CQ-SKW, №13, 1930 год. ТЕЛЕФОН НА КОРОТКИХ ВОЛНАХ

"CQ-SKW", №13, июль, 1930 год, стр. 108-109

ТЕЛЕФОН НА КОРОТКИХ ВОЛНАХ

В CQ SKW № 11 журнала «Радио всем» нами было дано описание коротковолнового передатчика по видоизмененной схеме Гартлея. В заключительных строках этого описания сообщалось, что проводятся опыты по приспособлению схемы к работе телефоном. Теперь уже можно подвести итоги этих опытов и из ряда схем модуляции, испробованных в лаборатории, предложить вниманию коротковолновиков, построивших описанный передатчик, схему модуляции, весьма простую и давшую вместе с тем вполне удовлетворительные результаты.

Рис. 1.

Схема представлена на рис. 1. По классификации схем модуляции, применяемых в радиотелефонии, она относится к схемам модуляции на сетку. Переменное напряжение, получающееся на зажимах вторичной обмотки микрофонного трансформатора, подается на усилитель низкой частоты и со вторичной обмотки выходного трансформатора подводится к сетке генераторной лампы. Изменение напряжения на сетке приведет к изменению анодного тока и, следовательно, некоторые изменения будет претерпевать и ток в колебательном контуре.

Для того, чтобы вторичная обмотка выходного трансформатора, включенная в цепь сетки, не являлась препятствием для возникновения колебаний высокой частоты, ее шунтируют конденсатором Сб.

Не каждый коротковолновик может приобрести дорогостоящий микрофон ММЗ, требующий к тому же после себя большого усиления; но зато большинство любителей имеют в своем распоряжении обычные угольные микрофоны (от микротелефонной трубки городского телефона). Мы ориентируемся на рядовых любителей, у которых есть простой угольный микрофон, не требующий большого усиления, и из этих соображений в схеме модуляции предварительное усиление имеет всего один каскад усиления.

Схема модуляции будет состоять из таких отдельных деталей: микрофон, затем микрофонный трансформатор, лампа и, наконец, выходной трансформатор. Обратимся к рассмотрению всех перечисленных деталей.

Рис. 2.

Микрофон, как мы уже указали, может быть взят обычный угольный. Все они работают в общем не плохо. Во время работы они иногда спекаются; в этих случаях следует изредка встряхивать микрофон легкими постукиваниями по капсюлю. Для укрепления микрофона необходимо применить подвеску на резиновых амортизаторах (резиновая трубка или лента). Для этого по окружности капсюля припаивают в нескольких точках небольшие проволочные скобочки, служащие для укрепления резины. Резину эту укрепляют в углах специальной рамки (рис. 2).

Можно применить также другой способ подвески, значительно более простой. Берется небольшой кусок мягкого полотна, посредине пришивается небольшой карман с круглым отверстием посредине (диаметром в 2½ см). В этот карман вкладывается микрофон так, чтобы мембрана его была против отверстия. Полотно укрепляется на какой-либо стойке (рис. 3).

Рис. 3.

Переходим к микрофонному трансформатору. В продаже их нет, сделать его любителю целиком затруднительно. Наиболее простой путь — переделка обычного трансформатора низкой частоты. Был взят трансформатор низкой частоты завода «Украинрадио» с коэффициентом трансформации 1:2; в первичной обмотке он имеет 6 000 витков, во вторичной 12 000 витков. В нем нужно сделать третью обмотку — в 300 витков. Для намотки этих витков нужно трансформатор разобрать. Трансформаторы завода «Украинрадио» по своей конструкции весьма оригинальны. Разборка их на первый взгляд несколько затруднительна. Прежде всего отгибают четыре скрепки со стороны дна, снимают дно и боковые обжимки. Таким образом мы освободим катушку с сердечником. Разбираем сердечники, причем сначала снимаем все нижние угольники, потом те, которые проходят через катушку. При разборке нужно обратить внимание на метод укладки этих угольников, чтобы сборку выполнить так же. Сняв верхний слой гранитоля, наматываем микрофонную обмотку 300 витков проволоки (эмалевой или в изоляции) сечением 0,2—0,15 мм. Выводы делаем либо по образцу имеющихся на трансформаторе, на нижних свободных углах флянца, либо мягким проводом выводим наружу. Обмотку прикрываем снятым гранитолем и собираем трансформатор. После сборки нужно проверить целость всех обмоток.

Мы получим таким образом микрофонный трансформатор с тремя обмотками, с коэффициентом трансформации 1:20 (300 : 6 000) и 1:40 (300 : 12 000). В схеме используются обмотки с отношением 1:20.

Выходной трансформатор взят также завода «Украинрадио» с тем же коэффициентом трансформации (1:2). Вторичная обмотка, включенная в схему передатчика (в цепь сетки), должна быть обязательно зашунтирована конденсатором постоянной емкости Сб — порядка 100—150 см. Здесь был применен конденсатор Дроболитейного завода.

С питанием установки у любителей дело обстоит обычно плохо; нужно возможно сократить количество потребных источников питания; из этих соображений схема выполнена так, что на микрофон дается напряжение от батареи накала. На анод усилительной лампы — обычная батарея в 80 вольт, причем, как и накал, так и анодную батарею можно иметь на модуляторном устройстве и приемнике общие. При работе телефоном переключатель «П» включает накал ламп усилительного каскада и одновременно же подается напряжение и на микрофон. Ключ закрепляется в прижатом состоянии, и схема готова для передачи.

Лампа для усиления может быть взята или «Микро», или новая лампа ПО—23. Эта лампа прекрасно ведет себя в качестве усилительной. Ее данные таковы:

Напряжение накала Vн = 0,7—1,2 в
Ток       » Iн = 0,22 А
Анодное напряжение Va = 60—80 в
Коэфф. усиления К = 5—8
Внутр. сопротивлен. Rа = 10000—20000
Крутизна хар-ки S = 0,35—0,65 mA/V
Анодный ток при Vc +6v Ia = 3,5—7 mA
при Va = 60 v

Предостерегаем любителей от перекала — это ведет к гибели лампы.

При работе телефоном дальность действия станции значительно уменьшается по сравнению с телеграфными передачами. Вообще, только в том случае, если телеграфные сигналы передатчика слышны Р8—Р7, можно рассчитывать на телефонную слышимость в Р5—Р6. Всегда работу лучше начинать ключом, связавшись с кем-либо телеграфом и определив свою слышимость на основании сообщения — можно переходить на работу телефоном. Говорить следует на расстоянии 20—30 см от микрофона, нормальным голосом. При передаче музыки микрофон подносится к музыкальному инструменту.

Лабораторный макет телефонно-телеграфного передатчика

При контроле передачи на своем приемнике, расположенном вблизи от передатчика, нужно уменьшить накал ламп приемника, иначе лампы будут перегружаться и о передаче нельзя будет правильно судить.

По описанной схеме нами сконструирована рация eu 5 kbq («Украинрадио»). Относительно слышимости передач можно сказать следующее. При работе на передатчике на 2 лампах УТ—15, при 250 вольтах на анодах — 10 мая etp 3 dr (Львов) сообщил «ur fone qrk r—5» (при слышимости телефонных сигналов Р—7), 12 мая etp 3 rt (Гирколив) сообщил «ur fone r—5 mod fb», (что в переводе значит: ваш телефон слышен Р5, модуляция великолепная).

Контроль по Харькову вел Леонтович — eu 5 kaa, сообщивший, что телефон слышен Р7, передача весьма чистая и голос и музыка замечательно естественны.

С серией других опытов по выбору схем модуляции мы познакомим читателей дополнительно.

В. А. Терлецкий