо-Кавказский Автодор организовал автомобмльно-мотоциклетный пробег по маршруту Ростов—Ейск—Ростов (расстояние в оба конца составляет около 400 километров).
В пробеге приняло участие около десятка легковых машин и несколько мотоциклов.
Рано утром за Доном был дан старт, и на первом же километре, на поворотах дороги, две машины получили легкие повреждения, а камеры спустили воздух.
До Батайска (10 км.) дорога была особенно скверная; колея, бугры и ямы... Машины шли очень медленно.
Дальше дорога стала лучше. Мы развивали местами скорость до 100 км.
Это относительная годность дорог в хорошую погоду не могла, однако, обмануть знающего наблюдателя... Мы полностью представили себе эту же дорогу при первом дождике... В дождь наши сельские дороги — каторга. Вязнут в грязи подводы, пропадают грузы и упряжь. Сколько уходит драгоценного времени для переезда в 15—20 км!..
В нашем крае таких дорог — 68.815 км.
Количество перевезенных грузов в нашем крае за 1914 год равнялось 8½ млн. тонн (не считая грузов мелких и кустарной промышленности). В год на каждого человека, живущего в крае, пришлось 2½ тонны.
По подсчетам профессора Дубилир, средняя стоимость перевозок за 1 пудо-километр по плохим дорогам составит 1½—2½ копейки, по хорошим ⅓—¾ копейки. Округляя стоимость перевозки по плохим дорогам за 1 пудо-километр в 1 копейку, получим общую стоимость перевозок в 150 млн. рублей, и по хорошим дорогам в ½ копейки за пудо-километр, — стоимость перевозок снизилась бы на половину!
Мы буквально отрываем от своего бюджета 75 млн. рублей, почесываем с досады затылок и продолжаем... бесхозяйственность.
Машины бешено мчались по новой дамбе от Ейского укрепления до Старо-Щербиновки. Прекрасная дорога во всех отношениях. Широкая, ровная, крепкая, усыпанная белым песком. А три года тому назад, весной и осенью, здесь тонули лошади и люди, застревали подводы.
Эта дамба тянется на 5 км., имеет 168 погонных метров мостов. Стоимость ее 391.139 рублей. В течение этого года население, заинтересованное в постройке дамбы, вложило в ее сооружение 112 тыс. рублей.
От Армавира до Урюпской постросна недавно дорога, протяжением в 25 км. Обошлась она в 100 тыс. рублей. Стоимость грузо-перевозок упала с ¾ до ½ копейки за кг. В течение только одного года получена прибыль в 216 тыс. рублей.
Первые опытные постройки гранитных и других дорог начаты в Армавирском и Майкопском округах, в Кабардино-Балкарии.
С 1925 года построено только 350 км. новых дорог. За последние 3 года государством вложено в строительство новых дорог 6 млн. рублей, население дало 1 млн. 87 тыс. рублей. За это время восстановлено 6.095 мостов, отремонтировано дорог 235 км. и 5.212 погонных метров мостов.
Но как это убийственно мало, когда вспоминаешь, что у нас дороги тянутся на 70 тыс. км.
АВТОДОРУ в Средней Азии не повезло.
Начало этого года ознаменовалось в Ташкенте совещанием о создании общества, но избранное после этого оргбюро до сих пор не проявило никаких признаков жизни. И сейчас можно категорически утверждать, что в Средней Азии Автодора не существует.
Между тем необходимость такого общества настолько назрела, что даже в местную краевую газету "Правда Востока" стали поступать многочисленные запросы читателей: "Когда же приступим к организации общества "Автодор"? Когда всерьез займемся развитием механического транспорта и улучшением дорог в Средней Азии?"1)
Почти все дороги Средней Азии находятся в таком состоянии, что даже мечтать о развитом автомобильном движении нельзя. Скрипучая арба, этот последыш средне-азиатской некультурности, успешно конкурирует с машиной, поддерживаемая бездеятельностью руководителей оргбюро Автодора.
Некоторые крупные торговые города Узбекистана и Таджикистана потеряли свое значение вследствие отсутствия дорог. Канибадам, Ура-Тюбе, Ургут, Пенджикент — центры заготовок сухих фруктов — страдают большую часть года от бездорожья. На пути из Ура-Тюбе в Урсатьевскую, в четырех верстах от города, расположен участок в полтора километра, который в конце октября становится непригодным для всех видов транспорта. Можно ли спокойно наблюдать, как разгружаются арбы в начале этой непроходимой топи: тюки, ящики переносятся с помощью амбалов (носильщиков) до более сухого участка дороги, а затем снова грузятся на арбы!
Убытки от таких переносок неисчислимы; тем более в периоды хлопковых кампаний, когда своевременная доставка сырца сохраняет государству сотни тысяч рублей.
Однако дороги мало ремонтируются, а само население без толчка и руководства не склонно начинать ремонт. Пока не разовьется общественное движение в пользу строительства удобных дорог, мы будем копошиться в непролазной грязи, удорожая нашу продукцию, нагоняя бремя излишних расходов на бюджет республики.
В смысле автомобилизации лучше всего дело обстоит в Самарканде — столице Узбекистана. Здесь довольно сильно развито автобусное движение, имеется много легковых автомобилей. Ташкент уступает Самарканду в автобусном движении, зато легковых автомобилей в Ташкенте больше.
Фрунзе, столица Киргизии, и Ашхабад, столица Туркмении — насчитывают автомобили единицами так же, как и другие города Средней Азии.
Существующее в Средней Азии положение в области автомобилизации и дорожного строительства настойчиво требует создания здесь Автодора. Чем скорее он начнет работать, тем скорее от громких разговоров об автомобиле, тракторе и прекрасной дороге можно будет перейти к делу.
Мареев
1) Об этом частично см., напр., заметку "Автодор — Фергане" в № 7 журнала. Ред.
ДОРОГА была недальняя, всего 12 верст до железнодорожной станции.
Но до станции мы добрались только благодаря тому, что ехали на сильных колхозовских лошадях. По проселочной дороге лошади не шли, а буквально плыли по грязи.
Не много лучше в Вологодской губернии и трактовые дороги как губернского, так и государственного значения. Не более трех процентов этих дорог находится в сносном состоянии. Об автомобильном движении можно лишь мечтать. Рейсы почтово-пассажирского автобуса установлены, на протяжении всего лишь ста километров в губернии, и то не во всякое время года.
Два года тому назад в Вологде был получен новый автобус для обслуживания почтовой связью очень важного Коноша-Вельского тракта. Но... от него пришлось отказаться из-за непригодности дорог.
Управлением местного транспорта вблизи Вологды, на Кирилловском тракте, производятся опытные работы по постройке дорог применительно к условиям севера. Управление отремонтировало тракт. Несмотря на это, он остался попрежнему мало пригодным для нормального движения.
ЕЩЕ в начале 1928 г. в Свердловске было инициативное собрание Автодора, на котором были избраны правление и бюро. Избранному бюро были даны поручения: заняться изучением моторов и частей авто.
До сего времени этого не сделано — нет интереса: "сами все знаем". Из собранных средств более ста рублей сдано правлению. И работа в ячейке замерла.
В Гормете более тридцати сотрудников записались в члены Автодора и пожелали работать, но на первом же организационном собрании инициатива была умерщвлена инструкцией — избрать уполномоченного: избранный в единственном числе товарищ не смог заставить себя выработать план и начать работу. А правление Автодора о его существовании забыло, и Горметский Автодор спит, видя во сне "выпуск Уральской автомобильной стали".
Не лучше обстоит дело и в кружке мотористов (10 человек) облисполкома, где, как известно, в начале года была ячейка.
Изучать — ничего не изучали, мотора не нашли. А теперь какой же Автодор?
Одним словом, погиб у нас в Свердловске Автодор во цвете лет.
ЧЕРЕПОВЕЦКОЕ отделение Автодора насчитывает на 1 октября 300 членов. Вступивший в общество юридическим членом Горкомхоз в счет уплаты членских взносов передал Автодору 6 старых легковых и грузовых автомобилей и автоимущество.
Для практических занятий с членами общества в Череповце организуется учебная авто-база и мастерская. Мастерская займется также восстановлением авто-транспорта. Организуются два кружка по изучению автомобильно-мотоциклетного и дорожного дела.
В округе будет распространено около 10.000 билетов лотереи Автодора.
В истекший строительный сезон Череповецким дорожным управлением произведены дорожные работы по трактам округа на расстоянии 16½ км. Применялась тракторная и конная тяга.
Районы округа пред'являют большой спрос на простейшие дорожные снаряды: канавокопатели, корчевальные машины, утюги и т. п. В дорожное управление поступило 9 заявок от райисполкомов.
Череповецкая газета "Коммунист" открыла широкую кампанию за улучшение грунтовых дорог. Газетой выдвинуто предложение о выпуске дорожного займа по типу займа укрепления крестьянского хозяйства, с тем, чтобы не менее 50% суммы займа оставалось на местах и шло исключительно на дороги.
ДЕСЯТКИ тысяч пудов сильно пропитанного нефтью баласта каждый год снимаются с путей депо и путей нефтекачек на Московско-Курской железной дороге и вывозятся на свалки.
Почему бы не поставить серию опытов по использованию этого отброса для устройства усовершенствованных дорог?
У нефтяных баков этот нефтяной слой от времени настолько затвердел, что представляет собой прекрасную дорожку, весьма похожую на асфальтовую. Интересно, что кругом растет трава, а на месте нефтяного слоя ее совершенно нет.
Паровозник
2 Помещая очень интересную заметку "Пропадающие ценности", редакция обратила внимание наших дорожных научно-исследовательских органов на поднятый тов. Паровозником вопрос и надеется в слелующем номере "За Рулем" дать соображения дорожных научных работников по этой заметке.
ЕСТЬ в Калужской губернии фабричное местечко Говардово-Кондрово. В местечке три фабрики Центробумтреста. Есть ячейка Автодора.
Если вы походите по поселку, то увидите следующее: примерно на расстоянии одного—двух километров от фабрики дороги усыпаны шлаком. Около фабрик — горы шлака. На дорогах, усыпанных шлаком, грязи никогда не бывает.
Ведь это видит и ячейка Автодора, а все-таки никак дальше двух километров от фабрики не идет. А если иногда и возит шлак зимой на дорогу, то валит кучами. Весной эти кучи не разравнивают по всей дороге, их об'езжают мимо и купаются в грязи.
Странно смотреть, как под ногами валяется ценный материал, из которого можно построить прекрасную дорогу. Вместо этого, хороший материал, валяясь как отброс, портит дорогу.
В АВГУСТЕ при Кожсиндикате и Кожтресте организовался коллектив Автодора. На первое собрание явилось свыше 40 человек рабочих и служащих. Теперь, через 1½ месяца со дня организации, можно подвести некоторые итоги работы.
Состав коллектива уже 120 человек, функционируют 2 автомобильных кружка с составом слушателей свыше 50 человек. Кружки работают под руководством двух товарищей, знакомых с авто-делом. Приобретена легковая машина "Падэус", на которой члены Автодора будут обучаться езде под руководством специалистов-шоферов. Это достигнуто за полтора месяца существования коллектива.
Для дальнейшей работы намечены: вербовка новых членов Автодора, усиленная учеба в кружках с таким расчетом, чтобы за зимний период пройти теоретическую часть учебы, а к весне приступить к практическому обучению слушателей кружков управлению машиной.
Это — ближайшие перспективы. На будущее лето — организация мото-спорт-приобретения авто-имущества и организация автомобильного похода.
Ячейка Автодора завода "Гез" впервые на Украине устроила мото-пробег мотоциклистов — рабочих завода. Перед стартом организовался летучий митинг, на котором приветствовали гезовцев с их первою показательной работой.
В. Б.