Тобольские Епархиальные Ведомости, №16, 1882 год. ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ПРИ ТОБОЛЬСКОЙ ДУХ. СЕМИНАРИИ.

"Тобольские Епархиальные Ведомости", №16, август 1882 год, Отдел неофициальный, стр. 324-331

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ПРИ ТОБОЛЬСКОЙ ДУХ. СЕМИНАРIИ.

Съ самаго преобразованiя Тобольской духовной семинарiи по новому уставу, съ 1875 года, существуетъ при ней "воскресная школа", съ цѣлiю практическаго ознакомленiя въ ней воспитанниковъ семинарiи съ методами обученiя начальнымъ предметамъ знанiя. Служа съ пользою для воспитанниковъ семинарiи, учрежденiе это, безпорно, можетъ имѣть значенiе и для мѣстнаго общества, приучая дѣтей его, посѣщающихъ школу а) проводить воскресный или праздничный день за добрымъ дѣломъ, б) постепенно, и почти незамѣтно, входить въ кругъ познанiй по разнымъ отраслямъ начальной школьной науки, при чемъ необучающiеся еще нигдѣ дѣти прiучаются понемногу школьной дисциплинѣ. Присовокупимъ къ этому, что если дѣти умѣютъ читать, то могутъ пользоваться небогатой библiотекой школы, получая изъ нея книжки для чтенiя, соотвѣтственно возрасту и развитiю каждаго изъ нихъ. За этимъ чтенiемъ дѣти дома имѣютъ возможность, послѣ классныхъ занятiй, провести день воскресный не въ шалости и разныхъ непристойностяхъ (хотя бы то и дѣтскаго свойства), а въ томъ преимущественно настроенiи, какое желательно бы видѣть во всѣхъ членахъ христiанскаго семейства, обязаннаго своею религiею свято почитать воскресные и праздничные дни.

Мы находимъ нелишнимъ пообстоятельнѣе ознакомить съ ходомъ занятiй въ воскресной школѣ какъ родителей, дѣти которыхъ уже посѣщаютъ школу, такъ и тѣхъ, которые, имѣя дѣтей, пожелали бы постепенно прiучать ихъ къ занятiямъ въ начальной школѣ, и такимъ образомъ могли бы посылать ихъ въ воскресную школу при семинарiи, а неоставлять дома иногда въ праздности и запустымъ дѣломъ. Тѣмъ болѣе, что самыя занятiя въ школѣ бываютъ непродолжительны, и не могутъ особенно утомлять дѣтей. Занятiя въ воскресной школѣ бываютъ преимущественно по воскреснымъ днямъ, непосредственно послѣ литургiи, между 11 и 12½ часомъ дня; происходятъ они въ зданiи семинарiи. Дѣти могутъ собираться нѣсколько и раньше, чтобы предварительно быть разгруппированными, для удобства занятiй, на отдѣленiя.

Съ вышепомянутою цѣлiю ознакомленiя мѣстныхъ жителей г. Тобольска съ ходомъ занятiй въ воскресной школѣ при семинарiи, помѣщаемъ здѣсь описанiе таковыхъ за 18⁸¹/₈₂ учебный годъ. Думаемъ, что небезъинтересно будетъ ознакомиться съ этимъ описанiемъ и всѣмъ тѣмъ, кто стоитъ близко къ начальной народной школѣ. Завѣдующiе воскресной школой при семинарiи были бы благодарны, если бы кто изъ знающихъ дѣло указалъ имъ, какъ получше вести эти занятiя, и рады будутъ, если настоящая статейка кому нибудь будетъ пригодна, какъ руководственная въ дѣлѣ начальнаго народнаго обученiя и образованiя.

Въ основу обученiя въ воскресной школѣ при Тобольской дух. семинарiи положена программа начальныхъ народныхъ училищъ Министерства Народнаго просвѣщенiя, т. е. въ кругъ предметовъ обученiя входятъ: законь Божiй, чтенiе, письмо, ариѳметика и пѣнiе. Въ цѣляхъ болѣе правильнаго и послѣдовательнаго веденiя занятiй по этимъ предметамъ, между прочимъ, въ пособiе учителямъ — воспитанникамъ семинарiи, предложена изданная Святѣйшимъ Синодомъ методическая программа для приготовительныхъ классовъ духовныхъ училищъ.

3анятiя по обученiю въ школѣ въ 18⁸¹/₈₂ году производились воспитанниками VI и V классовъ семинарiй, въ двухъ отдѣленiяхъ — старшемъ и младшемъ, соотвѣтствующихъ классамъ начальной народной школы. Наличный составъ очередныхъ воспитанниковъ-учителей каждый разъ назначался изъ 6 человѣкъ, изъ коихъ трое занимались посмѣнно въ младшемъ отдѣленiи и трое — въ старшемъ опредѣленными каждому предметами. Остальные свободные отъ занятiй съ мальчиками воспитанники VI и V классовъ были обязываемы неопустительно являться въ школу и присутствовать въ томъ и другомъ ея отдѣленiи для того, чтобы наблюдать за ходомъ преподаванiя своихъ товарищей, съ цѣлiю подмѣчать достоинства и недостатки ихъ преподаванiя, и такимъ образомъ уразумѣвать дѣло обученiя и освояться съ рацiональными его прiемами. Для общаго регулированiя порядка занятiй въ школѣ, велась книга со спискомъ учениковъ, посѣщавшихъ школу, въ которую вписывались занятiя на каждомъ урокѣ, съ обозначенiемъ, какой именно воспитанникъ-учитель занимался по извѣстному предмету въ томъ или другомъ отдѣленiи школы и какъ велъ дѣло. Веденiе этой книги лежало на обязанности назначаемыхъ для занятiй воспитанниковъ.

Въ младшемъ отдѣленiи занятiя происходили съ мальчиками, мало или вовсе еще незнавшими грамоты; въ старшемъ обращалось особенное вниманiе на улучшенiе способовъ и прiемовъ по занятiю воспитанниковъ-учителей объяснительнымъ чтенiемъ и практическимъ ознакомленiемъ учащихся съ главными и постѣйшими правилами грамматики. Въ видахъ легчайшаго уясненiя учениками читаемыхъ статей употреблялись, какъ наглядное для этаго пособiе, картины Семенова — четыре времени года, вмѣстѣ съ книжкою къ нимъ того же автора "Даръ слова". — Всѣ вообще занятiя въ воскресной школѣ открывались хоровымъ пѣнiемъ молитвы св. Духу, а равно и закрывались молитвою же "достойно есть". Самый процессъ занятiй производился въ слѣдующемъ порядкѣ.

На первомъ планѣ поставлено было преподаванiе закона Божiя. Однимъ изъ очередныхъ воспитанниковъ-учителей разсказывалось извѣстное событiе изъ священной исторiи, при чемъ разсказъ оживлялся и закрѣплялся въ памяти учащихся показанiемъ и объясненiемъ относящейся къ данному событiю картины Шнорра. Повторенiе разсказаннаго священно-историческаго событiя производилось сперва по частямъ нѣсколькими учениками, при помощи вопросовъ учащаго, а затѣмъ передавалось уже однимъ ученикомъ въ цѣлостной и связной формѣ. При передачѣ событiй учащими обращалось вниманiе, какъ на слова, такъ и на историческiя обстоятельства, предполагаемыя неизвѣстными или малопонятными ученикамъ, и если учитель посредствомъ вопросовъ убѣждался въ этомъ, то разъяснялъ ихъ ученикамъ въ формѣ, доступной дѣтскому пониманiю.

Затѣмъ другимъ изъ очередныхъ воспитанниковъ-учителей производилось обученiе чтенiю—письму, по синкретической методѣ schreibleseunterricht. Слово, имѣющее быть разученнымъ въ данный урокъ, прежде всего объяснялось, при этомъ для наглядности объясненiя, если было то возможно, показывался ученикамъ самый предметъ, обозначаемый этимъ словомъ, или же показывалась его модель (модели иногда изготовлялись, по личной охотѣ, самими учителями). Если же ни того, ни другаго сдѣлать было нельзя, то предметъ, обозначаемый даннымъ словомъ, описывался учителемъ и показывался на рисункѣ въ "Родномъ словѣ" Ушинскаго, откуда брались и самыя изучаемыя слова. Изучаемое слово произносилось раздѣльно, громко и отчетливо, далѣе звуковымъ анализомъ разлагалось на слоги, слоги разлагались на звуки, между коими, при помощи учащаго, различались гласные и согласные; наконецъ, изучаемое слово писалось на классной доскѣ сначала учителемъ съ соблюденiемъ такта, потомъ репетировалось на той же доскѣ вызываемыми по одиночкѣ учениками, и затѣмъ уже писалось всѣми учениками подъ тактъ на заранѣе приготовленныхъ и разграфленныхъ аспидныхъ доскахъ. Въ словѣ, избираемомъ для изученiя въ извѣстный урокъ, всегда находился незнакомый ученикамъ звукъ, который и разучивался ими, какъ при звуковомъ анализѣ слова, такъ и при графическомъ изображенiи его; при этомъ вновь изученный звукъ комбинировался съ прежде изученными, путемъ составленiя изъ нихъ тѣхъ или иныхъ нарочно подбираемыхъ словъ и коротенькихъ фразъ, составляемыхъ изъ однихъ и тѣхъ же знакомыхъ уже ученикамъ звуковъ.

За обученiемъ чтенiю—письму слѣдовало обученiе ариѳметикѣ. При этомъ сначала производилось образованiе числа посредствомъ наращенiя уже извѣстнаго числа единицею. Послѣ устнаго умственнаго рѣшенiя данной учителемъ задачи на изучаемое число, ходъ этаго рѣшенiя изображался однимъ изъ учениковъ на классной доскѣ, съ обозначенiемъ дѣйствiй ариѳметическими знаками. Тоже самое записывалось потомъ остальными учениками на аспидныхъ доскахъ. Руководясь пособiемъ Евтушевскаго и другими, составленными по методу Грубе, учители занимались съ учениками изученiемъ даннаго числа во всѣхъ ариѳметическихъ комбинацiяхъ (слож., вычит., умнож, дѣл.). Отвѣтъ на задачу давался сперва однимъ или нѣсколькими учениками порознь, и потомъ уже повторялся всѣми учениками хоромъ и въ тактъ. Наглядными пособiями при обученiи ариѳметикѣ служили счеты Фосса, коммерческiе счеты и ариѳметическiй ящикъ.

По окончанiи занятiя по ариѳметикѣ, начиналось обученiе пѣнiю. Обученiемъ этому предмету занимались наиболѣе знающiе пѣнiе ученики VI и V классовъ семинарiи. При обученiи пѣнiю, вначалѣ изучались прiемы пѣнiя, именно: какъ держать себя при пѣнiи, принимать тонъ, прислушиваться къ другимъ, потомъ заучивались самыя простыя и краткiя церковныя пѣсни или молитвы, послѣ чего уже переходили къ болѣе труднымъ (1). Всѣ таковыя церковныя пѣсни предварительно объяснялись учителемъ, когда послѣднiй убѣждался, что всѣ ученики правильно произносятъ отдѣльныя слова и выраженiя данной пѣсни или молитвы. Пропѣтыя сначала учителемъ молитвы или церковныя пѣсни повторялись учениками хоромъ и по одиночкѣ. Такъ какъ при хоровомъ пѣнiи неумѣлость и невѣрное пѣнiе нѣкоторыхъ изъ учениковъ можетъ сглаживаться общею совокупностью голосовъ, то пѣнiе по одиночкѣ и группами въ два, три человѣка давало возможность судить о степени усвоенiя изучаемыхъ пѣснопѣнiй и молитвъ каждымъ изъ ученикомъ въ частности и обратить такимъ образомъ особенное вниманiе на тѣхъ, которые мало или вовсе не усвоили ихъ напѣва.

Такъ производились занятiя въ младшемъ отдѣленiи воскресной школы. Почти въ томъ же порядкѣ происходили занятiя и въ старшемъ отдѣленiи ея; разница заключалась лишь въ объемѣ и содержанiи преподаваемыхъ ученикамъ предметовъ. — По закону Божiю событiя преимущественно изъ новаго завѣта разсказывались подробнѣе, полнѣе, почему являлась возможность требовать и отъ учениковъ болѣе основательныхъ знанiй и отвѣтовъ. По чтенiю — письму въ старшемъ отдѣленiи занимались нестолько механическимъ процессомъ чтенiя и письма, сколько сознательною работою, въ видахъ лучшаго закрѣпленiя въ дѣтяхъ прiобрѣтеннаго знанiя въ грамотѣ—письмѣ и прiученiя ихъ къ умѣнiю пользоваться грамотой разумно. Съ этою цѣлiю въ классѣ занимались чтенiемъ съ декламацiей подходящихъ къ возрасту и пониманiю учениковъ статей, съ надлежащими при этомъ указанiями и разъясненiями. Съ тою же цѣлiю занимались писанiемъ предложенiй, заимствованныхъ изъ содержанiя читаемыхъ статей, при чемъ практическимъ путемъ выводились и сообщались ученикамъ въ простой и доступной для нихъ формѣ понятiя, какъ о предложенiи главномъ и его частяхъ, такъ и о предложенiяхъ второстепенныхъ и придаточныхъ, а равно и о грамматическихъ знакахъ. При передачѣ содержанiя прочитаннаго учениками, обращалось вниманiе между прочимъ на форму устнаго изложенiя, съ цѣлiю прiучить учащихся выражать мысли правильно, связно, сознательно и чисто русскою рѣчью. — По ариѳметикѣ въ старшемъ отдѣленiи сообщались ученикамъ свѣдѣнiя о мѣрахъ — вѣса, длины, жидкостей и др., а въ связи съ этимъ свѣдѣнiя о дѣйствiяхъ съ именованными числами и дробями. При изученiи дробныхъ именованныхъ количествъ, особенное вниманiе обращалось на уясненiе ученикамъ понятiй о числителѣ и знаменателѣ, объ измѣненiи величины дробей. По пѣнiю въ томъ же отдѣленiи требованiя простирались на выборъ для изученiя непростыхъ только, но наиболѣе уже трудныхъ церковныхъ пѣсней, какъ это можно видѣть выше.

Довольно основательная и полная программа занятiй въ воскресной школѣ привлекала въ нее достаточное число мальчиковъ, не смотря на климатическiя и бытовыя условiя, препятствовавшiя приходить въ школу большему числу ихъ (2), почему школу посѣщали по преимуществу мальчики изъ болѣе или менѣе близкихъ къ семинарiи кварталовъ города. Число посѣщавшихъ школу учениковъ въ минувшемъ учебномъ году опредѣляется слѣдующими цифрами.

Уроковъ въ оба полугодiя было 26, общее число учеников 570, учениковъ на урокахъ среднимъ числомъ было 23, наибольшее число ихъ на урокахъ 38, наименьшее число 12. Посѣщавшiе въ 18⁸¹/₈₂ учебномъ году мальчики были дѣти мѣщанъ, бѣдныхъ чиновниковъ, крестьянъ, солдатъ и отчасти купцовъ. Число преподавателей школы состояло изъ 29 человѣкъ, изъ коихъ въ 1-е полугодiе чередовались 18 человѣкъ VI класса (кончившихъ нынѣ курсъ), а во 2-е полугодiе чередовались 11 человѣкъ V класса (теперешняго VI).

Нельзя не сказать, что воспитанники семинарiи, занимавшiеся обученiемъ дѣтей въ воскресной школѣ, обнаруживали значительную охоту и усердiе къ дѣлу обученiя. Они съ замѣтнымъ старанiемъ подготовлялись къ преподаванiю уроковъ въ школѣ, по предварительному указанiю предмета имѣющихъ быть уроковъ, внимательно принимали замѣчанiя руководившаго школою преподавателя, относительно тѣхъ или иныхъ недостатковъ преподаванiя, и старались избѣгать послѣднихъ въ слѣдующiй разъ на школьныхъ своихъ урокахъ. Результатомъ такого отношенiя къ дѣлу было то, что воспитанники-учители вникли въ характеръ преподаванiя по практикуемой методѣ, и вмѣстѣ съ этимъ усвоили многiе рацiональные прiемы обученiя, заимствуя ихъ частiю изъ изучаемыхъ ими по предмету общей и частной дидактики способовъ обученiя, частiю изъ примѣрныхъ уроковъ преподавателя педагогики, иногда дававшаго таковые въ присутствiи обучаемыхъ.

Всѣ данныя убѣждаютъ, что уроки воскресной школы имѣли добрыя послѣдствiя и для посѣщавшихъ ее мальчиковъ. Старательность и любовь воспитанниковъ-учителей къ преподаванiю по новому методу возбуждала въ учащихся охоту къ ученiю. Письмо подъ тактъ и хоровые отвѣты, практиковавшiеся на урокахъ, ободряя всѣхъ учениковъ школы въ умственной дѣятельности, сообщали въ тоже время занимательность обученiю, а частое повторенiе изучаемаго и хоромъ, и по одиночкѣ закрѣпляли его въ памяти дѣтей. Въ цѣльности всѣ наблюденiя относительно полезности уроковъ воскресной школы для обученiя мальчиковъ могутъ быть сведены къ слѣдующимъ результатамъ. Дѣти, неумѣвшiе совсѣмъ читать, научены были разбирать, а также и изображать письменно двухсложныя и трехсложныя слова; дѣти же, умѣвшiе худо читать, научились довольно бойкому и толковому чтенiю небольшихъ статей. По ариѳметикѣ дѣти научились хорошо и умственно, и письменно слагать, вычитать, умножать и дѣлить, какъ отвлеченныя, такъ и именованныя числа, и получили достаточно ясныя понятiя о дробяхъ — объ измѣненiи ихъ величины, о числителѣ и знаменателѣ. По закону Божiю дѣти толково могли разсказывать главнѣйшiя событiя изъ ветхаго и новаго завѣта, по предмету же пѣнiя они научились пѣть по наслышкѣ хоромъ и по одиночкѣ наиболѣе употребительныя церковныя пѣснопѣнiя и молитвы, преимущественно тѣ, которыя поются на литургiи.

Наличный каталогъ книгъ и вспомогательныхъ пособiй, принадлежащихъ воскресной школѣ въ 18⁸¹/₈₂ учебномъ году былъ слѣдующiй: а) книгъ: по обученiю грамотѣ 20 назв., письму 5, закону Божiю 15, русской исторiи 63, родному языку 25, ариѳметикѣ 11, географiи 9, пѣнiю 1, книгъ для чтенiя 16, книгъ по воспит. и обуч. 9. Итого 174. — б) Пособiй: подвижныя буквы, наклеенныя на картонѣ; небольшой глобусъ и нѣсколько географическихъ картъ; счеты коммерческiе (8 экземпл.) и счеты Фосса; аспидныя доски (15 экземпл.) и грифели, 4 большихъ картины Семенова и библейскiя картины Шнорра. — Для раздачи ученикамъ школы, въ награду за исправное хожденiе ихъ въ школу, куплено было нарочно нѣсколько десятковъ книгъ для дѣтскаго чтенiя, которыя въ теченiе учебнаго года раздавались поперемѣнно мальчикамъ, для домашняго прочтенiя, а по окончанiи занятiй въ школѣ розданы въ собственность ученикамъ, проявившимъ наибольшее усердiе къ посѣщенiю школы.

3авѣдующiе воскресною школою при семинарiи надѣются, что мѣстные жители г. Тобольска, ознакомившись (чрезъ читателей вѣдомостей) съ существованiемъ школы и съ ходомъ занятiй въ ней, отнесутся съ должнымъ сочувствiемъ къ ней, какъ къ полезному учрежденiю. Въ новомъ учебномъ году занятiя въ школѣ откроются съ первыхъ чиселъ сентября мѣсяца.


(1) Вотъ программа обученiя пѣнiю въ воскресной школѣ. а) Младшiй курсъ: Аминь. Господи помилуй (1). Господи помилуй (3). Подай Господи. Тебѣ Господи. И духови твоему. И со духомъ твоимъ. И всѣхъ и вся. Слава Тебѣ, Господи, слава Тебѣ. Святъ Господь Богъ нашъ. Единъ святъ, единъ Господь. Святый Боже, святый крѣпкiй. Богородице Дѣво радуйся. Царю небесный. Отче нашъ. Достойно есть. б) Старшiй курсъ: повторенiе младшаго курса. За симъ: на всякомъ мѣстѣ владычествiя Его. Прiидите поклонимся. Аллилуiя (послѣ апостола). Иже херувимы. Вѣрую. Милость мiра. Хвалите имя Господне. Тропари праздниковъ. Прим. Рождественскiй и пасхальный тропари были разучены обоими отдѣленiями предъ праздниками Рождества Христова и св. Пасхи, а также: Спаси Господи люди твоя — предъ царскими днями. (стр. 328.)

(2) Такъ въ прошлую зиму два раза не могли состояться занятiя въ вскресной школѣ, за неприходомъ учениковъ по случаю бурановъ. (стр. 329.)