ПРИРОДА, №04-06, 1919 год. НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА и УЧРЕЖДЕНИЯ.

"Природа", №04-06, 1919 год, стр. 277-290

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА и УЧРЕЖДЕНИЯ.

Из деятельности Петроградского Отделения Российского Научно-Технического Института. Вопрос о замене сахара другими сладкими продуктами и о возможности культуры сахарной свекловицы в средних и северных губерниях, в виду острого недостатка на рынке сахара и изделий из него, привлек особое внимание Пищевого института.

Уже на первом организационном собрании П. Отд. 11 июня 1918 г. В. Н. Любименко наметил, как одну из ближайших задач Института, селекцию сортов сахарной свекловицы с целью передвижения к северу и востоку границы ее возделывания. Если при прежних экономических условиях свекловицу было выгодно разводить только там, где она давала 18% сахара, то теперь может оказаться выгодным разведение ее в таких районах, где она сможет дать всего 12% сахара.

В 1918 г. были произведены опыты культуры сахарной свекловицы в Вологодской и Череповецкой губерниях, давшие хорошие результаты. Судя по газетным сведениям ("Изв. С. Р. Кр. Деп." от 6 мая 1919 г.), на огородной земле было собрано до 2000 пудов с десятины, а на полевой — до 1500 пудов, причем содержание сахара достигало 14%.

По сообщению Ком. Земл. Сев. области, столь же удачными оказались опыты с посевом сахарной свекловицы в Петроградской губернии.

Производились опыты по культуре сахарной свекловицы в 1918 г. и на Княжедворском опытном поле, в 40 верстах от Новгорода; опыты дали вполне благоприятные результаты как по количеству урожая, так и по богатству корней сахаром. В виду краткости вегетационного периода на севере, возделывание свекловицы пересадкой должно иметь преимущество перед разводкой ее посевом.

По анализам, произведенным в лаборатории Л. М. Лялина, в 1917 г. в Ростовском уезде Ярославской губ. свекловица содержала около 11% сахара, а в 1918 г. — около 13,5%, причем средний вес бурака оказался равным 1412 гр. Эти данныя дают полное основание заключить, что культура сахарной свекловицы вполне возможна в Ярославской губернии, тем более, что сахаристость корней, путем систематических селекционных опытов, может быть еще значительно повышена — до 15% и выше. Анализ одного из образцов северной свекловицы, произведенный в лаборатории К. И. Смоленского, дал даже 16,3% сахара.

На основании приведенных данных можно высказать пожелание, чтобы посев сахарной свекловицы производился на севере в большем масштабе для выработки из нее сахара, для чего необходимо возможно скорее приступить к оборудованию сахарных заводов в северном районе. Должны быть созданы семенные и селекционные станции и все это должно получить надлежащую организацию, на первых порах, при финансовой поддержке со стороны правительства.

Из сахаристых веществ, могущих до известной степени заменить недостающий свекловичный сахар, на первом месте должна быть поставлена картофельная или крахмальная патока, для выработки которой могут быть приспособлены сахарные заводы, бездействующие в течение 8 месяцев (январь—сентябрь). О количестве вырабатываемой за последние годы картофельной патоки на русских заводах можно судить по следующим цифрам: в 1914 г. — 4 милл. пудов, в 1916 г. — 3 милл. пудов и в 1917 г. около 2 милл. пудов.

Гораздо слабее развито у нас производство твердого виноградного сахара (около 200.000 пуд. в год); производство рафинированного виноградного сахара, повидимому, отсутствует совершенно. А между тем твердый виноградный сахар является более ценным продуктом, чем патока, так как обладает более сладким вкусом и годится для питья чая в прикуску.

В Бельгии и Соед. Штатах Сев. Америки в ходу способ приготовления виноградного сахара из кукурузы, состоящий в затирании грубо измолотой кукурузы при 60° Ц., причем под влиянием имеющегося в зерне кукурузы энзима (глюказа) до 65% крахмала превращается в глюкозу. Полученный по этому простому способу твердый виноградный сахар ("цереллеза") обладает высокой степенью чистоты и очень приятным вкусом. Весьма возможно, что, пользуясь небольшим количеством кукурузы, как таковой, или приготовленного из нее солода, удастся превращать в глюкозу и картофельный крахмал.

Важно также разработать уже известные способы получения мальтозной или декстринно-мальтозной патоки из картофельного крахмала при помощи обыкновенного (ячменного) солода. Мальтозная патока готовилась раньше на некоторых заводах Франции и Бельгии, в России же производство это существовало в самых ограниченных размерах. Оно могло бы быть поставлено на любом паточном заводе, а также на винокуренных или пивоваренных заводах, если их снабдить вакуум-аппаратами для уваривания патоки и костяно-угольными фильтрами для ее обезцвечивания.

Возможно, что производство мальтозной или глюкозной патоки непосредственно из картофеля удастся осуществить при помощи энзимов без предварительного приготовления крахмала, необходимого при работе с кислотой. Картофель должен быть для этого растерт или запарен.

Заслуживает серьезного внимания вопрос о приготовлении патоки более сладкой, чем картофельная, из других корнеплодов, которые до сих пор для этой цели почти не применялись, по крайней мере, у нас. В особенности заслуживает в этом отношении внимания земляная груша или топинамбур (Helianth tuberosus). Клубни ее содержат около 16—18% углеводов, главным образом левулезанов различной степени сложности (инулин и др.). Патока получается путем гирдролиза этого корнеплода и обладает высокой степенью сладости благодаря преимущественному содержанию левулезы (d—фруктозы), по сладости почти не уступающей тростниковому сахару, в то время как глюкоза, получаемая путем гидролиза крахмала, обладает лишь половинной сладостью.

Поданным Н. К. Недокучаева, земляная груша может произрастать на всем пространстве Российской Республики за исключением крайнего севера. По произведенным опытам, в Новгородской губ. земляная груша развивается вполне нормально, благополучно перенося суровые зимы. Вообще же культура ее в России развита крайне слабо, ограничиваясь отдельными имениями в южных и средних губерниях. Сравнительно чаще это растение можно встретить на западе России.

Урожайность земляной груши приблизительно соответствует таковой же картофеля, достигая, в среднем., 1000 пудов с десятины, а в благоприятных условиях — до 2 и даже 3 тысяч пудов. Приемы культуры, уход и прочее не только ничем не отличаются от приемов возделывания картофеля, но даже являются более простыми и дешевыми. Уборка производится осенью, с предварительной обрезкой ботвы на корм скоту; сбор ботвы колеблется от 600 до 1300 пуд. с десятины (Демидов). Сохраняемость клубней земляной груши не уступает картофелю. У нас она до сих пор шла главным образом в корм скоту, меньше — в человеческую пищу.

При техническом приготовлении сладкой фруктозной патоки из земляной груши нужно учитывать малую стойкость фруктозы к нагреванию, действию щелочей и кислоты (Смоленский).

Для полученил фруктозной патоки может быть использован также цикорий, разводящийся в значительных количествах в Ростовском уезде Ярославской губ. и перерабатывавшийся до сих пор исключительно в жженый цикорий 1).

В качестве источников сахаристых веществ могут служить арбузы и дыни. Из сгущенного арбузного сока приготовляется патока, известная на юге России под названием "Нардэк". Продукт этот невысокого качества благодаря примитивности способа его приготовления. В задачу Института входит разработка способов более рационального его получения.

С одной десятины может быть добыто до 70 пуд. патоки и выше при надлежащей селекции. Корки могут служить кормом скоту, а из семян получается масло, похожее на ореховое.

Крупным источником сахаристых веществ может служить у нас молочный сахар, 4—5% которого содержится в молочной сыворотке. Количество последней, являющейся отбросом при сыроварении, достигает 20 миллионов пудов ежегодно (В. Ф. Корневиц). Обычно молочные отбросы сдаются у нас на маслодельных и сыроваренных заводах тем хозяйствам, которые поставляют цельное молоко — и здесь эти отбросы скармливаются скоту и преимущественно свиньям. При настоящих продовольственных условиях такое использование молочных отбросов, конечно, недопустимо — они должны быть употреблены в пишу населению.

Производство молочного сахара, путем извлечения его из сыворотки, было распространено в начале прошлого века в западной Европе, особенно в Швейцарии, но вскоре совершенно заглохло вследствие примитивных способов обработки. В последние годы перед войной оно возродилось в Германии и других странах. Следует стремиться к этому и у нас, в России, где, как мы видели, громадные богатства молочного сахара пропадают втуне, не использованные для питания человека. Хотя молочный сахар представляет собою вещество со слабо выраженной сладостью, но его питательное значение весьма велико, не уступая тростниковому сахару.

Без сомнения, наиболее радикальным решением вопроса о недостатке на рынке сладких продуктов явилось бы получение виноградного сахара из древесных опилок. Опыты в этом направлении производились в лабораториях проф. А. И. Степанова и Г. В. Xлопина, причем были получены хорошие результаты. В настоящее время делаются попытки технической постановки этого производства, по способу Шмидта, на Охтенском Пороховом Заводе. Об этом см. реферат В. Н. Любименко.

В Америке производство спирта из древесных отбросов поставлено на нескольких заводах и в довольно крупных размерах.
 

Суррогаты хлѣба. Из суррогатов хлеба на заключение Петроградского отделения Пищевого Института поступили образцы шведской целлюлезной муки. Это белый сыпучий порошок без вкуса и запаха, состоящий из мелкораздробленных растительных клеток, дающих реакции на клетчатку и не содержащих крахмальных зерен. Настой из него не содержит веществ, восстановляющих фелингову жидкость — они появляются лишь после гидролиза кислотами. Содержимое азота не превышает 0,08%, золы около 0,5%. С трудом растворяется в реактиве Швейцера, давая бурый раствор.

По своему составу шведская целлюлозная мука представляет собою очищенную клетчатку из дерева, содержащую пентозаны и другие примеси. В организме человека она почти не усваивается, некоторыми же травоядными, особенно лошадьми, вероятно, частично используется.

Другим сурогатом хлеба давно уже (с 60-х годов) служит у нас в России в голодные годы исландский мох. Им пользуются часто в качестве примеси к хлебу в Швеции и в Финляндии.

Исландский мох содержит до 70—77% лихенина, вещества, близкого по составу к крахмалу. Лихенин при обработке кислотами дает патоку сладкого вкуса, содержащую виноградный сахар. Белков и жиров в исландском мхе содержится мало. В нем имеется вредная кислота, которую необходимо удалить кипячением в щелочах. Измельченный в муку исландский мох прибавляют к обыкновенной муке в количестве 10—15%. Хлеб получается невысокого качества.

По опытам М. Н. Шатерникова (Москва) на собаках, усваивается лишь 20% лихенина. Таким образом исландский мох следует признать мало пригодным суррогатом, по крайней мере в необработанном виде. Быть может, его пищевое значение повысится после действия на него соответственных заквасок. Кислотами лихенин трудно гидролизируется.

Третьим суррогатом хлеба, поступившим на рассмотрение Пищевого Института, была рыбная мука. Питательное значение ея несомненно, поскольку в состав ее входит рыбное мясо, и здесь подлежит обсуждению лишь экономическая сторона дела — насколько выгодно размалывать сухую рыбу в муку и употреблять ее, как примесь к ржаной муке для выпечки хлеба, вместо того, чтобы пользоваться сухой рыбой, как привычной пищей.

Для смягчения продовольственного кризиса могут служить не только всевозможные суррогаты, примешиваемые к муке, но и замена пищевых веществ, идущих для технических целей, другими продуктами. В этом направлении интересные результаты получены К. И. Смоленским и К. Ю. Шварц, предложившими получать клеющее вещество из свекловичного жома путем извлечения водой. Клей этот по вязкости раствора и по клеящей способности не уступает гумми-арабику, причем выход его достигает 50% сухого жома. Он пригоден во всех случаях, где обычно идут: гумми-арабик, декстрин и столярный клей.
 

Жмыхи. Масличные семена и плоды содержат кроме масла значительные количества других питательных веществ, именно: растительных белков, углеводов и минеральных солей. По удалении из них масел вещества эти целиком остаются в побочных продуктах маслодельных заводов — в жмыхах и экстракционной муке. Если эти последние обладают хорошими вкусовыми и питательными свойствами, ими пользуются в кондитерских и на конфектных фабриках. Таковы: миндаль, фисташки, разного рода орехи и т. п. У нас совершенно исключительное значение имеет масличный подсолнечник. Средний годовой сбор семян его достигает 40 миллионов пудов. Ядра подсолнечных семян содержат: 50% масла, около 30% растительных белков и около 9% углеводов. (П. И. Шестаков).

Непригодность подсолнечных масличных жмыхов для питания людей зависит главным образом оттого, что на наших маслобойных заводах ядро не вполне очищается от шелухи (лузги), хотя технически это не представляет затруднения. Присутствие 10—25% лузги облегчает прессование и сравнительно мало ухудшает жмых, как кормовой материал. Но для питания человека жмых должен быть совершенно освобожден от лузги. Он белого цвета, легко измельчается и обладает приятным вкусом. К сожалению, при продолжительном хранении жмых прогоркает. Если же удалить из него масло экстракцией, то он не изменяется при хранении. Из таких жмыхов, в смеси с небольшим количеством обыкновенной муки, можно приготовлять вкусный и очень питательный хлеб и печенье. В Петрограде переработку подсолнечных семян на масло и жмыхи без шелухи мог бы взять на себя завод "Астра". Опыты в этом направлении уже производятся.
 

Использование побочных продуктов молочно-хозяйственного производства, т.-е. тех продуктов, которые остаются при приготовлении масла, сыра, сметаны и т. п. Маслоделие, используя молочный жир, дает в виде побочного продукта снятое молоко или обрат и, после сбивания масла — пахтанье. При сыроварении побочным продуктом является молочная сыворотка. На приготовление одного фунта масла идет от 20 до 24 фунтов молока, а на приготовление одного фунта сыра — около 10 фунтов молока. Во всероссийском масштабе это дает ежегодно не менее 180 милл. пудов обрата и пахтанья и около 20 миллионов пудов сыворотки.

Без сомнения, наиболее выгодным использованием молочных отбросов так же, как и цельного молока, было бы непосредственное употребленье их в пищу населению. Но так как фактически в положении возможности непосредственного сбыта молочных отбросов находится лишь сравнительно небольшое количество производства, то естественно возникает вопрос об изыскании способов, которые позволили бы осуществить перевозку побочных продуктов.

Лучшим средством для этого служит стерилизация цельного и снятого молока на местах, для чего в настоящее время могли бы служить аппараты упрощенного типа, вроде употребляемого в военно-санитарном ведомстве.

Дальнейшим шагом в отношении сбыта снятого молока является сгущение его с примесью сахара и без такового, а также приготовление молочного порошка или молочной муки (см. ниже).

Серьезным препятствием здесь служит крайняя негигиеничность и неустройство крестьянского молочного хозяйства, благодаря чему молоко поступает на заводы чрезвычайно загрязненным и вследствие этого легко подвергается порче. Это вызывает необходимость широкого инструктирования отдельных хозяйств с целью введения необходимых улучшений и более правильной постановки дела.

Из способов переработки снятого молока, при коих используется лишь часть его питательных веществ, именно его творожна, заслуживает внимания в первую очередь производство тощих и полутощих сыров, широко распространенное заграницей. Здесь значительное содействие могли бы оказать специальные лабораторные исследования. Возможно, напр., применение выделенного В. Л. Омелянским вида Bact. estcroaxomaticum, принадлежащего к энергичным протеолитическим ферментам и вместе с тем к ароматообразующим видам.

Где приготовление сыров по местным условиям не может быть поставлено, там можно ограничиться получением из снятого молока творога, но на сбыт его можно расчитывать лишь в районах, близких к потребительным центрам. Отжатый и высушенный творог может итти для технических целей.

О производстве молочного сахара из молочной сыворотки была уже речь выше (стр. 280).

К сказанному следует прибавить, что все виды молочно-хозяйственных отбросов могут итти в корм скота в смеси с мукой или отрубями. Наибольший эффект в смысле прироста мяса дают молочные отбросы при использовании их в свиноводстве.
 

Приготовление сухого молока и яиц. В настоящее время для приготовления сухого молока применяется несколько способов. Наиболее совершенным, хотя и наиболее дорогим является способ Trufood и К°, применяемый в последнее время в Америке, где производство сухого молока особенно развито. Молоко предварительно несколько сгущается в вакууме и затем разбрызгивается при помощи холодного, сжатого до 200 атм. воздуха в тончайший туман, поступающий в цилиндр, через который продувается нагретый до 80° воздух.

Более дешевый способ Iust-Hatmaker'a не требует вакуума. Молоко в виде дождя поступает на поверхность двух вращающихся в противоположные стороны, нагреваемых паром до 147° Ц. барабанов и, растекаясь по этой поверхности, высушивается в течение нескольких секунд.

Имеется еще целый ряд других, более сложных способов. В последнее время применяется еще замораживание молока, отделение центрифугированием замерзшей водяной части и досушивание оставшегося густого молока при низкой температуре.
 

Яичный порошок в общем приготовляется так же, как и молочный. Задача облегчается, если высушивать отдельно белки и желтки и затем уже смешивать полученные порошки в надлежащей пропорции. По способу Сamре желтки сначала протираются через сито для удаления зародышей, затем взбиваются в особом аппарате до тех пор, пока не образуется плотная пена, медленно стекающая с лопатки. В это время полезно прибавить к желткам углеаммиачную соль в количестве 0,5%. Высушивание производится на цинковых блюдах, помещенных на деревянных стеляжах, при 45—50° Ц. и продолжается 24 часа при проветривании через каждые 2—3 часа. Высушенный желток протирается через сито с крупными отверстиями.

В. Ом.


Географический Институт в Петрограде. В такой мало изученной стране, как Россия, с ее почти неведомыми окраинами для географа представляется особенно широкое поле деятельности и вместе с тем географическое изучение страны особенно необходимо хотя бы уже в целях правильного разрешения чисто практических задач, связанных с целесообразным использованием природных богатств страны, с проведением путей сообщения, с перемещением населения и т. п. Естественно поэтому, что идея учреждения в России Географического Института, вырабатывающего географов-исследователей, уже давно витает в воздухе, о чем свидетельствует и довольно сложная история возникновения Института.

Как известно, еще весной 1914 года были утверждены, а с января 1916 года были открыты в Петрограде Высшие географические курсы, выросшие из эпизодических лекций, устраивавшихся "Географическим Бюро", возникшим в 1910 г. по инициативе молодых энергичных работников "Географического кружка при Петрогр. Унииерситете". Высшие географические курсы, находившиеся под покровительством Докучаевского почвенного комитета в первый же год сумели сконцентрировать у себя лучшие географические силы Петрограда и привлекли до 100 чел. слушателей, горячо интересующихся географией и готовых жертвовать своим трудом, временем и проч. ради создания нового учебного заведения, в котором установилась самая теплая атмосфера тесного сотрудничества между слушателями и профессорами. Однако, курсы почти не имели средств, не имели и своего помещения, а для правильного развития им необходимо было получить и то и другое. Поэтому после февральской революции Совет курсов обратился с соответствующим ходатайством к Временному Правительству, высказав вместе с тем пожелание о переименовании курсов в Институт. Не смотря на благосклонное отношение к учреждению Географического Института, Временное Правительство не успело утвердить его устав до своего падения, благодаря чему курсы попали в очень тяжелое положение. Близкие к гибели, они осенью 1918 года обратились в Комиссариат Нар. Просвещения с новым ходатайством, которое и на этот раз было встречено сочувственно и в конце сентября Географический Институт стал ффициально существовать в качестве высшего учебного заведения, содержащегося на государственный счет, а вскоре получил в свое распоряжение и необходимое здание (Мойка, 122). В течение истекшего (1918—19) учебного года функционировали первые три курса (из 4-х) Института, насчитывавшие свыше 600 студентов. Как и прежде, главный контингент студентов состоял из лиц, которых судьба в свое время забрасывала в далекие страны и которые таким образом получили живой интерес к географии, интерес, который заставил их работать в чрезвычайно тяжелых внешних условиях этого года с изумительным энтузиазмом и настойчивостью. Параллельно с занятиями со студентами Организационный Комитет Института был занят выработкой устава и учебного плана. Последний намечается в след. виде: Институт распадается на 2 факультета, географический и этнографический: первый курс Института на обоих факультетах посвящается ознакомлению с основными естественно-научными дисциплинами, на ряду с которыми должен читаться курс введения в географию. Начиная со второго курса, на географическом факультете намечена специализация по отделениям: 1) физико-географическому, 2) биогеографическому и 3) общего страноведения.

Согласно уставу Институт является не только учебн. заведением, но и ученым учреждением. В связи с этим он выделил особую "Ученую Коллегию", на обязанности которой лежит руководство ученой деятельностью Института и издание научных работ. В начале 1919 года вышел первый выпуск "Известий Географического Института", содержащий подробную историю учреждения и статью и. о. директора Института И. Д. Лукашевича "Развитие наших знаний о мире и положение географии в общей системе знаний". Итак Географический Институт, заканчивающий в настоящее время свою организационную работу, является последним звеном в цепи аналогичных учреждений меньшего масштаба, которые в течение последних десяти лет выростали одно из другого, проявляя все больший рост и все более широкий размах; уже одно это свидетельствует, что в лице Географического Института мы имеем учреждение не только вполне жизненное, но и вызванное настоятельною потребностью русской жизни.

Нет сомнения, что при стоящей в настоящее время на очереди организации народного хозяйства на новых рациональных началах научное географическое исследование России особенно необходимы и работа учреждения, подготовляющего кадр географов исследователей в высшей степени важна и своевременна.

А. А. Г.


Из деятельности Института Карнеги в Питтсбурге. Америка с ее широчайшим размахом индустрирования разнообразнейших отраслей человеческого труда, с ее ничем не стесняемой творческой инициативой, с ее широчайшим использованием научных методов для индустрирования и интенсификации различнейших сторон человеческого творчества должна была создать и особого типа учебно-исследовательские учреждения 2), каких не знает Европа, одним из типичнейших представителей которых является Институт Карнеги в Питтсбурге.

Не даром именно в Америке впервые возникла мысль о создании постоянной организации, которая бы двигала вперед научные изыскания и приложение науки к технике и промышленности. Уже в 1824 году там было организовано своеобразное учреждение Ренсселеровский Политехнический Институт.

Основатель его, Стефан ван-Ренсселер (р. Н.-Iорк 1765—1839) был первым инициатором проекта канала между р. Гудзоном и Великими озерами. Геологическую сторону проекта разрабатывал проф. А. Изон. Важность предприятия и недостаток лиц для его выполнения привели обоих к мысли о создании нового типа школы, где обучение должно вестись не "слушанием лекций и обозрением опытов согласно общепринятому методу, но самостоятельным изучением источников и опытной практикой”.

Не перечисляя существующие в Америке такого рода школы (частью носящие характер исследовательских институтов), мы остановимся в дальнейшем лишь на институте Карнеги в Питтсбурге. Основатель его Андрей Карнеги (р. 1837 г.), уроженец Шотландии, в 1848 г. должен был эмигрировать со своим отцом-картистом в Америку, в Пенсильванию. Мальчиком он работал на хлопчато-бумажной фактории, а потом на телеграфе. Его трудолюбие и способности были оценены одним видным деятелем Пенсильванск. жел. дор. Т. А. Скоттом, который пригласил его к себе в качестве секретаря. В 1895 г. Скотт, приняв пост вице-президента дороги, предоставляет Карнеги место главного окружного начальника дороги. Свое огромное состояние Карнеги создал благодаря введению на жел. дор. спальных мест и своим участием в компаниях по разработке нефти и в металлических предприятиях Питтсбурга. Обладая капиталом, превышающим 100.000.000 фунтов стерлингов, он посвящает себя просветительной деятельности. Его стараниями разбрасывается сеть библиотек в Англии — "Carnegie libraries", учреждение которых производится на следующих основаниях: он обеспечивает постройку здания и книги, местные же власти гарантируют поддержку и дальнейшее существование библиотеки.

В 1901 году он жертвует 2.000.000 фунтов стерлингов на Институт Карнеги в Питтсбурге, а в 1902 такую же сумму на аналогичный институт в Вашингтоне. Равную сумму он жертвует на Шотландские университеты, за что в 1906 году избирается почетным ректором Эдинбургского Университета.

Стремление Карнеги зажечь всюду очаги знания и научной деятельности находит свое проявление в создании им также особого института для образования негров.

Институт Карнеги в Питтсбурге, основанный в 1905 году "для поддержания в широком смысле этого слова исследования, научных работ и открытий, равно как применения знания к развитию человека", разросся в настоящее время в громадное учреждение.

Институт расположен на живописном месте в парке и заключает в себе главное здание с библиотекой и музеем (отделы искусства и естественной истории), особый музыкальный зал и целый ряд зданий для технической школы и ее общежития.

В сферу влияния института входят многие учреждения. Мы остановимся на самом Институте Карнеги с его музеем и на технической школе.

1. Музей. Музей, как целое, ставит себе целью — с одной стороны "систематизацию" знания, путем изучений и исследований, производимых в стенах музея, результаты которых печатаются в Анналах и Мемуарах, издаваемых Институтом, а с другой просветительную деятельность, осуществляемую путем демонстрирования своих объектов и составления и рассылки передвижных коллекций.

Плодотворность обозрения музейных богатств гарантируется наличием специальных руководителей, каталогов и надписями при самих объектах, а также лекциями в стенах самого музея. Посещает музей около полумиллиона человек в год. Кроме того Институт и главным образом Музей ведет огромную переписку, давая ответы на различные вопросы научного характера, поступающие из различных мест Америки и Европы.

Основанный в 1895 году, Музей первоначально занимал площадь 460 кв. саженей; выстроенное на средства А. Карнеги новое помещение имеет площадь до 2800 кв. саженей и распадается на

    приблизительно
в кв. саженях:
административно-служебные помещ. ...... 40
галлереи для публичных выставок ...... 1650
читальный зал ...... 210
библиотека ...... 60
помещения для изуч. коллекций и ла-
боратории
...... 500
кладовые ...... 300
техн. мех. кабинеты (препараторские) ...... 60

На ряду с описанной выше научной и просветительной работой Музей организовал экскурсии в Колумбию, Боливию, во Франц. Гвиану, Камерун, давшие особенно богатый материал для палеонтологических и энтомологических исследований.

Музей в настоящее время содержит след. отделы: позвоночных, беспозвоночных, ботанический, минералогический, палеонтологический, сравнительной анатомии и остеологии, археологии и этнологии, нумизматики, керамики, текстильной промышленности, графических искусств (иллюминир. манускрипты и печатные произведения), транспорта, работы по дереву и слоновой кости, художественных произведений из металла.

Коллекции Музея, купленные и дарованные (с объявленной ценностью), к марту 1916 г. оценивались в 1.287.547,87 долларов; к марту 1917 г. ценность возросла на 81.808,69 долларов, при чем сюда не вошли ценности неск. тысяч объектов, стоимость которых не была указана в момент их приобретения путем дара или обмена.

В прекрасно оборудованной библиотеке Института существует особое отделение для слепых. Под руководством специальных инструкторов и на специальных книгах и пособиях слепые имеют возможность проводить время за чтением.

В той же библиотеке следует отметить особые отделения для детей, начиная с самого малого возраста, для каковых существует особый набор иллюстрированных книг. Характерно отметить, что в эти отделения для детей вход взрослым совершенно запрещен; таким образом дети вполне свободно и самостоятельно выбирают себе книги.
 

2. Технологический институт Карнеги основан в 1900 г. и в настоящее время обнимает собой следующие школы:

школу прикладных знаний,

    „    рисования,

    „    имени г-жи Карнеги по домоводству,

    „    прикладной деятельности и прикладной психологии.

С 1916 года институт включил в себя новое учреждение, the Un. St. Bureau of Mines (со зданием стоимостью ½ миллиона долларов), учреждение государственное, занимающееся разработкой вопросов металлургии и горного дела.

Число слушателей технологического института в 1916—17 г. достигло максимума: записалось 4000 человек — при средней посещаемости 3.628 чел.

Из перечисленных выше "школ" Института наиболее интересной является школа прикладного знания, основанная в 1906 году. Занятия идут в две смены: днем и вечером (ночью) и обнимают собою 21 производство. Курс дневной трехлетний, вечерний четырехлетний. В 1916—17 г. было дневных студентов — 401, ночных — 1107. Преподавателей — 74 чел. Около 40% студентов поступает с дипломами высших школ; более половины студентов значительную часть дня занимаются заработком. Насколько студенчество проникнуто любовью к своей alma mater видно из установления по инициативе студенчества (с 1915 г.) т. наз. "дня Карнеги" (Carnegie Letter Day), когда каждый студент пишет двум своим знакомым, которым предстоит выбор карьеры, о задачах и о сущности индустриального образования, чтобы привлекать в Институт школу интересующихся делом студентов.

Самым оригинальным и интересным в Институте является отдел прикладной психологии (включающий и отдел учителей), основанный в 1915 году. Деятельность его сводится к:

а) подготовке учителей, b) преподаванию психологии студентам иных курсов, с) сотрудничеству с иными отделами в задачах воспитания, d) в разработке методов испытания способностей и иных применений психологических испытаний. Наиболее интересны работы по испытанию способностей; они заключались в следующем:

1) Производились опыты оценки способностей слушателей различных отделов института при вступлении в Институт в течение хода занятий.

2) Велись опыты для установления методов оценки способностей.

3) Велось преподавание общей и прикладной психологии гл. обр. для лиц, которые по роду занятий должны знать человеческую натуру, характер и умело обращаться с людьми.

4) Велось преподавание педагогической психологии для будущих преподавателей, инструкторов, руководителей по различным отраслям знания и творчества (науке, искусству, индустрии).

5) Давалась специальная подготовка желающим посвятить себя изучению и работе в области прикладной психологии.

Особые опыты и исследования были поставлены для изучения способностей и психологии продавцов и коммерческих деятелей, для чего было образовано особое бюро. Образовалось оно в 1916 г. по инициативе целого ряда крупных фирм, для которых важно учесть, какие способности должны быть преобладающими у такого рода работников. Заинтересованные фирмы обязались с июня 1916 г. вносить ежегодно 15.000 долларов, а Институт заботится о научной постановке исследований.

Для этих опытов установлены особые формы карточек, где дается оценка — интеллигентности, живости, заботливости, воображения, одаренности, дара речи.

Кроме того в 1916—17 г. были произведены специальные опыты для оценки общих интеллектуальных способностей; для определения способности к языкам; основные опыты для изучения логической памяти способности рассуждения и способности оперировать и ориентироваться среди идей пространства и форм.

В основу всех опытов ставится следующая программа: 1) определение уровня прирожденных способностей испытуемого; сравнивается его способность со способностью учеников иных школ; 2) определение методов, дающих возможность изучения и распознания специальных способностей, которые дадут возможность приобретать специальные познания.

Для выполнения второй части программы очень часто опыты производились в школе прикладного рисования.

В частности опыты,производимые названным бюро, велись во всех четырех школах Института и еще над 48.000 чел., из числа абитуриентов коммерческих школ, служащих национального коммерческого банка в Нью-Йорке и аналогичных лиц в С.-Франциско.

Отдел здравоохранения и администраций присылали также в Институт на испытание отдельных студентов, о способностях которых желательно было получить более исчерпывающие сведения. Полученный таким образом материал в сопоставлении с некоторыми эпизодами студенческой жизни, дает крайне интересные выводы и обещает дать возможность определять каждому свое призвание и то поприще, на котором он сможет произвести максимум полезной работы.

Хотя методы прикладной психологии юны и по точности неравны методам иных наук, как напр, физ.-химических, но все же получаемые при помощи их результаты выше личного мнения и субъективного суждения самих исследуемых лиц.

Трудно себе даже приблизительно представить, какое значение для человечества могла бы получить выработка истинно научных методов определения способностей каждого из его членов, как сильно могло бы это повысить интенсивность творческой деятельности человечества, сколько съэкономило бы сил, сколько людей избавило бы от мучительных поисков своего пути.

С. А. Лихарвен.

. 3)

1) К преимуществу цикория, сравнительно с картофелем, должно быть отнесено, помимо получаемой из него более сладкой патоки, также большая урожайность цикория и лучшая сохраняемость его корней. К сожалению, цикорий довольно требователен по отношению к почве, и возделывание его обходится дороже. Кроме того, барда от него получается горькая и неприятного вкуса, едва ли могущая служить кормом для скота без предварительной обработки. (стр. 280.)

2) Ср. статью Н. К. Кольцова в сентябрской книжке "Природы” за 1917 г. (стр. 285.)