РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №15-16, 1925 год. Как научиться принимать на слух и работать на ключе

"Радиолюбитель", №15-16, сентябрь, 1925 год, стр. 333-334, 336

Как научиться принимать на слух и работать на ключе

А. Ш.

Вы засиделись поздним вечером у приемника. Слышите на разных настройках различные писки — телеграфную передачу каких-то радиостанций. Если бы вы знали прием на слух, то разобрали бы позывные сигналы станции — и могло бы оказаться, что вы слышите передачу станции, находящейся за несколько тысяч верст от вас.

Вы построили приемник на короткие волны. Настроились на какую-то передачу. Не умея принимать на слух, вы не знаете, откуда и кто передает. Между тем, умея разобрать и записать знаки Морзе, вы могли бы убедиться в необычайных свойствах вашего приемника, принесшего вам сигналы откуда-нибудь издалека — из Ниццы, Капштадта, Моссула. (И мир показался бы вам таким маленьким, расстояния — легко преодолимыми!).

Скоро будет новый декрет, разрешающий любительские передатчики. Кружки заведут у себя передающие станции. Как интересно будет московскому кружку иметь радиосмычку с кружком в Ново-Николаевске, Симферополе или Баку! Осуществить это легче всего при помощи передатчика на короткие волны, при телеграфной работе.

Вас призывают в Красную армию. Будучи любителем, вы изучили радиотехнику, умеете работать на ключе и принимать на слух. Это сразу же открывает вам путь в войска связи.

Вы — пионер. Как интересно, особенно в лагерной обстановке, уметь поддерживать связь друг с другом при помощи знаков Морзе. Это можно осуществить при помощи маленьких походных радиостанций, при помощи флагов, зеркал — днем и при помощи лампы или карманного фонарика — ночью.

Владея кодом Морзе, вы владеете связью, которая часто может вам пригодиться, выручить вас в трудную минуту жизни.

Владея кодом Морзе, вы имеете ряд новых, полных своеобразного интереса, переживаний. Знание Морзе доставляет такое большое удовольствие, о котором не знающие его и не подозревают.

Заняться изучением приема на слух пора. Некоторые любители уже воспользовались лекциями, передаваемыми с Сокольнической радиостанции. Некоторые кружки, в тех городах, где есть радиоспециалисты, организовали у себя обучение Морзе самостоятельно. Но все это еще не приняло массового характера, да и не всякому было доступно: либо нет приема Сокольников, либо пропущены были первые лекции, либо нет специалистов, могущих руководить работой.

Настоящая статья имеет целью дать возможность любителям, об'единившись в кружок от двух человек и больше, самостоятельно заняться изучением приема на слух и работы на ключе.

Приступая к делу, нужно прежде всего помнить, что изучение приема на слух — дело, требующее тренировки, терпения и настойчивости. "Тяп-да-ляпом" здесь ничего не сделаешь.

При хороших способностях и при систематическом ежедневном упражнении (часа по два в день) удовлетворительной для приема любительской передачи скорости (50—60 букв в минуту) можно достигнуть в 1½—2 месяца. В среднем же случае необходимо для достижения тех же результатов месяца три работы.

Замечено, что прием на слух и работа на ключе легче даются тем, кто имеет способности к восприятию ритма — способности к музыке, к танцам.

Радиотелеграфная передача

Радиотелеграфная передача осуществляется обычно знаками Морзе 1), состоящими из комбинаций коротких и длинных знаков ("точек" и "тире"), обозначающих ту или иную букву, тот или иной знак. В радиотелеграфной практике самым распространенным способом приема является прием на телефон, в котором слышатся звуки разной продолжительности (слышимые точки и тире). Слушая передачу, телеграфист (слухач) тут же в уме переводит комбинации точек и тире в соответствующую букву, которую сейчас же и записывает. Так, буква за буквой, и записывается вся передача, в чем и состоит прием на слух.

Как приступить к изучению приема на слух

Начиная изучение приема на слух, нужно прежде всего выучить код Морзе. Можно делать это постепенно, начиная с букв, потом переходя к цифрам и знакам. Для облегчения работы можно посоветовать переписывать текст, например, из газеты знаками Морзе, до тех пор, пока уже не потребуется справляться с табличкой, на которой изображена азбука, т.-е. пока азбука не будет выучена. Понятно, это можно делать в несколько приемов.

Код Морзе, в котором знаки даны в алфавитном порядке, напечатан в ранее вышедших номерах "Радиолюбителя" (см. № 5 за 1924 г.).

Ниже мы приводим другую таблицу, в которой знаки расположены по характеру их сочетания из точек и тире — это также облегчит запоминание.

Не советуем пользоваться разного рода "ключами" для распознавания знаков: их не так много, чтобы стоило городить огород в виде сложного ключа; имея алфавитную и приведенную здесь таблички, можно без труда и быстро находить требуемый знак. Скоро (как только будет выучен код) и эти таблички не будут нужны, разве только изредка, для справок.

Таблица кода Морзе
(русский и международный)
е, е т, t
• • и, i — — м, m
• • • с, s — — — о, о
• • • • х, h — — — — ш, ch
• — а, а — • н, n
• — • — я, ä — • — • ц, с
• • — у, u — • • д, d
• • • — ж, v — • • • б, b
• — — в, w — — • г, g
• • — — ю, ü — — • • з, z
• — — — й, j — — — • ч, ö
— • — к, к • — • р, r
• — • • л, l • • — ф, f
— — • — щ, q — • — — ы, y
— • • — ь, х • — — • п, p
• — — • — à, â  
• • — • • é  
Цифры
• — — — — 1 — • • • • 6
• • — — — 2 — — • • • 7
• • • — — 3 — — — • • 8
• • • • — 4 — — — — • 9
• • • • • 5 — — — — — 0 (или —)
Знаки
Точка • • • • • • (три "и").
Запятая • — • — • — (три "а", слитно).
Точка с запятой — • — • — • (три "н" слитно).
Двоеточие — — — • • •
Вопросительный знак • • — — • •
Апостроф • — — — — •
Восклицательный знак — — • • — —
Тире или минус — • • • • —
Кавычки • — • • — •
Скобки до и после выражения, заключаемого
в скобки) — • — — • —
Знак раздела (= двойная черта, отделяющая адрес
или подпись от текста) — • • • —
Ошибка • • • • • • •
Начало передачи — • — • —
Конец, передачи (или знак плюс + ) • — • — •

Как видно из таблицы, каждому знаку соответствует одна русская буква, одна иностранная (латинская). Таким образом, изучив прием, т.-е. умея записывать радиопередачу русскими или иностранными буквами, можно, не зная иностранных языков, записывать иностранную передачу. Иностранный код называется международным, потому что он применяется всеми странами, где принят латинский алфавит. Цифры, знаки препинания и другие условные знаки телеграфного обмена являются международными — они приняты во всех странах.

Выучив азбуку, закрепляют знание ее, воображая мысленно (или напевая, насвистывая) каждую букву, как она должна получаться в виде звуков разной продолжительности — нужно привыкать к "звуковому виду" каждой буквы. При этом нужно иметь в виду, что продолжительность одного "тире" равна продолжительности трех "точек", продолжительность паузы (молчания) между точками и тире в одной букве (знаке) равна продолжительности "точки". Между буквами пауза обычно равна продолжительности тире, но в начале обучения можно ее брать больше, чтобы яснее отличать одну букву от другой.

Переход к работе на ключе и слуховой записи

После вышеуказанной работы, которая проделывается самостоятельно каждым участником группы, решившей заниматься изучением приема на слух, приступают к работе всей группой. Один из группы, по очереди, работает на ключе, другие, слушая в телефоны, упражняются в записи передачи. Для устройства учебной станции нужно обзавестись телеграфным ключем, пищиком (зуммером), одним—двумя гальваническими элементами и телефонами, которых нужно столько, сколько участников группы. В крайнем случае, если в телефонах недостаток, можно слушать звучание самого пищика.

Ключ

Лучше всего достать готовый телеграфный ключ. Но если это невозможно, его легко сделать, в крайнем случае — из дерева. Из рисунка 1 ясно, как его устроить. На рисунке не показано электрическое соединение (проводником) между нижним контактом 3 и верхней (дальней) клеммой 1; это соединение нужно сделать. В общем, электрическая схема ключа должна быть такова, чтобы при нажатии он давал замыкание цепи, в которую он включен клеммами 1—1.

Рис. 1. Устройство ключа.

Контакты 3—3 должны имет расстояние между собой в ½ миллиметра и не больше 1 мм.; это расстояние ("игра") регулируется стопорным (остановочным) винтом 2.

Рычаг ключа должен так сидеть на своей оси 7, чтобы движение его было свободное, без заметного трения; вместе с тем, рычаг не должен хлябать и болтаться. Только хорошо устроенный ключ позволяет хорошо "давать", при плохом ключе получаются срывы, нервирующие приемщика (слухача).

Резинку 6 можно (и лучше) заменить спиральной пружинкой с винтом, позволяющим регулировать ее натяжение. Не рекомендуем применение плоских пружин и ключей с пружинящим рычагом: такие ключи "неподатливы", грубы; для мало-мальски быстрой работы они не годятся.

Ключ крепко привинчивается к столу, при чем последний, для удобства работы, должен быть ниже обычного стола.

Пищик

Пищик в "Радиолюбителе" уже описывался (№ 2 — 1924 г. стр. 31; № 9 1925 г. — стр. 196). Для тех, кто не имеет этих номеров, сообщим данные для устройства самодельного зуммера (данные тов. И. Муращенко). Для изготовления двух катушек зуммера берется изолированный провод диаметром 0,25—0,3 мм. Катушка Г (рис. 2) имеет высоту 22 мм. при диаметре 15 мм. На каждую катушку наматывается в один ряд провод и затем обе катушки соединяются последовательно. При установке их рядом надо следить за тем, чтобы направление витков в них было противоположное. Внутри катушки помещается сердечник из мягкого железа, который вверху катушки выходит не более, чем на 2 мм. Внизу оба сердечника соединяются железной пластинкой.

Рис. 2. Схема включения пищика.

Чтобы пищик давал более высокий тон, рекомендуется якорь А делать из тонкой стальной пружинки. Чем выше звук, тем приятнее он для приема; кроме того, большинство передающих искровых станций имеют высокий тон — таким образом, учебная передача будет приближаться к действительной.

Схема учебной станции

Имея ключ, пищик, элементы и телефон, собираем схему нашей учебной станции, пользуясь схемой рис. 2.

Если есть возможность, то лучше расположить ключ и зуммер в одной комнате, а телефоны — в другой. При таком расположении приборов принимающие в телефон не слышат мешающего стука ключа и, не видя работающего на ключе, не отвлекаются и ведут прием в обстановке, приближающейся к приему действительной работы радиостанций.

Если телефонов недостаточно и предполагают записывать, слушая звук зуммера, схема остается та же, но точки А и Б замыкаются проводником накоротко, телефонов же, понятно, не будет.

Передающий на ключе должен следить за чистотой звука пищика, регулируя винтом В расстояние между контактами.

Работа с учебной станцией

Как было сказано выше, на ключе работает по очереди каждый из членов группы, передавая выдержки из газет, книг и пр., сначала пропуская знаки препинания, которые вводятся впоследствии, когда уже будет достигнута практика в приеме. Остальные слушают эту "диктовку", записывая ее непременно буквами, а не точками — тире, ибо в том и состоит обучение, чтобы научиться быстро в уме переводить комбинацию точек и тире в соответствующую букву и записывать ее сейчас же на бумаге. Для записи, чтобы иметь возможность следить за успехами в приеме, полезно завести особую тетрадь, в которой, отмечая каждый раз месяц и число, когда производится работа, указывать также и скорость передачи. После диктовки производится проверка принятого, выясняющая успех каждого в отдельности и всей группы в целом.

При передаче ключ нужно нажимать тремя пальцами — большим, указательным и средним. С самого начала надо усвоить правильную манеру работать на ключе: работать нужно (держа ключ, как указано выше) только одной кистью руки, а не всей рукой; в последнем случае передача будет тяжелой и скорость будет даваться с большим трудом.

Передача начинается с небольшой скоростью — 10—15 букв в минуту (2—3 слова в минуту; в телеграфной практике принято считать слово за 5 букв). Увеличивать скорость передачи следует постепенно, не торопясь. Это особенно важно при тренировке на скорость работы на ключе, так как неумеренным увеличением скорости можно легко "испортить руку" — передача будет срывающейся, неровной. Хорошая же передача, достигающаяся строго постепенным увеличением скорости, льется ровно, спокойно и ритмично, как музыка.

К международному коду переходят натренировавшись на русском, — достигнув, например, скорости в 30—40 букв в минуту. В этом случае бывает достаточно небольшой практики, чтобы овладеть приемом иностранных телеграмм.

О правилах радиотелеграфного обмена мы поговорим в особой статье.


1) Азбука (или код) Морзе изобретена знаменитым изобретателем телеграфного аппарата, применяющегося и до сих пор, американцем Самуилом Морзе в 1800 году. (стр. 333.)