РАДИО ВСЕМ, №2, 1930 год. Уголок морзиста

"Радио Всем", №2, январь, 1930 год, стр. 51-52

УГОЛОК МОРЗИСТА.

Уголок ведут М. М. Красовский и М. А. Вольфберг

От редакции

Для того чтобы не разбрасывать внимания учащихся, мы в этом номере «Уголка» даем полное окончание практических работ кружка морзиста.

Таким образом, подача методического материала нами полностью осуществлена.

Все более или менее существенные подробности будут нами постепенно и в известной последовательности освещаться в очередных статьях.

Сюда относятся такие киты морзиста, как иноалфавит, частично уже нами затронутый, системы кодов, позывных, структура жаргона, особенности военно-полевой службы, коротковолновой практики и т. д.

Особенному вниманию радиолюбителей мы рекомендуем отделы иноалфавита и позывных, которым, начиная со следующего номера, будет посвящен ряд обстоятельных статей.

Следует отметить, что вообще у нас ощущается большой недостаток в официальной международной справочной литературе. «Радио Вcем» постарается восполнить этот пробел и будет держать своих читателей в курсе международных Бернских списков, причем в «Уголке морзиста» мы дадим основные списки (Бернские) радиостанций, с присвоенными им волнами, географическим месторасположением, мощностью и т. д.

Мы уверены, что эти сведения послужат путеводной нитью для всех любителей морзистов, так как существующие справочники-путеводители слишком быстро стареют и поэтому не всегда соответствуют действительности даже еще до выхода их в свет. Только периодическое издание может поспеть за постоянно изменяющимися международными списками.

Мы ждем от любителей морзистов запросов, какие неясности встречаются в их практике у приемника и передатчика, при чем все запросы, имеющие общественный характер, будут обстоятельно освещены нами в «Уголке».


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

21

Прием (51 бвм).

45 минут — разбор таблицы q-кода. Запись и усвоение наиболее употребительных кодов, напр. qrk ok qrn qrm qso и т. д. Знакомство с их звуковым изображением. Система позывных, построение бернского списка, способ вызова, ответа, с применением кодов. Примеры в звуковом изображении, cq. Задачи на вызовы и коды. Начиная с этого урока, перед каждым занятием применять вызовы, простейшие коды, путем которых вести все «служебные» переговоры с аудиторией.

Пример: «v v v HK = glp glp glp de ret ret ret = qrk? qrv? kk.

10 минут = поверочный прием (см. раб. 12).

20 минут = обратный текст раб. 18.

15 минут = цифры 18 раб.

Передача (45 бвм).

25 минут — любой русский текст.

20 минут — любой иностранный текст (не свыше 30 бвм).

Оба упражнения передаются через репродуктор, по заранее розданным всем слушателям одинаковым текстам (одинаковые экземпляры газет, брошюры и т. д.). Газеты раздавать и собирать в начале и конце каждого урока.

22

Прием (55 бвм).

Расписание и содержание урока см. раб. 18, заменив прямой обычный текст любым иным.

Достигнутая скорость приема позволяет уже начать попытки вести прием настоящих радиосигналов. Слушатели, еще не имеющие у себя приемника, должны озаботиться приобретением либо постройкой такового. Полезно коллективным путем установить ламповый приемник в комнате занятий и давать сигналы с него каждому слушателю, включая приемник в цепь вместо зуммера или генератора. Настраиваться следует главным образом на рации, ведущие медленную передачу всем (cq).

Передача (60 бвм).

См. раб. 21.

23

Русский

Прием (55 бвм).

45 минут — детальное повторение кодопозывных и правил (раб. 21) любой текст из газеты, обратный текст (из любой работы).

Передача (50 бвм).

Занятий нет.

Иностр.

Прием (35 бвм).

45 минут — любой текст, поверочный прием.

Передача (40 бвм).

45 минут — работа на репрод. любой текст.

24

Русский

Прием (55 бвм).

45 минут — текст обратный, простой, по всем правилам обмена (см. раб. 17, 21 и т. п.), цифровые и буквенные группы, поверочный прием (раб. 12), коды.

Передача (50 бвм).

20 минут — любые тексты с применением всех правил, вызовы (позывные) и т. д.

Иностр.

Прием (35 бвм).

45 минут — любые тексты, поверочный прием.

Передача (45 бвм).

25 минут — любые тексты на репродуктор.

Прием бвм Передача бвм

25

Русский............. 55 ............. 53
Иностр............. 35 ............. 50

26

Русский............. 57 ............. 54
Иностран............. 37 ............. 50

27

Русский............. 57 ............. 55
Иностранный............. 37 ............. 50

28

Русский............. 58 ............. 56
Иностранный............. 40 ............. 52

29

Русский............. 58 ............. 57
Иностранный............. 40 ............. 54

30

Русский............. 60 ............. 58
Иностранный............. 40 ............. 56

31

Русский............. 60 ............. 59
Иностранный............. 40 ............. 58

32

Русский............. 63 ............. 60
Иностранный............. 42 ............. 60

33

Русский............. 64 ............. 60
Иностранный............. 44 ............. 60

34

Русский............. 65 ............. 60
Иностранный............. 46 ............. 60

35

Русский............. 65 ............. 63
Иностранный............. 48 ............. 63

36

Русский............. 66 ............. 65
Иностранный............. 50 ............. 65

37

Русский............. 66 ............. 65
Иностранный............. 50 ............. 65

38

Русский............. 67 ............. 65
Иностранный............. 52 ............. 65

39

Русский............. 68 ............. 65
Иностранный............. 54 ............. 65

40

Русский............. 69 ............. 70
Иностранный............. 56 ............. 70

41

Русский............. 70 ............. 70
Иностранный............. 58 ............. 70

42

Русский............. 72 ............. 70
Иностранный............. 60 ............. 70

43

Русский............. 74 ............. 70
Иностранный............. 63 ............. 70

44

Русский............. 75 ............. 70
Иностранный............. 66 ............. 70

45

Русский............. 77 ............. 70
Иностранный............. 70 ............. 70

46

Русский............. 80 ............. 75
Иностранный............. 70 ............. 75
Конец практических работ.