РАДИО ВСЕМ, №2, 1930 год. Звуковое кино.

"Радио Всем", №2, январь, 1930 год, стр. 41-43

Бронштейн

Звуковое кино.

Радиожурналы начинают писать о кинематографии. Эта, казалось бы, неподходящая для радиопрессы тема в настоящее время стала все более и более привлекать внимание радиоспециалистов и радиолюбителей. Причина лежит в появлении звукового («говорящего») кино.

Еще на заре развития «немой» ленты у работников кинематографии были стремления — сочетать кино с звуком. Единственным возможным для того времени (начало XX в.) способом было соединение кино с граммофоном. Опыты эти по вполне понятным причинам оказались мало удачными и со стороны художественной и со стороны чисто технической (невозможность «синхронизации», необходимость актеру говорить в рупор при записывании пластинки, малая величина пластинки, неудобство монтажа и пр.). Наибольшую трудность представлялa, конечно, «синхронизация», т. е. точное совпадение жеста или движения губ с голосом, так как малейшее расхождение производило чрезвычайно комическое впечатление.

Лишь с развитием радио, с появлением усовершенствованных микрофонов, мощных усилителей и репродукторов задача получила, наконец, свое разрешение, — появилась возможность производить запись звука непосредственно на киноленту, на которой снято изображение. Делается эта запись различными методами, воспроизведение же звуков в общем основано во всех системах на одном и том же принципе и отличается друг от друга лишь конструктивно.

Рис. 1

Наиболее распространена так называемая «оптическая» система записи звука 1, где звуковые колебания переводятся «на язык» света и записываются сбоку ленты полоской шириной до 2 мм. «Азбука» записи в различных системах различна, в зависимости от того, какой применен «модулятор» перевода электрических колебаний в световые.

Наиболее распространенными методами является запись при помощи так называемых «ламп с тлеющим разрядом», осциллографа и за последнее время конденсатора Керра, уже известного нашим читателям из описания приборов для передачи изображений по системе Телефункен-Каролус.

Фонограмма инженера А. Ф. Шорина

Первый способ мы встречаем у немецких конструкторов «Три-Эргон», аппаратура которых несколько лет тому назад демонстрировалась в Москве. Патент этот, с некоторыми усовершенствованиями, эксплоатируется немецкой фирмой «Тобис-Клангфильм». Записывающий аппарат, в данном случае, снабжен специальной лампой, наполненной разреженным газом. При пропускании электрического тока газ начинает светиться, причем степень свечения находится в зависимости от величины электрических напряжений, даваемых микрофонным устройством. Колебания электрического тока поэтому записываются на ленте в виде 2 мм полосок различной глубины окраски. Этот же способ, в несколько ином виде, применяется и американцами («Мовитон»). Подобная система называется «интенсивной», так как полоски отличаются друг от друга интенсивностью окраски.

Прежде чем перейти к описанию передающей части, остановимся еще на других системах записи.

Здесь следует отметить «осцилографический» метод записи, употребляющийся американской фирмой «Фотофон» («Дженераль Электрик»). Аппаратура «Фотофона» показывалась недавно (в 1929 г.) в Москве в 1 театре «Совкино».

В этой системе запись производится также сбоку ленты на пространстве в 2 мм, но не сплошными черточками различной интенсивности, а черными штришками различной длины. Происходит это следующим образом: луч света от посторонней лампочки падает на крошечное зеркальце, подвешенное на металлической струне в сильном магнитном поле. При пропускании через струну микрофонного тока струна, вследствие взаимодействия полей, будет отклоняться так же, как в ленточном репродукторе Сименса, причем ее отклонение будет зависеть от силы тока.

В соответствии с колебаниями электрического тока будет колебаться таким образом, и зеркальце с направленным на него лучом света. Колебания этого луча могут быть записаны на пленку в виде черточек различной длины, о которых было оказано выше. Метод этот называется поперечным, или «трансверсальным» (рис. 1).

Наши советские системы Шорина (Ленинград, Трест заводов слабого тока) и Тагера (Москва, ВЭИ) 2 отличны друг от друга. Первый применяет метод «осцилографической» записи, с той лишь разницей, что вместо зеркальца у него имеется колеблющаяся металлическая ленточка, которая при колебаниях то открывает, то закрывает пучок света, направленный на пленку.

Тов. Тагер у своего аппарата

У Тагера же в качестве «модулятора» применен конденсатор Керра, дающий запись на 2 мм полоске с внутренней стороны перфорации ленты.

Остановимся более подробно на этой «интенсивной» системе записи. Микрофон соединен с усилителем, от которого усиленные колебания низкой частоты попадают в «модулятор», являющийся сердцем аппарата. Модулятор состоит из конденсатора Керра, помещенного между двумя призмами Николя.

Через «Николя» и конденсатор Керра пропускается луч постоянного источника света (автомобильная лампочка), который попадает через оптическую систему на пленку. Яркость этого светового пучка изменяется в зависимости от изменения подводимого к обкладкам конденсатора микрофонного напряжения 3. Таким образом электрические колебания превращаются в колебания яркости света, и эти последние записываются на пленке в виде узких черточек различной ширины и интенсивности окраски (рис. 2).

Рис. 2

Воспроизводящая часть в принципе у всех типов «оптической» записи построена на свойствах фотоэлемента создавать, при освещении его светом, в своей цепи некоторый ток, сила которого зависит от интенсивности падающего на него луча света.

Лента пропускается в проекционном аппарате (обычная конструкция с незначительным «звуковым» добавлением) мимо специальной щели с падающим на нее светом от отдельной лампочки (напряжение около 16 вольт). Луч света, выходя из щели попадает на фотоэлемент, соединенный с мощным усилителем низкой частоты и системой репродукторов.

Так как интенсивность луча будет меняться в зависимости от величины проходящих заштрихованных полосок («осцилографическая» запись) или степени их окраски (система Тагера), то, естественно, в такт будет меняться и сила тока, даваемого фотоэлементом. Следовательно, звуковые колебания, записанные на пленке в виде черточек, будут создавать соответствующие колебания электрического тока, усиливаемые ламповым усилителем и воздействующие на репродуктор.

Кинорежиссер Оболенский проверяет в радиоаппаратной качество записи

Производящиеся в настоящее время опыты, а также отзывы иностранной технической прессы, дают основания предполагать, что интенсивная система записи (например, система Тагера) имеет в себе некоторые преимущества, заключающиеся в следующем:

1) звук получается очень чистый и натуральный, так как «конденсатор» Керра является идеальным «модулятором», свободным от инерции, от чего не свободна, например, лампа тлеющего разряда («Три-Эргон») и тем более механический осцилограф. Свободный от инерции модулятор может записывать очень высокие частоты, т. е. сохранять «обертона», придающие звуку живую окраску, лишенную искажений, тембры отдельных инструментов сохраняются и человеческий голос звучит вполне естественно.

2) Запись остается очень долговечной, так как царапины, образующиеся при пропускании ленты, почти не оказывают влияния на чистоту передачи, В случае же осцилографических систем приходится при проектировании часто менять ленты (пример — американские театры «первого экрана», меняющие экземпляры чуть не после каждого сеанса).

3) Записывающий аппарат мало чувствителен к толчкам и портативен, благодаря чему он с успехом может быть применен при съемках натуры и хроники. «Осцилографические» системы обычно пригодны для пользования стационарными установками, построенными на крепких устойчивых фундаментах, с удалением «синхронизирующих» моторов, так как незначительные толчки отражаются на осцилографе и искажают запись.

4) Перепроявка также мало влияет на запись, отражаясь лишь на громкости.

Работы Шорина производятся Трестом заводов слабого тока (а съемки Акц. обществом «Совкино»), работы Тагора и его группы ведутся Акц. обществом «Межрабпомфильм» совместно с ВЭИ и НКПТ. «Межрабпомфильмом» делаются засъемки для изучения акустических условий, производятся поиски различных методов звукового оформления и т. д. Ряд музыкальных записей, а также некоторые речи ораторов уже передавались в эфир (главным образом, при передачах журнала «Радио Всем» по радио), что получилось, по отзывам слушателей, удачно. Благодаря этому, вопрос о записи на пленку больших концертов и целых передач и рассылки их местным радиостанциям можно считать успешно разрешенным.

Технически процесс съемки производится пока еще не в специально оборудованном павильоне, а в «Радиоцентре» НКПТ. Для публичных демонстраций приспосабливается там же помещение «Радиотеатра».

Рис. 3

Схематически план съемки показан на рис. 3 и фотографиях. В аппаратной, где расположены усилители, находится съемочный аппарат («Тагефон»), объектив которого обращен к стеклу в стене, разделяющей аппаратную от большой студии, в которой стоит микрофон. Ток от микрофона через усилитель подается в аппарат. Съемка, таким образом, производится одновременно на двух лентах: на одной ведется обычная киносъемка («натура»), а на другой — запись звука 4.

При печатании обе негативные пленки спечатываются на общий позитив. «Синхронность» обоих видов съемки достигается тем, что оба механизма, двигающие две пленки, насажены на общий вал одного электромотора.

При «тонировании» уже снятой обычной фильмы (например, звуковое или «шумовое» сопровождение) звук записывается на одну ленту и затем впечатывается на позитив «видовой» ленты, у которой сбоку оставлено свободное пространство. Для этого в студии ставится маленький экран, на котором проектируется «тонируемое» изображение. Картина проектируется также через стекло аппаратной. «Тонирующий» оркестр, видя на экране изображение, играет в соответствии с развертывающимся перед ним действием. Съемочный и проекционный аппараты должны работать при этом вполне «синхронно», для чего имеется специальное приспособление.

Съемочные и иные аппараты, как мы видим, должны обязательно быть вынесены за пределы студии («ателье»), так как иначе на пленке запечатлеются посторонние шумы от движения механиков, разговоров операторов и пр. Сами студии должны быть защищены от посторонних шумов наподобие обычных радиостудий.

Ассистент режиссера Бройко следит за синхронностью работы проекционного и съемочного аппаратов

Одновременно обращено внимание на конструирование специальных мощных неискажающих усилителей низкой частоты и репродукторов. (Наиболее пригодны для этой цели конденсаторные или электродинамические репродукторы.) Микрофоны также должны быть максимально чувствительны и свободны от шумов, накладывающихся на запись (пригодны мраморные микрофоны Рейса и конденсаторные).

Все это показывает, какую огромную роль играет во всем этом деле радиотехника и сколько нашим конструкторам как по линии кино и оптики, так и по линии радио следует еще поработать.

Однако наличие в СССР двух разработанных уже советских конструкций звукового кино дает уверенность в том, что наше звуковое кино скоро догонит иностранных конкурентов; вопрос лишь в некоторой «отделке» и «отшлифовке» деталей, главным образом, в области радиотехники.


1 Здесь мы не указываем новейших методов записи при помощи граммофона или на специальную целлулоидную ленту (выдавливание) или стальную проволоку (метод Паульсена). (стр. 41.)

2 Группа — Тагер, Джигит и Шишов. (стр. 42.)

3 Подробно о принципах работы конденсатора Керра в применении к передаче изображений см. «Р. В.» № 22 1928 г. (стр. 42.)

4 Обычная фильма идет «толчками», звуковая снимается непрерывно и поэтому только впоследствии впечатывается соответствующим образом в позитив. (стр. 43.)