ПО РОДНОМУ КРАЮ. Вытегра-Вологда.

ПО РОДНОМУ КРАЮ
Вытегра-Вологда.

Повторюсь, для начала главное — уехать километров на 200 от С-Пб. Движение на Мурманской трассе на этом участке чрезвычайно плотное практически в любое время. Как пример — в наших "северных" путешествиях за 3—4 тыс. км. можно не встретить ни одной аварии, а на этом участке, к сожалению, они есть практически всегда.

Поэтому будьте внимательны. Главное для автотуриста — проехать из пункта А в пункт Б, а не показывать чудеса ловкости, обходя очередной "паровозик". В качестве рекомендации — весьма старая, но по сию пору актуальная статья "Без тормоза".

Километров за 50 до Лодейного поля, за Пашой, с правой стороны заправка Лукойл (41.34 — 07.2017). Вокруг Лодейного Поля есть объездная, с которой и можно повернуть прямо на Вытегру. Владельцам низкосидящих машин следует учесть следующее. Дорога от поворота на Вознесенье и до Вытегры (за исключением пары асфальтированных участков в деревнях) ничуть не изменилась за 30 лет. Стала, пожалуй, только хуже — гравийное шоссе превратилось местами в разбитый проселок. Поэтому в дождливые периоды там лучше не ехать — во избежание. Раньше в Вознесенье ходил паром с выходом на старую Петрозаводскую трассу по берегу Онеги.

Сейчас, наверное, тоже ходит, но режим работы лучше проверять заранее. Я в "новые" времена там не бывал.

Поэтому лучше сделать круг Лодейное Поле — Медвежегорск — Пудож — Вытегра, тем более, что участок Пудож — Вытегра, который 30 лет назад можно было пройти разве что на "Урале", сейчас представляет из себя отличное шоссе.

Итак с объездной Лодейного Поля двигаемся в направлении Мурманска через мост. Перед мостом кольцевое движение, и перед поворотом на мост есть кафе, где можно отдохнуть и выпить кофею.

Километров через 15 справа будет стоянка у озера.

На ней можно было отдохнуть и переночевать.

Пишу "было", потому что в прошлом году, когда вели ремонт Мурманской трассы, она была заставлена техникой и даже заехать на нее было, в общем, невозможно. В этом году там пока не был. Еще километров через 15 с левой стороны будет заправка ПТК (34.40 — 07.2014) с летней кафешкой.

Далее пересекаем границу Карелии (на границе пост ДПС) и можно заехать в Олонец.

Дорог туда две: одна напрямую через Мегрегу, но там не очень хорошее шоссе, другая через Верховье. Это небольшой крюк, но дорога лучше.

При подъезде к Пряже будет поворот на Сортавалу. Если повернуть, то почти сразу за поворотом кафешка (500 руб на двоих 08.2016) с номерами. Можно переночевать (900 руб. на двоих), но сам там не останавливался. Если двигаться на Петрозаводск, то в Пряже слева будет заправка (38.10 — 08.2016). Двигаемся мимо Петрозаводска, потому что если заезжать — будет совсем отдельная история. Тут и отличная набережная

и краеведческий музей и, конечно, "Ракета" на Кижи и проч., в общем задержаться надо будет дня на 2—3.

За Петрозаводском, после Шуи, дорога раздваивается: старое мурманское шоссе уходит влево — на Марциальные воды и Гирвас, а новое мурманское шоссе идет через Кондопогу на Медвежьегорск. Каждый путь имеет свои достопримечательности.

Старая дорога, которая, похоже, не ремонтировалась лет 30, тем не менее вполне удовлетворительная, проходит мимо красивых озер, и курорта Марциальные воды.

Останавливаться там можно на специально отведенной стоянке и прогуляться по парку с источниками, посетить музей, пройти наверх мимо корпусов санаториев.

Далее будет водопад Гирвас,

который, собственно, есть старая плотина.

При подъезде, у самой плотины слева будет небольшая площадка для пары машин, где можно остановиться, выйти на берег разлива реки Суна,

если прихватить резиновую лодку, то можно и пройти по воде, только аккуратно — плотина все-таки. Чтобы выйти на новое мурманское шоссе в Гирвасе надо повернуть направо. Есть дорога и прямо, которая, пройдя по глуши, выведет прямо на Медвежьегорск, но я по ней не проезжал, поэтому ничего сказать не могу.

Новая дорога идет через Кондопогу, в которой тоже есть что посмотреть, в частности памятник деревянного зодчества, но в "новое" время я там не был, поэтому схему проезда не подскажу. В Кондопоге слева заправка (36.00 — 06.2014). За Кондопогой слева памятник дорожным строителям.

Далее, двигаясь на Мурманск, можно доехать до поворота на водопад Кивач (налево).

Проезд к водопаду платный. Можно осмотреть как сам водопад, так и местный краеведческий музей (летом с 09:00 до 21:00) и ботанический сад. Есть кафешка. Вернувшись на Мурманское шоссе и двигаясь в направлении Медвежегорска, доезжаем до поворота на Гирвас, где и соединяемся с предыдущим маршрутом.

На этом перекрестке слева стоянка (ночевка легковушки 21:00—09:00 50 руб.), кафе (с детским залом), гостиница (не ночевал, как и почем не знаю), платный туалет, душ, заправка. Года два назад заправлялось много машин. Сейчас стало мало, поэтому уже в прошлом году мы заправляться там не рискнули. Однако можно поесть, переночевать хоть в машине.

Далее — поворот направо на Медвежегорск. Перед поворотом дорога прорублена в скалах, очень красивые места.

Непосредственно перед поворотом на Медвежегорск можно было остановиться за мостом через реку Кумса, которая протекает в красивом ущелье.

Сейчас там поставили и огородили стойки с камерами (вообще огораживание — это сейчас, похоже, наше все). На повороте, естественно, медведь.

Те, кто едет первый раз, да еще, не дай бог с боязнью высоты — будьте внимательны на повороте! Поворот крутой, с левой стороны открывается обрыв.

Сразу за поворотом с левой стороны заправка (39.50 — 07.2017), туалет. В Медвежегорске почти везде ограничение 40 км. Светофор на пересечении с Советской налево — в Пудож, мимо краеведческого музея и тридцатьчетверки на постаменте, направо — к вокзалу, который также можно осмотреть.

Далее проезжаем Повенец, где начинается Беломоро—Балтийский канал. Сразу за шлюзом слева стоянка, можно выйти и попробовать осмотреть шлюз.

Двигаясь в направлении Пудожи проезжаем поворот налево на Куганаволок. Это поселок на берегу Водлозера. В далекие времена можно было, бросив машину в деревне, договориться с местными и они доставляли на лодке к Ильинскому погосту — памятнику деревянного зодчества,

отличающегося от Кижей тем, что это не специально собранное в одно место, а так оно и было — на острове, с оградой, кладбищем и церковью.

Для ночевки была рыбизба с продуктами и пологами над лавками, а также лодка, снегоход "Буран" (на котором, как выяснилось, можно передвигаться и летом).

Через день-два, по договоренности, заходил рыбкатер и отвозил обратно.

Как это простое когда-то действие (и почем) происходит сейчас — не знаю.

Въезжаем в Пудож. Остановиться можно, например, в гостинице "Онего", сразу за мостом (1400 руб. 07.2017). Там же ресторан (работает с 7:00). Кормят нормально и пока, на удивление, не очень дорого (560 руб. ужин на двоих 07.2017)).

Теперь идем на Вытегру. Проезжая Красноборский, обратите внимание на речку Черная. Опять-таки, в далекие времена, можно было, бросив машину в деревне, договориться, и на катере вас по Черной довозили до петроглифов у маяка на Бесовом носе. Там есть совершенно чудесный песчаный залив,

ну и, конечно, собственно петроглифы.

Что характерно — вносить изменения в исторические документы, даже на камне, пытались уже давно.

Однако, покинув Пудож

двигаемся дальше на юг. Прежде всего, покидаем Карелию. Поста ДПС здесь нет, зато есть небольшая стоянка, где можно остановиться, выйти и осмотреться.

Не доезжая до Вытегры есть возможность выехать на берег Онежского озера. Для этого необходимо, не доезжая до р. Илекса, повернуть направо на Исаково — Паньшино — Щекино — Устье. Дорога — асфальт, причем в Щекино асфальт резко уходит вправо. Не беспокойтесь, проселок, идущий по деревне и асфальт сойдутся дальше. В поселках, которые вы проезжаете, есть кемпинги, и вроде недорогие (900 руб.), но нам показалось, что слишком "кучно" все это расположено, и останавливаться не стали.

В далекие времена проезд к берегу шел по достаточно глухим местам, где можно было встретить таких местных жителей:

Сейчас там — учебный центр МЧС, и пара аквалангистов делала вид, что пытается утонуть в нескольких метрах от берега. Километра 4 дорога идет прямо по берегу, где есть места для стоянки, однако спуск к воде достаточно крутой.

В начале и в конце этого участка есть пологие песчаные спуски. Далее дорога сворачивает в сторону от озера. Часть мест у берега явно куплена, и там организовано что-то вроде кемпингов, но мы туда не совались. Дорога идет в сторону Андомской горы,

но чтобы туда доехать, желательно иметь колеса, как у местного духовенства:

Итак, впереди Вытегра.

Останавливались не в городе, а километрах в 30 по направлению на Вологду, за пос. Белый Ручей-Депо, сразу за узкоколейкой справа.

За 1000 руб., в комплекте с избушкой,

и удобствами на улице,

шел дежурный лисенок

Кафешка на ночь закрывается, хотя мы и днем там не питались — народу маловато, а как правило, где мало посетителей — кормят неважно. К сожалению, хозяева не догадались повесить на улице рукомойник (или его свистнули), так что, если умыться, то надо ждать открытия кафе (9:00).

Однако вернемся в Вытегру. По дороге можно наблюдать проходящие, или ожидающие прохода через Волго-Балтийский канал суда:

В Вытегре заправлялись на Лукойле, проехав город в направлении на С—Пб, пересекая шлюз Волго-Балтийского канала.

Затем, дождавшись появления с левой стороны "Москвичка" на постаменте:

продолжаем посматривать налево, и увидим заправку (39.72 — 07.2017). В городе есть, как минимум, еще одна заправка — "Ярки", на выезде в сторону Вологды. Но там мы не заправлялись, а, т. к. на "Ярках" есть кафе (туалет) питались (350 — 500 руб. на двоих). Кормят вкусно, но, судя по отзывам, годом ранее кормили еще лучше.

Теперь о городе. Вообще, попадая в иной город с интервалом в три десятка лет, порой кажется, что время почти остановилось. В некотором смысле Вытегра как раз к таким относится.

Как шли через шлюз пароходы,

так и идут:

Только раньше у шлюза можно было встать на обочине, и пройтись над воротами, а сейчас придется оставить машину где-нибудь подальше. Также не смог я найти проход в грузовой порт, с которым связана следующая история.

Когда в давней поездке мы выяснили, что от Вытегры до Пудожи на "Запорожце" можно добраться, только если нести его на вытянутых руках, то поделились своей бедой с дежурной на вытегорской заправке. Она направила нас в порт, где, как сказала, должен придти пароход на разгрузку (номерной пароход "ГТ-709"), который потом идет в Пудож.

Мы приехали в порт, нашли капитана, и, пока мы орудовали стропальщиками на разгрузке с парохода поддонов с шифером, нашу машину подготовили к погрузке на палубу и мы, с одиноко стоящим на палубе "Запорожцем", гордо двинулись через шлюз под изумленными взглядами туристов с экскурсионного лайнера, ожидавших выхода.

Вот так, расположившись в отдельной каюте, предоставленной нам экипажем, воспользовавшись корабельной баней и, естественно, кают-компанией, мы и пересекли Онегу, наблюдая ночное солнце из кабины машины.

А утром, когда мы проснулись, наша машина уже стояла на причале пудожского порта, готовая к дальнейшему пути. Что характерно, ни паспортов, ни оформления каких-бы то ни было документов не потребовалось, даже при осмотре судна на выходе из шлюза.

Впрочем, все это было давно. Сейчас в Пудожи есть музей "Подводная лодка". Чтобы попасть в него, возвращаясь с Лукойловской заправки (т. е. со стороны СПб) надо, проехав шлюз, смотреть направо, и свернуть направо же по стрелке-указателю с силуэтом подводной лодки. Далее, двигаясь по довольно разбитой улице, добраться до речного вокзала, где и оставить машину на стоянке, после чего двинуться на осмотр.

Цена билетов: 250 р. простой и 130 руб. пенсионеры. Фотографировать можно. Естественно, на лодке поражает не только теснота каюток, но и то, как тогда экипаж разбирался, какую, например, из этих десяток рукояток крутить, и в какую сторону:

При фотографировании, особенно на верхней палубе обладателям телефонов следует быть осторожными. Палуба имеет набор отверстий достаточного рамера, чтобы туда провалился какой-нибудь смартфон, и как его достать из-под легкого корпуса? Как раз при нас девушка и уронила туда свой телефон.

Продолжение будет.