РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №14, 1925 год. На заре радиолюбительства

"Радиолюбитель", №14, сентябрь, 1925 год, стр. 292,294

На заре радиолюбительства

Д. Ф. Косицын

Радиолюбительство является, несомненно, самой молодой отраслью техники и культуры. Только в 1920 году появились в Америке первые радиовещательные станции и начался стихийный рост армии радиолюбителей. У нас же в СССР до 1923 года в этой области было сделано настолько мало, что автор одной немецкой книги о радиоспорте, вышедшей в 1923 году, делая обзор успехов радиолюбительства в отдельных странах и дойдя до России, должен был ограничиться небольшим замечанием, что "там в этой области еще царит глубокий сон". Автор был прав, ибо у нас в области радиоспорта до 1923 года не только ничего не было сделано, но большинство даже не имело представления о тех захватывающих перспективах, которые открывает радио для нашей политико-просветительной работы и общественной жизни.

Первым декретом, который имел отношение к радиолюбительству и был опубликован 12-го сентября 1923 года, разрешалось иметь станции "специального назначения" в рабочих клубах, в школах и т. д. Этот декрет дал намек на радиолюбительство, но это еще не было началом организованного радиолюбительства. 12-го сентября 1923 года о развитии радиолюбительства не было и речи; ибо у единственной в Москве мощной радиотелефонной станции имени Коминтерна, которая уже два года передавала газетные новости, не было слушателей, если не считать 300 приемников Наркомпочтеля. А радиолюбители, истые радиолюбители, находясь на нелегальном положении, довольствовались (нелегально, конечно) слушанием работы телеграфных станций, при чем практический интерес мог представить лишь прием сигналов точного времени, подаваемых в определенные часы.

Хотя законодательный акт 1923 года ничего существенного не дал для радиолюбителя, хотя им не создавались и не намечались никакие организации, которые могли бы об'единить радиолюбительство, дать ему правильное направление и использовать радио, как могучее орудие в деле под'ема культурного уровня трудящихся, но, несомненно, таким образом был сделан первый шаг к радиолюбительству и поставлен вопрос о форме пропаганды радио. Так как декретом установка радиоприемников пока разрешалась только для коллективов и учреждений, а не для отдельных лиц, то наиболее подходящей формой работы явилась организация радиолюбительских кружков при рабочих клубах. Таким образом, этот декрет явился первой платформой развития радиолюбительских кружков, на которой появились первые застрельщики в деле организации и руководства рабочего радиолюбительского движения в Mocкве и губернии.

Первыми организаторами и инициаторами оформления радиолюбительского движения, первыми, кому пришла мысль взяться за пропаганду и распространение радиодела и кому принадлежит начало организации радиолюбительских кружков, — были товарищи А. В. Виноградов и А. Ф. Шевцов.

А. Ф. Шевцов, будучи редактором журнала "Техника Связи", еще в 1922 году начал энергичную пропаганду радиолюбительства на страницах этого журнала, давая информации о достижениях радио за границей, а также описания некоторых самодельных конструкций. И несомненно, что большинство радиолюбителей первого, так сказать, "подпольного" периода сделались радиолюбителями, благодаря "Технике Связи".
Первое Бюро содействия радиолюбительству МГСПС
А. Ф. Шевцов А. В. Виноградов. Г. К. Броншар

А. В. Виноградов — один из ближайших сотрудников тов. Кржижановского в области электрификации, с 1921 года работал в МГСПС в качестве лектора Научно-технического клуба, а затем Культотдела. Постоянная связь с клубной жизнью подсказала ему мысль об использовании этой базы для пропаганды массового радиолюбительства. Основываясь на опыте работавших под его руководством кружков по электрификации, А. В. Виноградов в январе 1923 года организовал первый радиокружок при Орехово-Зуевском рабочем клубе, несколько позднее — такие же кружки в Богородске и на Климовском заводе. К апрелю месяцу работало уже пять кружков, и энтузиазм, с которым отдавали себя работе участники, — преимущественно рабочая молодежь, показал, что советское радиолюбительство не уступит по темпу заграничному.

К этому времени Наркомпочтель единым росчерком пера ликвидировал "Технику Связи", и это обстоятельство сыграло исключительную роль в истории развития радиолюбительства, ибо оно дало толчок к созданию "генерального штаба" профсоюзного радиолюбительства при МГСПС. Зная о результатах работы А. В. Виноградова по организации рабочих кружков, А. Ф. Шевцов и группа наиболее активных сотрудников "Техники Связи" согласились на предложение об об‘единении, и в середине апреля в квартире А. В. Виноградова состоялось первое собрание "заговорщиков", на котором присутствовали: А. Ф. Шевцов, С. В. Геништа, А. Л. Минц, Н. Г. Кляцкин и П. Н. Куксенко. Подробно развитый А. В. Виноградовым план организации радиолюбительства через рабочие клубы получил единодушное одобрение и здесь же было решено на смену "Технике Связи" создать орган рабочего радиолюбительства. Таким образом родился "Радиолюбитель". Со следующего же дня началась работа.

По мысли организаторов, развитие радиолюбительских кружков должно было сосредоточиваться по профсоюзной линии и являться одной из отраслей клубной культработы. Товарищам А. В. Виноградову и А. Ф. Шевцову пришлось затратить много сил и энергии на преодоление целого ряда организационных препятствий, вытекающих из новизны дела. В культотделе МГСПС предложение об организации центра, об'единяющего радиолюбительство и руководящего им, было встречено с недоверием и недоумением, — как, мол, можно у нас в России организовать радиолюбительство, на это масса по пойдет, и радиолюбительство, как таковое, будет состоять из кучки интеллигенции и т. д. Председатель МГСПС тов. Мельничанский, являющийся сейчас одним из ревностных защитников радиодела и человеком, энергии которого многим обязано современное рабочее радиолюбительство, первое время также с недоверием относился к радиолюбительскому движению, считал, что для радиолюбительства у нас в России еще не пришло время. Еще большее сомнение вызвало издание специального журнала. Представленный Президиуму МГСПС план издания журнала "Радиолюбитель" был возвращен с резолюцией: Журнала по издавать. Иметь отдел в журнале "На культурном фронте", и только после часового спора тов. Виноградова с тов. Мельничанским согласие на издание было получено.

Итак, на каждом шагу инициаторам приходилось сталкиваться с недоверием органов и лиц, не представлявших себе тех захватывающих перспектив, которые несет радио. Приходилось тратить много сил и времени на раз‘яснение значения радиолюбительства.

В конце апреля 1924 года тов. А. В. Виноградовым было сделано Культотделу МГСПС заявление следующего содержания: "Исходя из соображений, изложенных в прилагаемом докладе, прошу войти в Президиум МГСПС с предложением об организации при Культотделе МГСПС "Бюро содействия радиолюбительству в рабочих клубах". Штатный состав Бюро на первое время можно ограничить 4-мя лицами: заведующий Бюро, заведующий лабораторией, лаборант и инструктор. Для работы будут использованы штаты лекторов и инструкторов лекционно-экскурсионного Бюро, а также издательство МГСПС. При этих условиях можно гарантировать до конца года минимум 100 самостоятельно изготовленных приемников в клубах, проведение ряда докладов и лекций, с демонстрациями радиоприемников и, наконец, созыв конференции радиолюбителей, организацию выставки и конкурса любительских приемников. Таким образом, будет положено начало планомерному внедрению радио в культработу московского пролетариата".

Из этого письма читателям необходимо обратить внимание на то, что даже организаторы не ожидали проявившегося вскоре огромного роста радиолюбителей и ограничились лишь скромной цифрой 100 приемников до конца года. Такого роста радиолюбительства не ожидала и наша промышленность, о чем читатели узнают в следующих статьях. Доклад, о котором упоминается вначале, был полностью напечатан в "Правде" от 8-го мая 1924 года и содержал изложение сущности и перспектив развития советского радиолюбительства. Провинция откликнулась на эту статью массой писем и запросов, показавших, что вопрос действительно вполне назрел и разрешение его является срочной задачей. К заявлению, адресованному Культотделу МГСПС, был приложен также план работы Бюро радиолюбительства, где говорилось об организации и инструктировании радиолюбительских кружков в рабочих клубах, о задачах кружка и о постройке приемников. Инструктирование кружков предполагалось производить как путем консультации в цептре, так и путем выезда на места. В центре предполагалась организация лаборатории, осуществляющей проверку и испытание любительских приемников, а также разработка новых типов приборов, применительно к местным условиям, пропаганда радиолюбительства путем организации лекций, совещаний, докладов, устройства показательных концертов и т. д., создание популярной литературы, организация трансляции для передачи лекций, докладов, концертов и т. д. в аудитории МГСПС и рабочих клубов, организация радиопередачи путем аренды радиотелефонной станции, а впоследствии через собственный передатчик.

Этим письмом и настойчивостью организаторов последняя стена препятствий была сломлена, и 8-го мая 1924 года вопрос о радиолюбительстве был поставлен на заседании заведующих культотделами губотделов союзов, и это заседание положило основу и дало направление развивающемуся радиолюбительству по линии профсоюзов. Доклад тов. Виноградова на заседании завкультотделов был встречен оживленными прениями, так как большинство не уясняло всей важности и огромной культурной роли начавшего уже стихийно расти радиолюбительства.

В результате было принято следующее постановление:

"Учитывая живейший интерес к делу развития радиолюбительства со стороны рабочих и рабочей молодежи, совещание считает необходимым организовать содействие массовому развитию в рабочих клубах радиолюбительства. Радиолюбительство должно осуществляться прежде всего в форме организации рабочих кружков, преследующих задачу изучения радиотехники и постройки собственных радиоприемников. Вместе с тем, считать необходимым широкое развитие пропаганды радиотехники и радиолюбительства путем организации лекций, вечеров радиотехники, а также использования союзной печати. Руководство всеми этими видами работы считать необходимым сосредоточить в культотделе МГСПС, который должен сосредоточить у себя необходимые для этого силы и средства (использование студентов Института Связи, использование существующих радиостанций) и по мере наличия радиоприемников заняться устройством собственных передающих радиостанций". Это постановление московских профсоюзов явилось первой ласточкой в деле организации радиолюбительства по линии профсоюзов и создания руководящего органа, направляющего радиолюбительство. Президиум МГСПС утвердил это постановление и постановил организовать при Культотделе МГСПС радиоконсультацию в составе тов. А. В. Виноградова (заведующего), тов. А. Ф. Шевцова (консультанта) и тов. Г. К. Броншара (инструктора-секретаря). 15-го мая консультация начала работу, и стремительный наплыв посетителей в первые же дни дал возможность убедиться в жизненности и своевременности сделанного шага.

(Продолжение следует).