ПРИРОДА, №04-06, 1919 год. Железная промышленность за время войны и ее будущее.

"Природа", №04-06, 1919 год, стр. 251-260

Железная промышленность за время войны и ее будущее.

Инж. И. И. Гинзбурга.

Железо и железоделательная промышленность наиболее яркое проявление военной техники как за время войны, так и до войны. Ведь железо, сталь, чугун — основы современной индустрии: железнодорожной, кораблестроительной, машиностроительной, артиллерийской и т. п. За время войны железная промышленность напрягла все свои силы, и вызванные за это время перемены несомненно отразятся и на ближайшем десятилетии. Интересно поэтому сделать учет того, что было сделано за войну в этой отрасли промышленности. Здесь важны не столько количественные, сколько качественные, структурные перемены, ибо в последних сущность переворота, который произошел за 4 года всемирной войны. К сожалению, пока мало данных статистического характера, чтобы можно было всесторонне обнять совокупность происшедших перемен.

Чугун.

Наиболее полными являются данные о С. Штатах.

Хотя в начале 1918 г. Соединенные Штаты не приняли столь интенсивного участия в войне, как за последние 1½ года, но о грандиозном размере развития железнодорожной промышленности за время войны свидетельствуют разные сведения, которые появляются теперь в различных специальных журналах заграницей. Производство чугуна почти до ½ 1918 г. постепенно повышается, достигая 135% производства 1914 года.

Так выплавлено в Соед. Штатах чугуна:
в 1913 г. ......... 31.461.610 тонн
1914 ......... 23.705.561
1915 ......... 30.394.872
1916 ......... 40.065.754
1917 ......... 39.265.755

Эти данные представят особый интерес, если принять во внимание, что во время войны выплавка чугуна в Великобритании держалась на одном уровне (хотя несколько меньше, меньше чем в 1913 г.), а в России и в особенности в Германии пала. Во время войны потребности мирного характера не были удовлетворяемы, вывоз мирных предметов, достигавший для Германии, а частью и для Великобритании огромных размеров, был совершенно прекращен, и все внимание было исключительно обращено на производство орудий войны. Что касается Франции, то благодаря тому, что железнорудные районы Лаон и Брие были заняты немцами в самом начале войны, выплавка чугуна во Франции в особенности пала. В общем выплавление чугуна до войны и за первые 3 года войны достигало в тоннах:

Год  Германия.   Франция.   A.-Венгр.  Россия. Англия.  
 1913   19.291.920   5.311.316   2.380.864   4.557.000   10.424.484   
1914 14.391.611 5.113.000 1.988.000 4.257.000 9.046.553  
1915 11.759.957 4.556.000 1.570.736 3.649.000 7.934.353 1)
1916 13.259.000 1.969.124 3.781.670 9.192.751  

1913 г. является нормальным годом до войны, первая половина 1914 года характеризуется нормальной выплавкой, на второй половине года война отразила свое влияние и выплавка везде несколько уменьшилась. 1915 г. характеризуется общим уменьшением выплавки во всех странах Европы, и лишь в разгаре войны в 1916 г. выплавка повышается, повидимому достигая в 1917 г. размеров нормального времени, а в 1918 г., вероятно, подымается еще выше. Таким образом за исключением С. Штатов, представляющих единственное уклонение от общей картины (если не говорить о нейтральных странах, производство которых в общем невелико), производство чугуна за время войны не превысило производства мирного времени. Как было указано выше, этот поразительный факт следует объяснять сокращением производства предметов мирного времени и переходом исключительно на военную индустрию. Отсюда на первый взгляд может следовать тот вывод, будто производство чугуна во время войны не было особенно экстенсивным в воюющих странах. На самом деле это не так.

Возьмем отдельные страны.

Франция за время войны лишилась своей нормальной железной руды. Окупация немцами 10 департаментов отняла у Франции в самом начале войны около 80% ежегодного производства угля, железа, стали и чугуна. Из 127 доменных печей, находившихся во всей Франции накануне войны, 95 очутилось в руках немцев. Франции пришлось напрячь все усилия, чтобы поднять свою промышленность, и есть основание полагать, что в этом отношении она успела.

Германия была поставлена в исключительно благоприятные условия. До войны Германия питалась наполовину ввозной рудой; на время войны она благодаря военным успехам получила в свое распоряжение железнорудные копи Франции. Оккупации и возможность использования лотарингских месторождений железной руды "минетты" спасали Германию от поражения. Из французских рудников металлозаводчики добывали так много железа, что они были в состоянии производить из него всю артиллерию и т. д. Несмотря на все это, Германия все таки испытывала нужду как в высоких сортах железной руды, так в особенности в различных прибавках к руде: в марганце, вольфраме и т. д.

Англия испытывала нужду, в марганцовых рудах и в железной руде, которую она от ⅓ до ½ получала из Испании и Швеции и друг. стран. Действие подводных лодок несомненно тормозило получение этой руды.

Недостаток железной руды в Англии несомненно возрастал по крайней мере в начале войны, как об этом свидетельствуют следующие данные:

 Год.   Добыча ру- 
ды в тонн.
 Ввоз руды.   Общий запас. 
1912 14.011.444 6.708.123 20.719.567
1913 16.253.285 7.561.325 23.814.610
1914 15.105.463 5.796.114 20.961.577
1915 14.462.772 6.302.412 20.765.184
1916 13.919.240 7.016.431 20.935.671

Кроме того Англия ввозила еще и готовый чугун в 1914 г. 226.950 тонн, в 1915 г. — 202.367 тонн, в 1916 г. — 162.095 тонн; таким образом общий запас чугуна, если вычесть вывоз Англией в другие страны, равнялся в

  1913 г.    9.727.636    1915 г.    8.515.321 
1914 г. 8.583.760 1916 г. 8.552.236

Как видим, запас чугуна внутри страны за время первой половины войны не увеличивался; данные вывоза не объясняют удовлетворительно этот факт; так Англией вывезено чугуна:

 1913 г.   1.142.167   тонн   1915 г.   621.403   тонн 
1914 г. 793.182 1916 г. 802.640

Из своих колоний Англия навряд ли могла получать много чугуна, ибо производство его, как видно из нижеприведенных данных, невелико:

Добыча чугуна в Соединенном Королевстве в тысячах тонн
     1913 г.   1914 г.   1915 г.   1916 г. 
Великобритания и Ирландия   10.647 9.150 8.934 9.193
Канада ......... 1.031 717 839 1.087
Австралия ......... 47 76 108 157
Индия ......... 239 274 251

Потребность держав Антанты, расположенных на континенте, покрывалась усиленной работой С. Штатов, увеличившей выплавку чугуна за счет европейских держав. Так С. Штаты ввезли в воюющие страны Европы чугуна, железа и стали на сумму:

Год     в долларах     в тоннах
1915     388.703.720     3.575.751
1916     871.337.322     6.199.504
1917     1,243.803.675     6.546.252

Общий же вывоз в эти страны на 1.304 миллионов долларов в 1914 г. поднялся до 4.042 миллионов долларов в 1917 г. Ввезенные железо, чугун и сталь (не считая машины и т. д.) в 1915 году составляли около 25% всего производства чугуна Франции и Англии, вместе взятых, а в 1917 г. 70% производства Англии. Лишь эти данные могут дать яркое представление о той роли, которую сыграли американцы в исходе войны.

Сталь и изделия.

Однако, интенсивность железноделательной промышленности сказалась не столь ярко в самом производстве чугуна, сколько в переработке чугуна на сталь (литейный чугун). Последние данные наиболее характерны для военной индустрии.

    1913 г.     1914 г.     1915 г.     1916 г.
С. Штаты ....... 32.838.764     24.593.576     32.665.453     43.458.059
Германия ....... 18.958.819     14.973.106     13.258.054     16.035.000
Англия ....... 7.786.498     7.960.475     8.686.815     9.393.389
Россия ....... 4.837.000     4.732.000     4.900.010    
Франция ....... 4.635.166            
А.-Венгр. ....... 2.625.879     2.160.239     2.674.197     3.374,000

Сравнив эту таблицу с таблицей выплавки чугуна за те же годы, увидим, что за время войны особенно усилилась выплавка стали. Если вспомнить, что в то время как доменные печи, выплавливающие чугун, расчитаны на огромную производительность и являются непрерывно действующими, тогда как мертеновские и бессемеровские печи (не говоря уже о других), перерабатывающие чугун на сталь, имеют ограниченную производительность, — то станет ясной интенсивность железоделательной промышленности в течение войны. Все воюющие страны все произведенное железо и сталь употребляли исключительно на военные нужды, мирная же потребность страны все время оставалась неудовлетворенной. Одни лишь С. Штаты имели возможность в течение войны вывозить продукты своей промышленности и таким образом удовлетворять потребность всего мира. Спрос на американские товары возрос везде в усиленной степени; за это время Америка завоевала новые рынки и получила монополии на свои продукты в ряде стран. В этом отношении весьма интересны данные, опубликованные National City Bank в Нью-Иорке о внешней торговле Соед. Штатов за время войны.

Вывезено в миллионах долларов.
      1914 г.   1917 г.
 В  нейтральные страны за
исключением Европы.
..... 877   1.838
нейтральную Европу ..... 184   414
воюющие страны Европы. ..... 1.304   4.042
Южную Америку ..... 125   260
Азию за исключением
Владивостока
..... 113   250
Африку ..... 28   53
Океанию (Австралию,
Новую Зеландию и др.)
..... 54   82
Северо-Американские со-
седние страны
..... 345   788

Общий вывоз полуфабрикатов и фабрикатов из железа и стали достигал:

  Год     в тоннах     в долларах
 в  1915     3.575.751     388.703.720
1916     6.199.504     871.327.322
1917     6.546.252     1.243.803.675

вывоз одних машин за

 9   мес.   1916   года   равен   122.633.428   долларов. 
9 1917 189.595.214

Одновременно укажем на ничтожность ввоза в С. Штаты железа и стали; таковых

 за   9   месяцев   1916   года   ввезено   234.080   тонн. 
9 1917 382.728

Грандиозное развитие торговли С. Штатов сделало эту страну еще задолго до победоносного для Антанты окончания войны первенствующей страной и в экономическом отношении.

Если эти цифры указывают общую сумму мощи С. Штатов и общую деятельность отдельных стран во время войны, то еще более интересные цифры получаются при рассмотрении данных по отдельным вопросам.

Электросталь и специальные сплавы.

В частности большое значение для железоделательной промышленности имело получение электростали, которое особенно сильно развилось за время войны. До войны только одна Америка и отчасти Германия обращали внимание на получение электростали. За время войны в особенности в Америке и Канаде (вероятно, отчасти благодаря белому углю) получение электростали развилось в огромных размерах.

Число электро-
печей.
   к марту 
 1910 г. 
к июлю
 1913 г. 
к янв.
 1915 г. 
к янв.
 1916 г. 
к янв.
 1917 г. 
Германия ..... 30 34 46 53 52
Ав.-Венгрия ..... 10 10 18 18 18
Италия ..... 12 20 22 22 29
Франция ..... 23 13 17 21 29
Англия ..... 7 16 16 46 88
Россия ..... 2 4 9 11 16
Швеция ..... 5 6 18 23 40
С.-Штаты ..... 94 112 155 209 291
Канада ..... 10 19 41 73 135

Количество печей одних С. Штатов почти равняется сумме электропечей всей Европы.

Далее почти столь же большого интереса заслуживают данные о количестве выплавленной молибденовой, вольфрамовой, никкелевой и хромовой стали. В этом отношении в особенно благоприятном положении находились С. Штаты и Англия, ибо для Германии ввоз необходимых для этого руд и концентратов (обогащенных руд) был закрыт; Францию, Россию и Италию снабжали этими металлами и их сплавами Англия и С. Штаты (за исключением никкеля, который за последнее время Россия стала добывать сама). Несомненно в этом отношении Англии очень много могли помочь ее колонии и в особенности Канада и Австралия. Добыча молибденового блеска и его концентратов в Канаде поднялась с 3.460 тонн на 25.943, никкелевого сплава с 42.090 до 61.419, хромовой руды с 123 до 10.419 тонн. В Австралии добыча вольфрама и его концентратов с 173 тонн в 1913 г. поднялась до 642 тонн в 1914 г. и 772 тонн в 1915 г., в особеннности же выросла добыча концентратов: с 1 т. 1913 г., 442 т. в 1914 г. и 688 т. в 1915 г.; добыча магнезита, необходимого при приготовлении огнеупорных сосудов и частей разных печей, поднялась в Канаде с 562 т. в 1914 г. на 13.407 т. в 1915 г., а дальше, вероятно, и еще больше.

Железо в России.

Как же обстояло железное дело за время войны на Юге России. Добыто:

       железной руды.   марганцевой 
руды.
 в   1913   году   420   милл.   пуд.   16.188 
1914 327 14.600
1915 248,3 16.854
1916 335,4 17.268
1917 225,4 11.342

Выплавлено чугуна в тысячах пудов:

       На Украине.   В остальной 
России.
 Вместе. 
 в   1913   г.  189.162 93.796 282.958
1914 176.216 87.918 264.134
1915 167.670 57.299 224.969
1916 175.918 50.972 226.900
1917 111.225

Как видим, и на Украине и в остальной России добыча руды и выплавка чугуна сравнительно с мирным временем не увеличились; в первые 1½ года войны заметно даже падение, в 1916 году добыча руды и выплавка чугуна повышаются, но затем в 1917 году наступает революция, и мы замечаем резкое падение выплавки по сравнению с данными 1916 года.

И здесь увеличения добычи руды и выплавки ее не было; потребности военного снаряжения заменили культурные потребности мирного времени. Однако потребление железа и стали за время войны и в России не ограничивалось собственным изготовлением: некоторое количество чугуна, железа и стали было доставлено из-за границы.

Ввоз в Россию в 1915 году и 1916 году в тоннах через

    1915 г.   1916 г.
Николаев ...... 193   16
Архангельск ...... 126.086   217.311
Владивосток ...... 769.352   842.718
Всего ...... 895.631   1.060.045

Таким образом по весу ввезенное железо и сталь составляют по сравнению с выплавленными на месте всего около ½%.

В ввозе железа и стали в Россию принимали участие Соединенные Штаты, Англия и Франция.

Главнейшим образом ввозились машины и аппараты, обработанные ковкой и прокатыванием, железо и сталь, сталь в болванках и рельсах, проволока, жесть и т. п.

В эти данные вовсе не входят предметы военного снаряжения. Можно себе представить, каков был ввоз последних в Россию в 1917 году!

Будущее железной промышленности.

Если мы из прошлого и настоящего постараемся сделать прогноз будущего, то придется сказать, что в ближайшем будущем металлический голод будет чувствоваться еще долгое время. Ни быстрого падения цен, ни быстрого понижения производства в Европе при нормальных условиях жизни ожидать нельзя. Уже 4 года или 5 лет внутренняя потребность народов остается неудовлетворенной. Интенсивная работа фабрик и заводов за время войны вызвала сильную изношенность того материала, аппаратов и машин, которые были приготовлены задолго до войны. Надолго после войны будет чувствоваться сильная нужда в исходных сырых материалах, так как старые запасы исчерпаны, а вновь добытое немедленно пускалось в употребление; имеющиеся транспортные средства обладают пониженной производительностью вследствие сильного напряжения за время войны. Бернард-Лоу заявил еще за 1½ года до конца войны: "главная задача после войны будет снабжение сырьем. Чем дольше будет война продолжаться, тем меньше сырья будет представлено (после войны) к распределению, тем менее из него получит Германия, так как державы Антанты прежде всего будут заботиться о самих себе". Вот эта забота о сырье для "самих себя" и является тем стимулом, который будет двигать горную политику держав согласия в течение ближайшего будущего. Если мы будем исходить из положения, создавшегося поражением Германии, то можно наметить следующую картину ближайшего экономического развития, в особенности в железоделательной промышленности.

Германия. На общем собрании съезда деятелей металлургической промышленности в 1918 г. проф. Зиммербах, говоря о железных рудах Германии, заявил: "через 45 лет месторождения минетты (главнейшей руды Германии и Франции в районе Эльзас-Лотарингии и Нанси) иссякнут. Потушатся домны, затихнут томасовые печи. Вследствие этого станут угольные копи на Руре и Сааре, не будет заработка и у торговцев, и у служащих на железных дорогах. Через 50 лет население однако увеличится на 20 миллионов человек (каждый год на 400.000), которые также будут без хлеба и принуждены будут вместе с рабочими на горных и металлургических предприятиях эмигрировать; если же мы получим Бриё (богатый минеттой район Франции), мы будем иметь возможность работать еще 100 лет". Исход войны оказался пока таковым, что Германия не только не получила Бриё, но и потеряла свои железные рудники в Эльзас-Лотарингии. Однако, несомненно, что железоделательная промышленность Германии не погибнет. Германия, вывозившая колоссальные количества железа и стали в Англию, Россию, Мал. Азию и т. д., несомненно будет лишена многих своих рынков: английского, турецкого, южно-американского; что касается бывшего русского рынка, часть последнего останется все-таки за Германией, вследствие географического соседства, транспортных условий и т. п. С другой стороны и Германия, которая в ближайшем будущем будет особенно нуждаться в сырье, в железной руде, станет стремиться получить его или из Швеции, Норвегии или из Кривого Рога (Екатеринославск. губ.); несомненно ей придется покупать "минетту“ и у французов. В связи с политическими условиями Германии придется озаботиться перенесением хотя бы части своей промышленности вглубь страны, подальше от французской границы, и тогда руда района Кривого Рога станет для Германии одним из серьезных предметов внимания.

Англия несомненно освободится от ввоза германской промышленности, отчего потребность в железе у нее еще сильнее возрастет. Однако, как мы видели раньше, производство чугуна в Англии не возросло (зато сильно возросло получение стали), потребности самой Англии и связанных с ней колоний в течение войны оставались неудовлетворенными, и несомненно, что продукты тяжелой индустрии понадобятся ей самой; вывоз же в остальные страны вероятно будет держаться на прежней до войны высоте.

Франция никогда не была страной вывоза предметов тяжелой индустрии. Если с приобретением железных руд Германии, а в особенности каменноугольных бассейнов Саары Франция и сможет развить железоделательную промышленность, то все же это развитие пойдет не очень быстро; в первую очередь оно будет направлено на приведение в порядок и обстраивание разрушенной войной пограничной части Франции и Бельгии. Максимум, чего можно ожидать, это чтобы Франция сама смогла удовлетворить свои нужды.

Италия точно также ничего не может вывозить, ибо она сама всегда нуждалась и нуждается в ввозе железа и стали.

Одни лишь Соединенные Штаты будут в состоянии удовлетворять потребность в железе всех стран; очевидно, они унаследуют германские рынки, помогут обстроить разрушенные части Франции и будут вывозить гл. обр. в страны востока, в Сибирь, Китай и Японию. Мы уже видели, что и за время войны С. Штаты увеличили свой вывоз во все страны света. Ближайший и главный конкурент С. Штатов Германия уничтожен и не представляет более опасности, остальные страны заняты своим собственным устройством; сильной конкуренции на ближайшее время ожидать С. Штатам не от кого; С. Штаты займут в отношении производства предметов из чугуна, железа и стали (а вероятно и друг.) гегемонию на земном шаре, тем более, что запас руды и условия их добычи, равно как запас каменного угля у них неограничен.

По отношению к России влияние С. Штатов будет разно в разных ее частях. Вероятно Сибирь, Туркестан, Северная Россия попадут под сильное влияние Соединенных Штатов. Центральная Россия и часть Урала будут стараться конкурировать с ними. Что касается Украины, то здесь, вероятно, будет сильное влияние Франции и Германии, тем более, что экономические условия для Украины весьма благоприятны. Судьба русской железной промышленности зависит прежде всего от того, в каких условиях будет протекать ближайшая экономическая жизнь страны. Если в первые годы, пока воевавшие страны Европы будут заняты обстраиванием самих себя, почему вывоз со стороны Франции, Бельгии и Германии в Россию будет невелик, России удастся наладить и развить свое производство, она будет в состоянии выдержать и будущий наплыв иностранной железной промышленности, в противном случае мы станем лишь объектом вывоза и использования нашего сырья.

.

1) В оригинале статьи для Англии за 1915 г. приведено число 87.934.355, что, конечно, явная опечатка. Судя по цифрам запасов чугуна в Англии за вычетом экспорта 1915 г. верное число 7.934.355. Прим. составителя. (стр. 253.)