РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №19-20, 1925 год. Радио в школе

"Радиолюбитель", №19-20, ноябрь, 1925 год, стр. 393-394

Радио в школе

Обзор радиокружков в школах по письмам в редакцию

Мысль посвятить одни номер журнала вопросу радио в школе давно уже появилась в редакции, и она обращалась к читателям-школьникам принять участие в освещении положения радиолюбительства в школе. Причина, заставившая обратить особое внимание на радиолюбительство в школе, станет вполне понятной, если мы вспомним диаграмму наших корреспондентов радиолюбителей (см. "РЛ" за 1925 г. № 11—12 "Четыре месяца отдела", "Что я предлагаю"). Из этой диаграммы сразу видно, что подавляющее количество радиолюбителей — школьного возраста (45%!). Естественно, возникает интерес узнать, в каких условиях работают эти 45% радиолюбителей в стенах школы, об'единенные в радиокружки.

На призыв редакции, как и надо было ожидать, живо откликнулись наши школьники-радиолюбители. Куча заметок со всех концов Союза быстро выросла в редакции. Писали исключительно сами школьники, с любовью рассказывающие об учреждении своего кружка. За изучение радиотехники во всех школах принялись с большим энтузиазмом. Радиокружки привлекли самое большое количество членов. Увлечение радио было столь велико, что оно совершенно отвлекло школьников от всех других кружков. Не обошлось, конечно, и без крайностей, когда забывались не только другие кружки, а даже и сама школа...

Стихийное развитие радиолюбительства вызвало стихийное же возникновение радиокружков.

Организация кружков

Инициатива организации кружков в большинстве случаев исходила от самих учащихся, и школьному совету приходилось только приходить на помощь кружку в материальном отношении. В деле распространения радиознаний, конечно, немаловажную роль сыграли преподаватели физики, которые в большинстве случаев и руководили кружками. В некоторых школах организация кружков проходила не без шероховатостей, и были случаи, что школьный совет недостаточно шел навстречу новому увлечению школьников, а преподаватели, даже физики, оказывались недостаточно подготовленными к удовлетворению столь стихийно возникшей потребности к изучению радиотехники. В таких случаях ребята сами совершенно самостоятельно вели работу. Более сведущие помогали начинающим, совместно черпали новые сведения из журналов и общими усилиями, не падая духом, вели работу кружка. Самый болезненный вопрос при организации кружков во всех школах — недостаток материальных средств. Для первоначальной работы необходимы, хотя бы небольшие средства для покупки проволоки, кристаллов, инструмента и пособий. Иногда школьному совету удавалось притти на помощь и тем или иным способом помочь кружку, но это случалось не часто, а в большинстве случаев членам кружка приходилось раздобывать средства, устанавливая вступительные и ежемесячные взносы, но и эти средства были недостаточны, а потому в некоторых школах устраивались даже специальные вечера с отчислением в пользу радиокружка. Кружки школ, расположенных в крупных городах, менее страдали из-за недостатка средств, чем более отдаленные, так как имели возможность приобретать материал по мере раздобывания средств, более отдаленные кружки, которым приходилось выписывать все из центра, должны были сразу собрать всю необходимую сумму.

Наглядная схема приемника: слушают и изучают.

Ниже приводится выдержка из письма члена отдаленного от центра радиокружка при школе 2-й ступени в городе Горбатове Нижегородской губ.

"Волна радиолюбительства, разлившаяся по всей нашей стране, не прошла мимо нашего глухого уголка. В начале учебного года у нас в школе создался кружок "Радиолюбитель" при содействии и руководстве одного из учителей. Общение с радиолюбительским миром мы имели через ваш журнал, который выписывается кружком. В начале своей работы мы решили теории уделять очень мало времени и сосредоточить все внимание на постройке радиоприемника. Возник вопрос, острый для нас, о материальных средствах. Был установлен членский взнос. Сначала купили изолированный провод, потом послали заказ в Москву в магазин "Все для радио", после 3-х недель получили посылку и... пришлось доплатить 1 руб. 55 коп. Вот так сюрприз был для нас!.. Кроме того, часть материала была попорчена, при наших чересчур скромных средствах нам был нанесен чувствительный удар, но не моральный. Несмотря на это, мы неделю тому назад начали строить радиоприемник по типу, описанному в № 1 вашего журнала".

Подход к работе

Как же подойти к работе? Этот вопрос стоял перед всеми организаторами кружков, и решен он был двояко: в более "солидных" кружках сперва принимались за изучение теории радиотехники, при чем предварительно проходился небольшой курс электротехники, и только после усвоения теории приступали к практическим занятиям. Этот самый правильный подход к работе был возможен при наличии опытного преподавателя, сумевшего удержать интерес кружка к теории, дабы не дать преждевременно увлечься практической работой. Другие же кружки прежде всего приступали к постройке приемника, конечно, желание поскорее получить нечто реальное от радио вполне понятно, но такие увлечения часто приводили к тому, что работа кружка останавливалась на детекторном приемнике и шла уже больше по пути увлечения приемом концертов и других передач.

Работа кружков

Руководство кружками в большинстве случаев ведется преподавателями физики. Кружкам предоставляются физические кабинеты и приборы. Обыкновенно параллельно с прохождением теории ведется и практическая работа. Как видно, самым лучшим и ярким впечатлением в работе кружка оставался момент установки антенны и первые случаи удачного приема — результат личного труда и изучения радиотехники. После постройки первого приемника все члены кружка стремятся сделать и лично для себя приемник, вероятно, чтобы поделиться своими достижениями в кругу своих домашних. Работа кружков не ограничивается работой в классе, кружки, правильно понявшие свою работу, стремятся расширить свой кругозор по радиотехнике, для чего организовываются экскурсии на ближайшие радиотелефонные станции, организовываются лекции, доклады, собеседования, технические консультации и проч. Работа кружков не носит замкнутый характер, члены его, как истинные радиолюбители, всемерно стремятся распространять интерес к радио и вовлекать в свою семью все новые и новые кадры.

Радиоуголки

Почти все кружки устроили в помещении школы свои радиоуголки, в которых помещались портреты пионеров радио, схемы, модели, фотографии, библиотеки, стенные газеты и проч. Значение таких радиоуголков громадное. Очень интересно отметить устройство наглядных схем, из которых сразу даже совершенно незнакомому с радиотехникой видно, как монтируется приемник. Выше помещена такая схема-приемник, смонтированная радиокружком железнодорожной трудшколы в гор. Одессе. Наглядность и целесообразность таких схем для неподготовленного любителя — очевидна.

Для полноты обзора кружков приводим выдержки из писем с мест, из которых видно, как организовались кружки и как идет в них работа.

Кружок радиолюбителей при ж.-д. училище имени тов. Воровского в Москве.

"Наш кружок организовался при участии специалиста-радиолюбителя. Название нового кружка "радиолюбителей" сразу привлекло много учеников. Организовали бюро или "ядро" кружка, состоящего из председателя, секретаря и заведующего хозяйством. Выработали план работы кружка. Было решено сперва провести беседы, чтобы дать основные теоретические знания, устроить уроки вопросов и ответов и только после этого приступить к практическим работам. Наш кружок тем и отличается от многих других кружков, что вместо того, чтобы сейчас же устроить приемник и стараться устроить усилитель, громкоговоритель и т. д., мы решили пройти сперва теорию, а потом приняться за практику. После изучения основных вопросов по радиотехнике, приступили к практическим работам и сделали приемник по № 1 журнала "Радиолюбитель". Потом устроили уроки повторения пройденного и, наконец, решили поставить антенну. С утра кружок собрался для работы установки мачт, несмотря на ветреную погоду установили на здании мачты высотой в 10 метров. Флаг поднят! Довольные спустились с крыши на отдых. Тут встретилось опять препятствие — отсутствие средств для покупки материала на универсальный приемник. Правдами и неправдами достали денег от школы, некоторые части и трубки принесены были самими членами кружка. На первом приеме были почти все ученики школы. Наиболее активная группа кружка состоит как из мальчиков, так и из девочек. В дальнейшем решено проводить открытые доклады в школьной читальне, устраиваемые самими членами, открыть радиоконсультацию при школе, где желающие смогут получить помощь и ответы по всем вопросам радиотехники. Мечтаем об устройстве лампового приемника и громкоговорителя. Несмотря на отсутствие средств, члены кружка не унывают и надеются получить их и заказать материал для дальнейшей практической работы".

Радиокружок при 3-й советской школе имени Бакунина в Нижнем-Новгороде

"Кружок организовался по инициативе трех любителей. В состав кружка вошло около 20 человек. С самого начала кружок встал на основу самодельщины. Руководитель параллельно с теоретическими сведениями начал давать и практические. Так велась работа в первой группе кружка, когда дошли до теории ламповых приемников, наблюдался огромный наплыв новых членов и пришлось организовать вторую группу. Из-за отсутствия средств практическая работа сильно тормозилась, но все же понемногу каждый член кружка сделал себе приемник, а некоторые даже и по два. Была выпущена стенгазета "Радио-экран", газета освещала жизнь и работу кружка, в ней имеется отдел вопросов и ответов. После изучения теории было приступлено к установке антенны. За все время своей работы кружок существовал на свои средства, от школы было получено всего лишь 37 рублей, из них около 28 руб. заплачено за разрешение на установку приемника. Был организован ряд экскурсий".

Десятая опытная школа МОНО имени Нансена, Москва

"Наша школа — одна из немногих в Москве, в которой радиолюбительство зародилось более 2-х лет тому назад. Несколько учеников установили в школе приемник, и с тех пор у нас непрерывно развивается радиолюбительство, и в настоящее время 40% учеников имеют самодельные приемники. Существующий радиокружок работает во-всю, ведутся практические занятия, наладили связь с тремя деревенскими радиолюбительскими кружками, издавался радиожурнал, но он не мог обслужить всех радиолюбителей школы, и вместо журнала теперь издается радиогазета. Кружком организована местная консультация, где более опытными товарищами — "нашими спецами" даются различные советы менее опытным радиолюбителям".

Редакция весьма сожалеет, что за недостатком места не смогла поместить всех присланных заметок и фотографий. Но в виду того, что многие кружки к моменту присылки корреспонденций еще не развернули в полном об‘еме свою работу, а также не вели учета этой работе, помещение всех присланных писем и не было бы интересным. Предполагая в будущем году вновь посвятить один из номеров обзору "радио в школе", — редакция обращается с призывом не забывать связи с "Радио-любителем", вести учет работы кружка (желательно в виде дневника), делать фотографические снимки интересных достижений и моментов работы, так, чтобы к концу учебного года можно было составить действительный отчет работы кружка, после чего можно будет выявить проделанную работу как отдельных кружков, так и всего коллектива радиокружков в школе.