РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №3-4, 1926 год. Как определять качество радиотелефонной передачи (модуляции)

"Радиолюбитель", №3-4, февраль, 1926 год, стр. 50, 54

Как определять качество радиотелефонной передачи (модуляции)

В первом номере нашего журнала (стр. 4) мы дали те вопросы, на которые нужно ответить при сообщении о слышимости радиотелефонной станции.

Среди этих вопросов имеется пункт, в котором говорится о ясности и четкости передачи.

Здесь надо ответить, насколько хорошо, насколько естественно, насколько верно воспроизводит радиотелефон передаваемые им звуки, — насколько хороша модуляция.

При некотором навыке в слушании радио на этот вопрос можно ответить просто и коротко, пользуясь нижеследующей, так называемой 5-балльной шкалой модуляции:

M1 — ничего нельзя разобрать;

М2 — разборчивы отдельные слова;

М3 — все разборчиво, но есть искажения;

М4 — хорошая модуляция;

М5 — идеальная передача.

В этой шкале буква "М" значит — "модуляция", а цифра — ее качество.

При пользовании шкалой нужно твердо помнить, что эти обозначения указывают только на правильность передачи по радиотелефону звуков, не смешивая с силой приема, определяемой по шкале слышимости (см. № 1 "РЛ", стр. 4). Например, если слышно слабо (R2 или R3), и можно разобрать лишь отдельные слова только по причине слабой слышимости, то нельзя указывать "М2", потому что дело здесь не в плохой модуляции, а в плохой слышимости. И если слышимость настолько плохая, что нельзя уверенно определить самое качество передачи звуков, то лучше писать либо М с знаком вопроса (М?), либо указывать вероятное качество модуляции, напр., "М3—М4?". Здесь вопросительный знак указывает, что определение сомнительно. Слышна, скажем, радиотелефонная передача, громкость ее достаточная (начиная от R4), но слова или музыка настолько исковерканы (искажены), что понять ничего нельзя. Тогда нужно ставить M1. Если же передача невнятна, но отдельные слова все же разбираются, то это будет М2. Если все слова понять можно, но голос звучит неестественно, звук комкается, слышны хрипы, — это будет М3. При совсем ясной, но немного неестественной передаче звука (напр., при небольшом "граммофонном" оттенке) следует писать М4. И только когда звук передается совершенно натурально — ставить М5.


Как монтируется вращающаяся шкала

Мы даем в виде приложения шкалы для приемников. Как правильно их установить на приборе и монтировать на панели? Приводимые ниже рисунки поясняют, как монтируются вращающиеся шкалы. Шкала вращается вместе с ручкой, к которой она прикреплена. Над шкалой на панели нарисована стрелочка-указатель. Левый рисунок показывает нулевое положение шкалы: ее нуль находится против стрелочки.

Рис. 1.

Нулевое положение соответствует наименьшей величине емкости или самоиндукции, соединенных со шкалой и ручкой конденсатора или вариометра. Вращением ручки направо мы увеличиваем эту емкость или самоиндукцию. Средний верхний рисунок показывает среднее положение шкалы, а правый — наибольший ее поворот. Под ручкой и шкалой как на ручке, так и на панели ввинчиваются т. наз. стопорные винты (на дереве можно — гвоздики), которые не дают ручке вращаться за пределами указанных на левом и правом рисунках положений.

Рис. 2.

Третий ряд рисунков показывает то же самое для вариометра. Нулевое положение вариометра будет тогда, когда направления витков обмоток противоположны.

Рис. 3.

Преимущество вращающейся шкалы в том, что, следя за переменой положения шкалы, глаз не бегает по всей шале за стрелочкой, как в случае неподвижной шкалы и вращающейся стрелочки, а следит только за одной точкой: за тем местом, где нарисована стрелочка, к которой сами подходят деления шкалы.