ПРИРОДА, №1-2, 1922 год. Охрана природы при инженерных работах.

"Природа", №1-2, 1922 год, стр. 71-86

Охрана природы при инженерных работах.

Проф. В. Е. Тимонова1).

Содержание: § 1. Природа и разрушительное действие человека вообще и, в частности, инженера. — § 2. Реакция против нарушения гармонии природы и движение в ее защиту. — § 3. Шоссейные дороги. — §  4. Каменоломни. — § 5. Железные дороги. — § 6. Речные сооружения. — § 7. Водоснабжение и канализация городов. — § 8. Приморские сооружения. — § 9. Водопады и пороги. — § 10. Электротехника. — § 11. Заводы. — § 12. Заключение.

§ 1. Природа и разрушительное действие человека вообще и, в частности, инженера.

В заботе о своих ближайших и непосредственных выгодах, а часто, даже, и без этого смягчающего его вину обстоятельства, человек с самого раннего периода своей жизни на земле стал уничтожать вокруг себя произведения природы и разрушать ее гармонию.

Сначала он убивал отдельных зверей и рубил деревья.

Затем по мере развития "культуры" он перешел к массовым убийствам животных и сплошному истреблению лесов в целях хозяйственной эксплуатации земной поверхности.

Труд его в этом деле был бессистемным. Хищнически получаемые выгоды сопровождались огромными санитарными, материальными и духовными ущербами.

На ряду с лесами нарушались первичные условия жизни вод. Понижался уровень озер и рек. Водопады захватывались в колеса и турбины. Не уцелели даже горы. Их взрывали и изборождали дорогами. Трубы паровозов и заводов стали всюду извергать удушливый и грязный дым, заволакивая окрестность и губя растительность.

Искры паровозных топок вызывали огромные лесные пожары. Пароходы покрывали воды нефтяными и масляничными отбросами, а химические фабрики и города отравляли их своими стоками. Рыбные богатства гибли. Воздух, почва и воды заражались. Огромные пространства земли, лишившись растительного покрова, обратились в пустыни. Климат портился. Условия жизни ухудшались.

В довершение своей "победы" над природой человек понаставил среди наиболее привлекательных по красоте пейзажей отвратительные рекламы.

§ 2. Реакция против нарушения гармонии природы и движение в ее защиту.

Такое отношение к природе тянулось в течение тысячелетий, постепенно нарастая и достигнув особенно уродливых форм в век "пара и электричества".

Человек долго не понимал, что он должен искать красоту во внутренней и глубокой гармонии своих произведений и природы. Реакция против нарушения гармонии природы проявилась только в последнее время, создав движение в пользу защиты природы от человека, вообще, и особенно от инженера с его грандиозными работами и еще более широкими замыслами.

Современное движение в пользу защиты природы имеет в своей основе научные задачи, аналогичные с теми, которые ведут к затратам больших сумм на музеи, ботанические сады, исследования чужих стран и проч. Мысль о сохранении для грядущих поколений образцов своей отечественной природы была вполне естественна для достижения научных целей. Но она, к счастью, оказалась в некоторых случаях плодотворной и для целей чисто практических, как например, по отношению к разумной хозяйственной эксплуатации лесов и друг. естественных богатств.

Однако, сильнее и плодотворнее всего стремление к охране природы там, где оно коренится в любви к ней и к родине. Всякая здоровая любовь к отечеству связана неразрывно с любовью к его природе. Грозные очертания гор, величавые лесные чащи, задумчивые дали степи и, вообще, особенности родного пейзажа дают основной тон настроению духа народа; но и более мелкие черты природы, как, например, жизнь озерных или морских птиц, пещеры, выдающиеся деревья и т. п., часто связываются с народной поэзией и влияют на духовную сторону многих поколений.

Для непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги, не могут заменить национального музея свободной природы.

Но стремление к охране памятников природы сталкивается с хозяйственными требованиями страны и потому приходится в каждом случае искать компромиссное решение вопроса. От правильного к нему отношения правительственных и общественных учреждений, составителей проектов и исполнителей зависит степень мягкости и деликатности, с которой будет третироваться природа.

Для достижения конечных целей движения в пользу защиты природы влияния одних правительственных органов, конечно, недостаточно.

Главная роль должна принадлежать здесь воспитанию народа в лице его юношества.

Все наше юношество должно быть воспитано в убеждении, что не только произведения людей, но и творения природы нуждаются в бережном к себе отношении.

В городах часто находят надписи: "эти насаждения предоставлены охране публики", но еще важнее рекомендовать охранять свободную природу. То, что создал, даже гениальный строитель, можно в случае разрушения или повреждения, восстановить или исправить по сохранившимся чертежам или снимкам. Когда же уничтожаются памятники первоначальной природы, в виде ли великолепной скалы, замечательного дерева или редкой породы животных, никакое человеческое искусство не может вновь создать утраченное.

Далее нужно, чтобы воспитанники учебных заведений, ремесленных, строительных, профессиональных и друг., знакомились с красотами и редкостями отечественной природы и чтобы в них возбуждалось стремление к их сохранению. Высшие технические школы Германии уже выразили своей интерес к делу охраны природы тем, что в некоторых из них введено систематическое чтение лекций по этому вопросу для студентов. Но нужно было бы, чтобы во всех, а не только в технических учебных заведениях читались регулярно общедоступные лекции по охране природы, как в общем изложении, так и в особых отделах, например, об охране птиц, и т. п.

Наблюдающие власти, несомненно, во многих случаях имеют возможность требовать, чтобы проекты инженерных сооружений не только удовлетворяли материальным интересам, но и обеспечивали сохранение первоначальной природы данной местности. Было бы, однако, гораздо правильнее, чтобы инженеры сами уже при составлении первоначальных проектов обращали внимание на то, чтобы намечаемые сооружения в указанном отношении удовлетворяли должным требованиям.

Инженерам, однако, невольно выпадает руководящая роль в борьбе за охрану природы, так как они являются главными деятелями в ее разрушении и средства к ее пощаде находятся преимущественно в распоряжении их таланта и технического уменья.

И действительно, во многих областях инженерного дела они взяли на себя почин в такой охране.

К сказанному можно еще добавить, что в сохранении первичного пейзажа с миром растений заинтересованы и садовые архитекторы, так как они находят в природе многие указания и мотивы для своих работ.

Следовало бы в парках, ландшафтных садах и проч., по возможности сохранять природные условия, приспособляясь к ним, а не наоборот удалять все существующее для исполнения предвзятого проекта.

В Берлине, Мюнхене и друг. городах были созданы лесные кладбища, где сохранены все элементы леса, и было бы желательно, чтобы эти примеры нашли себе широкое подражание. В то же время следует принимать меры, чтобы кладбища, в том числе и внутренние городские, приспособлялись для цели охраны птиц и становились птичьими рощами.

Эти стремления могут найти себе более легкое осуществление, если при устройстве парков, школьных садов и проч. следовать принципу отечественности. Важно, чтобы в этих парках и садах были посажены растения данной страны и снабжены надписями, позволяя детям знать деревья и кустарники своей родины. Там же можно устанавливать и образчики отечественных каменных пород2).

§ 3. Шоссейные дороги.

При постройке шоссейной дороги нужно прежде всего выяснить, каких памятников природы она коснется и какие из них должны подлежать охране. Не следует вести дорог по прямым линиям, а надо делать их извилистыми. Не только потому, что они при этом лучше сливаются с пейзажем, но также и в интересах их сохранности, так как кривые дороги лучше сопротивляются образованию колей при езде тяжелых повозок, чем прямые. Затем надо не допускать, чтобы какой-нибудь цельный и законченный пейзаж разрывался проведенным по его средине шоссе, что неоднократно случалось. Большие живописные камни, лежащие на поверхности земли, следует обходить и сохранять в естественном положении, когда же их находят в земле, их надо поднять и поставить у края дороги.

В Германии отдельные земские учреждения затрачивали сериозные суммы для сохранения больших валунов и подобных памятников природы.

И в других местах принимались меры для охраны геологических памятников. В 1887—1888 году при прокладке новой шоссейной дороги возле Глазго наткнулись на несколько стоящих стволов лепидодендров и сигилларий. Вполне сознавая значение этой находки, стали исследовать прилегающую местность и открыли еще другие остатки бывшего каменноугольного леса, каковые, как выдающийся памятник природы, сохраняются еще и до сего времени. Но во многих случаях превосходные геологические об'екты разрушаются в разных странах при проведении дорог.

Выдающиеся деревья и группы их должно также щадить. В Германии были примеры, когда лесное управление отводило в сторону шоссейные дороги с целью не тронуть встреченных при постройке замечательных представителей лесной растительности. Еще важнее такое отношение к деревьям в городах. При перепланировке части Берлина, один старый платан оказался посреди улицы, его не удалили, а оставили на месте, окружив решеткой.

В тех случаях, когда требуется, как например у горных обрывов, оградить дорогу прочной изгородью, это должно быть сделано в гармонии с окружающей природой.

Кстати, следует заметить, что на ряду с памятниками природы достойны забот о сохранении памятники культуры, доисторические и более поздние. Нередко строящаяся дорога разрушает курганы и иные могильники, либо пользуются камнями древних развалин, ценных в археологическом отношении.

Наконец, при постройке дороги надо заботиться о том, чтобы сохранять или создавать вновь красивые виды с самой дороги на прилегающую местность и этим сделать езду или ходьбу по дороге приятной.

§ 4. Каменоломни.

Придорожные скалы, из которых может добываться материал для шоссейных работ, вообще, находятся под угрозой разрушения.

В подобных условиях находится каменоломенное дело в Германии, например в Саксонской Швейцарии и на Рейне, а также в Чехии и др. местах.

В Саксонской Швейцарии по берегам р. Эльбы между Пирной и Боденбахом расположено около 300 каменоломен; их отвалы тянутся непрерывно на целые километры. Этим один из красивейших пейзажей, лежащий вдоль оживленного пути туристов, совершенно разрушается. Под влиянием движения в защиту красот природы, Саксонское правительство решило закрыть принадлежащие ему на Эльбе каменоломни и новых там более не открывать. Вслед затем образовался особый союз учреждений и лиц, поставивший себе целью охранить береговой пейзаж Эльбы от дальнейших разрушений путем выкупа частных береговых каменоломен и закладки новых в боковых долинах и, вообще, внутри страны, где они не будут на виду.

На Рейне в Семигории усиленная ломка камня уже в восьмидесятых годах XIX века стала грозить испортить очаровательный пейзаж. Союз по украшению Семигория сумел привлечь внимание правительственных и общественных учреждений к мысли о спасении красоты гор. Правительство предоставило союзу право отчуждения земель и несколько денежных лотерей, которые дали миллионы марок. Провинция, округа и города оказали значительную материальную помощь. Благодаря такому совместному действию, одна из лучших картин Рейнского пейзажа будет предохранена от дальнейшего разрушения и создастся постепенно широкий округ охраны природы, который уже теперь имеет более 7 квадратных километров.

В Чехии могут быть отмечены два случая. У Ауссига на Эльбе поднимается высокая типичная базальтовая гора Воркоч, на которой владеющий ею город устроил каменоломню. Когда же внимание городского управления было обращено на выдающееся значение этого памятника природы, состоялось постановление о прекращении ломки камня и охране Воркоча. В другом месте Северной Чехии высится Геррнгаусфельзен — из стройных базальтовых колонн. Совокупным действием нескольких союзов и общин, при участии правительства, были собраны денежные средства, чтобы покупкой предохранить эту скалу от разрушения.

§ 5. Железные дороги.

Многое из сказанного по отношению к шоссейным дорогам имеет место и для дорог железных, с той лишь разницей, что железные дороги еще в большей мере, чем обыкновенные, могут наносить ущерб естественным красотам природы и губительно влиять на сохранность памятников природы и культуры; поэтому меры противодействия должны быть здесь еще интенсивнее.

Иногда возможно предохранить пейзаж от порчи тем, что провести железную дорогу у опушки леса или же через самый лес. Особенно красивые пейзажи должны, однако, быть совсем свободны от железных дорог. Когда двадцать лет назад в Германии акционерное общество Заальской железной дороги искало концессии для линии Бланкенбург—долина р. Шварцы—Зитценгоф, правительство отклонило это предложение именно потому, что оно желало пощадить замечательную по своей природной красоте нижнюю часть долины р. Шварцы от пересечения железной дорогой. Бланкенбур был соединен с Зитценгофом обходной линией, оставившей в стороне долину р. Шварцы.

При постройке в Германии же железной дороги Гиршберг—Левенберг были приняты меры к охране замечательного дерева, так называемого "арфяного дуба". Дорога его обошла, оставив его в пределах запретной для посторонних полосы отчуждения, а для того, чтобы привлечь к этому памятнику природы внимание проезжающих, управление дороги поставило у пути особые указательные надписи.

Принимаются меры к охранению местообитаний редких травянистых растений. Так, например, при постройке в герцогстве Баденском линии Титизее—Сен-Блазиен возникла опасность для сохранности растения Gentiana acantis и железнодорожное управление предупредительно приняло меры к его охранению.

Такое внимание со стороны железных дорог к задачам охраны памятников природы и культуры, однако, далеко не всегда имело место, даже в Германии. В других же странах заботы этого рода встречаются еше реже.

Часто теперь возникает вопрос о неблагоприятном впечатлении, которое производят высокие железнодорожные насыпи среди красивого пейзажа. В последнее время такие насыпи часто засаживают растениями и снабжают живыми изгородями, насколько это допускают условия эксплуатации железной дороги.

Древонасаждение в этих случаях также преследует все более и цели птицеохранения. В Кельнском железнодорожном округе в этих видах засажены 207 километров насыпей и нулевых участков, а в Эрфуртском 394 километра. Эти посадки производятся обыкновенно самими железными дорогами, не требуя особых ассигнований.

Когда насыпи, мосты или иные сооружения обделываются камнем, следует брать материал из почв окружающей местности, чтобы получилось гармоничное красочное сочетание.

Снеговые защиты, сделанные из дерева, производят также дурное впечатление на зрителя и портят пейзаж. В целях устранения этого недостатка, в некоторых местах устраивались снеговые защиты в виде бетонных стен, обсаженных кустарником. Такие защиты к тому же прочны, безопасны от огня и пригодны для охраны птиц.

Паровозы быстро движущихся железнодорожных поездов наносят птичьему миру большие потери во время весенних и осенних перелетов. После одного только пробега ллойдского экспресса от Страсбурга до Лудвигсгафена на Рейне было найдено в дымовой коробке и среди нижнего строения паровоза одиннадцать убитых птиц, что составляет, вероятно, только небольшой процент общего числа погибших во время этого пробега от столкновения с паровозом. Пока еще не удалось найти способ уменьшить такое избиение птиц.

Выкидываемый паровозами огонь может быть, как уже упоминалось, также вреден для окружающей природы. Нужно посредством улучшения искроудержателей, надлежащего инструктирования паровозной прислуги, должного наблюдения за особо угрожаемыми местами и пр. обеспечить от уничтожения огнем из паровозов растительности прилегающей к железной дороге местности в сухое время года.

Подобно тому, как при постройке пути, так равно и при устройстве и расширении станций, должно серьезно обращать внимание на сохранение первоначальной природы.

§ 6. Речные сооружения.

Еще не далее как несколько десятков лет назад, даже в тесно заселенных странах Западной Европы, были многочисленные реки в естественном состоянии. Воды их текли по извилистому руслу среди берегов, заросших кустами и деревьями, представляя очаровательную картину, которую оживляли птицы. Теперь едва ли там найдется хотя бы одна река, к которой не прикасалась рука человека. Течение в большинстве случаев урегулировано и значительно выпрямлено, при чем староречья, кусты и деревья исчезли.

Между тем, староречья хранят в себе нередко замечательные растения и животных, которые отчасти находятся в периоде вымирания. Таков, в староречьях Прегеля и Рейна водяной орех Trapanatans, который некогда был распространен во всей Европе, а теперь встречается лишь в немногих местах. В Швеции он живет еще на одном месте, в Immel’cком озере, где он охраняется, тогда как в Норвегии, Дании, Англии и друг. он совсем вымер. Далее, в староречьях Эльбы живет бобр, один из выдающихся памятников природы. В Швеции он совсем исчез, но многие местные названия указывают на его прежнее распространение в этой стране.

Другими целями речных работ является образование подпоров воды для их использования в промышленных установках. Плотина, преследующая исключительно такие цели, может очень портить пейзаж, но есть удовлетворительные в эстетическом отношении решения, и инженер мог бы найти подобные почти во всех случаях при достаточно вдумчивом изучении вопроса.

§ 7. Водоснабжение и канализация городов.

Водоснабжение городов имеет огромное санитарное и хозяйственное значение, и поэтому большие города должны своевременно озабочиваться обезпечением себе необходимого ключевого района. Когда город Берлин должен был устроить новое водоснабжение, он избрал в 12 километрах ключевой район большой величины и сделал его неприкосновенным, сохраняя в первобытном виде отдельные большие участки. При этом весь район был огражден, вход на него воспрещен без разрешения и на нем прекращена охота. Подобным же образом и другие общины могли бы сочетать задачи своего водоснабжения с стремлениями к охране природы.

Удаление из городов их отбросов во многих местах сопряжено с загрязнением и заражением почвы, вод и воздуха. Но уже выработаны вполне рациональные приемы, позволяющие избежать всех этих вредных последствий. Среди них — устройство полей, орошаемых сточными водами, может даже привести к развитию растительности на землях, ранее бывших бесплодными. Такие поля, при должном уходе могут стать, даже, цветущими садами.

§ 8. Приморские сооружения.

Портостроительным управлениям часто подведомственны побережья и острова, которые особенно пригодны для учреждений птицеохранения. На берегах Соединенных Штатов Северной Америки, Великобритании и Ирландии давно уже имеются птицеохранительные районы значительных размеров.

В Германии с начала текущего столетия стали учреждать такие "святилища", и теперь их насчитывается около двенадцати. Затем при производстве портовых работ или работ по укреплению дюн следует постоянно озабочиваться оставлением надлежащих мест для птицеохранения.

Самые дюны также представляют выдающиеся памятники природы. Разумеется, во многих случаях необходимо дюны укреплять, чтобы воспрепятствовать занесению песком прилагающих полей и вод. Но, с другой стороны, дюны представляются таким оригинальным геологическим образованием, что не должно допускать их полного исчезновения и следует сохранить их в нескольких образцах. Выдающийся пример дал в этом отношении Датский Парламент, который предоставил денежные средства для большой движущейся дюны "Raabjerg Mile" у Скагена, с тем, чтобы она впредь не укреплялась и не засаживалась, а сохранялась в своем нынешнем состоянии с первоначальной флорой и фауной.

Желательно, чтобы и в других странах, где еще есть естественные дюны, некоторые из них были оставлены без посадок. В силу закона о неприкосновенности растений, служащих для укрепления дюн, некоторые редкие породы, например, Eryngium maritimum, охраняется на всем протяжении берегов Германии.

Затем здесь должно быть упомянуто о маяках. Они служат для нужд мировых торговых сношений, но в тоже время оказывают очень вредное влияние на птиц, которые частью убиваются о стекла или решетки маяков, но еще чаще падают в изнеможении на землю или в море, нё находя на гладкой поверхности башни никакого места для отдыха. У Экмюльского маяка во Франции, сила света которого превосходит 3 миллиона нормальных свечей, оказалось в течение одной ночи 500 погибших птиц. У маяка на острове Бель-Иль за две ноябрьских ночи найдено 2.380 мертвых птиц. Эти цифры составляют ничтожную долю общего числа птиц, убиваемых маяками Земного Шара.

При таких обстоятельствах в Голландии еще в 1909 году возникла мысль предоставить летающим вокруг маяков птицам, возможность отдыха и тем предупредить их гибель от истощения. С этой целью на башне маяка устраиваются решетчатые насесты, где могут разместиться тысячи птиц, не влияя нисколько на силу огня. Такие насесты на башне маяка на острове Терехеллинге в ноябрьские ночи 1910 года давали приют и отдых 3.000—5.000 птиц, при чем на земле было найдено всего 75 мертвых птиц.

§ 9. Водопады и пороги.

Один из красивейших водопадов в мире — Ниагарский обезображен в огромной степени человеком, создавшим у самых лучших пунктов уродливое городское поселение, заводы, фабрики, силовые установки, мосты и покрыв скалы лживыми и грязными афишами. Но и в стране американского капитализма теперь принимаются меры к тому, чтобы при дальнейшем использовании энергии этого водопада не нарушались более красоты пейзажа. Весьма вероятно, однако, что побуждением к этому явилось опасение уменьшения притока туристов и их денег.

В конце прошлого столетия в Швеции была образована Королевская комиссия для исследования принадлежащих государству водопадов. В отчете этой комиссии, выпущенном в 1899 году, указывается на желательность сохранить впредь некоторое число водопадов в первобытном состоянии свободными от установок и в таком виде передать их грядущим поколениям. С этого времени об'явлены неприкосновенными пока лишь водопады "Stora Sjöfallet" в Лапландии.

Было бы неразумно требовать, чтобы ради красоты природы мощные водяные силы оставались без употребления, но в интересах охраны природы следовало бы стремиться, по крайней мере, к двум целям: к оставлению в первобытном состоянии некоторых водопадов и к возведению построек на остальных в возможной гармонии с окружающим пейзажем. Промышленные сооружения, возводимые у какого либо водопада, очевидно, могут отвечать характеру местности и гармонично вписываться в общую картину.

§ 10. Электротехника.

Быстрое развитие электротехники повело везде к созданию новых сооружений на открытых пространствах, при чем далеко не всегда обращалось должное внимание на охрану пейзажа.

При проведении телеграфов в Германии принимаются, однако, некоторые меры охраны. Некоторые богатые землевладельцы в пределах своих владений заменили надземные телеграфные провода подземными кабелями, и притом не только свои частные, но и правительственные, приняв на себя в последнем случае все расходы.

Устраивая новые телеграфные линии, стараются уже не вредить древесным насаждениям; с этой целью употребляют более высокие столбы или переводят частично линию на другую сторону дороги или на иные менее покрытые деревьями места. Перемещение линии делается также и для того, чтобы не портить вида населенного места, для чего ее пускают в обход деревни или города.

Распространение электротехники вне городов имело последствием создание многочисленных установок тока высокого напряжения, при этом трансформаторам следует придавать формы, подходящие к пейзажу, что в последнее время неоднократно и делалось, при чем башни трансформаторов в некоторых случаях удачно гармонировали, например, с находящимися вблизи старинными зданиями.

С другой стороны, провода токов высокого напряжения опасны для птиц. Если птица, сидя на таком проводе, прикоснется к другому проводу или к железному столбу, ток ее убивает. Опасны для птиц также предохранительные захваты или хомуты, поставленные на столбах в местах перехода через дороги для предупреждения падения оборвавшегося провода.

Так как устройства вне городов электрических станций с токами высокого напряжения все развивается, число жалоб на сильный вред от них для птиц увеличивается. Поэтому отдельные местные власти неоднократно ставили разрешение на устройства электрических установок этого рода в зависимость от того, чтобы не только сохранялась красота пейзажа, но и была обеспечена охрана птиц.

В последнее время этим вопросом занялся в Германии Союз Электротехников. Согласно его постановлению, вошедшему в силу с 1 Января 1914 года, в интересах охраны птиц от токов высокого напряжения, все места прикрепления проводов, поперечины, подкосы и проч. должны быть так конструктированы, чтобы птицы не могли на них садиться. Там, где это неосуществимо, горизонтальные расстояния между проводами тока высокого напряжения и железными частями, соединенными с землею, должны быть не менее 300 миллиметров. Рекомендуемые некоторыми для охраны птиц специальные насесты в отдалении от проводов, например, в виде прикрепленных к вершинам столбов стержней, параллельных проводам, не должны во всяком случае устраиваться ниже проводов.

Все недостатки надземных проводов, указанные выше, отпадают при проведении электричества кабелями. Но применение их сопряжено с значительными расходами, поэтому ими приходится пользоваться только там, где речь идет об охране пейзажа выдающейся красоты. Например, в Берлине надземная проводка электричества для трамваев прерывается у Бранденбургских ворот и заменяется аккумуляторным движением.

§ 11. Заводы.

Если в химических заводах, напр. в целлулозных, дурно пахнущие газы не улавливаются, а выпускаются в атмосферу, наслаждение природой может быть очень нарушено. Законы не дают способа избавиться от этой беды в сельских местностям но соединенные усилия инженеров и химиков должны привести к тому, чтобы выпуска дурно пахнущих газов не происходило.

Как ни отвратительны газы целлулозных фабрик для человека, они не производят никакого вредного влияния на растительность; напротив, газы, вытекающие из фабричных труб и содержащие сернистую кислоту, серную кислоту, мышьяк, циан, хлор, хлористо-водородную кислоту, аммиак, сероводород и проч., приносят большой вред растениям и животным, даже на больших расстояниях. На зеленом покрове земли эти газы делают желтые и коричневые пятна, где исчезает всякая жизнь. Также страдают от них кусты и деревья, при чем хвойные в большей степени, чем лиственные. Металлургический завод "Julius Hütte" у Гослара в Гарце, выпускающий газы с сернистой кислотой, уничтожил 143 гектара елового леса. Возле доменных печей в Altenau, Klaûstal и Laûental лесные плеши достигли 338 гектаров, к которым присоединяются еще 380 гектаров сильно поврежденного леса. Для многих металлургических заводов уплата за убытки, причиняемые газами, составляет предмет постоянных расходов, в некоторых случаях значительных. Но потеря в красоте природы не может быть ни исчислена, ни возмещена.

Далее, сточные воды заводов часто загрязняют реки и озера. В некоторых случаях это имеет последствием безвредную порчу лишь цвета воды, что, однако, уже нарушает красоту пейзажа. В других случаях сточные воды наносят вред растительной и животной жизни в реках, как это бывает на горных промыслах, белильных фабриках, винокурнях, бумажных фабриках, сахарных заводах, крахмальных заводах, металлургических заводах и проч. Есть много примеров полной гибели рыб в таких условиях.

Для многих производств оказалось уже возможным обезвреживать в большей или меньшей степени сточные воды; для других, где это пока не удалось, необходимо найти соответствующие способы.

При самой постройке заводов следует принимать в соображение интересы сохранения красоты пейзажа и памятников природы. Во всяком случае гораздо целесообразнее, чтобы инженер сам обратил на это внимание, при выборе места для завода, чем чтобы это было предложено властями потом, при обсуждении условии концессии.

§ 12. Заключение.

В России об охране природы при инженерных работах еще нет и речи. Напротив, права природы в этом отношении всюду грубо нарушаются. Жертвою является в конечном счете население.

Кому должна принадлежать инициатива в борьбе за красоту пейзажа и за сохранение фауны и флоры?

Кто примет на себя руководящую роль в этой борьбе?

Кто поведет ее и доведет до конца?

Ответить на эти вопросы пока трудно, но не следует ли думать, что больше всего мог бы быть теперь услышан голос ученых в лице нашей Академии Наук?


1) Развиваемые ниже идеи о необходимости охраны естественно-исторических достопримечательностей и в особенности красоты пейзажа, на первый взгляд имеющие более теоретический интерес, в действительности глубоко задевают экономические интересы государства. Опыт Швейцарии, Германии и других живописных уголков земного шара с несомненностью показывает, что красота ландшафта — громадное национальное богатство, которое при умелом использовании дает громадный доход стране. Поэтому разумная охрана этого драгоценного достояния — хотя в настоящее время и представляющего у нас может быть мертвый капитал, но в будущем обещающего стать одним из важных источников народного благосостояния, является несомненной обязанностью всякой власти, всякой государственной или общественной организации, которым дорого будущее своей страны. Все эти соображения заставляют редакцию "Природы" дать место на страницах журнала данной статье, в надежде, что она не останется, несмотря на все условия русской жизни, голосом вопиющего в пустыне. (Примеч. редакции). (назад)

2) Подробности см. в докладе Conwentz’a и Starbäck’а Балтийскому Инженерному Конгрессу 1914 года об охране природы при инженерных работах и труде В. Е. Тимонова "С Международного Конгресса в Германский Военный плен", (Петроград, 1917). (назад)