РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №13, 1925 год. Радио в Германии.

"Радиолюбитель", №13, август, 1925 год, стр. 269-270

Радио в Германии 1)

(Впечатления от поездки)

В. Востряков

Радиолюбительство

Главное различие между русским и германским радиолюбительством заключается в том, что германское носит более индивидуальный характер, мало организовано, и радио служит больше для развлечения отдельным частным лицам, слушающим концерты в свободные часы. В своей общей массе, радиолюбители не конструкторы и не экспериментаторы, работают по большей части с покупными приемниками, установленными на волну 505 метров в Берлине (Воксгауз) и не стараются усовершенствовать их, или ловить другие станции. Цифры подтверждают это: сейчас в одном Берлине зарегистрировано около 850.000 приемников, а организованных любителей, членов клубов, на Германии максимум 40.000 человек.

Большинство любителей слушают на сеть освещения или на звонковую проводку (комнатные антенны запрещены). При открытых антеннах поражает их малая высота и длина. Если даже рядом и стоит высокий дом, то немцы не стараются увеличить высоту, поставив мачты на крышах (как у нас), но мачты ставят прямо на земле рядом с домом так, что антенна получается на высоте крыши. И это наблюдается не только в Берлине, где высокая антенна не имеет особо важного значения, но и повсюду, по всей стране. Из разговоров со специалистами видно, что большого значения высокой и длинной приемной антенне немцы не придают.

На опытной станции одной из крупнейших радиофирм "Телефункен" стоит антенна, построенная по нашим понятиям совершенно неправильно. При длине одного луча около 40 метров и высоте мачт около 8 и 12 метров, снижение взято с более высокого конца.

Короткие антенны у любителей об'ясняются также тем, что, по распоряжению германского министерства почт и телеграфов, предельная длина самой антенны, вместе со снижением и проводкой по дому, не должна превышать 100 метров.

Вообще, условия для работы любителей пока в Германии затруднены. Так, ограничен диапазон волн приемников до 700 метров. Для работы же с ламповыми приемниками надо иметь специальное разрешение, которое дается лишь лицам, сдавшим испытания на уменье обращаться с ламповыми схемами. А испытания весьма серьезные, кстати сказать. Регенеративные приемники, дающие обратное излучение в антенну, совсем запрещены.

С осени предполагаются некоторые льготы радиолюбительству. Будет уничтожено ограничение диапазона волн приемников, будет разрешено употребление ламповых схем без испытаний, но передатчики отнюдь не будут разрешены.

Почти во всех более или менее крупных городах Германии есть широковещательные радиостанции мощностью менее 1 киловатта и длиной волны 300—500 метров. В каждом городе, где есть передатчик, есть радиоклуб, об'единяющий более мелкие районные и сельские ячейки. Эти клубы, в свою очередь, об‘единены в областные организации, во главе которых стоит центральный "Радиоклуб" в Берлине. Это самая большая германская радиолюбительская организация.

Функции радиоклубов в общих чертах такие же, как и у нашего Радиобюро МГСПС. Главной причиной, привлекающей любителей в клубы, является также то, что клубы подготовляют любителей к экзамену на право обращения с лампами. При наличии членского билета сдача облегчена. Теперь же, ввиду предполагающейся отмены этого ограничения, должен произойти отлив любителей из клубов. Многие клубы имеют опытные приемники, изготовленные силами любителей, а наиболее богатые клубы имеют передатчики на короткие волны, служащие для опытов и для связи с другими клубами и с заграницей.

Кроме вышеназванного центрального клуба, есть несколько других самостоятельных, так сказать автономных организаций. Из них надо отметить рабочий радио-клуб — "Arbeiter Radioklub". Последний ставит своей целью развитие рабочих путем поднятия их технических знаний, хотя бы в области радио. По всей Германии имеется до 20 отделений этого клуба, но они не при фабриках и заводах, как у нас, а в городах и районах. Клуб еще не совсем легализован и чувствуется большой недостаток в материальных средствах. Поэтому клуб не имеет ни передатчика, нн хорошего приемника. Вследствие того же недостатка средств, прекратился выпуск журнала, органа клуба. Но клуб работает, как может, устраивает для своих членов консультации, лекции, собеседования, а для удобства рабочих организовал своего рода кооператив, где можно покупать по дешевым ценам радиопринадлежности и части. Клуб держит связь с рабочими организациями Англии и др. стран и с восторгом приветствовал начало взаимоотношений с Москвой, обещая написать в ближайшее время приветственное письмо.

Вид радиотелефонного передатчика радиостанции Кенигсвустергаузен.

Все германские радиоклубы совершенно не касаются радиовещания. Немецкие передатчики все в руках министерства почт и телеграфов и контролируются последним, а для эксплоатации в каждом отдельном случае есть акционерные общества.

Каждый владелец приемника платит 2 марки (1 рубль) в месяц, которые идут на покрытие расходов по широковещанию.

Очень мало теперь применяется беспроволочная трансляция (напр., перепередачи заграничных концертов). Немцы пришли к убеждению, что эти передачи не отличаются чистотой и отошли от этого метода, прибегая к нему в очень редких случаях; так, напр., была передана предвыборная речь Гинденбурга.

Проволочные трансляции существуют — речи и музыка из студий постоянно передаются проволокой на расстояние нескольких километров. Существуют также так наз. "промежуточные передатчики", как Ганновер. Дрезден, Нюренберг, Бремен и еще один, все связанные проволокой с другими передатчиками (напр., Бремен с Гамбургом).

Программы всех германских станций в культурном отношении мало интересны. В большинство даются концерты с участием второстепенных артистов и очень редко — хорошие концерты и передачи опер. Докладов и лекций сравнительно очень мало.

Из специальных журналов надо отметить главные три: "Radio Amateur" (орган "Radioklub"), "Funk" (орган "Funk Teschniker Verein“) и "Telefunken Zeitung", c дополнением "Telefunken Rundschau" (орган фирмы "Telefunken").

Меньше распространены "Der deutsche Rundfunk", — попадаются хорошие статьи и "Sendung", — дающий хорошие практические схемы.

Кенигсвустергаузен

Радиостанция Кенигсвустергаузен сразу поражает обилием антенн, представляющих из себя какую-то проволочную сетку. Совсем нет там той симметричности, которая видна в Науэне, и разобраться в присоединениях антенн, не имея описания, — невозможно. Видны Г-образные, Т-образные, зонтики и веероприключенные к 17 или 18 передатчикам — заведующий станцией сам точно не помнит, сколько у него передатчиков.

Мачты в Кенигвустергаузене высотой в 150 метров с центральной мачтой в 210 метров. Теперь там строится новое антенное устройство. Мачты в 210 метров уже готовы и центральной для них будет башня высотой в 286 метров, т.-е. только на 14 метров ниже известной Эйфелевой башни. Все мачты и башня изолированы от земли; в новой сети будет противовес.

Провода антенны в Кенигсвустергаузене почти все алюминиевые, толщиной в 18 мм., так что совсем нет провеса.

Передатчиков в Кенигвустергаузене, как уже было сказано, 17 или 18, в большинстве ламповые. Телеграфные работают для внутренних сношений и ближних заграничных, радиотелефон — для передачи биржевых и метеорологических сведений (в последнее время на волне 1300 метров работает почти весь день). Концерты даются по воскресеньям и составляются силами служащих станции и очень редко передаются трансляции из Берлина, который находится от Кенигсвустергаузена на расстоянии около 40 километров.

Очень интересно новое немецкое течение в оборудовании студий, примененное в Кенигсвустергаузене. Студия там представляет из себя большую комнату, лишь половина которой слегка завешена легкой бумажной материей. Немцы пришли к убеждению, что сплошное завешивание сукнами слишком изменяет и притупляет звук.

Микрофон в Кенигсвустергаузене угольный (вернее смесь толченого графита), так наз. Рейссмикрофон. Он представляет последнюю новинку и стоит на лучших германских станциях. Большинство передатчиков в Кенигвустергаузене построены одной из величайших радиофирм в мире — "Телефункен", машины в большинстве фирмы "Лоренц".

Кенигсвустергаузен — правительственная станция, принадлежит министерству почт и телеграфов и им же эксплоатируется.

Науэн

Науэн, одна из величайших радиостанций в мире, с его машинными передатчиками — общеизвестен. Поэтому обращу внимание на новость Науэна — передатчики короткими волнами и кратко опишу антенное устройство.

Центр устройства занимают четыре Т-образных антенны в 5 лучей каждая, с расстоянием между ними в 2 метра. Канатик бронзовый в 6 мм. Антенны могут работать парами, параллельно соединенные. Все они служат для заграничных сношений и одна пара работает с Москвой.

От мачт, держащих Т-образные антенны, расходятся во все стороны еще 4 веерных антенны, работающих также парами и тоже параллельно соединенные. Эти последние служат для дальних передач, для Северной и Южной Америки. Провод там алюминиевый в 17 мм. Мачты высотой 210 метров и две — 260 метров, несколько старых мачт ниже.

Особенный интерес представляют передатчики короткими волнами, которые держат связь с Буэнос-Айресом. В настоящее время в Науэне имеются для опытов два передатчика мощностью в 3 киловатта с длиной волны в 26 метров и один передатчик мощностыо 10 киловатт с длиной волны в 40 метров. У передатчиков с длиной волны 26 метров антенна представляет один провод в 120 метров, идущий вверх, но несколько наклоненный (около 30°). У передатчика с длиной волны 40 метров такой же провод идет вертикально вверх. Все передатчики питаются от ламповых выпрямителей. У передатчиков мощностью 3 киловатта — 2 лампы по 1½ клв. каждая, у третьего — одна лампа в 10 клв. с водяным охлаждением. Очень интересны самоиндукции и конденсаторы передатчиков. Самоиндукции представляют из себя катушки (спирали) из медной ленты шириной около 1 см. и с расстоянием между витками 1—2 см. Всего витков 6—7. Коэффициент самоиндукции такой катушки — 2—3000 см. Конденсаторы состоят лишь из двух обкладок величиной около 1½ кв. вершка и разделенных воздухом на расстоянии 4—6 см. одна от другой. Их емкость — 10—20 см. Схема передатчиков обычная, но без обратной связи, а по схеме Кюна с самостоятельным колебательным контуром сетки.

Несмотря на удобство и дешевизну связи с короткими волнами все-таки нельзя сказать, что ею пользуются регулярно. При приеме бывают частые колебания слышимости вплоть до перерывов. Поэтому, пока что, в Науэне основная работа с Буэнос-Айресом идет все еще на длинной волне.

Зильт-Вестерланд

Зильт — это остров в Северном море, где находится одна из лучших приемных станций Германии. Главная приемная станция это Гельтов, находящаяся в нескольких десятках километров от Науэна и работающая в контакте с ним. Там ведется прием заграницы и Америки. Но в виду того, что прием дальних станций в Гельтове не регулярен вследствие атмосферных помех, немцы нашли место — остров Зильт, где помехи минимальны. Прием ведется исключительно Америки (главным образом Буэнос-Айреса) на длинных и коротких волнах и слышимость значительно лучше, чем в Гельтове.

Прием длинных волн (12.600 метров) ведется способом гониометров, то-есть двух пар открытых рамок. Каждая пара представляет две трехугольные рамки, укрепленные на одной мачте высотой в 45 метров, при чем плоскости рамок перпендикулярны друг другу. Обе пары находятся друг от друга на расстоянии 7 километров.

Две пары рамок с двух сторон выбирают наилучшее направление, как бы пеленгуют передающую станцию.

Прием очень хорош и при одной паре рамок, но при двух парах заметно лучше.

В Зильте производится также прием Буэнос-Айреса на коротких волнах. Но как и в Науэне, так и здесь нет регулярного приемника, а только опыты. Причина этого главным образом в том, что пока при приеме коротких волн имеют место сильные колебания слышимости и даже ее перерывы. Антенна употребляется однолучевая, горизонтальная, 20 метров высотой и 40 метров длиной, хотя одинаковые результаты достигались и при гораздо более короткой, а также наклонной антенне.

Схема приемника обычная регенеративная, с одной лампой и с колебательным контуром на аноде. Самоиндукции и емкости, конечно, весьма малых значений. Прием ведется иногда и с однократным усилителем низкой частоты.

Между прочим о направленном (путем рефлектора) телеграфировании короткими волнами в Германии ничего не слышно и немцы относятся к этому скептически.

В заключение несколько слов о приеме Москвы в Германии. Как факт, надо сказать, что немецкие радиокруги (общества, фирмы) в большинстве не только ничего не знали о существовании наших широковещательных станций, их мощности, длины волн и т. д., но некоторые даже сомневались в существовании радио в СССР.

Узнав о мощной станции "им. Коминтерна", могущей легко быть слышимой в Германии, многие решили поймать ее, но, к стыду немцев, надо сказать, что, несмотря на много часов опытов на лучших лабораторных приемниках, так поймать ее и не удалось, не говоря уже о других, менее мощных станциях. С другой стороны, доходили слухи о приеме Москвы на одноламповые регенеративные приемники любителей. Но когда дело доходило до демонстрации приема, ничего не выходило — все откровенно трусили, ссылались на наступающие большие атмосферные помехи. В Зильте также были пробы приема Москвы на приемник с несколькими ступенями усиления низкой частоты, но ничего из этого но вышло.

Но в Зильте все-таки Москву удалось услышать. Приемник самодельный, построенный заведующим Зильтовской станцией, при антенне высотой 12 метров и один луч длиною 50 метров. Приемник с одной ступенью усиления высокой частоты с колебательным контуром на аноде, затем детекторная лампа с обратной связью на этот контур и третья — усилитель низкой частоты с трансформатором. Прием был 10-го мая с. г. около 11 час. вечера. Услышаны были последние номера вечернего концерта со станции "им. Коминтерна".


1) О достижениях германской радиотехники см. № 7—8 "Радиолюбителя" за 1925 г., статья инж. О. М. Штейнгауз. (стр. 269.)