НАУКА И ЖИЗНЬ, №4, 1893 год. О древнихъ календаряхъ.

"Наука и Жизнь", №4, 1893 год, стр. 58-60

О древнихъ календаряхъ.

(Продолженiе).

По-гречески мѣсяцы называются у многихъ исторiографовъ. Евсевiй, епископъ Палестинской Кесарiи, опредѣляя время страданiй святаго мученика Амфiана, называетъ апрѣль мѣсяцъ по-гречески «Ксанѳикомъ». «Бѣ страданiе и скончанiе мученика святаго Амфiана во вторый день мѣсяца Ксанѳика гречески, римски же въ четвертый нонъ Апрiллiа, въ пятокъ» 1). Также о святой мученицѣ Ѳеодосiи тотъ же Евсевiй повѣствуетъ: «продолжившуся до пяти лѣтъ на ны (отъ нечестивыхъ идолопоклонниковъ) гоненiю, мѣсяца Ксанѳика, во вторый день, иже есть четвертый нонъ Апрiллiевыхъ, въ самый день воскресенiя Господня праздникъ, дѣвица вѣрна и честна» и пр. 2). Греческое наименованiе мѣсяцевъ встрѣчается иногда и въ священныхъ книгахъ Ветхаго Завѣта. Такъ, во второй книгѣ Маккавейской читаемъ: «Приходящымъ же тридесятаго мѣсяца Ксанѳiка, дадимъ десницу безъ опасенiя» 3). Тамъ же: «Здравствуйте. Лѣта сто четыредесять осмаго, Ксанѳiка (мѣсяца) пятагонадесять дне» 4). Въ той-же книгѣ и главѣ, нѣсколько выше, находимъ также греческое названiе другаго мѣсяца: «Здравствуйте. Лѣта сто четыредесять осмаго (мѣсяца) Дiоскорiнѳiя, дне двадесять четвертаго» 5). Греческiй мѣсяцъ «Дiоскоринѳiй» или «Дiосъ» соотвѣтствуетъ нашему Ноябрю.

Наконецъ, въ древнихъ историческихъ книгахъ встрѣчаются названiя мѣсяцевъ даже по-египетски. Такъ, въ «Житiи преподобныя матере нашея Марiи Египетскiя, списанномъ святѣйшимъ Софронiемъ, патрiархомъ Iерусалимскимъ», говорится про авву Зосиму, что при главѣ ея онъ видѣлъ «изображенное писанiе на земли сiе»: «Погреби, авво Зосимо, на семъ мѣстѣ смиренныя Марiи тѣло, отдаждь персть персти: моли же Господа за мя преставльшуюся мѣсяца Фармуфiа Египетски. Римски же Апрiллiа въ первый день, въ самую нощь спасительныя Христовы страсти» 6). «Житiе преподобнаго отца нашего Ѳеодора, ученика Пахомiева» разсказываетъ, что преподобный созналъ суету тлЬннаго сего мiра, «совершающуся въ дому благочестивыхъ его родителей великому празднику мѣсяца Тvвà (Егvпетски) во единодесятый день (сiесть Iаннуарiа въ шестый, въ оньже празднуется Богоявленiе Господне)» 7). Въ томъ же житiе, въ видѣ подстрочнаго примѣчанiя 8), приводятся египетскiя названiя всѣхъ мѣсяцевь; здѣсь же разъяснено и о томъ, что числа египетскихъ мѣсяцевъ съ нашими числами не сходятся.

Особеннаго вниманiя предъ другими мѣсяцами заслуживаютъ мѣсяцы Мартъ и Сентябрь, по ихъ положенiю и значенiю въ исторiи мiрозданiя и рода человѣческаго.

Первый между мѣсяцами — Мартъ. Объ этомъ-то мѣсяцѣ Господь сказалъ Моисею и Аарону въ землѣ Египетской: «мѣсяцъ сей вамъ начало мѣсяцей, первый будетъ вамъ въ мѣсяцѣхъ лѣта» 9). Въ этомъ мѣсяцѣ Господь создалъ видимый мiръ и его перваго обладателя — Адама, ради котораго Онъ насадилъ и рай на востокѣ, и ввелъ въ него Адама, и повелѣлъ ему обладать всею землею, звѣрями, и скотами, и гадами, и рыбами морскими, и птицами небесными. Въ этомъ мѣсяцѣ Господь установилъ для Израильтянъ законъ Пасхи въ Египтѣ и вывелъ ихъ изъ него. Въ этомъ мѣсяцѣ и самъ Единородный Сынъ Бога Отца сошелъ на землю, не переставая быть Богомъ, вселился въ утробѣ пренепорочныя Богоотроковицы Приснодѣвы Марiи, наитiемъ на Нее св. Духа при Архангеловомъ благовѣщенiи. Въ этомъ мѣсяцѣ Христосъ пострадалъ на крестѣ, былъ погребенъ, какъ смертный человѣкъ, и воскресъ со славою, какъ безсмертный. Въ этомъ мѣсяцѣ «содѣянъ» новый свѣтъ нашего спасенiя... Вследствiе чего, этотъ мѣсяцъ — начало мѣсяцевъ и годовъ, — первый, отъ перваго числа котораго получаютъ свое начало и «вси крузи солнечнiи и луннiи, и вруцѣлѣто, и вiсектосъ, и все теченiе лѣтнее, и равноденствiе составляется» 10).

Въ Ветхомъ Завѣтѣ Богъ далъ особое повелѣнiе евреямъ праздновать мѣсяцъ Сентябрь. Объ этомъ въ Моисеевыхъ книгахъ такъ пишется: «рече Господь къ Моисею, глаголя: рцы сыномъ Израилевымъ, глаголя: мѣсяца седмаго, въ первый день мѣсяца, да будетъ вамъ покой, всякаго дѣла работня не сотворите во всѣхъ селенiяхъ вашихъ, и принесете всесожженiе Господу» 11). Какъ седьмой день Господь, по шестидневномъ творенiи мiра, благословилъ, и освятилъ его, и относительно его празднованiя далъ заповѣдь 12), такъ и седьмой мѣсяцъ Онъ благословилъ, и освятилъ, и велѣлъ людямъ въ этотъ мѣсяцъ отдыхать отъ всѣхъ ихъ трудовъ: «мѣсяца седмаго сего», говорилъ Господь Моисею, «егда скончаете жита земли, да празднуете Господу» 13). Въ этомъ мѣсяцѣ, по преданiю, ковчегъ Ноевъ остановился на горахъ Араратскихъ. Въ этомъ мѣсяцѣ Моисей сошелъ во второй разъ съ горы съ новыми скрижалями 14). Въ этомъ мѣсяцѣ въ полкахъ Израильскихъ начала созидаться скинiя Господня 15). Въ этомъ мѣсяцѣ первосвященникъ Iудейскiй входилъ во Святое Святыхъ 16). Этотъ мѣсяцъ назначенъ былъ для покаянiя евреевъ и принесенiя жертвъ «всесожженiя» 17). Въ этомъ мѣсяцѣ освященъ былъ храмъ Соломоновъ 18). Въ этомъ мѣсяцѣ всѣ колена Израильскiя собирались въ Iерусалимъ на праздникъ, по повелѣнiю Господню: «суббота субботъ да будетъ вамъ седмый мѣсяцъ, и смирите душы ваша предъ Господемъ» 19). Отъ этого месяца евреи начинали считать лѣта ветхозавѣтнаго «повелѣнiя», простиравшагося на цѣлыя 50 лѣтъ. Господь повелѣлъ евреямъ, входившимъ въ землю обѣтованную, чтобы черезъ каждыя сорокъ лѣтъ «нарочито» праздновали годъ пятидесятый не только они сами и ихъ рабы, но волы, и ослы, и земля, о чемъ въ книгахъ Моисеевыхъ пишется такъ: «Возвѣстите трубнымъ гласомъ во всей земли вашей, и освятите лѣто, пятидесятое лѣто и разгласите оставленiе на земли, всѣмъ живущимъ на ней, ни сѣяти, ниже жати будете, еже само произникнетъ на ней» 20) «и да не объемлеши освященныхъ (Богу) ея, но да ясти будутъ убогiи языка твоего: останки же да снѣдятъ звѣрiе дивiи, тако да сотвориши винограду твоему и масличiю твоему» 21). Эти 50 лѣтъ раздѣлялись у евреевъ на семь седьминъ и каждое седьмое лѣто называлось субботой и покоемъ. Господь такъ говорилъ своему народу чрезъ Моисея: «шесть лѣтъ да сѣеши ниву твою, и шесть лѣтъ да рѣжеши виноградъ твой, и собереши плодъ его. Въ седмое же лѣто суббота, покой да будетъ земли, суббота Господня: нивы твоя сѣяти, и винограда твоего рѣзати не будеши. Аще же речете: что ясти будемъ въ седмое лѣто сiе, аще не сѣемь, ни собираемъ плодовъ своихъ? и послю благословенiе мое вамъ въ лѣто шестое, и умножу жита, и снѣсте ветхая ветхихъ» 22).

Что касается другихъ древнихъ народовъ, то они, не имѣя вѣрныхъ понятiй о сотворенiи мiра и представляя его вѣчнымъ, считали лѣта не отъ сотворенiя мiра, но отъ какихъ-либо важныхъ историческихъ со6ытiй: нѣкоторые — отъ начала Ассирiйской, Мидiйской и Персидской монархiй, иные — отъ Олимпiйскихъ празднествъ, римляне — отъ основанiя Рима и пр. 23). А римскiй кесарь Августъ, побѣдивъ Антонiя и Клеопатру и сдѣлавшись единодержавнымъ, установилъ новое счисленiе лѣтъ, болѣе удобное для собиранiя дани со всѣхъ странъ, — установилъ, такъ-называемый, «индиктiонъ», т. е. повелѣнiе на 15 лѣтъ. Весь «индиктiонъ» онъ раздѣлилъ на три части по пяти лѣтъ въ каждой, чтобы въ теченiе всего пятнадцатилѣтняго круга три раза собирали дань въ каждое пятое лѣто. Каждыя пять лѣтъ назывались «люструмъ», т. е. «свѣтлое», потому что люди въ эти года, веселясь со свѣчами, отдавали дань. Раздѣленiе на 15 лѣтъ произошло отъ того, что въ первыя пять лѣтъ собирали желѣзо и мѣдь на скованiе мечей, копiй, шлемовъ, панцырей и пр. воинскихъ оружiй, во вторыя пять лѣтъ бралось серебро для жалованiя войскамъ, въ послѣднiя пять лѣтъ приносилось въ Римъ золото на украшенiе боговъ. Черезъ 15 лѣтъ кругъ дани снова повторялся, и называли то лѣто «новымъ лѣтомъ». Начало же его отъ 1-го Сентября было установлено потому, что въ то время Августъ побѣдилъ Антонiя и Клеопатру и сдѣлался единодержавнымъ, и съ этого именно дня онъ установилъ индиктiонъ 24). Это было въ двѣнадцатомъ лѣтѣ царствованiя Августа, за тридцать лѣтъ до Рождества Христова 25). Нѣкоторые думаютъ, что начало индиктiоновъ надо полагать отъ начала мiра, съ перваго лѣта по его сотворенiя. Но это не вѣрно 26). Раньше времени Августа индиктiоновъ не было, отъ самаго начала мiра до Августа о нихъ никто и не слыхалъ 27). — И христiанская церковь установила праздновать начало индиктiоновъ въ первый день Сентября, потому что въ этотъ именно мѣсяцъ и день, когда iудеи праздновали «новое лѣто», пришелъ Iисусъ въ Назаретъ, гдѣ былъ воспитанъ, вошелъ въ синагогу и проповѣдалъ бывшимъ въ ней «лѣто прiятно» 28). Установленъ же этотъ праздникъ святыми отцами на Никейскомъ соборѣ (первомъ вселенскомъ): когда Константинъ Великiй, побѣдивъ Максентiя, «просвѣтилъ вселенную свѣтомъ благочестiя» и «свои Индиктiоны установилъ», тогда святые отцы повелѣли праздновать «новое лѣто», какъ начало свободы христiанской, въ первое число Сентября мѣсяца 29).

Приведемъ въ параллель названiя мѣсяцевъ во всѣхъ четырехъ, вышеупомянутыхъ, календаряхъ. При этомъ надо замѣтить, что названiе мѣсяцевь по-еврейски существуетъ двойное: одно — до плѣна Вавилонскаго, другое — послѣ этого плѣна.

По-римски. По-еврейски. По-гречески. По-египетски.
До плѣна
Вавилонск.
Послѣ плѣна.
1) Мар. 1-й Нiсса́нъ Ди́стросъ Фаменоѳъ
(7-й)
2) Апр. 2-й Iiа́ръ Кса́нѳикосъ Фарму́ѳiй
(8-й)
3) Май 3-й Си́ванъ Артемисiо́съ Пахонъ
(9-й)
4) Iюнь 4-й Тамузъ Десiо́съ Павни́
(10-й)
5) Iюль 5-й Авъ Панемо́съ Епiфi
(11-й)
6)Авг. 6-й Элулъ Лоосъ Мессvри
(12-й)
7) Сен. 7-й
(Аѳаникъ)
Тисри Горнеосъ Ѳоѳи́
(1-й)
8) Окт. 8-й
(Вулъ)
Мархесуанъ Vперверетеосъ Фаофи́
(2-й)
9) Ноябр. 9-й Хаслевъ Дiосъ
(Дiоскоринѳъ)
Λѳvръ
(3-й)
10) Дек. 10-й Тивиѳъ Λнеллеосъ Хоакъ (хvакъ)
(4-й)
11)Янв. 11-й Севатъ Лvдинеосъ Тvви
(5-й)
12) Февр. 12-й Адаръ Перитiосъ Мехиръ
(6-й).

Александръ Яхонтовъ.

(Оконч. въ слѣд. №.)

1) Житiе и страданiе св. муч. Амфiана и брата его Едосiя. Апр. 2, л. 9. (назад)

2) «Житiя Святыхъ». Мартов. четверть, л. 177. (назад)

3) II Маккав., гл. XI, ст. 30. (назад)

4) II Маккав., гл. XI, стт. 33 и 38. (назад)

5) II Маккав., гл. XI, ст. 21. (назад)

6) Апр. 1, л. 7. (назад)

7) Мая 16, л. 125 об. (назад)

8) Мая 16, л. 128. (назад)

9) Исход., гл. XII, ст. 2. (назад)

10) Житiя Святыхъ. Мартов. четв., л. 1. (назад)

11) Левит. гл. ХХIII, стт. 24. 25. (назад)

12) Исход., гл. XX, стт. 9. 10. (назад)

13) Левит., гл. ХХIII, ст. 10. (назад)

14) Исход, гл. XXXIV, ст. 29. (назад)

15) Исход. гл. XXXV. (назад)

16) Левит, гл. XVI, ст. 34.; Евр. гл. IX, стт. 3 и 7. (назад)

17) Левит, гл. ХХIII. (назад)

18) III Царствъ, гл. VIII. (назад)

19) Левит. ХХIII, 32. (назад)

20) Левит, гл. XXV, ст. 9—11. (назад)

21) Исход, гл. ХХIII, ст. 11. (назад)

22) Левит., гл. XXV, стт. 3. 4. 20. 21. (назад)

23) Житiя Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об. (назад)

24) Житiя Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об.; срав. сентябр. четв., л. 1 об. (назад)

25) Житiя Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об. (назад)

26) Житiя святыхъ. Сентябр. четв., л. 3, примѣчанiе св. Димитрiя Ростов. (назад)

27) Житiя Святыхъ. Мартов. четв., л. 1 об. и сентябр. четв., л. 3, примѣчанiя. (назад)

28) Лук. гл. IV, стт. 16—19. (назад)

29) Житiя Святыхъ. Сентябр. четв., лл. 2—3. Мартов, четв., л. 1 об. (назад)