ЧЕРЕЗ три недели после организации в МОГЭС'е коллектива число членов превысило 200 человек.
Немедленно стали формироваться кружки по изучению автомобильного дела. Условия работы кружков на первых порах довольно благоприятные: имеется автомобиль, полученный от правления треста, достаточный запас старых авто-частей, наконец, — нет недостатка в руководителях и инструкторах из числа своих авто-работников.
Теперь уже происходят занятия в четырех отдельных группах, человек по 25 в каждой. Каждая группа подбиралась так, чтобы в нее попали лица одинакового развития и технической квалификации. Такой подбор оправдал себя вполне, давая возможность вести занятия в каждой группе соответственно составу ее членов. Ученики наши — преимущественно молодежь самой различной квалификации, начиная от монтеров, кабельщиков и воздушников и кончая черно-рабочими и станционной охраной. Одна из групп составлена целиком из квалифицированных работников — электриков и техников.
На районных станциях в Кашире, Богородске, Шатуре, а также в Москве на трамвайной станции идея создания кружков Автодора пользуется большим успехом. Везде созданы ячейки и налаживается учеба.
ЭТО странное, на первый взгляд, предостережение принесет огромную пользу автомобилисту восточной части Уральской области. Здесь, перед тем как попасть в какой-нибудь населенный пункт, придется встретиться с проселочными дорогами, по которым местами не только авто, но и лошадь с трудом пройдет. Эта проселочная дорога большей частью представляет собой две неровные, узкие и глубокие колеи с острыми краями, окруженные твердыми комьями земли. Хорошо еще, если дорога идет по гладкому полю, где можно миновать ее, но совсем в безвыходном положении очутится автомобилист, когда эта дорога пойдет узкой линией между пашнями и посевами. Вот все эти "дорожки" и являются препятствием автомобилю. Сносных дорог очень мало. Не говорю уже о хороших, которых мало даже в таких городах, как Курган и Челябинск, стоящих на сравнительно ровных местах, вполне пригодных для автомобильного движения.
В Челябинске, самом крупном городе восточной части Уральской области, есть 4 автобуса, 2—3 легковых, 5 или 6 грузовых автомобилей и около десяти мотоциклов. Вот и весь авто-транспорт, раз'езжающий по 4 или 5 более или менее приличным улицам. Еще летом по этим улицам поправляли канализацию; нарыли ям посредине дороги, выбросив всю землю и камни на дорогу. Движение в этих местах стало возможным лишь по одной стороне, очень узкой, и... ямы так и оставили. Опасность лопасть в эти ямы и сломать не только машины, но и головы пассажирам, становится все реальней, так как предохранительные загородки почти уничтожены и ночью фонари долгое время не зажигаются.
У таких дорог надо бы видеть здесь это странное предостережение: "Осторожно — дорога!"
В 1927 ГОДУ летом еще никто не слыхал об Автодоре, еще не было автодоровских ячеек, но именно тогда родился автомобильный кружок при губотделе совторгслужащих, который затем превратился в ячейку Автодора.
С громадными трудностями достали с кладбища ВСНХ старый 18-летний легковой автомобиль "Берлие". У этой машины была трещина в рубашке мотора, не было магнето, дисков в сцеплении, нескольких шестерен в коробке скоростей, протекал радиатор, был разрушен кузов, нехватало многого.
Вокруг этого старика и закипела работа. Двадцать кружковцев задались мыслью омолодить развалину. Попутно кружок занимался теорией автомобильного дела под руководством инженера-общественника Ускова.
На реставрацию "Берлие" понадобился почти год; за этот год развалина превратилась в совсем приличный, даже для Москвы, автомобиль.
И в августе 1928 г. он принял свое боевое крещение под руководством выучившихся на нем кружковцев, участвуя в первом автодорском пробеге Москва — Серпухов — Москва.
Сейчас ячейка, которая выросла вокруг старого (теперь нового) "Берлие", прикреплена к НКИД и имеет 50 человек. Из них 10—15 человек знают автомобиль, как хорошие шоферы, трое получили звание квалифицированных шоферов.
Каждое воскресенье Петровский парк — свидетель работы ячейки Автодора НКИД: старый "Берлие" учит молодых автодоровцев. Сейчас за ним бегает вторая, купленная на деньги кружка, машина "Форд", при покупке стоившая 250 р.; работой кружковцев она восстановлена и готова к обучению новых кружковцев.
ЯЧЕЙКА Автодора у нас на заводе начала существовать сравнительно недавно. Но уже за 5 месяцев завербовано 35 членов, — из них 10 занимаются на курсах Автодора. Сейчас ячейкой совместно с заводской библиотекой приобретен ряд книг по авто-дорожному делу.
Работой Автодора интересуются все рабочие. Особенно сильно занимает вопрос о покупке коллективной авто-машины. Выписывается 30—35 экз. журнала "За Рулем".
МЕДВЕЖЬИ углы нашего СССР становятся все более и более культурными благодаря повседневному слушанию "газеты без бумаги и на расстоянии", — радио-передачи.
В предместьях Москвы можно нередко встретить пареньков, едущих на "авто-конях" (мотоциклетах). На последние скопленные гроши покупают они скелеты машин с авто-кладбищ, домашними средствами ремонтируют их, и на зависть другим сверстникам, с гордым видом катаются на фыркающих машинах. Их "кони" часто упрямятся, мотор дает перебои, при его пуске очень трудно происходит вспышка, или наоборот — мотор работает хорошо, а "конь" идет черепашьим шагом, но многие пожелали бы иметь хоть такую захудалую машину, только могла бы она хоть как-нибудь ехать; но достать ее очень трудно. Обходится такая машина в среднем около 200 рублей. Собрать же и построить из частей сборочную машину мешает прежде всего авто-неграмотность, незнание, где находятся авто-кладбища, неумелый подбор частей и т. п.
Необходимо уничтожить авто-неграмотность среди широких слоев населения. Надо устраивать регулярную передачу журнала "За Рулем" по радио (как это давно практикуется журналом "Радиолюбитель"), радио-собеседования по начальным знаниям устройства автомобиля, мотоцикла и др., организовывать обмен авто-мото-вело-частей, давать информацию о состоянии запасов авто-кладбищ и авто-рынка.
НАМ, землеустроителям, работающим вдали от железных дорог и городов, видно, как никому, все варварское состояние наших дорог.
Я считаю, что при проведении землеустройства надо больше уделять внимания дорожному строительству. Необходимо народному комиссариату земледелия войти в соглашение с Автодором для разрешения этого вопроса.
Если дорожное строительство оставлять на "после землеустройства", то проведение дороги в землеустроенной местности вносит ряд затруднений и часто приводит к ломке уже проведенного в жизнь землеустроительного проекта.
В договорах на землеустройство нужно вставить пункт о постройке дороги, а если это из-за нашей бедности еще неосуществимо, — хотя бы пункт об обязательном ремонте дорог.
Среди членов союза Всеработземлеса надо усилить проведение идей Автодора — этот союз должен явиться одним из активных работников и пропагандистов Автодора.
КРЫМСКОЕ отделение Автодора организовано в Симферополе 1 января 1928 года. В состав его входят райотделения, находящиеся в Севастополе, Ялте, Алупке, Феодосии, Керчи, Джанкое, Евпатории. Членов в райотделениях насчитывается до 500 человек. По Симферополю, где работой коллективов руководит непосредственно Крымское отделение, число членов доходит также до 500 человек.
Столь незначительное для Крыма количество завербованных членов об'ясняется тем, что Совет о-ва не высылает необходимого материала — членских билетов, регистрационных карточек и пр.
В распоряжении крымского Автодора уже имеется 5 автомобилей.
Для популяризации идей общества и широкой пропаганды нами была организована агит-поездка на машине по городу с лозунгами за автодоризацию города и села, а также устроено было народное гулянье в городском саду.
КОГДА работники 1-го участка узнали, что организовался Автодор, тут же было приступлено несколькими товарищами к организации его ячейки на участке.
Коллективом поставили себе задачу — каждого работника участка научить управлять машиной, заменить конный транспорт автотранспортом, чтобы участок обслуживался не просто водопроводчиками, а водопроводчиками-шоферами.
Для МКХ такая постановка дела экономична; в то же время каждый работник участка повысит свою квалификацию.
На нашем участке всего 45 работников.
Сделано же вот что: теперь из 45 человек — 29 члены Автодора. Прослушан цикл из 6 вводных лекций по автомобилизму. Организованы курсы шоферов-водителей. Приступлено к занятиям. Посещение 100% и, главное, коллективом получен отработавший свою службу автомобиль.
История получения автомобиля тянулась более 1½ месяцев. Машина сейчас на ходу. Построен субботниками и воскресниками гараж площадью 35 кв. м. Курсы находятся под наблюдением коллектива Автодора ЦУМТ'а, непосредственно их инструктирует инженер Глушков.
Но для планомерных занятий курсов необходимы средства (они нужны не только для курсов, но и для приведения в надлежащее состояние машины), а их нет.
"С миру по нитке — голому рубашка". Единогласно, без лишних слов постановили: с каждого члена кружка курсов по рублю в месяц; автомобилю — обувка, курсам — средства для занятий.
Как сказано, так и сделано.
И вот теперь, к осени, думаем произвести первый выпуск шоферов, автомобиль пустить в эксплоатацию собственными шоферами-водопроводчиками по водопроводной сети.