РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №23-24, 1925 год. На заре радиолюбительства

"Радиолюбитель", №23-24, декабрь, 1925 год, стр. 467

На заре радиолюбительства

Д. Ф. Косицын

(Окончание; см. "Р. Л." № 15—16).

С увеличением роста радиолюбителей перед Радиобюро МГСПС стал вопрос о предоставлении возможности слушать радиолюбителям регулярные радиопередачи. В Москве в то время имелось всего лишь две радиовещательных станции, одна имени Коминтерна и вторая Военного Ведомства, установленная в Сокольниках (станция имени Попова). Сперва МГСПС удалось арендовать радиостанцию имени Попова и с 12 окт. 1924 начались регулярные радиопередачи три раза в неделю. Программа состояла из концертов, докладов и радиоконсультаций. Затем 21 янв. 1925 г. состоялось открытие вновь установленной собственной радиостанции в Доме Союзов на волне 450 метров, мощностью 50 ватт. Работа по радиовещанию была разделена между двумя станциями, и, таким образом, все дни недели были обеспечены программами. Но учитывая маломощность станции МГСПС, работники станции вскоре решили переоборудовать станцию, увеличить ее мощность до возможности приема на детекторный приемник по всей Московской губернии.

Между тем, в положении самих радиолюбителей было много ненормального, а подчас и курьезного. Домоуправления зачастую преподносили радиолюбителям, которые пользовались электрической сетью для приема, счета на израсходованную электрическую энергию, при чем находились калькуляторы, которые высчитывали, что трата электрической энергии на радиоприемник соответствует стосвечевой электрической лампочке. Не лучше обстояло дело с заземлением. Использование водопровода в качестве заземления вызвало со стороны домоуправления бурю негодования и ужаса, при чем радиолюбителям предлагалось немедленно снять проволоку с водопроводных труб во избежание взрыва, — какого? — на это никто не мог дать ответа. Много еще было на пути радиолюбителя всевозможных препятствий. В особенности же всем памятны те мытарства которые испытывали первое время рабочие радиолюбители при получении разрешений на радиоприемники.

Своевременно учтя это обстоятельство, радиобюро МГСПС ходатайствовало перед Округом Связи о предоставлении профсоюзам права под ответственность президиума МГСПС и под контролем Округа Связи производить выдачу разрешений на радиоприемники членам союзов. Таким образом, облегчалось членам профсоюзов получение разрешений на радиоприемники. Первое время работа шла очень хорошо, разрешения выдавались во всех районных радиоконсультациях МГСПС, но вскоре это право выдачи разрешений было анулировано. Второй вопрос, который требовалось разрешить — это регулирование времени работы радиовещательных станций. В то время радиолюбители, не имея приличных приемников, не могли отстраиваться от других работающих радиостанций, а в особенности, от заглушавшей все Коминтерновской "морзянки". Голос радиолюбителя, наконец, был услышан. При наркомпочтеле было созвано совещание представителей радиостанций, на котором присутствовал и автор этой статьи, в качестве представителя МГСПС. Была выработана программа времени работ, произошло товарищеское соглашение, и работа временно наладилась, но это счастье для радиолюбителей продолжалось недолго. Постановление совещания было аннулировано, и до последнего времени продолжался кавардак в эфире.

Рост радиолюбительства с каждым днем все увеличивался, наплыв в маленькую комнату, где помещалось Радиобюро, был настолько велик, что ни утренняя, ни вечерняя радиоконсультация не могли удовлетворить всех желающих. Перед руководителями радиолюбительским движением встал вопрос об организации районных радиоконсультаций, которые и были организованы в следующих пунктах Москвы и губернии: Баумановский район — рабочий дворец имени Ленина, Замоскворецкий район — Добрынинская площ., д. 68/2, Хамовнический район — Остоженка, 38, Краснопресненский район — клуб "Красная Пресня", Сокольнический район — Мясницкая, д. 41. Помимо этого была организована консультация при клубе фабрики б. Циндель, при рабочем дворце "Пролетарская Кузница", в губотделе союза совторгслужащих. Таким образом, все московские радиолюбители, живущие как на окраинах, так и в центре, были охвачены радиоконсультациями, и эти консультации давали им все исчерпывающие ответы не только по вопросам радиотехники, но и по общественным вопросам: как организовать кружок, как направить его работу для массового обслуживания членов своего коллектива и т. д. Не забыты были и радиолюбители в уездах, для них были организованы консультации при упрофбюро в гг. Коломне, Богородске, Сергиеве, Егорьевске. Для ознакомления с основами радиотехники любителей, не участвующих почему-либо в кружках, были организованы краткосрочные курсы продолжительностью 1 месяц. Эти курсы вызвали такой интерес, что за короткий период времени их пришлось повторить два раза. Хуже обстояло дело с радиолюбительством в уездах. Уезды не имели хороших инструкторов, а проезд из Москвы инструктора-руководителя дорого стоил. Жизнь поставила вопрос об организации курсов для подготовки радиолюбителей так, чтобы они могли использовать свои знания по организации и руководству кружками в уезде. Такие курсы были организованы в Богородске, Орехово-Зуеве, Сергиеве и Егорьевске.

Вопрос снабжения радиолюбителей необходимыми радиочастями был более или менее налажен при посредстве магазина МГСПС, который явился единственным не частным источником снабжения радиолюбителей радиоаппаратурой, необходимой для практической работы. В последнее время, доверившись обещанию "Радиопередачи" начать снабжение частями, МГСПС передал ей магазин, но "Радиопередача" его попросту ликвидировала. И для радиолюбителей до сих пор непонятно, кто же займется снабжением радиочастями, ибо сейчас это снабжение целиком попало в руки частных торговцев. "Радиопередача" же совершенно забыла про творческую силу радиолюбителя и его потребность в радио-частях, и в своих "заботах" о радиолюбителе ограничилась тем, что предоставила двухпроцентную скидку членам о-ва "Друзей Радио".

Положение снабжения клубов громкоговорящими установками обстояло и обстоит в высшей степени плачевно из-за coвершенного отсутствия подходящей аппаратуры и в частности громкоговорителей. Учитывая это обстоятельство, президиум МГСПС возбудил перед СТО вопрос о ввозе громкоговорителей из-за границы, и в результате около двухсот рабочих клубов губернии получили вполне приличные говорители.

За год развития радиолюбительства московская организация, руководимая МГСПС, имеет огромные плоды творчества рядового радиолюбителя. Об этом говорит отдел МГСПС на первой Всесоюзной Радиовыставке. За год радиолюбительства мы имеем радиолюбителя, раньше совершенно незнакомого с радиотехникой, совершившего в течение года путь от детекторного радиоприемника до многолампового усилителя и, паконец, радиопередатчика.

Работа Радиобюро за год во всех ее направлениях как обслуживания кружков, так и массового обслуживания членов профсоюзов, с самого начала была взята правильно и начиная с выпуска журнала, организации радиовещания, изучения азбуки Морзе, организации курсов, усиления речей ораторов, трансляции из театров, и кончая проволочной трансляцией по клубам и междугородной радиотрансляции. Все эти задачи были своевременно поставлены и блестяще разрешены.

В результате первого года работы наше профсоюзное радиолюбительство закончило свое идеологическое и организационное оформление. В идеологическом отношении наш принцип профсоюзного обслуживания рабочего радиолюбительства получил признание в постановлении ЦК РКП (б). В организационном отношении необычайный рост числа участников в связи с расширением сферы практического применения радио в клубной жизни заставил перестроить весь аппарат руководства движением в сторону его децентрализации и приближения к массам. С этой целью все непосредственное ведение радиоработы передано радиосекциям губотделов отдельных союзов и упрофбюро, а за радиобюро МГСПС осталось лишь самое общее методическое руководство, а также об‘единение и изучение опыта. Радиостанция, как орган технического обслуживания, выделена в самостоятельную хозяйственную единицу.

Вступая во второй год работы, мы ставим перед собой задачу дальнейшего вовлечения в наше движение рабочих масс, расширение их технического кругозора и максимальное использование достижений радиотехники для постановки массовой культработы. Кроме того, мы приступаем к насаждению радиолюбительства в деревне, где культурная роль радио будет, конечно, огромна. Наконец, пропаганда любительских передатчиков и организация международной рабочей радиосвязи будет также нашей текущей задачей.

Итак, товарищи, вперед за новую работу, к новым достижениям, к рабочему радиоинтернационалу!