Королевство маловато, разгуляться негде

"Королевство маловато, разгуляться негде".

Разговор пойдет, однако, не о территориях, а о населении. Точнее — о его численности.

Кроме ссылок в заметке использована следующая литература:

1. Н. В. Чехов. Народное образование в России с 60-х годов XIX века, 1912 г.

Слишком часто стало встречаться мнение, что для развития собственного производства, рассчитанного на внутренний рынок, численность населения должна составлять миллионов 500. Ну, в крайнем случае — 300, но никак не меньше. Поэтому жалкие 145 млн. населения Российской Федерации ну никак не способствуют развитию промышленности, т. к. внутренний рынок слишком маленький, а на внешние нас не пускают. Поэтому и с производством в стране беда.

Понятно, что если 145 млн. мало, то уж 80—100 млн. населения вообще ни о чем. В стране с населением в 100 млн. жителей просто нет базы для развития (конечно, если только нет возможности пограбить колонии).

Возьмем как раз такую страну. 100 с лишним лет назад в США было около 100 млн. населения. Примерно в это время США занимали в мировом экспорте 35% угля, 42% нефти, 66% хлопка, 34% стали. В 1923 г. США находились на 2-м месте в мире по экспорту стали. На первый взгляд — типичная нефте-угле-хлопковая (и немножко железная) колонка.

Однако, если посмотреть внимательнее, например, на сталь, то окажется, что вырабатывая в том же 1923 г. стали почти в 6 раз больше, чем Англия (40 млн. т. против 7 млн. т.), США экспортировали почти вдвое меньше (2 млн. т. против 4,4 млн. т.).

Т.е. вырабатывая ⅔ мирового производства стали, 95% этого огромного объема США потребляли сами. 100 млн. человек потребляли ⅔ мирового производства!

Посмотрим на американский автопром. Из 4,5 млн. произведенных в 1926 г. машин, на экспорт было отправлено около 500 тыс., т. е. 90% было продано в самих США. Из 2,2 млн. автомобилей, выпущенных в 1920 г. вывезено было 170 тыс. (те же 10%). При этом общее мировое производство автомобилей в 1926 г. составило 5 млн. Т.е., производя 90% всех машин в мире, 80% этого мирового производства потребляли жители США. Да, те самые жалкие 100 млн. (примерно 7% от тогдашнего населения Земли) раскупали 80% всего мирового производства. А чтобы связь численности населения страны с уровнем производства была нагляднее, приведу пример Китая, в котором в конце 20-х годов прошлого века было 33 тыс. автомобилей.

Конечно, оппоненты могут сказать, что США, нажившись на Первой мировой, имели возможность развивать различные отрасли своего народного хозяйства. Однако промышленность США еще в 1909 г. (задолго до мировой войны) произвела машин в 2 раза больше, чем все остальные страны Европы вместе взятые. А в далеком 1890 г. по добыче угля (а это металлургия, химия, электроэнергия) США находились на почетном втором месте — 141 млн. т. (в скобках заметим, что Российская Империя была в то время на 7-м месте с несчастными 6 млн. т.).

Из вышесказанного можно сделать вывод: уровень производства страны слабо связан с численностью ее населения. Попробуем найти факторы, влияющие на развитие промышленного производства.

1. Высокий уровень образования населения. Причем — массового образования, единичные "элитные" учреждения не годятся, потому что для разработки и производства сколько-нибудь сложных технических изделий нужны не только ученые и инженеры, но и грамотные рабочие и техники.

В США с этим было все в порядке. В 1910 г. % учащихся по отношению к населению составлял 19,4% (1 — стр. 221). В Российской Империи в 1911 г. эта цифра была самой низкой в Европе — 3,85% (1 — стр. 220). Кстати, в Финляндии в это же время — 11,1%.

Однако образование лишь одно условие. Например, в СССР было неплохое техническое образование (при катастрофически слабом преподавании общественных дисциплин), однако это не помогло Российской Федерации, поэтому:

2. Уровень доходов населения должен позволять покупать промышленные товары.

В США это условие также выполнялось. Есть некий Пучков, который считает себя переводчиком, так вот по его мнению, признаком высоких доходов населения являются дворы, заставленные машинами. Поэтому приведу следующую цитату:

"В Детройте 2 млн. населения и... около 2 млн. автомобилей. На всех боковых улицах по обеим сторонам стоят тесно один к другому автомобили. Гаражей у большинства детройтского населения нет, — это не по карману рабочему и служащему"

А на фото ниже видна автостоянка перед американским футбольным стадионом во время матча.

В целом в США обеспеченность домохозяйств техническими новинками была следующая: автомобилей — на 5 семейств 3 , телефонов — на 5 семейств 3, радиоприемников — на 5 семейств 2 радиоприемника.

Дополнительно могу предложить свою заметку о зарплатах рабочих в США и Российской Империи, при этом надо учесть, что промышленных рабочих в России было крайне мало, а у крестьян доходы с одной десятины в 1900-х годах (с учетом издержек) составляли 9—16 руб. в год, т. е. в несколько раз меньше, чем у русского рабочего, особенно в промышленных центрах, где она доходила до 60 руб. в месяц.

Также считаю необходимым добавить, что промышленность должна быть направлена именно на гражданского потребителя, "пушки вместо масла" еще никогда не приводили к процветанию страны.
 

Так что можно сделать вывод: для развития промышленности необходимо не просто население (в Китае с населением все в порядке, даже и промышленность есть, а вот с внутренним спросом имеются проблемы), а грамотные и материально обеспеченные граждане.