Тобольские Епархиальные Ведомости, №5, 1882 год. ХОЖДЕНИЕ НА ОСЛЯТИ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ, СОВЕРШАВШЕЕСЯ В СТАРИНУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №5, март 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 93-99

ХОЖДЕНIЕ НА ОСЛЯТИ ВЪ ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНIЕ, СОВЕРШАВШЕЕСЯ ВЪ СТАРИНУ ВЪ Г. ТОБОЛЬСКѢ.

Большой Московскiй соборъ, бывшiй подъ предсѣдательствомъ трехъ патрiарховъ — россiйскаго Iоасафа II, александрiйскаго Паисiя и антiохiйскаго Макарiя, въ 1667 г. постановилъ возвести Тобольскую епархiю изъ архiепископiи на степень митрополiи, съ предоставленiемъ ей четвертаго мѣста въ ряду прочихъ 12 россiйскихъ митрополiй, послѣ Новгородской, Казанской и Астраханской. Согласно сему постановленiю и по призыву государя царя Алексѣя Михайловича, чрезъ нарочно присланнаго въ Тобольскъ чиновника Алексѣя Богданова, въ слѣдующемъ 1668 году шестой Тобольскiй архiерей, архiеп. Корнилiй отправился въ Москву и тамъ, 25 мая, въ церкви Всемилостиваго Спаса, что на царскихъ сѣняхъ, былъ посвященъ въ митрополита (1). патрiархами россiйскимъ Iоасафомъ II и антiохiйскимъ Макарiемъ (2).

Съ возвышенiемъ Тобольской епархiи на степень митрополiи, были возвышены права и преимущества ея архипастырей въ облаченiи. Такъ преосвященный Корнилiй, по однимъ свѣдѣнiямъ, съ самого посвященiя въ митрополита (3), а по другимъ съ 1675 г. (вслѣдствiе постановленiй новаго Московскаго собора объ облаченiяхъ лицъ высшей iер. росс. церкви)(4), сталъ употреблять внѣ богослуженiй, вмѣсто чернаго клобука, бѣлый, а при богослуженiи, вмѣсто митры безъ креста на верху, митру со крестомъ и, вмѣсто многокрестной ризы, саккосъ со звонцами (5); облачался на шестиступенномъ и при шести огненникахъ амвонѣ; въ путешествiи былъ предносимъ предъ нимъ крестъ.

Но вотъ еще какую новость, съ возвышенiемъ Сибирской епархiи на степень митрополiи, увидѣли жители Тобольска: съ 1669 года, по указу царя Алексѣя Михайловича и по грамотѣ патрiарха Iоасафа II, митрополитъ Корнилiй въ недѣлю Ваiй, т. е. въ вербное воскресенье, въ память торжественнаго входа Господа Iисуса Христа на осляти въ iерусалимъ, сталъ каждогодно отправлять крестный ходъ на осляти. Это дѣлалось обыкновенно такъ: утромъ въ вербное воскресенье, послѣ благовѣста, по сборѣ народа и прибытiи въ церковь главнаго Сибирскаго воеводы и другихъ чиновъ, и по облаченiи митрополита, сей послѣднiй со всѣмъ духовенствомъ, пѣвчими, иконами и крестами, выходилъ изъ собора, а можетъ быть и изъ церкви входа Господня въ iерусалимъ (6), и тамъ, на нарочно устроенномъ амвонѣ, освящалъ по церковному чиноположенiю вербу, раздавалъ ее духовенству и почетнѣйшимъ изъ мiрянъ, при громогласномъ чтенiи протодiакономъ евангелiя (о торжественномъ входѣ Господа Iисуса Христа въ iерусалимъ) и садился на осля, или, за неимѣнiемъ его, на богато и особеннымъ образомъ убраннаго коня и за тѣмъ отправлялся въ ходъ по улицамъ города (7). Во все время хода, коня подъ митрополитомъ водилъ во всемъ парадномъ своемъ платьѣ первый Тобольскiй воевода (8), а самъ онъ осѣнялъ народъ крестомъ, держимымъ въ правой рукѣ, а лѣвою поддерживалъ евангелiе, лежавшее у него на колѣнахъ; пѣвчiе, дiаконы, инодiаконы и причетники при этомъ пѣли евангельскiе стихи, при пѣнiи которыхъ встрѣчали iудеи Господа Iисуса, т. е. осанна, благословенъ грядый во имя Господне и пр. Объѣхавши городъ, митрополитъ со всѣмъ ходомъ и народомъ возвращался въ соборъ, или въ ту церковь, въ которой было предположено служить; тамъ, во время часовъ, онъ переоблачался и наконецъ совершалъ литургiю.

Чтобы сколько можно лучше уяснить для читателей сказанное доселѣ о совершенiи въ Тобольскѣ крестнаго хода въ вербное воскресенiе и чтобы представить его для нихъ, такъ сказать, нагляднымъ образомъ, сообщаю здѣсь описанiе того же крестнаго хода, какъ онъ совершенъ былъ патрiархомъ Iоакимомъ въ Москвѣ въ 1675 году (9).

Существенной разницы между отправленiемъ хода на осляти въ Тобольскѣ и отправленiемъ въ Москвѣ не могло быть, кромѣ той, что въ Тобольскѣ, какъ и во всякомъ другомъ епархiальномъ городѣ, лице Iисуса Христа, или что тоже, благодатное царство Христово, представлялъ вмѣсто патрiарха митрополитъ, ѣздившiй на конѣ, а судейскую превратность (10), вмѣсто царя, изображалъ воевода, водившiй подъ нимъ коня: вѣдь всѣ церковные обряды и всѣ священныя церемонiи обыкновенно отправлялись и отправляются во всей Россiи по однимъ и тѣмъ же книгамъ.

«Въ 1675 году, въ недѣлю Ваiй, къ литургiи патрiархъ Iоакимъ и царь Алексѣй Михайловичъ первоначально прибыли въ соборъ. Патрiархъ облачился въ соборѣ въ малое облаченiе, т.е. только въ мантiю, епитрахиль, поручи, омофоръ и митру. Изъ собора съ иконами и съ пѣнiемъ патрiархъ и государь пошли къ празднику, т. е. въ церковь входа Господня въ iерусалимъ. Оттуда, по облаченiи царя въ полный царскiй санъ, а патрiарха въ полное святительское (жемчужное) облаченiе и большую митру, оба они вышли на «лобное мѣсто», гдѣ патрiархъ подалъ государю, архiереямъ, боярамъ, окольничимъ, думнымъ людямъ, чернымъ властямъ (архимандритамъ, игуменамъ и вообще монашествующимъ) и протопопамъ ваiя и вербы, а за тѣмъ, по благословенiю патрiарха, митрополиты, сошедши съ лобнаго мѣста, раздавали вербу стольникамъ, стряпчимъ, дьякамъ, гостямъ (купцамъ) и народу. — По раздачѣ вербы, протодiяконъ началъ читать евангелiе отъ Марка зач. 49 (гл. XI ст. 1): во время оно приближися Iисусъ во Iерусалимъ и прiиде вь Висфагiю и Виванiю къ горѣ Елеонстѣй, посла два отъ ученикъ своихъ. Рѣчь эту протодiаконъ прочелъ трижды, во время чего протопопъ и ключарь пришли къ патрiарху; и лишь протодiаконъ прочелъ: и глагола имъ, какъ патрiархъ послалъ протопопа и ключаря по осля, сказавши имъ (наизусть, а если затруднялся, то говорилъ по столбцу): идита въ весь, яже есть прямо вама; и абiе входяща въ ию обращета жребя привязано, на неже никтоже отъ человѣкъ всѣде: отрешша е, приведита. И аще кто вама речетъ: что творита сiе? рцыта, яко Господь требуетъ е (Марка XI, 2 и 3). Тѣ, принявъ благословенiе, пошли, а протодiаконъ читалъ: и абiе послете е сѣмо. Идости же и обрѣтоста жребя привязано при дверехъ внѣ на распутiи, и отрѣшиста е. И нѣцыи отъ стоящихъ ту глаголяху има: что дѣета отрѣшающа жребя? Она же рѣста имъ, якоже заповѣда има Iисусъ: и оставиша я. И приведоста жребя ко Iисусови (Марк. XI. 3—7). Эту рѣчъ повторялъ протодiаконъ, пока не привели осля; когда же привели, то онъ продолжалъ: возложиша на не ризы своя (читалъ это, доколѣ не убрали осля), при чемъ патрiаршiе приказные покрывали осля сукнами и коврами по чиноположенiю. По упряжи осляти, протодiаконъ сказалъ: и всѣде на не (ст. 7), а патрiархъ, принявъ крестъ и благословивъ государя на веденiе осляти, сѣлъ на осля; доколѣ садился, протодiаконъ все читалъ: и всѣде на не. Послѣ того, какъ патрiархъ сѣлъ, протодiаконъ читалъ: Мнози же ризы своя постлаша по пути, друзiи же вам рѣзаху отъ древiя, и постилаху по пути. И предходящiи и въ слѣдъ грядущiи вопiяху, глаголюще (ст. 8 и 9), и лишь выговорилъ: вопiяху глаголюще, иподiаконы, шедшiе впереди патрiарха, запѣли: осанна, благословенъ грядый во имя Господне и пр. (ст. 9) и, пропѣвъ, оборотились и поклонились патрiарху въ поясъ, а онъ ихъ осѣнилъ крестомъ. За тѣмъ пѣвчiе, шедшiе позади патрiарха, пѣли на двѣ половины поперемѣнно евангельскiе стихи и, пропѣвъ, также поклонились. За пѣвчими шли архiереи и прочее духовенство, всякъ на своемъ мѣстѣ. Во время шествiя патрiархъ осѣнялъ крестомъ, держимымъ въ правой рукѣ, а лѣвою на колѣнахъ держалъ св. евангелiе. На спасскомъ мосту стояло шесть вербъ; при каждой было по два патрiаршихъ причетника, которые и пѣли евангельскiе стихи, доколѣ не проѣхалъ патрiархъ. Подъѣхавъ къ дверямъ церковнымъ, патр. слѣзъ съ осля, благословилъ царя и осѣнилъ тѣмъ же крестомъ и руками царицу и весь домъ царскiй, бывший тогда въ Грановитой палатѣ, и весь народъ. По входѣ въ церковь, протодiаконъ уже на амвонѣ дочитывалъ евангелiе: и вшедшу Ему во Iерусалимъ, потрясся весь градъ, глаголя: кто есть сей? и пр: Мѳ. зач. 83. гл. XXI. ст. 10—17 (конецъ: и водворися ту). Затѣмъ начались часы и патрiаръ, перемѣнивъ облаченiе, служилъ литургiю». — Такъ ходъ на осляти въ недѣлю Ваiй, или цвѣтоносную совершался въ Москвѣ патрiархомъ и царемъ; такъ повторю, безъ сомнѣнiя, онъ совершаемъ былъ и въ Тобольскѣ митрополитомъ съ воеводами.

Впрочемъ эта духовная церемонiя совершалась въ Тобольскѣ недолго, всего только 9 лѣтъ: въ первый разъ она совершена была въ 1669 году, а въ послѣднiй въ 1677 (11). Почесть, какая оказываема была въ недѣлю Ваiй царемъ и воеводами iерархамъ россiйскимъ, собственно относилась къ божественному лицу Христа Спасителя, какъ справедливо говоритъ въ своей краткой церковной росс. исторiи (7, 2, стр. 222) митр. Платонъ; такъ на нее смотрѣли, по благочестiю тѣхъ временъ, и самъ царь и лучшiе воеводы; но нѣкоторые, какъ замѣчаетъ тотъ же писатель, соблазнялись тою почестiю, смотрѣли на нее съ одной стороны какъ на униженiе царя и вельможъ и вообще свѣтской власти, а съ другой какъ на несправедливое возвышенiе, во мнѣнiи народа, архiереевъ и вообще власти духовной. Поэтому, для отвращенiя соблазна, соборъ, бывшiй въ мартѣ 1678 г. подъ предсѣдательствомъ патр. Iоакима, постановилъ — ходъ на осляти нъ недѣлю Ваiй оставить безъ измѣненiя только въ Москвѣ (12), какъ издревле тамь отправлявшiйся, а во всѣхъ прочихь (епархiальныхъ) городахъ воспретить; если же гдѣ народъ привыкъ къ нему и будетъ требовать отправленiя его, то дозволялось епархiальнымъ преосвященнымъ въ вербное воскресенье, предъ литургiею, выходитъ съ духовенствомъ на устроенный на площади амвонъ. Тамъ предъ иконою входа Господня въ iерусалимъ освящать по церковному чиноположенiю вербу и, раздавъ ее духовенству и народу, ходитъ съ тою иконою, при пѣнiи праздничныхъ стихиръ, по городу, а по обходѣ возвращаться во храмъ и тамъ совершать литургiю (13). — Совершалась ли въ Тобольскѣ церковная процессiя недѣли Ваiй въ этомъ послѣднемъ видѣ, это неизвѣстно. Впрочемъ весьма вѣроятно, что не совершалась: жителямъ Тобольска, по недолгому отправленiю на глазахъ ихъ хода на осляти, пристраститься къ нему некогда было; да и митрополитъ Корнилiй, который одинъ только и отправлялъ въ Тобольскѣ эту церемонiю, въ концѣ декабря 1677 года скончался, а преемникъ его, митрополитъ Павелъ I болѣе года не прiѣзжалъ (до 25 марта 1679 года). Къ тому же этотъ послѣднiй архипастырь самъ лично, въ санѣ Чудовскаго архимандрита, засѣдалъ на соборѣ, воспретившемъ ходъ на осляти по епархiальнымъ городамъ; потому невѣроятно, чтобъ онъ захотѣлъ совершать, если не вовсе воспрещенную, то только полудозволенную, притомъ въ ослабленномъ, измѣненномъ видѣ, церемонiю.

Протоiерей А. Сулоцкiй.


(1) Въ настоящее время производство епископовъ и архiепископовъ въ митрополиты совершается единственно чрезъ возложенiе на производимаго бѣлаго клобука съ крестомъ на челѣ; но въ 16 и 17 столѣтiяхъ для того производства былъ особенный чинъ. См. акт. арх. эксп. т. 1 стр. 297—301. (назад)

(2) Ист. iер. рос. ц. ч. 1 стр. 32. — Ист. рос. ц. митр. Платона ч. 2 стр. 214. (назад)

(3) Матерiалы для ист. хр. пр. Сиб. Абр. стр.18. Ист. Пл. ч. 2, стр. 214. (назад)

(4) Др. вивл. 3. стр. 205. Ист. росс. ц. Фил. 4. 152. (назад)

(5) Россiйскiе архiепископы и епископы стали служить въ саккосахъ только со времени уничтоженiя патрiаршества въ Россiи и учрежденiя Св. Синода. На перваго изъ епископовъ при посвященiи саккосъ былъ возложенъ на Ѳеофана Прокоповича. Слов. пис. д. чин. ч. 2. стр. 298. (назад)

(6) Церковь входа Господня въ iерусалимъ была на горѣ не въ далекѣ отъ архiер. дома и Никольской церкви. Она сгорѣла въ 1701 г. и послѣ того не была возстановлена; только вмѣсто ея въ память входа Господня въ iерусалимъ устроенъ придѣлъ въ Никольской церкви, по тому, по всей вѣроятности, что прихожане ея были причислены къ сей послѣдней. Сиб. лѣтопись, хранящаяся въ сем. библiотекѣ, подъ 1701 г. Опис. Тоб. Соб. стр. 12. (назад)

(7) Въ Тоб. лѣтописяхъ не упоминается, по которой части города совершался ходъ на осляти. Впрочемъ вѣроятно, что только по одной нагорной. Старцу митрополиту, во все непривыкшему къ верховой ѣздѣ, или уже давно отвыкшему отъ нея, спускаться и опять подниматься по такимъ крутымъ и малоудобнымъ взвозамъ, каковы, особенно въ прежнее время, были въ Тобольскѣ, при томъ весной во время таянья, было не только не благолѣпно и не удобно, но и опасно, не смотря на всѣ поддержки со стороны и предосторожности окружавшихъ его. Да и сколько бы для хода но подгорной части города потребовалось времени? Когда бы стали служить литургiю? (назад)

(8) Въ 1669 г. подъ митр. Корнилiемъ водилъ коня стольникъ государевъ Петръ Ив. Годуновъ, въ 1670 водилъ коня воевода Андрей Павл. Акинѳовъ, въ 1671 и 72 годахъ водилъ... бояринъ князь Иванъ Борис. Рѣпнинъ, въ 1673, 1674 и 75 гг. бояринъ Петръ Мих. Салтыковъ, въ 1676 г. стольникъ Ив. Ѳед. Пушкинъ, а въ 1677 г. бояринъ Петръ Вас. Шереметьевъ. (Изъ записной книги о Сиб., хранящейся при Тоб. соборѣ, и изъ копiи съ нея, бывшей у покойнаго Н. А. Абрамова). (назад)

(9) Это описанiе хода на осляти заимствуется изъ Москвитянина за 1853 годъ № 8. (назад)

(10) Такое объясненiе хода на осляти можно видѣть въ церк. ист. Иннокентiя т. 2, вѣкъ XVII, отд. IV, стр. 511 — изд. 6. (назад)

(11) Зап. книга о Сибири. Геогр. слов. Щек. ч. 6, стр. 261. (назад)

(12) Впрочемъ и въ Москвѣ онъ оставленъ по смерти послѣдняго патрiарха Адрiана. (назад)

(13) Древн. Вивл. ч. 6. стр. 357. Акт. арх. эксп. т. 4. стр. 309. церк. росс. ист. Плат. ч. 2. стр. 222. Церк. ист. Иннок. ч. 2. стр. 511. (назад)