Радиоиспользование, №7, 1930 год. РАДИОТЕАТР И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

"Радиоиспользование", №7, сентябрь, 1930 год, стр. 52

РАДИОТЕАТР И ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ

(Окончание)

Одно очень важное, правда, преимущество для артистов радиоцентра перед просто артистами других театров, — это мгновенная известность, популярность на весь наш обширный Союз. Тогда как раньше артист приобретал известность годами, «вынашивал» свой талант, медленно завоевывал признание публики, — радиоартист может стать известным через полчаса от начала своего выступления на передаче. Но ведь не это преследует радиовещание, а максимально-художественное воздействие на массу, т. е. воздействие театральное, действенное, наиболее выразительное, обусловливающее эту выразительность своею театральностью.

Настоящее театральное действие всегда способно оказывать свою силу на массу. Театральное действие отрицает возможность скуки. Оно предполагает непременное участие живых слушателей-зрителей, которые чувствуют друг друга, локтями чувствуют присутствие живых, себе подобных людей. А это уже одно способно вызывать в них взаимное воздействие. Присутствие же массы превращает даже диктора в артиста и обязывает его на театральное творчество. Хорош был бы диктор, если бы он не только перед одним микрофоном, но и одновременно перед аудиторией стал бы вести пояснение, примерно так же, как и в закрытой студии, произнося слово «ариозо» (с ударением на втором о) или прочитывать по небрежности вместо «перу Бизе принадлежит опера Кармен» — «Пьеру Бизе принадлежит...» и т. д., или вместо «скерцо» читать «сердце». Случаи такие происходят не с одним и тем же диктором и, надо думать, могут случаться и впоследствии, ибо никак и никто, кроме живой массы, не сможет заставить ни диктора, ни актера находиться во время передачи в соответствующем, подтянутом, действенном, творящем, театральном состоянии.

Помимо этих соображений еще одно заставляет признать необходимым заменить вещание из студий типа комнат вещанием из зданий театральных.

Это обстоятельство крайне важное и чреватое большими последствиями в смысле достижения лучшей, оптимальной передачи.

Прежде всего позволительно задать вопрос, почему вообще существует особая театральная архитектура? Что она преследовала: только ли достигнуть устройства большого зрительного зала или еще и достижения наилучших акустических свойств театра? Разумеется и того и другого, но без второго условия здание не выполнило бы своего назначения, не стало бы театром. История театральной архитектуры свидетельствует как раз о такой ее задаче.

Исходя из этого театральная архитектура разрабатывала и форму театра; принимая во внимание указанное в задании число слушателей-зрителей, она рассчитывала кубатуру его, в соответствии с назначением строила из того или другого материала, изучала последний, определяла форму и величину зрительного эала и сцены и т. п.

В результате у театров появилась своя архитектура, театры древности — амфитеатрового типа без крыши — в эпоху барокко имели овальную крытую форму, и в XVIII — начале XIX века они приняли достаточно определенную форму, отвечавшую своему назначению.

Одним из образцов такой архитектуры может служить небольшой театр, построенный по плану знаменитого архитектора Гонзаго в с. Архангельском под Москвой.

Театральная коробка его, сделанная из дерева, заключена в каменные кирпичные стены. Эта деревянная коробка стоит на деревянных балках и представляет собой род дэки.

Потолок театра находится в подвешенном состоянии на ряде вертикальных шестов. Форма зрительного зала — эллипсоидная. Театр имеет партер и два яруса, состоящие из лож. Сцена занимает площадь большую площади зрительного зала. Благодаря выдержанному от времени дереву, из которого выстроен театр, в нем совершенно исключительный резонанс при полном отсутствии эхо. Ряд радиоопытов, произведенных в театре отделом искусств Радиоцентра (микрофоном и рупором), дали такие результаты: тембр и звук голоса, и инструмента, передаются совершенно без всяких искажений, причем сохраняется полная натуральность их. Хоровые и инструментальные ансамбли дают такие же результаты. Никаких обманов слуха, дающих, например, некоторым радиослушателям повод говорить о нецелесообразности пользования большим оркестром и необходимости замены его малым составом или вводящих в заблуждение относительно характера и качества голосов, — этот театр не создает. Замечательные свойства его в том, что он обнаруживает с поразительной ясностью все недостатки и все достоинства голосов и инструментов. Хорошая дикция как в сольном, так и в хоровом исполнении сказывается с отменной отчетливостью.

Сила звука и полнота звучания совершенно одинаковые во всех точках сцены. При опытах артисты во время исполнения перемещались по сцене, переходя ее по всем направлениям, — сила звука и ясность дикции от этого ничуть не менялись. Стены театра очень чувствительно вибрируют на каждый звук. Повидимому, в театре все же имеются наилучшие точки, с которых микрофон может оптимально поглощать звуки.

Таково устройство этого замечательного театра Гонзаго. Свою театральную акустику Гонзаго обосновал в нескольких специальных сочинениях. Этот театр дает основание считать его наиболее пригодным помещением для радиовещания.

Если последующие опыты откроют еще новые особенности театра, которые укажут путь в разрешении вопроса о радиовещательной «студии», он может послужить образцом желательного типа радиотеатра.

Вопрос о радиотеатре как помещении радиостудии касается собственно техники и радиофоники, но более важное значение его — в его социальном назначении, как обусловленного современными техническими достижениями средства культурного воздействия на массы. В этом смысле конспективные заметки о «радиотеатре и его назначении» имеют намерение предостеречь товарищей от излишнего увлечения спецификой радиовещания и от погружения их в волны беспредельного эфира. Нельзя замыкаться в свою специальную область и на все остальное смотреть свысока, со своей колокольни, хотя бы она и была высотой с антенну.

Чтобы моя теза не была искажена, повторю ее: я не за современный театр и не за радиостудию, я за живой (с зрителями) радиотеатр, как социальное явление, обусловленное техническими достижениями, выставляющими требование на лучшее (натуральное, естественное, не искаженное) звучание, на лучшую дикцию и на действенную эмоциональность исполнения, порождающую собой культурообразующее воздействие на массы.

С. Лопашов