ПРИРОДА, №05-06, 1926 год. Орест Даниилович Хвольсон

"Природа", №05-06, 1926 год. стр. 75-78.

Орест Даниилович Хвольсон

(к 50-летию его научной, литературной и педагогической деятельности).
1876—1926 г. г. 1)

"Nulla dies sine linea"

К. К. Баумгарт

Имя Ореста Данииловича Хвольсона пользуется широкой известностью не только в узких кругах русских физиков-специялистов. Его обширный, замечательный по выполнению курс физики, переведенный на языки Западной Европы, его широкая деятельность в области популяризации физической науки распространили славу его имени до самых пределов культурного мира. Эта слава не меркнет.

Необыкновенная работоспособность и творческие силы О. Д. не ослабевают. Самый день его чествования (16 мая 1926 г.) был отмечен появлением в свет новой интересной книги О. Д., шестого дополнительного тома, завершающего его тридцатилетний труд над созданием первого русского полного "Курса физики". Попытаемся в короткой статье отметить хотя бы главные этапы деятельности О. Д., столь богатой трудами и достижениями.

О. Д. Хвольсон, сын известного гебраиста, академика Д. А. Хвольсона, родился в Петербурге в 1852 г. Научное образование О. Д. Хвольсон получил в Петербургском (ныне Ленинградском) Университете в одну из памятных эпох нашего Университета; его учителями были такие выдающиеся ученые как Д. И. Менделеев, А. Н. Коркин, Н. Л. Чебышев и др., по физике Ф. Ф. Петрушевский, ученый не очень известный, однако человек больших заслуг (при Ф. Ф. Петрушевском впервые устроены физические лаборатории в Университете и Петрушевским же был написан "Курс наблюдательной физики"). По окончании Университета (1873 г.) О. Д. провел 1½ года за границей в Лейпциге у знаменитого физика-теоретика Неймана, учеником которого О. Д. всегда себя по праву считал.

О. Д. Хвольсон обратил на себя внимание еще на университетской скамье работой "О возможных скоростях и условиях равновесия системы прикасающихся поверхностей", за которую получил золотую медаль.

В 1876 г. весною О. Д. защищает в Петербургском Университете магистерскую диссертацию — "О механизме магнитной индукции в стали”. С осени 1876 г. О. Д. приступает к преподаванию в Университете и с той поры его связь с Петербургским Университетом не прерывается. В эту эпоху вырабатываются основные черты, характерные для всего научного облика О. Д. Широкая эрудиция, необыкновенная требовательность к себе и к своей работе, исключительная способность к организованному труду, замечательная ясность изложения вопросов трудных и общих. Число научных работ О. Д. около 40. Они относятся к области магнитизма (ряд работ семидесятых годов), электропроводности и электродинамики (работы восьмидесятых годов), теплопроводности и диффузии света (девяностые годы).

Начав с работ по математической физике, О. Д. очень скоро обращается и к эксперименту. Одна из самых замечательных его работ — актинометрические исследования — завершается построением двух актинометров, получивших широкое распространение у нас и за границей для изучения интенсивности солнечной радиации.

Наряду с научной деятельностью развивается и педагогическая работа О. Д. как учителя высшей школы. О. Д. читает лекции по самым разнообразным отделам физики и скоро приобретает славу исключительного лектора, одного из лучших профессоров Университета. Его курсы всегда продуманы до мельчайших деталей, хорошо построены, всегда на уровне современной науки. Их красота основана не на ораторских приемах, а на даре художественного изложения. В немецкой научной литературе установился термин "хвольсоновский стиль". Для многих трудных научных вопросов способ изложения был "найден" О. Д. Обладая столь исключительным даром изложения, О. Д. естественно обратился также к популяризации научных знаний. Число прочитанных им популярных лекций, обзоров и докладов не поддается учету. Одних написанных статей имеется несколько сот и около трех десятков книг. В них О. Д. играет трудностями. Можно сказать они его привлекают. Всякий новый вопрос, как бы сложен он ни был, почти непосредственно после своего возникновения излагается О. Д. в популярной форме. Укажу, напр., на "общий принцип относительности" и на "явление Комптона", интересующее сейчас всех физиков. Журнал "Природа" гордится тем, что имеет О. Д. в числе своих постоянных сотрудников.

В половине девяностых годов, уже составив себе серьезное научное имя и приобретшия славу профессора с исключительным даром изложения, О. Д. Хвольсон принимается за то, что должно было стать главным делом его жизни: за написание первого на русском языке большого курса физики. До него существовал только двухтомный "Курс наблюдательной физики" Ф. Ф. Петрушевского, совершенно устаревший, и, как показывает и само название курса, охватывающий только часть содержания физики. При обширном и быстром росте физики, задача, за которую взялся О. Д., казалась совершенно непосильной одному лицу. И в западно-европейской литературе мы видим переход к энциклопедиям с длинным рядом сотрудников, которым поручено составление отдельных глав курса физики. Одновременные с О. Д. попытки некоторых западно-европейских ученых написать единолично полный курс физики неизменно терпели неудачу и обрывались на первом томе (таковы, напр., попытки Виолля во Франции и Грэя в Англии). Один только О. Д. после тридцатилетней работы справился с этой задачей и притом с исключительным успехом. Только некоторые главы учения об электричестве и магнитизме написаны другими лицами. Появление курса О. Д. составляет эпоху не только в русской физике, но и в физике мировой. А перед русским читателем О. Д. впервые раскрыл книгу физики во всей ее красоте и величии. Огромное число вопросов разобрано в шести томах "Курса физики" О. Д., а для лиц, желающих более глубоко проникнуть в изучение того или иного вопроса, даны поразительные по своему богатству, исчерпывающие литературные указания. Совершенно излишне давать оценку "Курса физики" О. Д. Хвольсона, эта оценка дана уже в русской и западно-европейской литературе в выражениях, которые не часто употребляются серьезными учеными. Укажу, напр., отзыв академика Амага в предисловии к французскому изданию курса физики О. Д. и недавний отзыв знаменитого Дж. Дж. Томсона. Пять томов русского "Курса физики" выдержали по пяти изданий, шестой заключительный том только что вышел в свет, в настоящее время выходит третье немецкое и второе французское издания.

Деятельность О. Д. Хвольсона получила всеобщее признание. О. Д. избран почетным академиком Всесоюзной Академии Наук, почетным членом Русского Физико-Химического Общества, почетным Председателем Отделения Преподавателей Русского Физико-Химического Общества, почетным Председателем Ассоциации Русских Физиков и имеет ряд других почетных званий русских и иностранных.

Чествование О. Д. Хвольсона носило очень теплый характер и прошло с большим подъемом. Актовый зал Университета едва вместил всех собравшихся. Все выступавшие с приветствиями, начиная от поседевших ученых и кончая молодыми слушателями Университета, в одинаковой мере нашли для своих приветствий слова искренней признательности и благодарности Оресту Данииловичу.

Согласно обычаю, принятому для выдающихся ученых, О. Д. Хвольсону был поднесен выпущенный ко дню чествования сборник научных трудов его учеников.


1) По условиям печатания настоящая статья не могла быть помещена в начале номера. — Прим. ред. (стр. 75.)