РАДИО ВСЕМ, №5, 1928 год. КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ.

"Радио Всем", №5, март 1928 год

КРОКОДИЛОВЫ СЛЕЗЫ.

В. Збруев.

(Ответ на ст. т. Русина.)

В №1 "Радио всем" помещена заметка "О снабжении радиоизделиями" за подписью тов. Русина. Полагаем, что без санкции Правлення Госшвеймашины т. Русин не стал бы помещать свои заметки и предпочитаем поэтому не "перекликаться" или "откликаться" на статью т. Русина, а сказать несколько слов о политике Госшвеймашины вообще и товаропроводящей сети — в частности.

Начнем с печального анекдота.

В договоре, перешедшем к Госшвеймашине от "Радиопередачи", предусматривалась группа изделий и радиодеталей, конструкция которых должна была быть разработана впоследствии. По этой статье также не было указано точно, что именно заказывается и по каким ценам, но заказчику предоставлялось право давать, по мере возникновения надобности, заказы Тресту слабого тока на различные радиодетали и изделия по соглашению. Госшвеймашина аннулировала эту статью и все авансы, выданные в счет ее, погасила представленными счетами на другие радиоизделия. Это с одной стороны, с другой же стороны — на-днях произошло следующее. Госшвеймашнна 27 января №354 подтверждает свой заказ на радиодетали и на полученные уже ими грозовые переключатели в счет этой статьи (заказа). Но интереснее всего то, что заказ в счет несуществующей статьи Госшвеймашиной выдан спустя два месяца после отправки нашего предложения на упомянутые радиодетали. Очевидно, что несвоевременная выдача заказа на радиодетали привела к тому, что наряд заводу своевременно выдан не был и что эти радиодетали появятся на рынке несколькими месяцами позже, чем они могли бы появиться.

Далее, что производство опаздывает и довольно сильно, мы не отрицаем. Запоздание это вызывается в значительной мере недостатком импортного снабжения и, как ни бичуйте Трест, факты остаются фактами, — мы запаздываем.

Но некоторая доля вины в опоздании ложится также и на Госторговлю, которая слишком поздно выясняет свои потребности в радиоаппаратуре.

Что это именно так, доказывается следующим.

1. Трест в конце декабря п. г. запросил Госшвеймашину относительно ориентировочной потребности в радиоаппаратуре на ближайший сезон 1928/29 оп. г. Если бы Госшвеймашина знала эти потребности, то она могла бы на запросы Треста, ни к чему ее не обязывающие, но все же важные для составления производственного плана, ответить. Номенклатура запроса Трестом была разработана в самой общей форме в соответствии с мнением совещания ОДР о нужных типах радиоприемников на ближайший сезон. И вот, вместо того, чтобы дать какой-нибудь ответ по существу, Госшвеймашина пишет, что ориентировочную заявку на радиоизделия в настоящее время она прислать не может, так как заготовительный план, мол, еще не составлен. Госшвеймашина собирается составить этот план месяц спустя после того, как Трест даст образцы, цены и сроки сдачи.

Само собою разумеется, что такой волокитный подход к вопросу о выдаче заказов, и даже не выдачи заказов, а только указания своих потребностей, лишает Трест возможности определить свой план и неизбежно приводит к значительным опозданиям.

Одно дело получать готовую радиоаппаратуру и продавать ее в своих депо, а другое — разработать типы, пустить их в производство, заготовить материалы, в том числе и импортные, а затем уже отправить готовые изделия Госшвеймашине.

2. В упомянутой заметке сообщается о просрочках в сдаче различных изделий и о том, что потребность именно в этих изделиях не могла быть удовлетворена. Как же сопоставить с этим факт аннулирования Госшвеймашиной в самый разгар сезона целого ряда требований на радиоизделия, которые были недоставлены Трестом за последние 1½—2 месяца. В числе этих изделий имеются и "Рекорды", и приемники П—7, и разные другие детали. Объяснение возможно только одно, — что Госшвеймашина боится так называемого, затоваривания, что она совершенно не прощупала спрос и что торговля ее идет "самотеком", а также и то, что тов. Русин, имея опыт "Радиопередачи", обжегшись на молоке, дует и на воду.

Тов. Русин в своей заметке указал данные о просрочках Треста за октябрь месяц в 44,7% (почему только октябрь); но почему т. Русин умолчал, что Госшвеймашина в связи с тем, что промышленность опоздала последней в сдаче изделий, не приняла в покрытие от Треста по опозданиям до 1/ХII—27 г. и отсекла по договору следующий ряд изделий:

ПриемниковП—4...1 000шт.
ПриемниковП—5...1 400шт.
ПриемниковП—7...8 310шт.
ПриемниковБВ...530шт.
ПриемниковБТ...100шт.
Репродукторовлилипут...750шт.
Рекордов ...1 050шт.
Аккордов ...100шт.
ВыпрямителейЛВ—2...270шт.
Ламп"Микро"...30 000шт.
ЛампУТ—1...3 400шт.
ДетекторовДС—2...12 000шт.
Ручеккарболитовых...6 000шт.
Гнездламповых...62 500шт.

и т.д., и т.д.

Кроме того, по существовавшему до момента заключения твердого договора с Госшвеймашиной, на складах последней находится на комиссии радиотовару примерно на сумму до 300 тыс. руб.

В свое время "Электросвязь" предложила Госшвеймашине взять с комиссионных складов (в покрытие наших просрочек) следующие изделия:

ПриемниковП—3...650шт.
ПриемниковП—4...750шт.
ПриемниковБВ...304шт.
ПриемниковБТ...105шт.
ПриемниковБЧ...479шт.
Ламп"Микро"...10 287шт.
ЛампУТ—1...597шт.
ЛампК—2—Т...102шт.
ЛампМДС...190шт.
Рекордов ...123шт.
Аккордов ...14шт.
Лилипутов ...175шт.
Головныхтелефонов...2 992шт.
Разныхдеталей на...30 750руб.

И что же?

Гоствеймашина предложила нам сдавать изделия по договору, а весь комиссионный товар взять обратно. 6 февраля Трест снова получил письмо о том, что ГШМ "слагает с себя ответственность" за дальнейшее хранение наших изделий в их депо. Такое отношение нельзя назвать иначе, как бесхозяйственным, ибо нелепо упаковывать и везти обратно то, что может быть продано.

Характерно также следующее обстоятельство.

Нами получено письмо от Госшвеймашины от 26 января за №378, в котором имеется следующее: "Обращая внимание на значительные недостачи изделий, перечисленных выше, главным образом, на неполную сдачу деталей, в настоящее время мы вынуждены по причинам, уже неоднократно излагавшимся (т. е. аппарат ГШМ не может продать то, что получила. — В. З.), аннулировать некоторую часть этих изделий, а именно: приемников П—4 — 750 шт.; "Рекордов" — 2 480 шт., выпрямителей ЛВ—2 — 1 130 шт. и ручек с делениями 2 000 штук".

Надо ли еще комментировать приведенное заявление Госшвеймашины? Нам думается, что комментарии излишни.

3) Госшвеймашина договорилась с Трестом начать переговоры о выдаче последнему новых заказов в январе месяце. К назначенному сроку Трест эти переговоры пытался начать и сразу же натолкнулся на ряд требований, для Треста невыполнимых. Зная, что эти требования для Треста неприемлемы, Госшвеймашина, очевидно для того, чтобы "обелить" себя, пишет письмо Наркомторгу, что, мол, до разрешения вопроса о разграничении рынка между торгующими организациями и вопроса о предоставлении Госшвеймашине скидок—накидок последняя воздерживается вести какие-либо переговоры по заключению договора.

В статье "Кто виноват" в № 2 журнала "Радио всем" мы находим замечание, попадающее не в бровь, а прямо в глаз. В письме из Барнаула радиолюбитель замечает: "Так торговать нельзя. Не нужно бояться затоваривания, а нужно учитывать потребности рынка". Мы полагаем, что это замечание совершенно правильно. Товаропроводящая сеть должна нести некоторый риск за свои действия, так как торговля не заключается только в том, чтобы ждать, что от нее потребует рынок. Она должна выяснять потребности рынка, рынок обрабатывать и внедрять радиоаппаратуру, прибегая к законным и дозволенным методам распространения таковой. Заготовить же некоторое количество радиоаппаратуры "на глазок", и затем, если эта аппаратура не продается, отыгрываться на промышленности, аннулируя уже выданные последней заказы (даже не удовлетворив полностью рынок), подход совершенно недопустимый. Следует вообще заметить, что товаропроводящая сеть работает довольно слабо. При заключении договора на радиоаппаратуру, надежды ее окрашены в розовый цвет, обещания охватить рынок и внедрить радиоаппаратуру в самые глухие углы СССР чередуются с требованиями дать им побольше скидки, а также всяких гарантий вплоть до полного обеспечения от затоваривания. Когда же дело доходит до продажи и до получения от Треста всего количества затребованных ими изделий, то тогда действительность начинает им казаться окрашенной уже в черный цвет: начинаются разговоры об аннулировании заказов из-за запозданий и вообще из-за разных причин, которые могут быть придуманы нашими "купцами" к моменту, когда приходится расплачиваться за полное незнание емкости рынка. За примерами ходить недалеко. Трест заключил договор с Ленинградским губпрофсоветом, а через 2-3 месяца последний решил передать этот договор другим торгующим организациям, что Трест и вынужден был сделать, передав договор "Пролетарию" и "Книгосоюзу". — Такая же история случилась и с "Средазкнигой" в Ташкенте — договор с ней пришлось аннулировать и передать продажу оставшихся у нее изделий нашему московскому отделению. Повидимому то же самое случится и с Сталинградским Церабкоопом и, может быть, случится и с другими торгующими организациями. Не лучше обстоит дело, очевидно, и в Госшвеймашине, иначе чем же объяснить то, что Госшвеймашина, в самый разгар сезона на радио, отказывается от получения целого ряда изделий.

Происходит ли это оттого, что на радиоаппаратуру нет спроса и население не требует таковой? Конечно, нет. Полагаем, что это происходит вследствие совершенно беспорядочного подхода торгующих организаций к самым методам торговли, к умению достаточно технически грамотно демонстрировать радиоизделия и на вопрос ничего не подозревающего радиослушателя — имеется ли грозовой переключатель — не отвечать ему, что грозового переключателя нет, а есть рубильник, и т. д.

В заключение мы должны сказать следующее:

Мы совершенно согласны с тем, что "задача организаций, занимающихся сбытом, заключается прежде всего в том, чтобы вовремя заказать все необходимое и правильно предусмотреть поступление изделий с таким расчетом, чтобы в период наибольшего оживления не было перебоев в снабжении". — Что же мы видим на деле? — Что в самый разгар сезона по сбыту радиоизделий, в декабре и январе, аннулируется ряд заказов на готовую радиоаппаратуру. Что на аннулируемые изделия действительно имеется спрос, видно хотя бы из статьи "Что мешает радиолюбительству" в № 6 газеты "Новости радио", где указано, что приемники типа П—7 в магазинах Госшвеймашины отсутствуют. Эти же приемники Госшвеймашиной аннулируются.

Умеете ли вы торговать, товарищи из Госшвеймашины?

Вы пишете, что несомненно из года в год растущая промышленность позволит в будущем году еще шире, еще глубже развиться государственной радиоторговле в Союзе, но... Вот это "но", как всякое "но", нужно как можно скорее, как можно решительнее уничтожить. Мы полагаем, что это "но" нужно уничтожить не только в промышленности, на которую кивает тов. Русин, но также, и главным образом, в товаропроводящей сети. Не только промышленность должна позволять развиваться торговле, как пишет тов. Русин, но несомненно, что и торговля должна быть настолько гибкой и организованной, чтобы давать промышленности все новые и новые задания, должна обрабатывать рынок и внедрять радиоаппаратуру в самые глухие углы и отдаленные местности Союза. Если она этого не делает, а занимается лишь сваливанием "вины" на других, то проку от нее никакого не будет, и промышленности придется искать новые пути к продвижению своей продукции к потребителю.