РАДИО ВСЕМ, №22, 1929 год. УГОЛОК МОРЗИСТА.

"Радио Всем", №22, ноябрь, 1929 год, стр. 667-668

УГОЛОК МОРЗИСТА.

Уголок ведут М. М. Красовский и М. А. Вольфберг.


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Темой очередной нашей беседы, скрепляющей воедино практические работы, послужат «правила слухача-морзиста». Необходимо твердо придерживаться общих установок, даваемых в ваших беседах, так как без них практическое выполнение предлагаемых работ потеряет половину ценности.

Основными правилами морзиста-слухача являются:

1) Знание правил радиообмена; 2) умение быстро писать и отчетливый почерк; 3) внимание и выдержка.

Необходимость в быстром письме вытекает из того, что цель изучения Морзе заключается в записывании сигналов с максимальной быстротой. Уловленный ухом сигнал должен быть зафиксирован мгновенно на бумаге, во избежание пропуска следующего. Тем, у кого медленный и неясный почерк, необходимо проделать ряд систематических упражнений для избавления от этих дефектов, иначе прием их не будет поддаваться прочтению, а в случае приема шифрованной телеграммы — последняя не расшифруется. Буквы следует записывать все в ряд, на одинаковом расстоянии друг от друга, остро очиненным карандашом, соблюдая промежутки между словами, избегая всякой неряшливости в письме.

Знание правил радиообмена необходимо любителю так же, как необходимы шоферу правила уличного движения. В противном случае возможны недоразумения и даже «несчастные случаи» в эфире, особенно при условии все большего его уплотнения. Необходимые знания будут даваться в течение всего цикла практических работ и усвоение их является залогом успешности занятий.

Выдержка и внимание — ценнейшие качества радиста. Для примера возьмем такой случай: во время приема у вас ломается карандаш. Вы, конечно, бросите прием и станете точить его? Во что бы то ни стало продолжайте прием! Выдавливайте буквы сломанным карандашом, пишите пальцем по пыли, но старайтесь пропустить как можно меньше букв, пока вас кто-нибудь не выручит из беды. Однако, плохо то, что у вас нет очиненного карандаша в запасе!..

Шум и разговоры не должны влиять на прием. Пока есть хоть небольшая возможность расслышать сигналы, не бросайте телефонов. На выработку необходимой выдержки надо обратить самое серьезное внимание: никто не знает, когда и где придется вести ему ответственный прием — под грохот ли орудий, на гибнущем ли судне или в другой «развлекающей» обстановке.

В практических работах будут делаться ссылки на «работу под репродуктор» и «под общий счет». Староста должен приобрести некоторое количество одинаковых газет (по числу слушателей) и раздавать их в начале и собирать в конце каждого урока. Руковод ведет передачу либо на репродуктор, либо обычным порядком на телефоны, и слушатели нажимают и отпускают одновременно с ним ключи, следя за текстом розданных газет. Не должно быть ни отстающих, ни забегающих вперед — их выдает стук ключа. При каждом таком стуке надо остановить передачу и, выявив нарушителя, начать слово сначала, причем руководу в этом случае надо рекомендовать большую настойчивость и терпение.

О методе общего счета дает понятие следующая таблица. Под указанный счет нажимается и отпускается ключ, причем, после некоторой практики, можно вести под общий счет передачу текста и отдельных букв (см. табл.)

Метод общего счета применяется до 10 бвм включит, (скорость около 20 бвм. Примеч.: бвм — букв в минуту).

Работа под репродуктор (или на телефоны) проводится в течение всего курса занятий.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

6.

Прием (11 бвм.):

20 минут — опрос без записи:

нк нк нк — и т е ф л а и — . , а я т в ы м а щ е в ю т д з м и з е н т я — ш ч б — б т — т ж а в й ч г и с х . и х х . с щ ы — д т ь ь ь т у ь т а н т к — ь , х ь — к к ц нк к я к е ц е ц т а е ц к — ь ь — , . б д е и с х т м о ш а у ж в й и д б г ч я ц . , я ц л ф ы щ з ю ь к т а к ц ь — .

Все внимание на правильную длину знаков и интервалов!

65 минут — запись, с 5-минутным перерывом: следить, чтобы учащиеся отделяли слово от слова при записи — .

ж ж ж нк — зозуля , язык , зыбкий, юлия азбука жук флагшток гольф — бабочка да — нет плыть нет лавочник кулак кукушкой кобыла быть нет . бодайбо добыла исход яйцо стужа жмыхи , флейта шлем кизяк фальцет женщины . ланцет цикада чжанцзолин колокол колхоз хозяйство , сельское хозяйство . конец кукла — бакан , клад я и ее мать , я и эта , цека . их цель . кизил язь вяз бязь честь, сессии, — лизоль юлия зазноба зык жужжание вымытый хохотать . хабибула заяц лицензия язвить щелок щелкать ящик , куща щука, щетка щи . — объезд (передать: обьезд) звонок козлы тюк вцик цоколь кольцо яйцо южный юбилей . синюю блузу.

Передача (7 бвм).

45 минут — работа под общий счет (см. выше). Слова 3-й работы. Работа под репродуктор.

7.

Прием (13 бвм):

20 минут — опрос без записи. Усвоить знак ошибки — перебоя: · ·  · ·  · · — — · · ии?, применять его при дальнейших передачах. При ошибке следует дать ии? повторить последнее правильно переданное слово или букву и продолжать обычным порядком. Элементы начала работы: ж ж ж (настройка), нк вступление,— знак раздела перед текстом.

ж ж ж нк — а е р н т к р к р к а н в е е г п п к р п ь к р п ь к п р е ц т а е ц к — ь к — б т щ п р к ы ц , а я а н п . х с х с т ж у а р е к и р с ы х щ а ц у я ф ж л в ю й з п е и с х т м о ш в й а у ж и д б г ч , я ц л ф . ы щ з н к ю , 1 2 3 4 5 . 5 х с 5 й 1 ю 2 ж у х 5 5 х 5 5 5 х 5 4 3 2 й 1 п й 1 у к е ф ю 2 ю ж ж т 3 . х т 4 ж 4 4 4 —

65 минут — запись, с 5-минутным перерывом:

Когда в тексте встречаются цифры, то для более уверенного их приема после каждой цифры дается знак повторения. · ·  · ·  · · — — · · ии, после которого цифра повторяется. Пример ниже:

ж ж ж нк — день 14 ии 14 октября должен дать нам новое ускорение темпов подъема (передать: подъема) сельского хозяйства и его коллективизации. Он должен дать нам сотни новых колхозов, содействовать вовлечению новых кадров деревенской бедноты и середнячества в кооперативные объединения, должен помочь выполнению Ленинского лозунга об укреплении и машинизации земледелия. Только на основе индустриализации страны, усиленного строительства тяжелой .промышленности, электрификации возможен подъем сельского хозяйства и его социалистическое переустройство. Да здравствует союз рабочего класса и бедноты с середняцкими массами деревни для борьбы с кулаком за новую советскую деревню. 123454554232154231453125.—

Передача (7бвм).

45 минут — слова 3-й работы, под общий счет, под репродуктор.

8.

Прием: (15 бвм).

20 минут — опрос без записи:

(знак окончания: · — · — · ец пишется ≠) нк —ЯЩУР? ЩЕЛОК . ПРЫЩ ХЛЫЩ. ФЛОТ ФЛЕЙТА ФЛАНГ, ИЗЮМ ШЛЮЗ РЮКЗАК, ЖЕЛОБ БЛАЖЬ ЖАБА . УДАР ДАУЭС СУДНО . АННА НА ЯЙЦО ИИ?НК ЕЦ КОНЕЦ ЕЦ ЕЦ ИИ? ИИ ? 1 2 3 4 5 . 5 Х 5 5 Х Х Х 5 Х . Ю Б 6 6 Б 6 — 6 7 8 9 0 Ш 0 Ш 0 0 0 Ш ЕЦ ЕЦ ЕЦ НК НК — з 7 з з 7. Ч 8 8 8 Ч Ч 8 8, Ч 9 Ч 9 9 Э ЕЦ.

65 минут запись (с перерывом 5 м. для отдыха) (буквы С С С значат; «продолжение последует»):

ж ж ж нк — знание азбуки Морзе и умение пользоваться ею для приема на слух значительно расширяет область, доступного радиолюбителю, эфира. ЕЦ ССС НК — знать азбуку Морзе долг каждого радиолюбителя. ЕЦ ССС НК — за три дня выставку посетило 500 ИИ 5ТТ человек. ЕЦ С С С НК — 14 ИИ 14 октября день урожая и коллективизации. ЕЦ ССС НК — день 6 ИИ 6 августа всесоюзный день индустриализации. ЕЦ ССС НК — 37000 ИИ 37ТТТ деревень приняли агроминимум. ЕЦ ССС НК — урожайность колхозов к концу 1929 ИИ 1929 года выше урожайности полей крестьян одиночек на 13 ИИ 13 процентов. ЕЦ ССС НК — в 1930 ИИ 193Т году сектор сельского хозяйства даст уже около 50 ИИ 5Т процентов всей товарной хлебной продукции. ЕЦ ССС НК — 123, 456, 780, 135, 678, 246, 289, 372, 827, 728, 375. ЕЦ ССС НК — обращайте внимание на интервалы, отделяйте при записи слово от слова ЕЦ.

Передача (9 бвм).

45 минут — слова 5-й работы. Буквы 6-го ур.

9.

Прием (17 бвм).

20 минут — опрос без записи:

? . . , ЕЦ НК — СК СК

(Знак полного окончания · · · — · — СК в отличие от знака ЕЦ употребляется для обозначения, что больше никакой передачи не последует и можно снять телефоны. До этого знака телефонов снимать ни под каким видом не следует. Знак ЕЦ обозначает конец сообщения или телеграммы.)

ИИ? . — НК , . ? 8 з 2 8 2 ю 7 3 7 3 3 ю 3 2 ж ю 3 ЮФТЬ ТЮФЯК КЕФАЛЬ? СТИХ Ж . АЗНЕФТЬ 4 ь х т 4 ж 5 х е 5 х 5 з 8 7 б б 7 ч 9 9 ч 4 6 б 7 ИИ? В’ЕЗД ПРЫЩ ИЗЮМ ЖАБА ЯЙЦО ЗАКАЗ АЮДАГ . — 6 — б — . ИИ? СК ЯЩУР ЩЕБЕНЬ ЦЕКА ЧЕКА КАЧЕЛИ ЛИЦО ЦИКОРИЙ ЗАЯВКА, ЗВУК ЗОЛОТО. 1 3 5 7 9 2 0 4 6 8 Ш. СК СК СК.

65 минут — запись (с перерывом для отдыха). Прием отдельных, не связанных между собою отрывков из газеты, со всеми знаками препинания. Усвоение каждого вновь встретившегося знака. После каждого отрывка знак ЕЦ, перед началом следующего НК. В конце занятий СК. Знаки начала, вступления и окончаний в последующих уроках упоминаться больше не будут, но применяться должны постоянно.

Передача (9 бвм).

45 минут — буквы и текст 6-й работы.

10.

Прием (19 бвм).

Запись. 2 занятия по 45 минут.

я п л г . ы з ю , щ ь к п р ; к я л з . щ я ь ц ю к ф п р ы з , “ л . Щ — я ? л к щ ь я п ю у з ( ( р » ф д ь я ю : ы ф л я р к ь п з ы ф . ь к ц е л ф е н 6 5 ж ; т и с 8 б 7 ж 4 й 1 : г ц ш 0 ; 1 а о м в х д г ч ю ч х ш 7 б 4 ж б й ж т д т и ш 0 у ф г я м н з , и д 4 м ц ю а й н л ? н е г 8 з т щ ю р ж 4 . 4 х 5 1 г с о ц я ю а , р я » 7 з н ш 0 е ч ы сж х ь 2 щ ы з к л в й 9 ч ш 9 2 з 3 к ь ЕЦ.

Буква Р служит для отделения одной группы от другой и записывать ее не следует.

91324Р 84160Р 14678Р 35719Р 35203Р 52310Р 59283Р 52930Р 15293Р 58379Р 23510Р 3529ЗР 58359Р 59592Р 52910Р 52931Р 95203Р 58952Р 03947Р 58372Р 39205Р 59371Р 10529Р 23518Р 57777Р 29583Р 35901Р 97253Р 38592Р 58201Р 29385Р 23859Р 03000Р 38592Р 03821Р 12349Р 92385Р 55554Р 36572Р 58372Р 35928Р 77219Р 91919Р 23518Р 35827Р 53800Р 57382Р 35297Р 21503Р 58372Р 90521Р 53827Р 35921Р 85244Р 56283Р 53281Р 52358Р 35219Р 53528Р 53210Р 38526Р 59283Р (не забывать применять в случае ошибки знак ИИ?!)

56382Р 50382Р 56299Р 27387Р 11110Р 01823Р 37592Р 35921Р 57382Р 58390Р 56382Р 12118Р 52918Р 32580Р 17769Р 29782Р 72831Р 10987Р 21287Р 12311Р 23155Р 27384Р ХХХ00Р ЖЖ120 (произвести проверку приема).

Передача (11 бвм).

45 минут — буквы и текст 6-й работы.


Ответы на письма.

Дащенко, Одесса. Метод звукового усвоения Морзе без зрительного запоминания имеет свои преимущества в смысле прочности «западания» в память звукового образа буквы. К сожалению, этим методом мы лишены возможности воспользоваться. Кроме того, звуковой метод лишает учащегося универсальности в знании Морзе, например, отпадает умение читать телеграфную ленту. Независимо от сказанного следует отметить, что способ этот теоретически мало изучен на практике. Ваши ссылки на литературные источники будут нами использованы и, в случае пригодности 1), опубликованы для всеобщего сведения. Благодарим за инициативу и обстоятельное письмо.

Дащенко, Бугрову, Сольману и др. Вы удивляетесь, что «несмотря на несколько часов упражнений, не удалось добиться скорости передачи большей, чем 10—15 букв в минуту». Еще раз предостерегаем всех товарищей от этой ошибки. Ни в коем случае не выходите из рамок даваемых в каждом номере практических работ и указанных скоростей. В противном случае вы собьете руку и искалечите навсегда свою передачу. Твердо придерживайтесь курса работ, как прием, так и передача требуют упорной систематической работы, не часов, а месяцев.


1) В тексте заметки, вероятно ошибочно, напечатано: "Ваши ссылки на литературные источники будут нами использованы и, в случае непригодности, опубликованы для всеобщего сведения.". (прим. составителя). (стр. 668.)