Тобольские Епархиальные Ведомости, №9, 1882 год. ОБЪЯВЛЕНИЯ

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №9, май 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 169-176

НѢСКОЛЬКО СЛОВЪ О СОВРЕМЕННОМЪ СОСТОЯНIИ ГОРОДСКИХЪ КЛАДБИЩЪ ВЪ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНIИ (1).

Съ древнѣйшихъ временъ у всѣхъ болѣе или менѣе цивилизованныхъ народовъ мѣста упокоенiя близкихъ и дорогихъ сердцу лицъ считались священными. Такими мѣстами служили первоначально пещеры, высѣченныя изъ камня, а въ послѣдствiи времени холмы и равнины, расположенные въ недальнемъ отъ жилыхъ мѣстъ разстоянiи. Онѣ обыкновенно украшались каменными или деревянными храмами, часовнями и памятниками различныхъ формъ и величинъ; на многихъ разводимы были цвѣты и деревья.

Въ извѣстные въ году дни обыватели нашихъ православныхъ городовъ собирались сюда для поминовенiя своихъ усопшихъ друзей и родственниковъ и для совершенiя на могилахъ ихъ обычной, скромной тризны. Вообще мѣстности, отведенныя для кладбищъ, пользовались особеннымъ уваженiемъ въ народѣ и всякое нарушенiе здѣсь тишины и порядка считалось чѣмъ-то въ родѣ святотатства.

Къ сожалѣнiю, эти патрiархальныя понятiя въ наше время уступили мѣсто полному индеферентизму, если только не пренебреженiю къ священной памяти отшедшихъ въ обители, "идѣ же нѣсть болѣзнь, ни печаль, ни воздыханiе, но жизнь безконечная".

Такимъ образомъ нынѣ не въ рѣдкость видѣть на нашихъ городскихъ кладбищахъ поломанные кресты и памятники, сорванные съ нихъ образки и цвѣты и вообще нечистоты всякаго рода: благо — въ обители мертвыхъ не зритъ полицейское око, а могильщикамъ и сторожамъ нѣтъ возможности, особенно въ многолюдныхъ городахъ, усмотрѣть здѣсь за сохраненiемъ чистоты и порядка. Оберегать ихъ, конечно, долженствовало бы нравственное чувство вѣры и долга, но, къ сожалѣнiю, его-то и недостаетъ нерѣдко у насъ — сыновъ вѣка сего.

Бросивъ болѣе подробный взглядъ на настоящее состоянiе нашихъ городскихъ кладбищъ, скажемъ за тѣмъ нѣсколько словъ и о способахъ къ приведенiю ихъ въ возможно приличное состоянiе.

Въ губернскомъ городѣ Тоболькѣ находится одно для всѣхъ христiанскихъ исповѣданiй кладбище, расположенное отъ городскихъ построекъ на разстоянiи приблизительно до 200 саженъ и смежное съ предмѣстьемъ города, называемымъ Завальною деревней. При каменной церкви, существующей издавна на этомъ кладбищѣ, устроенъ въ 1881 году на церковную сумму деревянный двухъ-этажный домъ для жительства священно-церковнослужителей. Не въ дальнемъ разстоянiи отъ церкви находится старинное, существующее уже около 80 лѣтъ деревянное же зданiе для помѣщенiя могильщиковъ и при немъ амбаръ, а у воротъ кладбища — караульня. Кладбище съ 1872 года разбито на участки, обозначенные столбами, большею частiю уже разрушенными. Раздѣленiе на участки сдѣлано было въ видахъ взиманiя платы за мѣста, занимаемыя подъ могилы. Количество платы соразмѣряется съ близостiю могилы къ зданiю церкви: чѣмъ мѣсто далѣе отъ сей послѣдней, тѣмъ цѣна за него дешевле. Плата взимается въ разныхъ размѣрахъ, отъ 5 рублей и до 30 коп., но она не обязательна для всѣхъ: бѣдные пользуются землею безплатно. Что же касается до чистоты и порядка, то таковыми Тобольское кладбище похвалиться не можетъ: полуразрушенные отъ времени памятники, сорванные съ могилъ свѣжiе цвѣты, заваленныя полусогнившимъ лѣсомъ дорожки, грязь лѣтомъ и снѣжные заносы зимою — явленiе здѣсь обыкновенное.

Кладбище обнесено съ сѣверной и западной сторонъ довольно глубокимъ рвомъ, а съ южной и восточной рвомъ съ полисадикомъ, частоколомъ и землянымъ валомъ. Раiонъ, имъ занимаемый, усѣянъ густымъ и тѣнистымъ лѣсомъ, освѣжающимъ нѣсколько могильные мiазмы. Лучшiе памятники здѣсь, воздвигнутые изъ чугуна и мрамора, находятся на могилахъ генеральши Трескиной, декабристовъ Муравьева и Вольфа, семейства Неволиныхъ, Меньшиковыхъ и др. Не меньшаго, впрочемъ, вниманiя заслуживаютъ и мраморные мавзолеи на могилахъ ст. сов. Амвросова и другихъ лицъ, похороненныхъ при церкви, расположенной въ загородной архiерейской рощѣ. Одни изъ нихъ частiю отъ руки времени, частiю отъ другихъ причинъ утратили уже свой первоначальный роскошный видъ.

Въ г. Тюмени существуютъ три православныя кладбища: 1-е, такъ называемое "городское", расположенное въ 20 саженяхъ отъ жилыхъ строенiй; на немъ каменная церковь, построенная въ 1833 году иждивенiемъ тит. сов. Воинова, изба и покой для храненiя тѣлъ. Кладбище это обнесено деревяннымъ заборомъ. 2-е "затюменское" кладбище, отстоящее отъ города въ 200 саженяхъ, съ каменною часовнею и караульною избою; обнесено рвомъ, и 3-е "зарѣчное", находящееся въ 2 верстахъ отъ города, съ каменною церковью и караульною избою, построенными прихожанами лѣтъ 20 тому назадъ; обнесено также деревяннымъ заборомъ. Всѣ эти кладбища на кварталы не раздѣлены и за могильныя мѣста на нихъ никакой платы не взимается.

Туринское кладбище находится на разстоянiи 200 саженъ отъ города; домовъ на немъ, для помѣщенiя церковнаго штата, не имѣется; для храненiя же, въ особенныхъ случаяхъ, мертвыхъ тѣлъ имѣется небольшой каменный домъ, построенный когда и кѣмъ — неизвѣстно. Кладбище раздѣлено на кварталы; плата же, вносимая за мѣста, занимаемыя могилами, раздѣляется на пять разрядовъ. Въ первомъ разрядѣ мѣста отдаются по 3 рубля, во второмъ по 2 р., въ третьем по 1 р., въ четвертомъ по 50 к., и въ пятомъ по 25 к., а за мѣста для погребенiя младенцевъ вносится въ каждомъ разрядѣ половинная плата. Кладбище обнесено высокимъ валомъ съ глубокимъ рвомъ.

Ялуторовское — находится въ полуверстномъ разстоянiи отъ города; на немъ каменная, во имя Святителя Николая, церковь, построенная девять лѣтъ назадъ на добровольныя пожертвованiя городскаго общества, и караульная изба. Кладбище на кварталы не раздѣлено а платы за могильныя мѣста на немъ не взимается; раiонъ, имъ занимаемый, первоначально обнесенъ былъ рвомъ, который въ послѣдствiи времени засорился и потому замѣненъ деревяннымъ заборомъ. Древесной растительности на всемъ пространствѣ кладбища нѣтъ.

На Ишимскомъ городскомъ кладбищѣ, находящемся въ смежности съ городомъ, никакихъ построекъ нѣтъ; на кварталы оно не раздѣлено и за мѣста въ немь никакой платы не получается. Порядокъ и чистота не всегда здѣсь соблюдаются, такъ какъ на сѣверной сторонѣ его нѣтъ вовсе ограды.

Тарское кладбище находится на разстоянiи отъ города приблизительно 100 саженъ. На немъ воздвигнута каменная двухъ-этажная церковь иждивенiемъ коммерцiи-совѣтника Ивана Нерпина въ 1789 году; въ связи съ нею съ южной стороны каменная же сторожка для трапезниковъ, пристроенная усердiемъ Кяхтинскаго 1 гильдiи купца и коммерцiи-совѣтника Якова Нѣмчинова. Кладбище на кварталы не раздѣлено и платы на немъ за могильныя мѣста не взимается. Порядокъ и чистота поддерживаются здѣсь достаточными изъ обывателей относительно лишь могилъ ихъ умершихъ родственниковъ. Кладбище съ лицевой стороны обнесено деревянной стѣною, а съ прочихъ заборомъ изъ бревенъ.

Курганское — отстоитъ отъ города въ 100 саженяхъ; на немъ одинъ караульный домъ, состоящiй изъ двухъ комнатъ и построенный на счетъ городскихъ суммъ. Кладбище раздѣлено на 8 кварталовъ, но платы на немъ за мѣста не взимается.

На Березовскомъ городскомъ кладбищѣ, отстоящемъ отъ жилыхъ строенiй въ 77 саженяхъ, находится лишь одна деревянная часовня, построенная усердiемъ купеческой жены Нижегородцевой. Кладбище на кварталы не раздѣлено и платы за, мѣста, назначенныя для могилъ, здѣсь не полагается; окружено оно плохимъ деревяннымъ, мѣстами поломаннымъ, заборомъ и чистотою похвалится не можетъ. Находящiяся въ срединѣ города могилы ссыльныхъ вельможъ временъ Елисаветы и Петра II — Остермана и Меньшикова, съ возвышающимися на нихъ большими деревянными крестами, находятся въ запущенiи.

Въ незавидномъ состоянiи находится и Сургутское городское кладбище, на которомъ начатая постройкою въ 1879 году деревянная ограда до сихъ поръ еще не окончена.

Затѣмъ изъ свѣдѣнiй, доставленныхъ намъ духовенствомъ г. Тюкалинска, видно, что новое Тюкалинское кладбище, существующее съ 1879 года, раздѣлено на кварталы, въ первой половинѣ которыхъ взимается плата отъ 1-го до 2-хъ рублей за мѣсто, а во второй таковой вовсе не взимается, по причинѣ крайней бѣдностн большей части городскихъ жителей, раззоренныхъ пожарами и другими бѣдствiями. Мертвыя тѣла, привозимыя изъ окрестныхъ деревень, приписанныхъ къ городскому приходу, а частiю и самихъ жителей города, помѣщаются до погребенiя въ деревянной часовнѣ, находящейся на старомъ кладбищѣ, отстоящемъ отъ городской черты въ 100 саженяхъ.

Городъ Тюкалинскъ, никогда и прежде не отличавшiйся чистотою, въ теченiе зимы 1881-2 г. былъ окаймленъ кругомъ довольно толстымъ слоемъ навоза, всевозможнаго мусора и нечистотъ, вывозимыхъ жителями изъ своихъ дворовъ. Кольцо этихъ нечистотъ, окружностiю приблизительно до 100 саженъ, плотно обнимая крайнiя убогiя жилища обывателей, примыкаетъ къ дворамъ ихъ и изгородямъ, устроеннымъ большею частiю изъ мелкаго хвороста. При этомъ надобно имѣть въ виду, что дорога къ кладбищу пролегаетъ отъ угла казарменныхъ помѣщенiй нижнихъ воинскихъ чиновъ мѣстной команды, въ 40 саженяхъ отъ зданiя, занимаемаго мѣстнымъ полицейскимъ управленiемъ и почти на такомъ же разстоянiи отъ зданiя городской Думы. Нѣтъ сомнѣнiя, что съ наступленiемъ лѣтнихъ жаркихъ дней химическiй процессъ разложенiя всѣхъ этихъ продуктовъ не можетъ не повлiять зловреднымъ образомъ на здоровье городскихъ обывателей. Если въ предшествовавшiе годы смертность въ средѣ сихъ послѣднихъ превышала число рожденiй, то таковая нынѣ обозначится по всей вѣроятности въ гораздо болѣе рѣзкомъ видѣ, особенно въ виду положительной невозможности сожигать груды навоза съ наступленiемъ весны, по причинамъ вышеозначеннымъ.


Изъ вышеизложеннаго усматривается, что присущiе нашимъ городскимъ кладбищамъ недостатки въ главныхъ чертахъ заключаются въ слЪдующемъ:

1. Всѣ онѣ, за исключенiемъ лишь одного Тюменскаго зарѣчнаго, расположены весьма въ близкомъ отъ жилыхъ строенiй разстоянiи, именно: отъ 250 до 20 саженъ, что, конечно, не можетъ благотворно влiять на гигiеническое состоянiе мѣстнаго населенiя. Имѣя же въ виду еще и то обстоятельство, что узаконенный размеръ глубины могильныхъ ямъ не вездѣ соблюдается аккуратно и что горожане нерѣдко умираютъ отъ злокачественныхъ и заразительныхъ болѣзней, какъ напр. холеры, сибирской язвы, пятнистаго тифа и т. п., можно положительно сказать, что близость кладбищъ къ городскимъ жилымъ зданiямъ, особенно въ перiоды эпидемiй и вообще знойныхъ лѣтнихъ мѣсяцевъ, — безусловно вредна для мѣстнаго населенiя. Но — устраненiе этого зла есть дѣло времени.

2. При большей части городскихъ кладбищъ не имѣется покоя для храненiя тѣлъ, привозимыхъ изъ ближайшихъ, приписанныхъ къ городскимъ приходамъ, селенiй и затѣмъ такихъ тѣлъ, фактъ смерти которыхъ подлежитъ еще сомнѣнiю. Извѣстно, напримѣръ, что летаргическiй сонъ, заключающiй въ себѣ, повидимому, всѣ условiя естественной смерти и продолжающiйся иногда до 14 сутокъ и даже болѣе, принимается иногда за фактъ настоящей смерти не только въ средѣ сельскаго, но и въ кругу городскаго населенiй. Кому изъ насъ не случалось въ жизни видѣть, или по крайней мѣрѣ, читать въ газетахъ о случаяхъ такой мнимой смерти, гдѣ несчастные страдальцы, заживо погребенные въ могилахъ, кончали тамъ жизнь въ жесточайшихъ страданiяхъ.

Къ отвращенiю этого зла могло бы служить съ большою пользою устройство на городскихъ кладбищахъ особыхъ помѣщенiй для прiема мертвыхъ тѣлъ, какъ привозимыхъ изъ близь лежащихъ селенiй, такъ и городскихъ, имѣющихъ признаки не угасшей еще окончательно жизни. Устройство такихъ помѣщенiй не потребовало бы значительныхъ расходовъ: два небольшихъ покоя — одинъ для прiема мертвыхъ тѣлъ, а другой для сторожа, звонокъ, проведенный посредствомъ проволоки изъ помѣщенiя сего послѣдняго къ рукѣ сомнительнаго тѣла, да топливо — вотъ и все.

Наконецъ 3., раздѣленiе кладбищъ на кварталы, съ условiемъ обязательной для состоятельныхъ лицъ платы за могильныя помѣщенiя, а равно и устройства прочныхъ заборовъ, или стѣнъ вокругъ кладбищъ гарантировало бы нѣкоторымъ образомъ сохраненiе въ нихъ возможной чистоты и порядка. Кому не случалось встрѣчать на нашихъ кладбищахъ расхаживающiй преспокойно разнаго рода скотъ, истребляющiй здѣсь благодѣтельную растительность и оставляющiй по себѣ не совсѣмъ-то прiятные слѣды. На осуществленiе этихъ, по нашему мнѣнiю, безспорно полезныхъ мѣръ, повторяемъ, не потребовалось бы значительныхъ расходовъ. Городскiя общества, не уклоняющiяся отъ пожертвованiй на разныя другiя благотворительныя потребности, не отказались бы, по всей вѣроятности, удѣлить изъ своихъ суммъ лепту на это общеполезное дѣло; не уклонились бы отъ поданiя помощи изъ своихъ годовыхъ прибылей, можетъ быть, и городскiе банки; въ крайнихъ же затѣмъ случаяхъ необходимый расходъ можетъ быть покрытъ платою за мѣста, отводимыя для могилъ, или частными пожертвованiями. Да не останется нашъ робкiй голосъ гласомъ вопiющаго въ пустыни!

К. Г— въ.


(1) На пасхальной недѣлѣ, и послѣ нея, православные христiане обыкновенно устремляются на кладбища, гдѣ покоятся останки близкихъ ихъ сердцу родныхь, друзей, и знакомыхъ. Церковь установила даже, въ продолженiе времени отъ Пасхи до Пятидесятницы, нарочитые дни для поминовенiя усопшихъ на мѣстѣ ихъ упокоенiя; это — вторникъ Ѳоминой недѣли, семикъ, или четвергъ предъ Троицей и троицкую субботу. — Съ любовiю воспоминая дорогихъ сердцу, отшедшихъ въ вѣчность отецъ и братiй, каждому православному христiанину прiятно видѣть мѣсто упокоенiя ихъ, какъ нѣкую святыню, содержимымъ въ полномъ вниманiи у живыхъ членовъ, въ заботливой чистотѣ и надлежащемъ огражденiи отъ всего нечистаго. Но такъ ли и вездѣ ли все это встрѣчается? Въ такомъ ли, по крайней мѣрѣ, состоянiи находятся кладбища Тобольской губернiи? — Отвѣтъ на это даетъ настоящая статья, за которую редакцiя приноситъ автору ея благодарность, будучи увѣрена, что К. М. Г. не откажется и на будущее время отъ участiя литературными трудами въ нашемъ изданiи, которому, какъ намъ извѣстно, онъ отъ души сочувствуетъ, какъ вообще сочувствуетъ всякимъ благороднымъ и полезнымъ начинанiямъ и дѣянiямъ, готовый содѣйствовать всему этому не словомъ только, но и самымъ дѣломъ.

Ред.

(назад)