В. И. Денисов. Наша промышленность, 1913 г.

В. И. Денисов. Наша промышленность, 1913 г., стр. 42-61

Наша промышленность



Каменноугольная промышленность. «Каменный уголь — это хлѣбъ промышленности» — говорятъ англичане. И это сравненiе вполнѣ правильное, такъ какъ по потребленiю даннаго ископаемаго мы судимъ о развитiи промышленности. Цифры добычи каменнаго угля въ Россiи хотя и свидѣтельствуютъ о повышенiи потребленiя, но крайне медленнаго, въ чемъ можно убѣдиться изъ слѣдующихъ сопоставленiй:
  миллiоны   пудовъ.
1907 г............ 1.520,2
1908 » ........... 1.590,1
1909 » ........... 1.567,6
1910 » ........... 1.520,1
1911 » ........... 1.733,3

Слѣдовательно, изъ всего пятилѣтiя только послѣднiй, 1911-й годъ далъ незначительное повышенiе. Общее же въ перiодъ 1907—1911 гг. увеличенiе выражается цифрою въ 212 миллiоновъ пудовъ, т. е. въ среднемъ по 42,4 милл. пудовъ. Судить, насколько великъ или, наоборотъ, малъ такой приростъ, возможно только при сопоставленiи съ другими странами. Такъ, въ Англiи, гдѣ «каменный уголь считается болѣе цѣннымъ, чѣмъ золото, ибо ему, какъ извѣстно, эта страна обязана своимъ экономическимъ развитiемъ», каждое пятилѣтiе добыча угля отмѣчаетъ приростъ въ 1.200 милл. пуд., т. е. по 240 милл. пудовъ въ годъ, или почти въ 6 разъ больше, чѣмъ въ Россiи. Въ этомъ отношенiи интересно сравнить добычу угля въ Россiи съ добычей его въ другихъ странахъ.
  Англiя. Германiя. Соед. Штаты.
м и л л i о н ъ   п у д о в ъ.
1890—1894 гг............. 10.800,0 4.320,0 9.180,0
1895—1899 » ........... 12.060,0 5.400,0 11,340,0
1900—1904 » ........... 12.560,0 6.600,0 16.860,0
1905—1909 » ........... 15.240,0 9.100,0 22,800,0

Можетъ ли идти въ сравненiи съ приведенными цифрами добыча угля у нась? Само собой разумѣется, что нѣтъ, также какъ и ростъ потребленiя внутри страны.
Годы. Россiя. Соед. Штаты. Англiя. Германiя.
1900—1904............. 1.360 16.500 9.900 5.620
1905—1908............. 1.550 22.200 10.500 7.260
1909—1911............. 1.620 24.300 11.200 8.700

Наконецъ, душевое потребленiе каменнаго угля въ Россiи также ничтожно по сравненiю, напримѣръ, съ Германiей:
  Россiя. Германiя Англiя.
П у д о в ъ  н а  1  ж и т е л я.
1910............. 9 196 344
1911............. 10,3 204 360
1912............. 10,2 220 368

Такимъ образомъ, «хлѣба промышленности», добывается въ Россiи крайне недостаточно и этимъ объясняется тотъ «голодъ», который переживаетъ Имперiя въ отношенiи угля. Собственно, не было бы такъ досадно, если бы угольный голодъ являлся результатомъ бѣдности страны этимъ ископаемымъ, но въ томъ-то и дѣло, что съ Россiей, по мощи залегаемыхъ пластовъ лучшаго угля не можетъ сравниться ни одна изъ странъ мiра. Мы не будемъ говорить о неисчерпаемыхъ угольныхъ богатствахъ Донецкаго и Домбровскаго бассейновъ — при другой постановкѣ дѣла разработки и при другой организацiи сбыта, они могли бы увеличить свою разработку въ 4—5 разъ. Значительно большими залежами обладаетъ Кавказъ, Уралъ, Сибирь, Туркестанъ, гдѣ, по сообщенiю «Вестника Финансовъ» и «Торг.-Пром. Газеты», мощь пластовъ хорошаго угля можетъ насытить всю мiровую промышленность, при этомъ организацiя разработки угля не потребуетъ чрезмѣрнаго финансоваго напряженiя страны. И въ то же время мы въ перiодъ угольнаго голода обращаемся къ иностранному продукту, какъ объ этомъ и возникла мысль въ нынѣшнемъ году, а именно признано необходимымъ ввезти иностраннаго угля на 55 миллiоновъ рублей. Обычная ненормальность въ нашей промышленности, являющаяся непосредственнымъ слѣдствiемъ нашей финансово-экономической политики. Согласно доклада извѣстнаго промышленнаго дѣятеля Н. С. Авдакова, на 37-мъ съѣздѣ горнопромышленниковъ юга Россiи добывная способность копей юга Россiи весьма напряжена и въ 1912 году при выработкѣ 1,300 милл. пудовъ угля и антрацита до истощения добывной способности оставалось всего 330 милл. пуд.

Такъ, за послѣднiе три года соотношенiе между ними было:
  Добывная способ-
ность копей.
Добыто угля
и антрацита.
м и л л i о н ы   п у д о в ъ.
1910............. 1.567 1.018
1911............. 1.643 1.217
1912............. 1.630 1.300

Ростъ же промышленности въ 1912 году шелъ такъ быстро, что недостача донецкаго угля составила уже 50 милл. пуд., а на 1913 г. она исчислена въ 70 милл. пудовъ. Словомъ, сами промышленники отмѣчаютъ, что «переживаемый нашей угольной промышленностью моментъ дастъ, несомнѣнно, указанiе на ненормальность существующаго положенiя». Необходимо увеличить добывную промышленность, а для этого нуженъ притокъ въ угольную промышленность новыхъ капиталовъ. А этого то притока свободныхъ средствъ за послѣднiе годы, къ сожалѣнiю, не наблюдается, ибо у насъ нѣтъ извѣстной рентабельности каменноугольныхъ предпрiятiй, нѣтъ постоянства сбыта.

Существенная причина задержки роста заключается также въ низкихъ цѣнахъ. Согласно произведенной анкетѣ Министерствомъ Торговли и Промышленности, средняя себѣстоимость для рядового угля была опредѣлена безъ оплаты процентовъ на акцiонерный и облигацiонный капиталъ и погашенiя, въ 8,15 коп. за пудъ. Послѣ внесенiя въ эти расчеты некоторыхъ поправокъ Министерствомъ Путей Сообщенiя, и принимая во вниманiе необходимость получать на капиталъ извѣстную прибыль и погашать имущество, себѣстоимость угля должна быть принята около 9 коп. При этомъ надо имѣть въ виду, что уголь поставляемый для желѣзныхъ дорогъ требуется по повышеннымъ техническимъ условiямъ и самыя условiя его прiемки еще болѣе повышаютъ его стоимость для поставщиковъ. Между тѣмъ, за послѣднiе годы среднiя цѣны главнаго потребителя угля — желѣзныхъ дорогъ — составляли въ 1909 году — 8,62 коп., 1910 г. — 8,40 коп., 1911 г. 1) — 7,77 коп., 1912 г. — 8,17 коп.

Такимъ образомъ, за весь этотъ перiодъ угольныя предпрiятiя Донецкаго бассейна работали или въ убытокъ, или безъ нормальнаго процента на затраченные капиталы.

По мнѣнiю «Вѣстн. Финансовъ», «себѣстоимость угля въ донецкомъ бассейнѣ отнюдь не можетъ быть названа дешевой, какъ это многiе склонны считать, исходя изъ меньшей стоимости рабочихъ рукъ въ Россiи, чѣмъ заграницей». Объясняется такое положенiе, конечно, весьма многими причинами: какъ геологическими условiями залеганiя угля, такъ и экономически-техническими. Одна изъ нихъ — неурегулированность рабочаго вопроса въ Россiи. До сихъ поръ значительная часть рабочихъ донецкаго бассейна является элементомъ сравнительно мало спецiализировавшимся въ горномъ дѣлѣ: рабочiе — пришлые, уходящiе домой на полевые работы въ лѣтнiе мѣсяцы. Что касается техники угледобыванiя, то для донецкой углепромышленности анкетная комиссiя установила, что наиболѣе дешевый продуктъ получаютъ предпрiятiя сравнительно мелкiя: съ годовой добычей до 5 милл., а самый дорогой уголь получаютъ на наиболѣе крупныхъ рудникахъ — съ годовой добычей выше 10 милл. пудовъ. При такомъ положенiи вещей приходится придти къ выводу, что крупная капиталистическая промышленность (grossbetrieb) для донецкаго бассейна нежелательна. Весьма возможно, что объясненiе этого обстоятельства лежитъ въ томъ, что каменноугольная промышленность, какъ и другiя отрасли народнаго труда, нуждаются въ цѣломъ рядѣ правительственныхъ мѣропрiятiй и прежде всего, какъ мы раньше подчеркивали, въ рентабельности и организованномъ сбытѣ. Промышленники, если и напрягаютъ силы въ сторону созданiя благопрiятныхъ моментовь къ болѣе широкой и выгодной эксплоатацiи мощныхъ пластовъ каменнаго угля, то усилiя ихъ будутъ малорезультатными, разъ вѣдомственная политика не имѣетъ въ этомъ отношенiи опредѣленной и планомѣрной программы. Характерно въ этомъ отношенiи является то, что въ то время, какъ сами промышленники, такъ и потребители каменнаго угля свидѣтельствуютъ о наступленiи угольнаго кризиса и угольнаго голода, когда министерство путей сообщенiя поднимаетъ вопросъ о необходимости ввоза угля изъ-заграницы на 55 миллiоновъ рублей, Записка не оставляетъ своего оптимизма и констатируетъ въ 1912-мъ году «для каменноугольной промышленности небывалое развитiе, при весьма благопрiятныхъ цѣнахъ» и въ доказательство приводитъ «iюньскiя» цѣны послѣднихъ трехъ лѣтъ. Да и вообще заявленiя о «подъемѣ», «оживленiи» и «развитiи», щедро разсыпанныя въ Запискѣ, совершенно голословны и не соотвѣтствуютъ дѣйствительному положенiю дѣла. Такъ, въ Запискѣ категорически заявляется, что въ Сибири «замѣчается въ послѣднiе три года значительный подъемъ добычи ископаемаго горючаго», а одновременно въ «Вѣстнике Финансовъ» приводятся цифры, свидѣтельствующiя совершенно обратное. Напримѣръ, во всей Западной Сибири добыто въ 1910 году 31,5 милл. пудовъ угля, а въ 1911 году — 31,4 милл. пудовъ; въ черемхомскомъ районѣ (Восточная Сибирь) добыто въ 1905 г. — 53,3 милл. пудовъ, 1906 г. — 61,1 милл. пудовъ, въ 1909 г. — 27,0 милл. пудовъ и въ 1911 г. — 25,1 милл. пуд., наконецъ, въ Приморской области въ 1910 году добыто 12,2 милл. пудовъ, а въ 1911 г. — 7,7 милл. пудовъ.

О «здоровомъ оптимизмѣ» тутъ не можетъ быть и рѣчи. Мало того, когда составлялась экономическая Записка, въ министерство торговли и промышленности поступали заявленiя, что «промышленность испытываетъ крайнiя затрудненiя вслѣдствiе рѣзкаго недостатка минеральнаго топлива и высокихъ цѣнъ на него и что дальнѣйшiя трудности въ прiобрѣтенiи минеральнаго топлива содержатъ въ себѣ серьезную угрозу не только развитiю промышленности, но и существованiю многихъ фабрично-заводскихъ предпрiятiй, въ виду чего совѣщанiе признало необходимымъ избрать особую комиссiю изъ представителей промышленности для немедленной выработки мѣръ борьбы съ угольнымъ кризисомъ». 2)

Въ заключенiе нельзя не остановиться на мѣропрiятiи, къ которому предполагаетъ прибѣгнуть вѣдомство — это на безпошлинномъ ввозѣ англiйскаго угля.

Несомнѣнно, на первое время безпошлинный ввозъ англiйскаго угля ослабитъ угольный кризисъ; но подобная мѣра можетъ быть лишь паллiативна. Во первыхъ, безпошлинный провозъ угля можетъ быть разрѣшенъ лишь временно, а во вторыхъ, при усиленномъ спросѣ на каменный уголь, цѣны на таковой несомнѣнно повысятся, точно также повысится и морской фрахтъ.

Помимо того, на англiйскомъ угольномъ рынкѣ все время наблюдается повышательная тенденцiя цѣнъ. Въ бюллетеняхъ о контрактахъ заключенныхъ на доставку угля въ порты Средиземнаго моря, для снабженiя пароходовъ въ навигацiю будущаго года, помѣщены слѣдующiя данныя:
Портъ. Сортъ угля. Контрактовыя цѣны.
Въ 1912 г. На 1913 г.
Алжиръ........ Welsh 22 шилл. за тон. 27 шилл. за тон.
     »     ........ Durham 20 » » 25 » »
Мальта........ Welsh 22 » » 25/6 » »
     »     ........ Durham 21 » » 25/6 » »
Сира........ Welsh 22/3 » » 26 » »
     »     ........ Durham 20/6 » » 25/6 » »
Пирей........ Welsh 22/6 » » 26 » »
     »     ........ Durham 20/9 » » 25 » »
Константино-
поль........
Welsh 25 » » 28 » »
Александрiя........ Durham 27 » » 31 » »
П.-Саидъ........ Cardiff 26 » » 30/6 » »

Изъ вышеприведенной таблицы усматривается, что цѣны на уголь уже поднялись въ среднемь почти на 4¼ шилл. на тонну, но вѣдь это только начало угольнаго сезона и еще не последовало требованiй со стороны Россiи.

Во всякомъ случаѣ, мѣра, къ которой думаетъ прибѣгнуть вѣдомство, крайне неудачна и не спасетъ нашу каменноугольную промышленность отъ начавшагося кризиса. Для этого нужны другiя, болѣе радикальныя мѣропрiятiя — мы должны принять всѣ мѣры къ правильной планомѣрной разработкѣ нашихъ каменноугольныхъ копей, уреулировать ихъ эксплоатацiю, поставить на болѣе серьезную почву вопросъ о рабочихъ, и тогда лишь можно будетъ ожидать благопрiятныхъ результатовъ».

Нефтяная промышленность. Неблагоприятно складывается конъюнктура и для нефтяной промышленности — «нефтяной голодъ», также какъ и угольный, является фактомъ. Такъ, последнѣе десятилѣтiе, 1901—1911 гг., паденiе добычи опредѣлилось въ 21%. Потребленiе нефти внутри страны также понизилось, о чемъ свидѣтельствуетъ слѣдующее сопоставленiе:
  Среднее годовое
потребленiе,
въ милл. пуд.
Уменьшенiе.
въ милл. пуд. въ %
1901—1906............. 290
1907—1911............. 261 29 10%

Такимъ образомъ, русская промышленность, прогрессъ которой находится въ огромной зависимости отъ топлива, имѣетъ въ фактѣ пониженiя добычи новый серьезный тормазъ къ своему развитiю. Къ сожалѣнiю, это печальное явленiе не особенно безпокоитъ нашу финансово-экономическую политику и она продолжаетъ оставаться оптимистичной, продолжая заявлять о «весьма благопрiятномъ» положенiи вещей. Правда, тутъ же въ Запискѣ признается фактъ «истощенiя нефтеносныхъ площадей и сокращенiя добычи», благодаря чему отмѣчается «подъемъ нефтяныхъ цѣнъ, не имѣвшiй мѣста даже въ исключительные по конъюнктурѣ годы», какъ напримѣръ въ годы русскаго политическаго развала, но «нѣтъ худа безъ добра» — «началось движенiе въ сторону замѣны жидкаго топлива другими его видами, въ томъ числѣ и антрацитомъ, что создаетъ для этой промышленности весьма благопрiятную конъюнктуру». Какова эта конъюнктура — мы видѣли выше, когда коснулись каменно-угольной промышленности.

Но едва ли русская промышленность и русская торговля помирятся съ тѣмъ, чтобы отечественная нефтяная промышленность, еще недавно стоявшая во главѣ мiровой добычи въ теченiе цѣлаго ряда лѣтъ, упала до второстепенной отрасли:
Годы.   Россiя.     Америка.   Вывезено нефт.
остат. въ Баку.
  Цѣна пуда нефт.  
остатк. въ Баку.
Коп. за пудъ.
Миллiоны пудовъ.
1901............. 706,4 555 309,3 9,60
1907............. 519,8 1.352,2 234,8 28.86
1908............. 526,4 1.461,7 211,1 22,49
1909............. 562,0 1.482,6 210,2 21,30
1910............. 583,6 1.715,0 219,2 15,74
1911............. 557,0 1.794,5 244,6 21,75
1912............. 560,0 1.760,0 200,3 34,00

Въ процентномъ отношенiи добыча нефти въ Россiи въ 1901 г. была равна 50,6% мiровой добычи, противъ 41,2% добычи Америки. Но въ 1911 г. доля Америки въ мiровой добычѣ достигла 63,1%, тогда какъ доля Россiи упала до 19,6%.

Но если количество добытой нефти, какъ равно и нефтяного топлива, значительно уменьшилось съ 1901 г., зато цѣны на это топливо чрезмѣрно поднялись, въ особенности если принять во вниманiе среднюю годовую цѣну въ 1912 г., опредѣленную по приблизительнымъ подсчетамъ въ 34 коп. При этомъ не лишне будетъ указать, что въ 1893 г. средняя годовая цѣна пуда нефтяныхъ остатковъ была 1,5 коп.

При такомъ положенiи дѣлъ съ нефтью, т. е. при сокращенiи ея добычи и чрезвычайномъ подъемѣ цѣнъ на нее и на ея продукты, вполнѣ естественнымъ является паденiе вывоза нефтяныхъ продуктовъ заграницу: нашъ отпускъ этихъ продуктовъ съ 1 апрѣля 1911 г. по 1 апрѣля 1912 г. составилъ всего 46,4 милл. пуд. противъ 52,8 милл. пуд., вывезенныхъ за тотъ же промежутокъ времени въ 1910—1911 гг. Это сокращенiе произошло исключительно за счетъ вывоза освѣтительныхъ маслъ черезъ Батумъ, какъ это видно изъ слѣдующихъ данныхъ Департамента Таможенныхъ Сборовъ:
    Вывезено заграницу изъ Батума:
  освѣтительныхъ  
маслъ.
  смазочныхъ  
маслъ.
  нефтяныхъ  
остатковъ.
М и л л i о н ы   п у д о в ъ.
Съ 1 апрѣля 1910 г. по  
  1 апрѣля 1911 г. 3) 26,75 11,16 2,86
Съ 1 апрѣля 1911 г. по
  1 апрѣля 1912 г. 17,25 13,27 2,91
  Разница —9,50 +2,11 +0,05
    —35,5% +18,9% +1,7%

Такимъ образомъ, и въ отношенiи даннаго товара мы теряемъ иностранные рынки, а слѣдовательно ослабляемъ и безъ того не особенно крѣпкiй балансъ страны. Особенно угрожающiй характеръ принимаетъ сокращенiе вывоза освѣтительныхъ маслъ, которыя составляютъ одинъ изъ главныхъ предметовъ нашего ввоза на восточные рынки, къ завоеванiю коихъ мы такъ стремимся въ послѣднее время.

Причины этого печальнаго явленiя, неблагопрiятно отражающагося на положенiи нашей промышленности, кроются въ своеобразности вѣдомственной политики. Истощенность нефтеносной площади, на которой работаютъ нефтепромышленники въ течение 40 лѣтъ, несомнѣнна.

Въ данное время бакинская нефтяная промышленность работаетъ приблизительно на 1000 дес.; за почти 40-лѣтнее существованiе извлечено изъ нѣдръ этой тысячи десятинъ свыше 10 миллiард. пудовъ нефти, что составляетъ на каждую десятину болѣе 10 милл. пуд. Необходимо закладывать новыя скважины на новыхъ земляхъ. Но туть то непреодолимое препятствiе, которое тормазитъ развитiе нефтяной промышленности: всѣ земли, окружающiя существующiе промыслы на 4 старыхъ площадяхъ бакинскаго района, принадлежатъ казнѣ, и самыя настойчивыя попытки, дѣлаемыя нефтепромышленниками съ 1901 г., получить новыя земли въ разработку — разбиваются о своеобразно понимаемые «интересы казны».

Во имя «интересовъ казны» отклоняются ходатайства промышленниковъ о расширенiи нефтеносной площади, о сдачѣ нефтеносныхъ земель съ торговъ за долевое отчисленiе. Въ результатѣ — «вѣдомство завалено всякими ходатайствами отдѣльныхъ нефтепромышленныхъ фирмъ и проектируемыхъ новыхъ организацiй нефтепромышленниковъ о сдачѣ имъ безъ торговъ прилегающихъ къ ихъ промысламъ участковъ казенныхъ нефтеносныхъ земель; но всѣ эти ходатайства весьма рѣшительно отклонялись. На нежелательность такого отношенiя вѣдомственной политики къ нуждамъ отечественной нефтепромышленности указывала и финансовая комиссiя Государственнаго Совѣта. По заключенiю послѣдней, «искусственное, вслѣдствiе задержки сдачи въ эксплоатацiю нефтеносныхъ земель, вздорожанiе продукта, составляющаго предметъ освѣщенiя для массы населенiя и топлива для техническихъ предпрiятiй и желѣзныхъ дорогъ, во всякомъ случаѣ представляется для страны явленiемъ экономически крайне невыгоднымъ» или «по настоящее время покоятся въ вѣдомственныхъ канцелярiяхъ, послѣ обсужденiя ихъ въ междувѣдомственныхъ совѣщанiяхъ». А тѣмъ временемъ промышленность терпѣла недостатокъ въ необходимомъ ей топливѣ или переплачивала за нефтяное топливо громадныя деньги, или переходило на другое горючее. Для иллюстрацiи можно привести въ примѣръ жел. дороги, которыя въ 1912 г. на одной разницѣ въ цѣне нефти переплатили противъ 1911 г. болѣе 10 милл. рублей.

Что касается новыхъ нефтеносныхъ земель, то были произведены развѣдки и заложены скважины въ Ильской, Кудако, Берекеѣ, Хидерзендахъ, Чатмѣ, Саальянской степи, Магана, Алатѣ, въ окрестностяхъ Петровска (Дагестанскаго), Майкопскомъ районѣ, на р. Эмбѣ, о. Челекенѣ, Нефтяной горѣ и пр. Вездѣ въ развѣданныхъ мѣстностяхъ имѣется нефть, но, къ сожалѣнiю, не промышленная нефть, т. е. не такая, которая можеть окупать издержки по ея добыванiю.

Кромѣ того, самыя развѣдки поставлены въ крайне стѣснительныя рамки. Такъ на производство развѣдокъ дается двухлѣтнiй срокъ, после чего заявщикъ имѣетъ право получить изъ 37,5 дес. разведанныхъ — 10 дес. подъ добычу нефти, т. е. ⁴/₁₅ развѣданной площади, за опредѣленную невысокую подесятинную плату. Остальныя 27,5 дес. или ¹¹/₁₅, вновь поступаютъ въ полную собственность казны. Казалось бы, что приведенныя выше главныя основанiя, на которыхъ могутъ производиться развѣдки на обширныхъ плошадяхъ казенныхъ земель, имѣющихъ признаки нефтеносности, въ большинствѣ случаевъ расположенныхъ въ малонаселенныхъ и пустынныхъ мѣстностяхъ, не оставляютъ желать ничего лучшаго, частная иницiатива всякаго полноправнаго подданнаго Россiйской Имперiи получаетъ, на основанiи этихъ правилъ, полную возможность проявляться весьма широко. Къ сожалѣнiю, это только одна теория, а на практикѣ выходитъ совсѣмъ иначе. Въ доказательство послѣдняго утвержденiя, г. Изнаръ («Пром. и Торг.») приводитъ историческiй ходъ заявочной эпопеи на островѣ Челекенѣ. Только въ мартѣ 1912 г. лица, подавшiя первыя ходатайства въ 1895 г., получили отказъ въ выдачѣ позволительныхъ свидѣтельствъ. Отказъ этоть былъ мотивированъ несоблюденiемъ въ поданныхъ ходатайствахъ, главнымъ образомъ, чисто формальныхъ и при томъ совершенно малозначущихъ требованiй, объявленныхъ въ циркулярныхъ распоряженiяхъ Горнаго Д-та чуть ли не черезъ 10 лѣтъ послѣ фактической постановки заявочнаго столба и подачи ходатайства о выдачѣ дозволительнаго свидѣтельства.

Какъ на причину нынѣшняго состоянiя нефтяной промышленности указываютъ на синдицированiе крупныхъ нефтяниковъ, захватившихъ въ свои руки и добычу, и рынокъ. Мы не станемъ совершенно отрицать возможности такового соглашенiя, но не можемъ усмотрѣть въ этомъ чего-то неотвратимаго и непобѣдимаго. Почему же въ Америкѣ, которая, какъ мы привели выше цифры, до колоссальныхъ размѣровъ развиваетъ свою добычу нефти, существующiй знаменитый синдикатъ «Standard Oil C°» не мѣшаетъ расти нефтяной промышленности.

Въ рукахъ вѣдомства имѣются средства, чтобы парализовать влiянiе синдикатовъ и трестовъ, но, къ сожалѣнiю, оно само еще не разобралось въ значенiи даннаго вопроса, не рѣшило даже къ какому отдѣлу отнести его: къ отделу промышленности или торговли.

Въ рукахъ казны имѣется до 2.300 десятинъ нетронутой нефтеносной площади, въ нѣдрахъ которой кроются миллiарды пудовъ нефти; казна могла бы воспользоваться, по примѣру Соединенныхъ Штатовъ, такимъ регуляторомъ цѣнъ, какъ накопленiе запасовь мазута изъ долевого отчисленiя отъ нефтепромышленниковъ въ годы низкихъ цѣнъ, чтобы потомъ, въ годы подъема послѣднихъ, какъ, напримѣръ, въ настоящiй перiодъ, обслуживать этими запасами нужды казенныхъ и частныхъ желѣзныхъ дорогъ; наконецъ, давно бы слѣдовало оборудовать промыслы сѣтью подъѣздныхъ путей, которая несомнѣнно удешевила бы доставку нефти.

Но всѣ эти вопросы въ силу неизъяснимыхъ причинъ игнорируются нашей вѣдомственной политикой, по крайней мѣрѣ не входятъ въ кругъ насущныхъ заботъ объ отечественной нефтепромышленности, переживающей тяжелый кризисъ.

Желѣзодѣлательная промышленность. Само собой разумѣется, что по Экономической Запискѣ Министра Финансовъ «отечественная желѣзодѣлательная промышленность переживаетъ перiодъ весьма интенсивнаго подъема, характеризующагося не только сильнымъ увеличенiемъ производства, но и замѣтнымъ сокращенiемъ заводскихъ запасовъ», а по отношенiю къ основному продукту желѣзной промышленности — чугуну Запискѣ «приходится даже отмѣтить, что, несмотря на полное напряженiе своихъ силъ, заводы не смогли удовлетворить всей потребности русскаго рынка въ одномъ сортѣ этого продукта — въ литейномъ чугунѣ, хотя въ 1911 г. во всей Россiи было выплавлено небывалое еще количество чугуна, причемъ ростъ производства по сравненiю съ предыдущимъ годомъ опредѣляется въ 33,5 милл. пуд., или въ 18%, несмотря на то, что выплавка чугуна въ 1910 г. замѣтно развилась противъ выплавки 1909 г.; по сравненiю же съ 1909 г. производство чугуна въ Россiи за 1911 г. увеличилось на 43,8 милл. пуд., или на 24,9%».

Анализируя тѣ же цифры, что и Записка, мы приходимъ къ выводу о незначительности роста желѣзодѣлательной промышленности, особенно если сопоставить этотъ ростъ съ ростомъ населенiя, или сравнивать съ развитiемъ данной промышленности, съ повышенiемъ ея въ другихъ государствахъ. Такъ, за послѣднiя 8 лѣтъ, 1904—1911 гг., производство чугуна возрасло на 21,6%, населенiе же увеличилось, считая ежегодный приростъ въ 2%, на 16%. Отчисляя на этотъ приростъ среднее душевое производство, опредѣлившееся въ 1903 году, мы имѣемъ всего 5,6% повышенiя производства чугуна на приростъ потребности въ этомъ предметѣ первой необходимости. Такимъ образомъ, въ теченiи 8 лѣтъ производство чугуна повысилось всего на 10 милл. пудовъ, по 1.230.000 пудовъ въ годъ, что составляетъ приростъ на душу 0,4 фунта для всего населенiя, и если брать одно сельское — по 0,6 фунта.

Невелико въ Россiи и общее потребленiе желѣза и стали, причемъ отмѣчается даже пониженiе душевого потребленiя. Такъ, по даннымъ «Вѣстника Финансовъ» душевое потребленiе по двумъ послѣднимъ пятилѣтiямъ опредѣлялось слѣдующимъ образомъ:
  Н а  д у ш у   п у д о в ъ.
Включая ж.-д.
  строительство.  
Безъ ж.-д.
  строительства.  
1900—1904............. 1,4 1,3
1905—1910............. 1,18 1,13

Такимъ образомъ, оптимистическое заявленiе Министра Финансовь въ Запискѣ не подтверждается его же оффицiозомъ.

Сопоставленiе отечественной желѣзодѣлательной промышленности съ таковой въ другихъ странахъ выясняется не въ пользу Россiи. Такъ, въ перiодъ 1910—1912 гг. производство желѣза и стали на душу населенiя въ пудахъ выразилось:
Россiя.................... 1,3
Англiя.................... 24,8
Францiя.................... 8,4
Германiя.................... 12,1
Соед. Штаты.................... 18,6

Производство желѣзной руды во Францiи въ 1912 г. достигло 4.826 т. тоннъ, болѣе противъ предшествующаго года на 400 т. тоннъ. Въ томъ же году построено новыхъ восемь доменныхъ печей. Въ настоящее время доменныхъ печей во Францiи имѣется 131. Повидимому производство желѣзной руды во Францiи имѣетъ всѣ шансы развиваться и въ будущемъ. Въ одной восточной Францiи въ нынѣшнемъ году предполагается построить 12 доменныхъ печей. Производство готовыхъ издѣлiй также возрастаетъ. Развитiе французской желѣзной промышленности представляется тѣмъ болѣе примѣчательнымъ, что рынкомъ сбыта является почти исключительно сама Францiя.

Недостаточность развитiя желѣзной промышленности внутри Имперiи подтверждается данными ввоза къ намъ иностраннаго желѣза. Такъ привозъ чугуна увеличивается и абсолютно, и относительно:
Года. Тысячи пудовъ.
Всего. Въ томъ числѣ
  простого чугуна.  
1909............. 326 163
1910............. 359 97
1911 4)............. 3.430 2.645

Общество заводчиковъ и фабрикантовъ московскаго промышленнаго района опредѣляетъ современную потребность московскаго района въ чугунѣ въ 9—10 милл. п. Между тѣмъ, въ 1911 г. изъ разныхъ мѣстъ по желѣзнымъ дорогамъ было доставлено въ московскiй районъ 8.131 т. п. чугуна. Данныя о запасахъ чугуна на заводахъ указываютъ на ихъ истощенiе, и трудно расчитывать на пополненiе ихъ съ юга. Общество заводчиковъ настаиваетъ поэтому на принятiи правительствомъ особыхъ мѣръ съ цѣлью усилить подвозы чугуна, такъ какъ иначе заводамъ придется сократить свое производство. Положенiе осложняется недостаткомъ топлива.

Цѣны на чугунъ на нашихъ рынкахъ въ минувшемъ году были исключительно высоки; разница между цѣной на чугунъ на нашихъ и заграничныхъ рынкахъ увеличилась. Въ первой половинѣ 1910 г. литейный чугунъ въ Харьковѣ (loco заводъ) стоилъ на 2 к. въ пудѣ дешевле, чѣмъ въ Дюссельдорфѣ (47 и 49 к.), въ декабрѣ 1910 г. въ Харьковѣ цѣна уже превышала дюссельдорфскую на 10 к. (58 и 48 к.), а въ декабрѣ 1911 г. — на 23 к. (76 и 53 к.).

За исключенiемъ проволоки и жестяныхъ издѣлiй, привозъ всякаго рода другихъ издѣлiй также увеличился.
Годы: На сумму милл. рублей.
  Всего.     Больше.  
1910............. 196,9
1911............. 241,2 44,3

И абсолютно, и относительно, сильно увеличивается привозъ сложныхъ сельско-хозяйственныхъ машинъ: онъ достигъ 4,7 милл. пуд., противъ 2,7 милл. п. въ 1910 г.; по цѣнности онъ повысился до 24,2 милл. р., противъ 14,2 милл. р.

Привозъ машинъ не сельско-хозяйственныхъ достигъ въ 1911 г. 7.579 т. п., противъ 6.140 т. п. въ 1910 году. Наибольшее увеличенiе далъ привозъ станковъ для обработки металловъ и дерева, паровыхъ машинъ, газовыхъ и нефтяныхъ двигателей, динамо-электрическихъ машинъ и электро-двигателей.

Наоборотъ вывозъ изъ Россiи по той же группѣ значительно сократился.
  Т ы с я ч и   р у б л е й.
 1907 г.   1908 г.   1909 г.   1910 г.   1911 г. 
Руда желѣзная..... 5.406 3.835 3.195 5.175 5.407
   »   марганцевая..... 9.262 7.028 7.553 7.691 6.650
Рельсы и рельсо-
выя скрѣпленiя.....
4.946 7.662 3.485 3.097

Общая цѣнность вывоза главнѣйшихъ продуктовъ горной и горнозаводской промышленности въ 1911 г., по сравненiю съ 1909 г., сократилась на 3,5 милл. руб.

Такимъ образомъ, если душевое потребленiе желѣза взять данной для сужденiя о подъемѣ отечественной сельско-хозяйственной промышленности, ибо главнымъ потребителемъ чугуна, желѣза и стали является все-же сельское хозяйство, конъюнктура оказывается совсѣмъ не въ пользу «здороваго оптимизма», которымъ окрашена наша современная финансово-экономическая политика. «Чугунный голодъ», который признанъ и промышленностью и рынкомъ, отрицается этой политикой — «нѣтъ голода, а есть только временная заминка», заявляетъ вѣдомство. Между тѣмъ, еще въ концѣ 1910 года обнаружился недостатокъ литейнаго чугуна въ прибалтiйскомъ и петербургскомъ районахъ и вѣдомство объяснило его тогда влiянiемъ временнаго явленiя, а именно: вспыхнувшею лѣтомъ 1910 г. на югѣ Россiи холерной «эпидемiей, вызвавшей сильное сокращенiе дѣятельности южныхъ металлургическихъ заводовъ и каменноугольныхъ копей». Однако, осенью и зимою того же 1910 г. этотъ недостатокъ сталъ ощущаться также и въ другихъ районахъ и въ болѣе сильной степени. Несмотря на усиленiе производительности уральскихъ казенныхъ горныхъ заводовъ и на общее возрастанiе числа дѣйствующихъ доменныхъ печей Имперiи, чугунный голодъ продолжалъ обостряться. Независимо отъ этого, сталъ ощущаться коксовый голодъ, что въ свою очередь отражалось на производительности металлургическихъ заводовъ. Съ развитiемъ чугуннаго голода созывались одно за другимъ совѣщанiя по вопросу объ его устраненiи, и со стороны Юга ждали его разрѣшенiя. Южане заявили, что дѣло наладится, что чугунный голодъ — явленiе временнаго характера, что вопросъ разрѣшится самъ собою. Но время показало, что дѣло ничуть не налаживалось, и, въ концѣ концовъ, пришлось прибѣгнуть къ спѣшному изданiю закона 16 мая 1911 г. о льготномъ пропускѣ изъ заграницы по отдѣлънымъ ходатайствамъ чугуна на срокъ до 1-го iюля 1912 г.

Прекратились эпидемическiя заболѣванiя на Югѣ, дѣятельность южно-русскихъ заводовъ и копей получила необыкновенное развитiе, но цѣны на чугунъ неуклонно росли, а вмѣстѣ съ тѣмъ не прекращались жалобы на недостатокъ чугуна, несмотря на изданiе закона 16-го мая 1911 года. Наконецъ, истекъ срокъ дѣйствiя этого закона, и въ маѣ мѣсяцѣ 1912 г. Министерство Торговли и Промышленности созвало новое междувѣдомственное совѣщанiе по вопросу о чугунѣ и о необходимости продленiя дѣйствiя закона 16-го мая, на которомъ представитель вѣдомства промышленности заявилъ, что налицо нѣтъ такихъ обстоятельствъ, которыя могли бы побудить правительство къ принятiю какихъ-либо мѣръ, и металлургическая промышленность съ чугуннымъ голодомъ справилась собственными силами. Законъ 16 мая 1911 г. о льготномъ пропускѣ чугуна изъ заграницы прекратилъ свое дѣйствiе. Между тѣмъ, спросъ на желѣзные товары не прекращался, а возрасталъ, конъюнктура, когда не производитель долженъ искать покупателя, а наоборотъ, упрочивалась, и дѣло вновь дошло до чугуннаго голода и вновь созывается совѣщанiе по этому вопросу, вновь возбуждается вопросъ о льготномъ пропускѣ заграничнаго чугуна. И вновь повторится то, что имѣло мѣсто въ теченiе двухъ лѣтъ: потребители будутъ жаловаться, а министерство — успокаивать.

Недавнiя совѣщанiя выяснили не только наличность недостатка угля, но и неизбѣжность остраго коксоваго голода, что не можетъ не отразиться на производительности металлургическихъ заводовъ въ сторону пониженiя. Слѣдовательно, если въ настоящее время чувствуется недостатокъ чугуна, то въ будущемъ, при все возрастающемъ спросѣ на желѣзные товары, чугунный голодъ долженъ обостриться съ необычайной силой. И на этой почвѣ вѣдомственной растерянности невольно возникаютъ легенды о томъ, что «голода» угольный, коксовый, чугунный создаются искусственно въ видахъ поддержанiя благопрiятной для промышленности конъюнктуры.


1) В тексте книги напечатано: "въ 1909 году — 8,62 коп., 1910 г. — 8,40 коп., 1611 г. — 7,77 коп." (прим. составителя). (стр. 46.)

2) Постановленiе Одесскаго О-ва фабрикантовъ и заводчиковъ. (стр. 48.)

3) В тексте книги в этой строке таблицы напечатано: "1 апрѣля 1921 г." (прим. составителя). (стр. 51.)

4) В тексте книги в этой строке таблицы напечатано: "1711". (прим. составителя). (стр. 57.)