Тобольские Епархиальные Ведомости, №16, 1882 год. БЕСЕДА С СТАРООБРЯДЦАМИ—БЕЗПОПОВЦАМИ О НЕОБХОДИМОСТИ И ВЕЧНОСТИ СВЯЩЕНСТВА.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №16, август 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 315-324

БЕСѢДА СЪ СТАРООБРЯДЦАМИ-БЕЗПОПОВЦАМИ О НЕОБХОДИМОСТИ И ВѢЧНОСТИ СВЯЩЕНСТВА.

По случаю праздника, въ Н селѣ, къ одному изъ бепоповщинскихъ наставниковъ собралось изъ разныхъ деревень порядочное число послѣдователей его толка. Около 6 часовъ вечера они начали совершать вечернее богослуженiе. Объ этомъ было узнано мною отъ крестьянина М. О. Тогда пришло мнѣ на мысль: пойду — побесѣдую съ ними. Ихъ, безпоповцевъ, теперь много; быть можетъ, между ними найдется человѣкъ, достойный того, чтобы Богъ возрастилъ въ немъ сѣмена слова своего. Съ такими мыслями, взявъ съ собою выписки изъ старопечатныхъ и старописьменныхъ книгъ московскаго купца А. Озерскаго, я отправился въ домъ безпоповца. Было также со мною еще слово св. Ипполита, папы римскаго, случайно доставшееся мнѣ отъ одной старушки моего прихода изъ деревни П. Выписано это слово изъ «Соборника» безпоповцемъ и написано печатными славянскими буквами.

У безпоповцевъ еще продолжалось вечернее богослуженiе, когда я пришелъ къ нимъ. Какой-то неизвѣстный для меня старообрядецъ читалъ нараспѣвъ паремiи. Я сѣлъ на лавочку и началъ дожидаться конца вечерни. На лицахъ безпоповцевъ замѣтно было нѣкоторое смущенiе... Но вотъ окончили безпоповцы вечерню. Послѣ сего нѣкоторые поклонились мнѣ и одинъ изъ нихъ сказалъ:

— "Чай, ваша милость пришли посмотрѣть, какъ службу мы правимъ? Поди, поглянулась вашей милости служебка наша?"

— Я пришелъ немного побесѣдовать съ вами о вѣрѣ, — отвѣчалъ я. Впрочемъ, что знаю, скажу и о службѣ вашей. То, что вы читали и что пѣли, — все это хорошо....

— "Вотъ, вотъ! смотрите и ихъ милость нашей службы не хаетъ! стало-быть, наша вѣра права!" перебилъ меня безпоповецъ, радостно поглядывая на остальныхъ.

Это заставило меня сказать старообрядцамъ, что не хорошо перебивать другаго и начинать речь, когда уже кто говоритъ. Вы сперва дослушайте меня; когда я кончу говорить, тогда пусть говоритъ одинъ изъ васъ, и непремѣнно одинъ. Если вмѣстѣ заговорятъ два или три человѣка, то не будетъ никакой возможности выслушивать. Когда кто изъ васъ будетъ говорить, то и я буду молчать и слушать васъ. Однако-жъ прошу дослушать мою рѣчь.

Вы спрашивали: поглянулась-ли мне ваша служба? я сказалъ: то, что вы читали и что пѣли, — все это хорошо, и теперь утверждаю тоже самое. При этомъ подошелъ къ столу, на которомъ лежали псалтирь, минея и часословъ. Развернувъ каждую изъ сихъ книгъ, я спросилъ: вы, вѣдь, по этимъ книгамъ отправляли вечернее богослуженiе?

— По этимъ.

— Вотъ все, что въ этихъ книгахъ писано, все хорошо; но не хорошо то, что вы по этимъ, хотя и добрымъ, книгамъ совершаете богослуженiе, помимо соборной церкви, безъ священника, поставленнаго по волѣ Божiей чрезъ епископа. За это вы, вѣдь, подъ клятвою церкви...

— Мы вашей клятвы не боимся: ваша клятва — не клятва. Мы знамъ, что держимъ вѣру стару, св. отцевъ слушамъ: мы, сирѣчь, имъ не противны. А вашей никонской клятвы не пугамся.

— Не мы только, продолжалъ я, и не Никонъ патрiархъ, а святые отцы подлагаютъ васъ подъ клятву. Я вынулъ изъ кармана выписки Озерскаго и сказалъ: послушайте, что говорятъ св. отцы Гангрскаго собора въ 6 правилѣ: "Аще кто кромѣ соборныя церкве о себѣ собирается, и не радя о церкви, церковная хощетъ творити, не сущу съ нимъ пресвитеру по воли епископли, да будетъ проклятъ". Вотъ видите и отъ св. отцевъ вы подъ клятвою за совершенiе богослуженiя, кромѣ соборныя церкве, безъ пресвитера "по воли епископли" (вып. Оз. л. 1).

При этомъ многiе въ одинъ голосъ сказали: "А ну-ка покажь книгу?" — Я далъ имъ посмотрѣть выписки Озерскаго и объяснилъ, что все, что только выписано изъ старопечатныхъ книгь въ эту книгу, выписано изъ нихъ слово въ слово. Безпоповцы, разсмотрѣвъ выписки, отдали мнѣ ихъ назадъ, ничего не сказавъ.

Принимая обратно книгу, я сказалъ: разумѣйте же, други, какъ необходимо священство. Безъ него и хорошее дѣлается плохимъ. Хорошо совершать богослуженiе, а безъ него совершающiе подъ клятвою. А по сему совѣтовалъ бы вамъ обратиться въ церковь и въ ней съ пресвитеромъ "по воли епископли" совершать сiе святое дѣло, т. е. богослуженiе.

— У васъ по новымъ книгамъ служатъ: это намъ не глянется.

— У насъ въ единовѣрческихъ храмахъ священникъ отправляетъ богослуженiе и по старопечатнымъ книгамъ. Можете причислиться и къ единовѣрческому приходу.

— Это выходитъ у васъ двѣ церкви; въ одной такъ, а въ другой инакъ служатъ; а писано, церковь едина... Это соблазняетъ насъ.

— Не слѣдуетъ этимъ соблазняться, — сказалъ я безпоповцу. Мы, православные, служимъ по новоисправленнымъ книгамъ, единовѣрцы по старопечатнымъ, но чрезъ сiе единства, единомыслiя мы другъ съ другомъ не теряемъ, а составляемъ одно духовное тѣло: мы и единовѣрцы имѣемъ одну главу, Христа, одушевляемся однимъ Духомъ Божимъ, имѣемъ едину вѣру, единое правое ученiе. Мы и они употребляемъ святыя тайны, почитаемъ епископовъ и пресвитеровъ, — однимъ словомъ: у православныхъ съ единовѣрцами, по слову св. апостола Павла, едино тѣло, единъ Духъ... единъ Господь, едина вѣра, едино крещенiе: единъ Богъ и Отецъ всѣхъ (Еф. 4; 4—6). А въ этомъ-то и состоитъ соборной церкви единство, единомыслiе. А что именно въ этомъ состоитъ единство церкви, послушайте уважаемаго вами и нами московскаго патрiарха Филарета, жившаго до патрiарха Iосифа. Онъ въ своемъ катихизисѣ пишетъ: "чесому учимся сего девятаго стиха: во едину, святую, соборную и апостольскую церковь? — Отв. Учимся симъ вещемъ о церкви Божiи. Первѣй, яко едина есть соборная церковь Божiя. Обаче во единомъ Дусѣ Iисусъ Христовѣ, во единой вѣрѣ, и во единѣхъ догматѣхъ о той вѣрѣ, и святыхъ тайнахъ, и во единой главѣ Господѣ нашемъ Iисусѣ Христѣ..." (Вел. Кат. л.118 оборотъ). И еще: "въ коихъ вещехъ состоится и содержится церкве соборныя единомыслiе? Отв. Въ сихъ особно пяти вещехъ. Въ согласiи православныя вѣры, и въ любви нелицемѣрнѣ, и во ученiи правомъ, и въ достоинствѣ употребленiя святыхъ таинъ, и въ чести и почитанiи святителей и пресвитеровъ.." (Вел. Кат. л. 122; вып. Оз. л. 5). Такъ вотъ въ чемъ состоитъ единство, единомыслiе церкви, а не въ употребленiи однѣхъ и тѣхъ же книгъ при богослуженiи, какъ думаете вы. А посему еще посовѣтывалъ бы вамъ обратиться въ церковь и въ ней съ пресвитеромъ "по воли епископли" совершать богослуженiе, чтобы избѣжать клятвы св. отецъ Гангрскаго собора; а тѣмъ, что въ православной церкви такъ, а въ единовѣрческой инако служатъ, не соблазняться.

— Намъ сумнительно въ церковь ходить и съ попамъ служить, — твердилъ свое безпоповецъ. Теперь, сирѣчь, послѣдни времена; а въ послѣдни времена, есть писано, поповъ не будетъ и церкви, яко овощное хранилище будутъ, причастiя не будетъ. Такъ почто и въ церковь ходить? (1).

— Где же такъ написано?

— Где?! Неушто ты не знаешь? Св. Ипполитъ, папа римскiй, такъ пишетъ.

Я подалъ имъ слово св. Ипполита въ недѣлю мясопустную о скончанiи мiра и объ антихристѣ и о второмъ пришествiи Христовомъ и сказалъ: не здѣсь-ли св. Ипполитъ говоритъ то, что вы сказали.

Безпоповецъ, разсмотрѣвъ слово, громко сказалъ: "вотъ теперь мы тебѣ все покажемъ: наша книга за насъ станетъ!" И началъ искать въ словѣ св. Ипполита, что ему хотѣлось найти. Молчанiе. "Стой! стой! вотъ слушайте, нашолъ..." И началъ читать: "восплачутся же и церкви Божiя плачемъ велiимъ, зане ни приношенiе, ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная; священныя бо церкви, яко овощное хранилище будутъ, и честное Тѣло и Кровь Христова во днехъ онѣхъ не имать явитися". "Не имать явитися" отъ того, что поповъ не будетъ.

— "Истинно такъ! закричали безпоповцы, истинно такъ! вотъ такъ ладно прочелъ, вотъ такъ ладно!" и пр.....

— Если такъ понимать слова св. Ипполита, сказалъ я, какъ понимаете ихъ вы по отношенiю къ таинству причащенiя, то должны мы признать, считая настоящее время послѣднимъ временемъ, что не должно теперь ни совершать богослуженiя, ни читать слова Божiя, ни употреблять кадила, вы же прочитали: "ниже кадило совершается, ниже служба богоугодная". А послушайте, что далѣе написано: "служба угаснетъ и чтенiе писанiй не услышится". Прошу васъ отвѣтить: зачѣмъ вы нынѣ совершали вечернее богослуженiе, когда написано: "служба угаснетъ?" за чѣмъ употребляли кадило, когда написано: "ниже кадило совершается?" зачѣмъ вы читали слово Божiе, когда написано: "чтенiе писанiй не услышится?"

— У правовѣрныхъ будетъ все это, перебилъ безпоповецъ.

— Если у правовѣрныхъ, продолжалъ я, будетъ совершаться богослуженiе и читаться слово Божiе, то почему же у правовѣрныхъ не будетъ совершаться таинство Тѣла и Крови Христовыхъ?

— Написано: "не имать явитися", вотъ и все, — отвѣчалъ безпоповецъ.

— Написано также, сказалъ въ свою очередь я, что "служба угаснетъ, чтенiе писанiй не услышится".

— Чтожь, по твому, служить и читать писанiе ужъ не надо что-ли?

— А что же, по вашему, совершать таинство причащенiя ужъ не надо что-ли?

— Не надо!

— Ну, такъ не надо же ни служить, ни читать слово Божiе: ибо, по св. Ипполиту, "служба угаснетъ, чтенiе писанiй не услышится?"

— Такъ къ немолякамъ идти надо что-ли? сказалъ обиженно и съ нѣкоторой язвительностью безпоповецъ.

— Не къ немолякамъ, отвѣчалъ я, а въ церковь вамъ идти надо.

— Нѣтъ, ужъ этому небывать, рѣзко заключилъ состязатель мой, причастiя нѣтъ, поповъ нѣтъ: почто въ церковь ходить?

— Неправда, снова заговорилъ я послѣ нѣкотораго молчанiя, — таинство Тѣла и Крови Христовыхъ не только нынѣ есть, но и пребудетъ до самаго пришествiя Христова. Апостолъ Павелъ пишетъ: "елижды бо аще ясте хлѣбъ сей, и чашу сiю пiете, смерть Господню возвѣщаете, дондеже прiидетъ (1 кор. 11, 26). Кто прiидетъ? — Христосъ. Такъ говоритъ о сей тайнѣ и св. Ефремъ Сирянинъ, св. Iоаннъ Златоустый и др. Но если будетъ причащенiе до пришествiя Христова, то будетъ до пришествiя же Христова и священство, — епископы, священники и дiаконы: ибо таинство причащенiя безъ священства никто и ни въ какомъ случаѣ совершить не можетъ. Будетъ священство, будетъ и все: и богослуженiе, и чтенiе слова Божiя, и совершенiе седми церковныхъ таинствъ; и къ немолякамъ, поэтому, идти не надо, а идите-ка лучше въ церковь для богослуженiя, слушанiя слова Божiя, принятiя св. Таинъ отъ пресвитера "по воли епископли".

— Какъ же — возразилъ снова безпоповецъ, — св. Ипполитъ говоритъ, что поповъ не будетъ и причастiя не будетъ?

— Нѣтъ, отвѣчалъ я, св. Ипиолитъ не говоритъ, что въ послѣднiя времена священства не будетъ, а говоритъ только, что "будетъ людское еже къ священникомъ непокорства належанiе, зане вси во своей воли ходятъ", т. е. священство въ послѣднiе дни будетъ, только люди-то ему не будутъ покоряться, — примѣръ этого представляете вы и нынѣ. Не говоритъ св. Ипполитъ и того, что Тѣла и Крови Христовыхъ не будетъ: я нигдѣ этого у св. Ипполита не читалъ, и, потому, прошу тебя указать, гдѣ св. Ипполитъ говоритъ, что въ послѣднiя времена причащенiя не будетъ?

— Я ужъ тебѣ сказывалъ.

— Но я не слыхалъ.

— "Эка, парень!" и громко захохоталъ, за нимъ захохотали и остальные. "Какъ же это ты не слыхалъ! я въ слухъ, кажись, всѣхъ читалъ св. Ипполита-то: "честное Тѣло и Кровь Христова во днехъ онѣхъ не имать явитися", сирѣчь не будетъ.

— У св. Ипполита словъ "сирѣчь не будетъ" нѣтъ.

— "Не имать явитися" — все одно, что не будетъ.

— Неправда, сказалъ я. Если ты, послѣ того, какъ уѣдешь отсюда, никогда не явишься сюда; то неужели надо будетъ думать, что тебя уже нѣтъ на свѣтѣ, а между тѣмъ ты преспокойно будешь проживать въ своей деревнѣ? Но такъ думать — нелѣпость. Также нелѣпость и говорить: "не имать явитися" — все одно, что не будетъ.

Послѣ сего безпоповецъ, желая самъ уклониться отъ собесѣдованiя со мною и другихъ отстранить отъ слушанiя бесѣды, сказалъ: "стало быть, Тѣло и Кровь Христова имать явитися, по твому? стало быть, св. Ипполитъ неправду сказалъ? Ты ужь святаго порочить сталъ! Нечего его слушать!" сказалъ онъ старообрядцамъ; а обращаясь ко мнѣ, сказалъ: "иди, гдѣ былъ: мы тебя слушать не желательны!"

Всѣ почти вышли изъ дома, осталось неболѣе семи человѣкъ.

— Напрасно вы горячитесь, снова заговорилъ я, обращаясь къ оставшимся. Лучше успокойтесь и дослушайте меня. Св. Ипполита я непорочу, какъ вы думаете, но вмѣстѣ съ нимъ скажу: "честное Тѣло и Кровь Христова во днехъ онѣхъ не имать явитися", однако приноситься будетъ жертва сiя до самаго пришествiя Христова. Какъ это понять: не имать явитися и приноситься будетъ? прошу выслушать спокойно. "Во дни антихриста", говоритъ св. Ипполитъ, "будетъ велiе гоненiе на христiанъ и сущимъ во градѣхъ и селѣхъ люто время и днiе будутъ, и вѣрные въ горахъ и вертепахъ скрыются". Отчего видимые храмы въ городахъ и селахъ опустѣютъ и слугами антихриста будутъ обладаны и разграблены, "яко овощное хранилище будутъ". По убѣжанiи же христiанъ изъ градовъ и селъ, естественно, въ церквахъ "честное Тѣло и Кровь Христова явитися не имать", т. е. не будетъ такъ явно и открыто приноситься во св. храмахъ, какъ приносится теперь. Но въ горахъ и вертепахъ, куда скроются христiане отъ гоненiя антихриста, Тѣло и Кровь Христова будетъ приноситься. Ибо не сказано: Тѣло и Кровь Христова во днехъ онѣхъ не будетъ, или приноситися не будетъ, но "являтися не имать". Равнымъ образомъ, прибавимъ еще, въ храмахъ же "служба угаснетъ", чтенiе писанiй не услышится", но въ горахъ и вертепахъ все это будетъ, какъ и у св. Ипполита объяснено выше: "слышащiи же божественная писанiя и въ рукахъ тая имущiи, и въ мысли всегда поучающiися.... избѣгнутъ отъ руки его", т. е. антихриста, "и въ горахъ и вертепахъ скрыются, и... молятся человѣколюбивому Богу" (соб., л. 132). Ниже: "зриши-ли, каковъ пощенiи си и молитву творити имутъ, иже тогда сущiи святiй?" (соб. изд. 1647 г. л. 132). Такимъ образомъ св. Ипполитъ, папа римскiй, не говоритъ о томъ, что таинства Тѣла и Крови Христовыхъ "во днехъ онѣхъ" не будетъ; а говоритъ только, что сiя жертва въ храмахъ явно, открыто совершаться не будетъ; въ горахъ же и вертепахъ будетъ. Если же, по Ипполиту, "во днехъ онѣхъ" и "дондеже прiидетъ" (1 кор. 11, 26) Христосъ, будетъ таинство причащенiя; то будетъ "во днехъ онѣхъ" и до самаго пришествiя Христова, священство, есть, слѣд., оно и нынѣ: ибо таинство причащенiя, повторяемъ, кромѣ священства никто и никогда со вершить не можетъ. И намъ всячески должно стараться быть со священствомъ, и съ нимъ совершать богослуженiе, чтобы не быть проклятыми отъ св. отецъ Гангрскаго собора.

Въ заключенiе скажу вамъ: не я порочу св. Ипполита, а вы, ибо клевещете на св. Ипполита, будто онъ говоритъ, что въ послѣднiя времена таинства причащенiя не будетъ, чего онъ и не думалъ. Порочите вы также и св. Апостола Павла, св. Ефрема Сирина, св. Iоанна Златоустаго и др. святыхъ: ибо вы не вѣрите имъ, когда они говорятъ, что таинство Тѣла и Крови Христовыхъ пребудетъ до самаго пришествiя Христова.

Безпоповецъ, сложивъ левого рукою три первыхъ перста, сердито сказалъ мнѣ: "ты понюхай-ка, чѣмъ это пахнетъ, тогды и говори съ нами, иди-ка домой, да испей чайку, это лучше будетъ: насъ тебѣ не совратить (?) въ православiе и въ троеперстiе (?) не обратить.

— Обратить, или привесть васъ къ свѣту православiя я и не берусь; это выше силъ моихъ. Это дѣло не мое, а Самого Бога: "никтоже можетъ прiити ко мнѣ", сказалъ Христосъ Спаситель, "аще не Отецъ, пославый мя, привлечетъ его (Iоан. 6, 44); мое же дѣло: говорить, насаждать и напоять сѣмена слова Божiя; а Богъ уже ихъ возраститъ въ людяхъ, достойныхъ Его милости, какъ и Самъ Онъ чрезъ св. Апостола Павла вѣщаетъ: "помилую, его же аще милую", т. е. кто достоинъ милости, "и ущедрю, его же аще щедрю". А посему, если вы остаетесь упорными, то, значитъ, вы еще не достойны той милости Бога, чтобы быть вамъ въ церкви Его.

— Иди, иди домой! замахалъ рукой безпоповецъ. Не охота намъ тебя слушать! сказываю: не охота! иди! Знамъ мы васъ, синодскихъ, вдоль и поперегъ! Ваше дѣло сбить человѣка, да и только! Говаривалъ съ вашимъ братомъ не разъ! вы все писанiе вертите на свой ладъ! Иди, пожалуйста, иди! Богъ безъ тебя достойныхъ найдетъ, и къ церкви обратитъ! Ты не ходи сюда попустому!

Я сказалъ: какъ достойные милости Божiей увѣруютъ въ церковь, если о ней имъ никто не возвѣститъ? Вѣдь, "вѣра", по Апостолу Павлу, "отъ слуха" (Рим. 10, 17). Но какъ услышать безъ проповѣдующаго? (Рим.10,14).

— Тфу! отплюнулся безпоповецъ, — свяжешься, не развяжешься! тфу! бѣсовско навожденье! — и тотчасъ ушелъ въ другую половину дома, за нимъ пошли и остальные безпоповцы, оставивъ меня одного и ничего не сказавъ. Конечно, мнѣ ничего не оставалось дѣлать, какъ идти во свояси; а потому я, съ грустнымъ чувствомъ на душѣ, оставилъ домъ безпоповцевъ и побрелъ домой. Тѣмъ и кончилась бесѣда.

Какъ-бы то ни было, однако бесѣда эта не осталась безъ послѣдствiй. Безпоповскiе наставники моего прихода, въ настоящее время, при собесѣдованiяхъ со мною, отрицая вѣчность священства, уже не ссылаются на слова св. Ипполита: "честное Тѣло и Кровь Христова не имать явитися" и не говорятъ: отъ того не имать явитися", что поповъ не будетъ.

I. Н. Н. (2)


(1) После этихъ словъ я думалъ говорить съ безпоповцами о послѣднихъ временахъ и объ антихристѣ; но такъ какъ я имѣлъ въ виду показать необходимость и вѣчность священства, то рѣчь о послѣднихъ временахъ и объ антихристѣ положилъ оставить, и направилъ свои вопросы къ доказательству вѣчности священства. (стр. 318.)

(2) Редакцiя благодаритъ за сотрудничество и охотно обѣщается помѣщать на страницахъ своего изданiя статьи Вашего сочиненiя, о которыхъ упоминаете въ письмѣ на имя о. редактора. (стр. 323-324.)