Тобольские Епархиальные Ведомости, №5, 1882 год. ПАМЯТИ В БОЗЕ ПОЧИВШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №5, март 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 85-93

ПАМЯТИ ВЪ БОЗѢ ПОЧИВШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II.

(Продолженiе).

Нѣкоторые изъ епархiальныхъ преосвященныхъ немедленно открыли на мѣстныя средства трехклассныя школы, съ уставомъ, даннымъ школамъ вѣдомства Государыни Императрицы (1). Въ прочихъ епархiяхъ были на первыхъ порахъ открыты школы низшаго разряда, въ видѣ прiютовъ для сиротъ, большею частiю при женскихъ монастыряхъ, гдѣ при одномъ учителѣ научались дѣвицы грамотѣ, письму и самому необходимому изъ Закона Божiя, исторiи и ариѳметикѣ (2). Но въ скоромъ времени и эти "прiюты" превратились въ настоящiе разсадники просвѣщенiя.

20 сентября 1868 г. удостоился Высочайшаго утвержденiя общiй уставъ, составленный для епархiальныхъ женскихъ школъ, которымъ они ввѣрены непосредственному попеченiю самаго духовенства, предназначены къ преобразованiю въ шестиклассныя, или, по крайней мѣрѣ, въ трехклассныя, и снабжены программою, въ которую введены всѣ необходимыя общеобразовательныя науки, а также обученiе рукодѣлiю и домохозяйству. Началось постепенное преобразованiе ихъ по этому уставу и къ 1879 г. они уже всѣ были преобразованы. Кромѣ того было вновь открыто до пяти школъ, такъ что общее число ихъ въ 1879 году простиралось уже до 33-хъ и въ нихъ обучалось 5871 дѣвица (3).

Въ 1881 г. послѣдовала общему примѣру и наша Тобольская епархiя, открывъ въ г. Тобольскѣ трехклассную школу на 100 воспитанницъ (4). Нужно лично видѣть эту юную школу, чтобы убѣдиться въ томъ, какiя благодѣтельныя послѣдствiя можно отъ нея ожидать. Уставъ 1868 г. примѣненъ къ ней съ самаго открытiя въ августѣ минувшаго года, и она быстро наполнилась юными воспитанницами, доставленными съ разныхъ концевъ обширной Тобольской епархiи. Нельзя безъ умиленiя смотрѣть на этихъ юныхъ отроковицъ, по преимуществу сиротъ, можетъ быть претерпѣвшихъ въ домашней жизни всякiя невзгоды, когда онѣ, пригрѣтыя, накормленныя и чисто одѣтыя, съ веселыми лицами и дѣтскимъ рвенiемъ, стремятся научиться всему, что преподается имъ въ школѣ. А взирая на нихъ, нельзя не предвидѣть, что многiя изъ нихъ со временемъ будутъ достойными помощницами нашихъ городскихъ и сельскихъ пастырей на всѣхъ поприщахъ ихъ жизни и служенiя, или — труженицами на поприщѣ народнаго образованiя (5). Такъ совмѣщено въ Тоб. епархiальномъ 3-хъ классномъ женскомъ училищѣ призрѣнiе сиротъ съ величайшею пользою въ будущемъ для нихъ самихъ, для пастырей церкви и для общества. Это же можно встретить въ любой изъ русскихъ епархiальныхъ школъ, преобразованныхъ по уставу 1868 года. И всему этому виновникомъ былъ нашъ покойный, вѣчно блаженной памяти достойный Государь Императоръ Александръ Николаевичъ.

Не можемъ умолчать еще объ одномъ обстоятельствѣ, въ которомъ съ неменьшею силою выразилось милостивое попеченiе покойнаго Государя о благѣ нашей православной церкви и ея пастырей съ семействами. — Съ незапамятныхъ временъ наше православное духовенство, какъ извѣстно, поддерживаетъ свое существованiе, по преимуществу, крупицами, собираемыми у пасомыхъ, въ видѣ руги и въ видѣ вознагражденiя за исправленiе требъ. Сборъ этихъ крупицъ иногда бываетъ настолько ничтоженъ, что священникъ едва находитъ возможнымъ пропитывать себя; о дьяконахъ и псаломщикахъ и говорить не чего. Насколько намъ извѣстно, въ вятской губернiи священники сбираютъ ругу иногда лыками и лаптями, коихъ пара стоитъ 6 коп. по нынѣшнимъ возвышеннымъ цѣнамъ. Въ архангельской губернiи священнику достается иногда меньше 50 коп. за славленiе въ теченiе всѣхъ святокъ, а псаломщики живутъ до того бѣдно, что въ лѣтнее время нанимаются къ деревенскимъ мужикамъ въ работники за 15 руб. за все лѣто (6). Въ Тобольской епархiи есть дьякона, доходы которыхъ, по свидѣтельству благочинныхъ и прихожанъ, не превышаютъ 15 коп. въ мѣсяцъ (7). Но и этотъ ничтожный доходъ священно-церковно-служителей бываетъ иногда сопряженъ съ большими непрiятностями, пререканiями съ прихожанами изъ за одной—двухъ копѣекъ. И часто зависитъ отъ расположенiя прихожанъ, которое въ большинствѣ епархiй поддерживается угощенiемъ мужиковъ водкою по крайней мѣрѣ по большимъ праздникамъ. Между тѣмъ православному клиру, помимо поддержанiя своего съ семействомъ существованiя, необходимо бываетъ иногда содержать своими средствами своихь дѣтей и сиротъ — родственниковъ въ учебномъ заведенiи, чтобы не оставить ихъ безъ образованiя н не сдѣлать еще болѣе несчастными, чѣмъ они сами. При такихъ условiяхъ жизнь нашихъ сельскихъ пастырей и церковнослужителей въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Россiи является иногда менѣе отрадною, чѣмъ жизнь простаго крестьянина. Но еще печальнѣе становилось положенiе священника и причетника, или ихъ семействъ, когда, по старости лѣтъ, или по болѣзни, они выходили въ заштатъ, или умирали. Въ томъ и другомъ случаѣ семейство, наприм., священника, и онъ самъ, если оставался въ живыхъ, оставались безъ насущнаго куска хлѣба и буквально превращались въ нищихъ. Единственнымъ средствомъ къ облегченiю участи заштатнаго клира и оставшихся послѣ смерти пастырей церкви семействъ, было замѣщенiе ихъ мѣстъ такими кандидатами, которые изъявляли желанiе жениться на одной изъ сиротъ и обязывались пропитывать все остальное сиротствующее семейство. Но этотъ порядокъ обезпеченiя сиротъ и назначенiя новыхъ пастырей былъ сопряженъ со вредомъ для пастырскаго служенiя и съ новыми бѣдствiями какъ для священниковъ, принявшихъ на себя трудныя обязанности, такъ и для самыхъ сиротъ. Освободившееся послѣ заштатнаго, или умершаго священника мѣсто оставалось иногда нѣсколько лѣтъ не замѣщеннымъ, пока извѣстная сирота не достигала возраста невѣсты. При самомъ замѣщенiи мѣста обращалось вниманiе не на пастырскiя способности кандидата, а на его готовность принять на свое попеченiе сиротъ. И нерѣдко поэтому, случалось, что новый пастырь оказывался самымъ плохимъ преемникомъ прежняго священника; приходъ въ его управленiе нравственно понижался и число членовъ церкви сокращалось, уклоняясь въ расколъ и разныя секты. При всемъ томъ, новый священникъ испытывалъ тягость принятыхъ на себя обязанностей, начиналъ стѣснять и укорять сиротъ, а въ концѣ концевъ отказывался отъ нихъ. Начиналась у той и другой стороны истинная борьба за существованiе, которая и продолжалась иногда во всю жизнь несчастныхъ. Не осталась, говоримъ, безъ милостиваго вниманiя покойнаго Монарха и эта плачевная сторона въ жизни нашего православнаго духовенства.

Съ цѣлiю обсужденiя и разрѣшенiя различныхъ вопросовъ, касающихся улучшенiя быта православнаго духовенства, по волѣ Государя Императора Александра II, въ 1866 г. при Святѣйшемъ Синодѣ учреждено особое присутствiе по дѣламъ православнаго духовенства. Пригласивъ къ содѣйствiю въ разрѣшенiи открытаго вопроса всѣхъ преосвященныхъ, земскiя учрежденiя, самое духовенство и православный народъ, присутствiе трудится надъ разрѣшенiемъ вопроса неутомимо и каждый годъ представляетъ на Высочайшее утвержденiе частныя мѣры къ улучшенiю быта духовенства. Укажемъ на нѣкоторыя изъ этихъ мѣръ, которыя успѣли уже принести благiе плоды, облегчивъ участь нѣсколькихъ десятковъ тысячъ духовенства и сиротъ духовнаго званiя.

По собраннымъ свѣдѣнiямъ отъ епархiальныхъ преосвященныхъ, губернскихъ присутствiй по дѣламъ духовенства, земскихъ учрежденiй и частныхъ компетентныхъ лицъ, присутствiе при Св. Синодѣ по дѣламъ духовенства между прочимъ убѣдилось, что бѣдность нашего духовенства не мало зависитъ отъ размноженiя приходовъ и клира. Сельскiе приходы были измелчены свыше мѣры и безъ всякой иногда нужды. Въ самомъ распредѣленiи деревень по приходамъ замѣчалась большая несообразность, затрудняющая духовенство и прихожанъ въ исполненiи духовныхъ требъ. Многiе приходы при томъ имѣли по два и по три причта, тогда какъ въ нихъ безъ труда могъ бы удовлетворять духовнымъ потребностямъ прихожанъ одинъ причтъ. Между тѣмъ, по отзыву преосвященныхъ и губернскихъ присутствiй по дѣламъ духовенства, сокращенiе приходовъ и причтовъ, за не отысканiемъ пока другихъ источниковъ къ увеличенiю содержанiя духовенства, могло бы принести большую пользу въ этомъ случаѣ. И вотъ 16 апреля 1869 г. послѣдовало Высочайшее утвержденiе заключенiя присутствiя при Св. Синодѣ относительно сокращенiя городскихъ и сельскихъ приходовъ и причтовъ (8). Въ слѣдъ за этимъ было поручено епархiальнымъ преосвященнымъ и губернскимъ присутствiямъ по дѣламъ духовенства немедленно приступить къ новымъ росписанiямъ приходовъ и причтовъ, при соучастiи самаго духовенства на епархiальныхъ съѣздахъ. Въ настоящее время это росписанiе и самое сокращенiе приходовъ и причтовъ уже произведено по всей Россiи. Многiе мелкiе приходы соединены въ одинъ приходъ. При многихъ церквахъ, вмѣсто двухъ-трехъ священниковъ и нѣсколькихъ человѣкъ причетниковъ, опредѣлено быть одному священнику, съ однимъ псаломщикомъ, совсѣмъ безъ дiакона, которые оставлены только при соборныхъ храмахъ. Нужно замѣтить, впрочемъ, что новый порядокъ вводится постепенно, такъ что и лишнiй причтъ не оставленъ безъ куска хлѣба: лишнимъ священникамъ, дiаконамъ и причетникамъ предоставлено занимать свои мѣста до тѣхъ поръ, пока они признаются способными къ служенiю, и только по увольненiи за старостiю, или со смертiю ихъ, мѣста ихъ не замѣщаются. Доходы съ приходовъ, дѣлившiеся раньше на нѣсколько священниковъ и причетниковъ, вслѣдствiе этой мѣры, сталъ получать одинъ, много два священника и два псаломщика. Такимъ образомъ содержанiе духовенства увеличилось почти вдвое. Между тѣмъ призванные къ самодѣятельности и духовенство и народъ по многимъ епархiямъ сами, въ соглашенiи между собою, нашли возможнымъ установить опредѣленную норму руги и собиранiя за требы, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ прихожане своими приговорами положили замѣнить натуральную повинность въ пользу клира денежною, сообразно съ нуждами клира и т. д.

Независимо отъ сего въ царствованiе незабвеннаго Императора Александра Николаевича приняты мѣры и къ улучшенiю участи заштатнаго духовенства и сиротъ духовнаго званiя. Въ 1860 г., на основанiи особыхъ Высочайшихъ повелѣнiй, былъ образованъ въ вѣдѣнiи Святѣйшаго Синода пенсiонный капиталъ изъ остаточныхъ суммъ другихъ вѣдомствъ, въ количествѣ почти пяти съ половиною миллiоновъ. Между тѣмъ въ Св. Синодѣ составлены временныя правила о пенсiяхъ и пособiяхъ священнослужителямъ епархiальнаго вѣдомства и ихъ семействамъ. По этимъ правиламъ предположено было назначать пенсiи священникамъ, прослужившимъ 35 лѣтъ и болѣе, по 70 р. въ годъ, вдовамъ ихъ бездѣтнымъ, или имѣющимъ взрослыхъ дѣтей, по 35 р., а имѣющимь дѣтей малолѣтнихъ и увѣчныхъ по 45 р. въ годъ. Кромѣ того предоставлялось Св. Синоду, по своему усмотрѣнiю, давать священнослужителямъ и ихъ семействамъ временныя пособiя. 9 мая 1866 г. правила эти удостоились Высочайшаго утвержденiя, и такимъ образомъ наши бѣдные священники и сироты духовнаго званiя стали обезпечены по крайней мѣрѣ настолько, что могутъ существовать, не протягивая руки за милостыней. Въ томъ же 1866 г. въ первый разъ назначены были пенсiи 3125 лицамъ и роздано пособiй, въ размѣрѣ отъ 30 до 70 руб., 1842-мъ священникамъ, дьяконамъ, причетникамъ и сиротамъ. Вслѣдъ за этимъ, по особому Высочайшему повелѣнiю, кредитъ на пенсiи и пособiя увеличенъ былъ до 286 т. р. и съ 1867 г. признано возможнымъ выдавать пенсiи: священникамъ по 90 р., вдовамъ ихъ по 55 и 65 р. (9). Въ настоящее время уже всякiй священникъ, дьяконъ и причетникъ, съ ихъ семействами, могутъ надѣяться, что при старости и болѣзни они не будутъ оставлены на произволъ судьбы, со всѣмъ безъ куска хлѣба.

Это, хотя и скудное улучшенiе быта заштатнаго духовенства и сиротъ духовнаго званiя, послужило поводомъ къ устраненiю того неблаговиднаго и ненадежнаго способа призрѣнiя ихъ, который практиковался в видѣ оставленiа приходскихъ мѣстъ за сиротами и предоставленiя ихъ желающимъ взять за себя замужъ одну изъ сиротъ, съ обязательствомъ пропитывать остальныхъ.

Не будемъ распространяться о другихъ частныхъ мѣрахъ къ улучшенiю быта нашего православнаго духовенства, произведенныхъ въ царствованiе Александра Николаевича, каково, напр., назначенiе изъ казны жалованiя тѣмъ приходскимъ причтамъ, доходы которыхъ не соотвѣтствуютъ потребностямъ времени и нуждамъ. Скажемъ вообще, что благодаря милостивому попеченiю покойнаго Государя Императора о благѣ церкви и ея служителяхъ, положенiе послѣднихъ въ настоящее время стало несравненно отраднѣе, чѣмъ оно было назадъ тому 20—30 лѣтъ. Послѣдствiя этаго улучшеннаго быта пастырей не замедлили отразиться на строѣ самой церкви. Наше православное духовенство, и при скудныхъ матерiальныхъ средствахъ всегда отличавшееся ревностью въ выполненiи своего долга, теперь удвоило свою ревность и энергiю. Въ ежегодныхъ отчетахъ г. Оберъ-Прокурора Святѣйшаго Синода мы постоянно встрѣчаемъ извѣстiя о новыхъ и новыхъ побѣдахъ православной вѣры надъ остатками язычества и невѣрiемъ, слышимъ объ обращенiи къ православiю цѣлыхъ тысячъ унiатовъ и раскольниковъ. Этого мало, вѣра православная изъ Россiи стала проникать даже въ такiя отдаленныя и чуждыя для насъ предѣлы, какъ Японiя и Америка, гдѣ въ настоящее время постоянно живутъ наши русскiе православные преосвященные съ немалымъ числомъ духовенства. Впереди, при улучшенномъ заботливостью покойнаго Государя строѣ церковной русской жизни, можно надѣяться видѣть еще болѣе побѣдъ православной вѣры надъ язычествомъ и невѣрiемъ. Нельзя не надѣяться, что и вопросъ объ улучшенiи быта нашего духовенства, нерѣшенный пока окончательно, будетъ рѣшенъ въ скоромъ времени. Ручательствомъ сего служитъ неусыпное попеченiе о благѣ своихъ подданныхъ и пламенная любовь къ нимъ новаго нашего Августѣйшаго Монарха, Государя Императора Александра Александровича.

Намъ, столь много облагодѣтельствованнымъ отъ возлюбленнаго Царя Освободителя Александра II, остается заключить свои воспоминанiя, вызванныя годовщиной его кончины, — молитвою къ Господу: да упокоитъ Онъ нашего благодѣтеля, Царя Мученика въ нѣдрахъ Авраама, Исаака и Iакова, и сопричтетъ его къ лику нашихъ святыхъ ратоборцевъ за вѣру и правду, св. князей — Владимира, Александра Невскаго, Михаила Черниговскаго, Михаила Тверскаго и прочихъ святыхъ Своихъ!

И. Сырцовъ.


(1) Автору лично извѣстно открытiе таковой школы въ 1863 г. въ г. Архангельскѣ. (назад)

(2) До 1868 г. было открыто таковыхъ школъ-прiютовъ 28. См. Церк. Вѣстн.1881 г. № 40. (назад)

(3) Церк. вѣстн. 1881 г. № 40. (назад)

(4) Подробности см. въ мѣстныхъ епарх. вѣдомостяхъ за нынѣшнiй годъ №№ 2,3. (назад)

(5) По уставу 1868 г. воспитанницы епархiальныхъ школъ выпускаются съ правами домашней учительницы. (назад)

(6) Авторъ урожденецъ вятской губернiи, долгое время жившiй въ Архангельскѣ. (назад)

(7) Таковъ былъ полученъ въ 1881 г. въ Тобольской семинарiи отзывъ объ одномъ дьяконѣ, просившемъ о принятiи его сына въ семинарiю на казенное содержанiе. (назад)

(8) Отч. Об. пр. 1869 г., 219. (назад)

(9) Отч. Об. пр. 1866 г., 99 и 1867 г. 159. (назад)