В. И. Денисов. О желательном направлении финансовой и экономической политики в России, 1912 г.

В. И. Денисов. О желательном направлении финансовой и экономической политики в России, 1912 г., стр. 50-68

О желательном направлении финансовой и экономической политики в России


IV.

Но еще болѣе наглядно обрисовывается великое значенiе развитiя внѣшней торговли на примѣрѣ заокеанскихъ странъ, что особенно важно для Россiи, однородность условiй хозяйства которой съ послѣдними давно установлена и русское хозяйство зарегистрировало уже рядъ подражанiй заокеанскому хозяйству. Къ сожалѣнiю, мы и въ этомъ случаѣ, какъ и во многомъ другомъ, являемся слѣпыми подражателями въ мелочахъ, по отношенiю отдѣльнаго какого-нибудь растенiя, одного какого-нибудь второстепеннаго въ хозяйствѣ метода, и совершенно проходимъ мимо самаго главнаго. А именно, мы до сихъ поръ остаемся только изумляющимися колоссальнымъ развитiемъ вывоза изъ Америки новыхъ сельско-хозяйственныхъ цѣнностей зрителями, попрежнему продолжаемъ базировать свой балансъ на примитивномъ зерновомъ хозяйствѣ, не смущаясь паденiемъ производительности земли.

Дѣйствительно, если мы обратимся къ цифрамъ экспорта изъ заокеанскихъ государствъ, то невольно поразимся сильнымъ ростомъ въ послѣднiе четыре года.

Такъ, вывозъ увеличился:
Изъ Соединенныхъ Штатовъ....... на 370 м. р. или на 12%
 »  Канады....... » 250 » » » » 50%
 »  Австралии....... » 192 » » » » 31%
 »  Аргентины....... » 214 » » » » 31%
 »  Новой Зеландии....... » 126 » » » » 80%

Увеличенiе это произошло почти исключительно за счетъ вывоза новыхъ сельско-хозяйственныхъ цѣнностей, главнымъ образомъ за счетъ мяса. При этомъ любопытно то, что новыя страны заокеанскаго экспорта уже начинаютъ играть не только одинаковую, съ точки зрѣнiя торговаго и разсчетнаго баланса страны, роль съ господствовавшимъ до сихъ поръ зерномъ, но въ нѣкоторыхъ изъ нихъ стали основной статьей вывоза, какъ это можно видѣть изъ слѣдующаго сопоставленiя:

Такъ, вывозъ увеличился:
  Вывозъ хлѣба и скоропортяшихся продуктовъ
въ миллiонахъ рублей въ 1910 году.
Хлѣба. Скоропорт.
продуктовъ.
% отно-
шенiе.
Изъ Соедин. Штатовъ....... 320 425 132,8%
 „  Канады....... 110 68 61,8%
 „  Австралiи....... 310 95 30,6%
 „  Новой Зеландiи....... 2 140
 „  Аргентины....... 480 255 53%
 „  Россiи....... 740 135 18%

Такимъ образомъ, Россiя, стоя во главѣ всѣхъ странъ по численности скота и домашней птицы, не имѣя конкуррентовъ по выходу дичи, соперничая по рыбнымъ богатствамъ съ Англiей и Норвегiей, идетъ въ хвостѣ по использованiю всѣхъ этихъ цѣнныхъ отраслей.

Правда, намъ могутъ возразить, что и въ Россiи наблюдается движенiе въ сторону производства новыхъ сельско-хозяйственныхъ цѣнностей и экспортъ скоропортящихся продуктовъ неуклонно прогрессируетъ.

Но, опять повторяемъ, вопросъ вовсе не въ томъ, что экспорть развивается, а въ томъ, въ какой степени онъ прогрессируетъ и въ какомъ соотношенiи находится, во-первыхъ, къ самому производству, а во-вторыхъ — къ численности населенiя и его бюджету. Въ этомъ случаѣ намъ приходится констатировать ту же отсталость Россiи по сравненiю съ другими государствами, какъ и во всемъ остальномъ. Принимая за 100 цифру вывоза изъ Россiи этихъ продуктовъ, приходящуюся на 1 жителя, мы имѣемъ (въ рубляхъ):

Такъ, вывозъ увеличился:
Въ Россiи............ 0,85 100%
 „  Соедин. Штатахъ....... 5,3 623,5%
 „  Канадѣ....... 3,8 447%
 „  Австралiи....... 4,5 530%
 „  Н.-3еландiи....... 12,0 1411,7%
 „  Аргентинѣ....... 6,9 811,7%

Объясняется эта отсталость Россiи всецѣло той инертностью, которую проявляетъ современная финансово-экономическая политика по отношенiю сельско-хозяйственной промышленности. Если мы и констатируемъ развитiе у насъ нѣкоторыхъ сельско-хозяйственныхъ цѣнностей, то оно явилось не результатомъ тѣхъ или иныхъ серьезныхъ поощренiй со стороны этой политики, не неизбѣжнымъ слѣдствiемъ сколько-нибудь серьезныхъ мѣропрiятiй, а возникли и развиваются эти цѣнности исключительно самодовлѣющимъ образомъ, благодаря тѣмъ начинающимся проявленiямъ самодѣятельности, которыя мы наблюдаемъ во всѣхъ областяхъ русской экономической жизни. Къ сожалѣнiю, всѣ эти новыя теченiя въ области сельско-хозяйственной промышленности не имѣютъ сколько-нибудь устойчиваго русла, обезпечивающаго прочное развитiе, а пробиваютъ пути безъ опредѣленной схемы. Да собственно двумя отраслями и исчерпывается нашъ экспортъ скоропортящихся продуктовъ — масломъ и продуктами промысловаго птицеводства, да и онѣ носятъ, какъ мы уже говорили выше, характеръ случайный, временный, развитiе ихъ, особенно сибирскаго маслодѣлiя, всецѣло связано съ пастбищнымъ привольемь и дешевизной содержанiя скота. А, слѣдовательно, это и не можетъ дать права говорить объ экспортѣ скоропортящихся продуктовъ, какъ о чемъ-то положительномъ и прочномъ, а отсюда и служить устойчивой базой для государственнаго бюджета. Другое дѣло, если бы наша финансово-экономическая политика учла эти новыя теченiя, включила бы ихъ въ свое широкое государственное русло и дала-бы имъ возможность явиться вполнѣ устойчивыми струями.

Вотъ этого-то мы и не видимъ. По даннымъ Министерства Путей Сообщения перевозка скоропортящихся продуктовъ выражается ежегодно цифрой въ 150 м. п., не включая свекловичныхъ сѣмянъ и овощей. Для спецiальнаго обслуживанiя этого груза имѣются на всей имперской желѣзнодорожной сѣти 3.289 вагоновъ, изъ нихъ 1.339 вагоновъ-ледниковъ на одной сибирской магистрали, и 1.038 вагоновъ спецiально для перевозки фруктовъ. Исходя изъ цифръ перевозокъ скоропортящихся продуктовъ по внутреннимъ дорогамъ и имѣющихся спецiальныхъ вагоновъ, мы получаемъ интересныя данныя, а именно:
  Общая перевозка
въ пудахъ.
Колич.
спец. ваг.
Колич. груза, ко-
торое падаетъ на 1 в.
Рыбные товары....... 47.000.000 23 2.100.000 пуд.
Мясо и битая птица....... 16.000.000 34 472.000   „  
Молочные скопы....... 13.290.000 2.173 6.200   „  
Яйца....... 12.500.000 —   „  
Вино виноградное....... 9.000.000 —   „  
Фрукты и ягоды....... 21.000.000 1.033 20.600   „  

Данная таблица не нуждается въ особыхъ комментарiяхъ, такъ какъ достаточно знать, что развитiе производства скоропортящихся продуктовъ находится въ непосредственной зависимости прежде всего отъ широкаго оборудованiя желѣзнодорожной сѣти спецiальными складами-рефрижераторами, спецiальными вагонами и поѣздами, т. е. какъ разъ отъ того, что осуществлено въ заокеанскихъ государствахъ и совершенно отсутствуетъ у насъ. Точно также не нуждается въ комментарiяхъ и та непростительная инертность, которую проявляетъ въ этой области современная финансово-экономическая политика, такъ какъ цифры говорятъ сами за себя и говорятъ въ опредѣленномъ направленiи, а именно, за то, что обезпеченiе развитiя производства скоропортящихся продуктовъ даже и въ такомъ скромномъ масштабѣ, требуетъ постановки 35.000 спецiальныхъ вагоновъ, сотни холодильныхъ складовъ въ районахъ производства и въ центрѣ потребленiя, а чтобы идти въ томъ же направленiи дальше, т. е. дать возможность развить производство новыхъ сельско-хозяйственныхъ цѣнностей до размѣровъ, отвѣчающихъ дѣйствительному положенiю вещей, указанныя цифры пришлось бы довести до цифръ Соединенныхъ Штатовъ — до 200.000 спецiальныхъ вагоновъ и до 8.000 холодильныхъ складовъ-рефрижераторовъ. Но, конечно, разсчитывать на такую щедрость у насъ едва-ли можно, особенно имѣя всего 3.000 вагоновъ и незначительную цифру частныхъ холодильныхъ складовъ.

Въ данномъ случаѣ является мысль о частной иницiативѣ, о той же самодѣятельности снизу, но опять-таки примѣръ американскихъ государствъ говорить за необходимость самой широкой поддержки и этой иницiативы, и этой самодѣятельности при первыхъ ихъ проявленiяхъ. Вашингтонское правительство обезпечило компанiямъ рядъ широкихъ льготь по перевозкѣ скоропортящихся продуктовъ, оборудовало за свой счетъ и сдало въ аренду компанiямъ на самыхъ льготныхъ условiяхъ подъѣздные пути, завозные склады. Канадское правительство выдало крупнымъ пайщикамъ по оборудованiю главной орiентальной магистрали холодильными складами и спецiальными поѣздами. То же самое мы наблюдаемъ, но только въ болѣе широкимъ размѣрѣ, въ Австралiи, Н.-Зеландiи и Аргентинѣ — колоссальныя цифры, которыхъ здѣсь достигло производство скоропортящихся продуктовъ, обязаны миллiонамъ рублей, которые правительства тратятъ на развитiе этихъ цѣнностей, и возвращаетъ, конечно, съ неменѣе колоссальными процентами, въ видѣ изумительнаго роста государственнаго баланса.

У насъ ничего подобнаго не наблюдается. Частная иницiатива, въ какой бы формѣ она ни проявлялась, не только не пользуется какими-либо поощренiями со стороны правительства, но на нее склонны смотрѣть, какъ на авантюру, а потому уклоняются отъ всякой поддержки. Когда же та или другая новая цѣнность запечатлѣетъ на протяженiи ряда лѣтъ свою жизненность и способность къ быстрому успѣху, то со стороны правительства удѣляется нѣкоторое реальное вниманiе, но въ такомъ микроскопическомъ размѣрѣ и съ такими формальностями, что въ лучшемъ случаѣ положенiе дѣла нисколько не измѣняется, а большею частью еще хуже тормозится. Словомъ, у насъ нѣтъ того размаха, съ которымъ выступили на этотъ путь заокеанскiя правительства.

Благодаря такому курсу въ современной финансово-экономической политикѣ, не можетъ проявлять въ должномъ масштабѣ свою дѣятельность и вѣдомство, призванное непосредственно обслуживать нужды сельскохозяйственной промышленности. Я имѣю въ виду Главное Управленiе Землеустройства и Земледѣлiя. Если въ работе послѣдняго въ области поднятiя производительности хозяйства и болѣе рацiональной эксплоатацiи отдѣльныхъ его отраслей и наблюдаются серьезные дефекты, то въ большинствѣ случаевъ они являются слѣдствiемъ скупыхъ ассигнованiй на тѣ меропрiятiя, которыя служили бы не паллiативами, а дѣйствительными факторами въ дѣле поднятiя производительныхъ силъ страны.

Развѣ для государства, основой котораго является сельское хозяйство, могутъ считаться достаточными ассигнованiя на поднятiе нашего животноводства, промысловаго птицеводства, на спецiальныя культуры — льноводство, травосѣянiе и др., въ суммѣ отъ 10 коп. до 42 коп. на хозяйство? Самой собой разумѣется, что на такiя ассигнованiя только и возможно организовать одно опытное поле на районъ по радiусу до 1.000 версть, завести одну школу на цѣлый край, ограничить число случныхъ пунктовъ до одного на десятки деревень, устроить 2—3 птичьихъ выставки, отпустить 100—200 рублей на спецiальный съѣздъ и т. д.

Конечно, все это мелочи, которыя какъ будто и не укладываются въ понятiи о политикѣ съ широкими общегосударственными задачами, но въ томъ-то и бѣда, что мы, игнорируя струйки, пробивающiяся въ нѣдрахъ селъ и деревень, занимаемся проблемами, хотя быть можетъ и высшаго порядка, но совершенно нежизненными. Между тѣмъ, теперь то наше мелкое сельское хозяйство, переживая серьезный переходный моментъ, особенно нуждается въ солидной помощи со стороны правительства.


V.

Иностранная предпрiимчивость, обезпечившая за собой господствующее положенiе въ мiровомъ экспортѣ, не остановилась на достигнутыхъ результатахъ, не почила на высотахъ своего успѣха — она смотритъ въ глубь будущаго мiровой торговли и залогъ дальнѣйшаго успѣха своей борьбы за обладанiе рынками, а отсюда и залогъ обезпеченнаго процвѣтания страны видитъ не въ однихъ запасахъ золота въ казначействахъ, не въ случайныхъ взлетахъ балансовыхъ цифръ, а въ рацiональныхъ методахъ эксплоатацiи народнаго труда.

И въ этомъ случаѣ невольно рисуется та реальная политика, которая стала обычной въ иностранныхъ государствахъ и которая подняла послѣднiя до дѣйствительно блестящихъ вершинъ финансово-экономическаго положенiя. Продолжая сосредоточивать свои заботы на упроченiи и углубленiи уже опредѣлившихся въ извѣстныхъ районахъ производствъ, эта политика и территорiально расширяетъ свою дѣятельность въ томъ же направленiи, включая пустующiе, еще недавно считавшiеся совершенно непригодными, миллiоны десятинъ, въ фондъ культурныхъ доходныхъ земель.

Какъ энергично работаютъ въ этомъ отношенiи американцы, можно видѣть изъ того факта, что среднiй урожай пшеницы съ акра, главнымъ образомъ благодаря орошенiю, повысился въ западныхъ штатахъ съ 1876-85 г.г. по 1906-09 г.г. въ Айдаго и Монтанѣ на 53%, въ Вайомингѣ на 64%, въ Аризонѣ на 90% и т. д. Многiе изъ этихъ, бывшихъ еще недавно пустынями штатовъ, какъ, напримѣръ, Колорадо, Айдаго, Вашингтонъ и т. д., выбрасываютъ уже теперь на американскiй и мiровой рынокъ отъ 50 до 75% своего производства пшеницы.

Такой же быстрый приростъ площади подъ пшеницей наблюдается и въ другихъ странахъ. Съ 1910 по 1911 г. г. Австралiя увеличила площадь земли подъ пшеницей на 12%. Въ Канадѣ же и Аргентинѣ площадь подъ пшеницей возросла 1):
Годы Въ Аргентинѣ Годы Въ Канадѣ
1888 2 милл. акровъ 1890 2,3 милл. акровъ.
1909 14,4 1909 7,7
1910 15,4 1910 9,3
1911 17,0 1911 10,3

При этомъ экспортъ пшеницы какъ изъ Аргентины и Канады, такъ и изъ Австралiи и многихъ странъ, растетъ значительно быстрѣе ихъ производства. Это видно съ достаточной ясностью изъ слѣдующихъ сопоставленiй:

Экспортъ равнялся:
въ Канадѣ.
съ 1892-3 по 1894-5 г.г. 26,5% производства
1902-8 1909-10 41,5%
въ Аргентинѣ.
съ 1887-89 ........ 19,4% производства
1905-09 ........ 66,0%
въ Австралiи.
съ 1900-2 ........ 37% производства
1906-9 ........ 53%

Такое быстрое увеличенiе экспорта пшеницы грозитъ серьезной опасностью нашему отсталому зерновому хозяйству, какъ это видно изъ слѣдующаго факта.

Несмотря на то, что урожай пшеницы въ 7-ми главнѣйшихъ экспортирующихъ этоть продуктъ странахъ (на ихъ долю приходится около 98% всего экспорта пшеницы) равнялся въ 1911 г. всего 7,1 метрическихъ центнеровъ съ гектара 2), противъ 8,3 метр. центн. за 5-лѣтiе съ 1901-05 г.г., цѣны пшеницы за послѣднiе 3 года значительно упали, какъ это видно изъ слѣдующихъ данныхъ:
Года. Среднiя цѣны пшеницы.
За тонну въ германскихъ маркахъ.
Берлинъ. Лондонъ. Нью-Iоркъ. Одесса (улька).
1909.. 233,9 173,9 190,8 172,7
1910.. 211,5 149,2 173,2 147,3
1911.. 204,0 149,1 150,1 145,9

При нормальномъ урожаѣ въ 1911 г. эти 7 государствъ имѣли бы излишекъ въ 800 милл. пудовъ, половину котораго они могли бы свободно бросить на мировой рынокъ, что создало бы тамъ невиданную катастрофу, такъ какъ это было бы равносильно увеличенiю предложенiя пшеницы на мiровомъ рынкѣ почти на 50%.

Необходимость заблаговременнаго принятия мѣръ для охраны интересовъ нашего зернового хозяйства подтверждается затѣмъ и данными о ростѣ желѣзнодорожной сѣти въ конкурирующихъ съ нами въ этой области государствахъ, такъ, напримѣръ, средний ежегодный приростъ желѣзнодорожной сѣти равнялся:
Въ Соединенныхъ Штатахъ.
Съ 1890 по 1900 г.г. ... 4.300 километровъ.
» 1900 » 1909 » ... 8.200 »
Въ Британской Индiи.
Съ 1890 по 1900 г.г ... 1.100 километровъ.
» 1900 » 1909 » ... 1.400 »
Малая Азiя.
Съ 1890 по 1900 г.г. ... 190 километровъ.
» 1900 » 1909 » ... 260 »
Въ Аргентинѣ.
Съ 1890 по 1900 г.г. ... 660 километровъ.
» 1900 » 1909 » ... 900 »
Въ Канадѣ.
Съ 1895 по 1905 г.г. ... 2.450 километровъ.
» 1905 » 1910 » ... 4.200      »     3)

Эта угроза русскому экспорту еще болѣе усиливается въ виду предстоящаго открытiя Панамскаго канала, которымъ создается новый колоссальный транзитный путь для западной полосы Сѣверной Америки (Соединенныхъ Штатовъ и Канады), а равно для Калифорнiи, Аргентины и Чили, получающихъ возможность перебрасывать новые миллiоны пудовъ своихъ продуктовъ на европейскiй рынокъ, а слѣдовательно и выступающихъ какъ новые серьезные конкурренты русскому экспорту.

Россiя въ значительно большихъ размѣрахъ обладаетъ такими втунѣ лежащими землями и при томъ не требующими для превращенiя ихъ въ культурное пространство тѣхъ огромныхъ средствъ, которыя затрачиваетъ въ данное время Америка. Достаточно указать хотя бы на богатѣйшiя по своей природѣ земли Туркестана, остающiяся до сихъ поръ совершенно не использованными не только какими либо спецiальными цѣнными культурами, какъ, напримѣръ, хлопкомъ, виноградниками, садами, но и примитивнымъ скотоводческимъ хозяйствомь. Между тѣмъ, мы нуждаемся въ такихъ культурахъ, особенно въ хлопкѣ, котораго привозимъ въ данное время изъ Америки на 100 миллiоновъ рублей. Единственно, что потребуетъ здѣсь серьезныхъ затратъ — это орошенiе, безъ котораго во всемъ Туркестанѣ невозможна ни зерновая культура, ни тѣмъ болѣе культура хлопка и риса. Вотъ почему нельзя не привѣтствовать настойчиваго указанiя Главнаго Управленiя Землеустройства и Земедѣлiя на необходимость широкихъ ирригацiонныхъ сооруженiй, что дастъ возможность, съ одной стороны, успѣшно колонизовать миллiоны десятинъ пустующихъ туркестанскихъ земель, и съ другой — ослабить зависимость отъ иностраннаго хлопка.

Въ этомъ случаѣ нечего смущаться предстоящими крупными затратами, нельзя на предпрiятiе смотрѣть съ точки зрѣнiя узко финансовой — поднятiе производительности такихъ обширныхъ краевъ, какъ юго-восточный, степной сибирскiй и Туркестанъ является дѣломъ высокой государственной важности, а слѣдовательно скупиться на него, это значитъ не учитывать реальныхъ интересовъ страны. Примѣръ Соединенныхъ Штатовъ и здѣсь можетъ послужить иллюстрацiей того, какъ надо смотрѣть на такого рода предпрiятiя, тѣмъ болѣе, что западные засушливые Штаты, на ирригацiю которыхъ федеральное правительство не жалѣетъ миллiоновъ долларовъ, совершенно идентичны, по своимь орографическимъ, климатическимъ и почвеннымъ условiямъ, съ вышеупомянутыми районами нашего государства.

Въ 1902 году правительство Соединенныхъ Штатовъ издало Reclamation Act (Мелiоративный Актъ), которымъ учреждался изъ поступленiй отъ продажи государственныхъ земель особый мелiоративный фондъ для производства ирригацiонныхъ работъ.

Орошая на средства этого фонда земли, правительство отводило ихъ колонистамъ участками (въ среднемъ около 40 акровъ или 15 десятинъ) за ничтожную единовременную плату, съ обязательствомъ приведенiя ихъ въ культурный видъ, обработки не менѣе половины участка и выкупа въ продолженiе 10 лѣтъ оросительныхъ сооруженiй въ собственность, для эксплоатацiи ихъ на кооперативныхъ началахъ. Обезпеченiемъ исправности выплатъ являлась сама земля, орошенiе которой поднимало ея цѣнность во много разъ. Иначе говоря, сущность этого закона сводилась къ ссудѣ колонистамъ средствъ изъ постояннаго оборотнаго капитала не только на орошенiе отводимыхъ земель, но и на оказанiе технической помощи для организацiи сложнаго ирригацiоннаго дѣла.

Результаты отъ предпринятыхъ правительствомъ оросительныхъ работъ опредѣлились слѣдуюшимъ образомъ. Въ 1902 году, т. е. ко времени изданiя Мелiоративнаго Акта въ 16 штатахъ западнаго района, на которые распространялось дѣйствiе новаго закона, общая площадь свободныхъ государственныхъ земель опредѣлялась въ 515 мил. акровь или 190 мил. десятинъ, изъ которыхъ вѣроятная площадь пригодныхъ для орошенiя земель не превышала 40 мил. акровъ или 15 мил. десятинъ, площадь уже орошенныхъ частными собственниками земель составляла 9,5 мил. акровъ или 3,5 мил. десятинъ и было отведено отдѣльнымъ штатамъ для орошенiя, по закону Кэри 4), 1,2 мил. акровъ или 544 тыс. дес. Остальныя 465 мил. акровъ или 170 мил. десятинъ составляли неудобныя земли, а также и удобныя, но такiя, которыя нельзя было оросить за недостаткомъ естественныхъ водныхъ запасовъ. Всѣ эти затрудненiя финансоваго, техническаго и практическаго характера привели къ тому, что федеральное правительство было вынуждено прекратить съ 1909 года производство работъ по 47 проектамъ, продолжая самыя неотложныя изъ нихъ только по остальнымъ 30-ти.

Чтобы выйти изъ этихъ затрудненiй, Конгрессъ, по докладу особой сенаторской комиссiи, осмотревшей эти работы, разрѣшилъ въ 1910 году выпустить внутреннiй заемъ въ 20 мил. долларовъ подъ гарантiю будущихъ поступленiй въ мелiоративный фондъ, а особая техническая комиссiя изъ спецiалистовъ-инженеровъ, которой была поручена оцѣнка выполняемыхъ проектовъ съ технической стороны и выработка плана работъ на ближайшiе годы, предложила выполнить въ теченiе 1911—1914 годовъ, сообразуясь съ средствами мелiоративнаго фонда въ это время, всего въ суммѣ 45,35 мил. долларовъ (отъ продажи земель и отъ займа), 19 самыхъ неотложныхъ проектовъ съ общею площадью орошенiя въ 1.444 мил. акровъ или около 530 тыс. дес., а остальные 11 проектовъ съ площадью 1,8 мил. акровъ или около 670 тыс. дес. закончить послѣ 1914 года. По отчету, представленному Комиссiей Конгрессу, при общей смѣтной стоимости 30 проектовь въ 150 мил. долларовъ и израсходованiи уже изъ мелiоративнаго фонда почти 62 мил. долларовъ, на окончанiе работъ потребовалось бы еще свыше 88 мил. долларовъ, т. е. работы могли бы быть закончены только черезъ 12 лѣтъ, при 7 мил. долларовъ ежегодныхъ поступлений въ фондъ.

Несмотря на финансовый неуспѣхъ федеральнаго правительства С. Штатовъ въ этомъ дѣлѣ, общегосударственное значенiе оросительныхъ работъ, тѣмъ не менѣе, громадно, если даже для окончанiя всехъ проектовъ и придется ему доассигновать нѣсколько десятковъ мил. долларовъ. Чтобы оцѣнить экономическiя выгоды, какiя получатся страной отъ всѣхъ предпринятыхъ оросительныхъ работъ, достаточно указать, что эти 3,24 мил. акровъ или 1,2 мил. дес. могутъ быть раздѣлены не менѣе какъ на 70 тыс. фермерскихъ участковъ. т.е. до 70 тыс. семействъ будутъ жить безбѣдно на земляхъ, которыя въ естественномъ своемъ состоянiи могли прокормить не болѣе 100 тыс. головъ рогатаго скота. Насколько повышается производительность пустынныхъ земель при ихъ орошенiи, можно судить хотя бы потому, что въ С.-Штатахъ принято считать, что 30 акровъ (11 дес.) неорошенныхъ въ состоянiи прокормить только одну голову рогатаго скота, а при орошенiи та же площадь, засѣянная люцерной, даетъ кормъ для 15 дойныхъ коровъ. 20 акровъ (7,5 дес.) орошенной пустынной земли считается площадью, достаточной для безбѣднаго существованiя семьи изъ 3—5 чел. Орошенiе, повышая стоимость земли въ десять, даже въ сотни разъ, при естественномъ плодородiи почвы, даетъ богатые урожаи кормовыхъ травъ и хлѣбовъ на сѣверѣ, и фруктовъ, хлопка и другихъ цѣнныхъ культуръ — на югѣ. Люцерна, напримѣръ, въ сѣверныхъ штатахъ при 2—3 укосахъ въ лѣто даетъ до 1.000 пудовъ, а въ южныхъ при 6—7 укосахъ до 1.700 пуд. съ десятины; чистый доходъ отъ орошаемыхъ земель, занятыхъ этимъ растенiемъ, исчисляется, по оффицiальнымъ даннымъ, въ 19—28 долл. съ акра или 100—150 руб. съ десятины. Какъ высока стоимость орошенной земли подъ садовыми культурами, показываеть случай продажи въ штатѣ Колорадо персиковаго сада по 4 тыс. долл. за акръ или около 21.500 руб. за десятину 5).

Несомнѣнно, что здѣсь рука объ руку съ правительственными мѣропрiятiями должна идти и частная предпрiимчивость. Въ своей запискѣ «Колонизацiя Сибири» я сравнительно подробно развилъ мысль о привлеченiи частныхъ силъ и капиталовъ къ дѣлу разработки пустующихъ земель, а потому и ограничусь только указанiемъ на то обстоятельство, что только въ такомъ случаѣ и можно разсчитывать на быстрый и широкой успѣхъ. Всюду, гдѣ имѣли мѣсто предпрiятiя по приведенiю пустующихъ пространствъ въ культурное состоянiе, исторiя неуклонно заноситъ на свои страницы огромную роль частной предпрiимчивости, частныхъ капиталовъ. Если теперь мы наблюдаемъ постепенное завоеванiе русскихъ окраинъ, какъ, напримѣръ, Урала и Западной Сибири, иностранными предпринимателями, главнымъ образомъ англичанами и нѣмцами, несмотря на отсутствiе какихъ-либо особыхъ льготъ, то нетрудно представить себѣ, какъ могла бы развиться, при извѣстной поддержкѣ правительства, русская частная предпрiимчивость, какое широкое и выгодное примѣненiе могли бы имѣть здѣсь русскiе капиталы, въ наличности которыхъ нельзя сомнѣваться. Не надо только, повторяю, смотрѣть на это, какъ на какiя-то авантюры. Тамъ, гдѣ рискуютъ капиталомъ, гдѣ требуется огромная энергiя, авантюрамъ не можетъ быть мѣста.

Всѣ эти мѣропрiятiя, помимо ихъ огромнаго значенiя какъ факторовъ, способствующихъ поднятiю производительныхъ силъ нашего государства, неизбѣжны сейчасъ же еще и потому, что въ данный моментъ борьба странъ за мировой рынокъ достигла своего напряженiя и «мирными властителями, такъ сказать, торговыми королями наступающаго будущаго призваны сдѣлаться тѣ страны, которыя со своими, можно сказать, безконечными естественными богатствами, съ плодородной почвой, сумѣютъ использовать моментъ» (Жоржъ Блондель).

Казалось бы Россiя, стоящая во главѣ такихъ, щедро-одаренныхъ природными богатствами, странъ, могла бы разсчитывать на успѣхъ въ этой борьбѣ. Однако, мы не учитываемъ послѣдней, наша политика мало удѣляетъ вниманiя столь серьезному вопросу. Между тѣмъ, такое пассивное отношенiе несомнѣнно грозитъ и серьезными потрясенiями въ отечественной сельско-хозяйственной промышленности, торговлѣ и индустрiи.

Выше, при относительномъ сопоставленiи нашего экспорта съ иностраннымъ, были приведены данныя, свидѣтельствующiя о постепенномъ вытѣсненiи Россiи даже съ ближайшихъ къ ней рынковъ, гдѣ, казалось бы, на нашей сторонѣ всѣ шансы стать полными хозяевами по снабженiю необходимыми товарами — отвѣчающее требованiямъ этихъ рынковъ производство, близость ихъ къ центрамъ послѣдняго, а слѣдовательно и болѣе дешевая расцѣнка продуктовъ. Поэтому едва ли мы можемъ разсчитывать, при такомъ пассивномъ отношенiи нашей финансово-экономической политики къ наболѣвшимъ вопросамъ народнаго хозяйства, на успѣхъ борьбы за болѣе отдаленные, съ болѣе сложными требованiями, рынки.

Помимо приведенныхъ уже примѣровъ, свидѣтельствующихъ о неустойчивости нашего экспорта даже въ главныхъ его статьяхъ — въ вывозѣ зерновыхъ продуктовъ, нельзя не коснуться слѣдующаго, не менѣе нагляднаго, факта, имѣвшаго мѣсто въ 1911 г. Я имѣю въ виду обострившiйся въ Западной Европѣ, особенно въ Германiи и Австрiи, мясной кризисъ, послужившiй поводомъ къ ряду массовыхъ волненiй и желѣзнодорожныхъ забастовокъ. И въ то время, какъ мы оставались пассивными зрителями этого серьезнаго момента въ жизни своихъ сосѣдей, предпрiимчивыя Америка и Австралiя не приминули использовать его — миллiоны пудовъ заокеанскаго мяса были тотчасъ же переброшены на германскiй, австрiйскiй и французскiй рынки, и, нѣтъ сомнѣнiя, эти страны станутъ господами положенiя на данныхъ рынкахъ въ отношенiи снабженiя мясомъ; между тѣмъ, какъ мы, граничащiе съ Германiей и Австрiей, обладающiе значительно большими мясными излишками, чѣмъ Заокеанъ, остались при такой же ничтожной цифрѣ мясного экспорта.


VI.

Такимъ образомъ, всѣ данныя современнаго положенiя нашего хозяйства, нашей промышленности и торговли, а равно переживаемые въ послѣднее время мiровымъ рынкомъ моменты, обрисованные мною въ настоящемъ трудѣ, даютъ полное основанiе придти къ слѣдующимъ выводамъ.

Если финансовое положенiе Россiи, благодаря исключительно рекорднымъ урожаямъ 1909—1910 г.г., можетъ быть признано въ данный моментъ вполнѣ благопрiятнымъ, то этого нельзя сказать про современное экономическое благосостоянiе нашего отечества. По прежнему доходность главнаго промысла въ Россiи — сельскаго хозяйства стоитъ на низкомъ уровнѣ и свободная денежная наличность основного трудящагося элемента не можетъ покрывать самыхъ необходимыхъ жизненныхъ потребностей.

Такое неудовлетворительное экономическое состоянiе населенiя объясняется непосредственной зависимостью не только нашего сельскаго хозяйства, но и нашей индустрiи отъ циклоническихъ колебанiй урожая, что, какъ извѣстно, ставитъ страну въ крайне невыгодное, какъ съ финансовой точки зрѣнiя, такъ и въ отношенiи подъема ея производительныхъ силъ, положенiе.

Бюджетъ Россiи покоится на рискованномъ хищническомъ экстенсивномъ земледѣлiи, относительная доходность котораго, съ прогрессивнымъ сокращенiемъ скотоводства, вслѣдствiе распашки выпасовъ и сѣнокосовъ, а отсюда съ лишенiемъ главнаго удобрительнаго тука, неуклонно понижается.

Хуторское и отрубное хозяйства, создавая болѣе лучшiя условiя землепользованiя, открываютъ просторъ народной иницiативѣ въ дѣлѣ рацiональной постановки хозяйства, но неорганизованность сбыта продуктовъ неблагопрiятно отражается на успѣшномъ переходѣ къ интенсивнымъ культурамъ.

Между тѣмъ, естественный приростъ населенiя въ 2—3 мил. душъ ежегодно, освобождающiяся отъ перехода къ отрубному хозяйству рабочiя руки настойчиво требуютъ новыхъ областей примѣненiя труда, въ противномъ случаѣ нарождается перспектива развитiя пролетарiата, а отсюда и экономической революцiи.

Поэтому необходимо измѣнить курсъ въ нашей финансово-экономической политикѣ въ томъ направленiи, чтобы содѣйствовать скорѣйшему переходу отъ исключительно экстенсивнаго зернового хозяйства къ комбинированному, допускающему новыя интенсивныя формы труда.

Расширенiе площади интенсивныхъ культуръ за счетъ пустующихъ земель, не стѣсняясь широкими затратами, а главное допуская частную предпрiимчивость, дастъ возможность, помимо увеличенiя колонизацiоннаго фонда и избавленiя отъ иностранной зависимости, какъ, напримѣръ, въ отношенiи хлопка, повысить экспортъ новыхъ цѣнностей.

Только въ такомъ случаѣ можно разсчитывать на широкiй сбытъ произведенiй Россiи въ обмѣнъ на иностранное золото, а слѣдовательно и балансъ, какъ торговый, такъ и разсчетный, получитъ большую устойчивость.

Организацiя правильнаго и широкаго сбыта, помимо указанныхъ выгодъ, необходима еще и въ виду той борьбы за мiровой рынокъ, которая достигла въ данный моментъ наивысшаго напряженiя.


1) Акръ — немного болѣе ⅓ дес. (0.3704 дес.). (стр. 58)

2) Метрическiй центнеръ = 6¹/₁₀ пуда. Гектаръ — немного болѣе ⁹/₁₀ дес. (0.9153 дес.). (стр. 59)

3) Проф. I. М. Гольдштейнъ — «Рус. Эксп.», 1912 г. (стр. 60)

4) Carey Act — федеральное правительство предложило каждому изъ штатовъ въ собственность по 370.000 дес. государственной земли, при условiи оросить и колонизировать ее въ теченiе 10 лѣтъ. (стр. 62)

5) Б. Скорняковъ — «Орошенiе и Колонизацiя пустынь шт. Айдахо». (стр. 64)