СОЧИНЕНИЯ А. П. ЩАПОВА, 1906 г., т. I. Земские соборы в XVII столетии. Собор 1642 года

А. П. Щапов. Сочинения, т. I, 1906 г., стр. 710-717

Земскiе соборы въ XVII столѣтiи

Соборъ 1642 года 1)

(Важное примечание)

Въ смутное время областныя общины наши выразили три великихъ принципа областной народной жизни. Во-первыхъ, выразили принципъ федеративной союзности: по собственному ихъ выраженiю онѣ захотѣли быть между собою въ любви, въ совѣтѣ и въ соединеньи. Во-вторыхъ, областныя общины выразили во время своей розни принципъ мѣстной областной совѣщательности. Это начало проявилось въ областныхъ земскихъ совѣтахъ, какiе составлялись тогда въ главныхъ областныхъ городахъ изъ городскихъ и уѣздныхъ жителей, изъ городовыхъ и волостныхъ сходовъ. Наконецъ, — народъ нашъ въ смутное время выразилъ, хотя инстинктивно, потребность всеобщаго, земскаго народосовѣтiя черезъ выборныхъ добрыхъ, лучшихъ и разумныхъ людей, потребность земскихъ соборовъ. Результатомъ областныхъ, мѣстныхъ земскихъ совѣтовъ, результатомъ совѣщательнаго рѣшенiя областныхъ общинъ быть между собою въ любви, въ совѣтѣ и въ соединеньи — былъ великiй московскiй земской соборъ 1613 года, которымъ кончается рознь областей въ смутное время. Царь избранъ былъ по ограничительной записи, какова была по совѣту всей земли, блюстителемъ союзныхъ правъ и интересовъ всѣхъ вообще областныхъ общинъ. Вѣрныя своей земской думѣ, областныя общины начали, послѣ смутнаго времени, по своимъ принципамъ, новую государственно-союзную жизнь. Не прерывая федеративной связи, онѣ смѣло заявляли, во-первыхъ, свое право общественнаго земскаго народосовѣтiя и областной челобитной гласности. Во-вторыхъ, избранному всею землею царю предлежало думать о народныхъ земско-областныхъ дѣлахъ и интересахъ, не только съ боярами и съ умными людьми, но и созывать земскiе соборы, созывать выборныхъ изъ всѣхъ областныхъ общинъ и изъ всѣхъ чиновъ, какiе въ то время были.

Великiй московскiй земской совѣтъ 1613 года удерживалъ за собою значенiе всенароднаго земскаго правительства около 4-хъ съ половиною мѣсяцевъ, пользовался полною государственно-распорядительною властью съ февраля до половины iюня. Послѣ него, еще не разъ собирались земскiе соборы. По изданному собранiю государственныхъ грамотъ и договоровъ, хранящихся въ государственной коллегiи иностранныхъ дѣлъ, — намъ извѣстны 6 земскихъ соборовъ, изъ которыхъ 4 были въ царствованiе Михаила Ѳедоровича и 2 въ царствованiе Алексѣя Михайловича. 4 земскихъ собора созваны были по дѣамъ военнымъ и дипломатическимъ, 2 исключительно по дѣламъ земскаго устройства. Я считаю лишнимъ говорить подробно о каждомъ изъ этихъ соборовъ, а обращу вниманiе читателей только на важнѣйшiе изъ нихъ. Сначала нужно раскрыть общую организацiю земскихъ соборовъ XVII вѣка.

Московскiе земскiе соборы созывались обыкновенно или по личному указу царя, или вслѣдствiе предварительнаго совѣта его съ духовными и свѣтскими чинами московскими, съ патрiархомъ, съ низшимъ духовенствомъ, съ боярами всѣхъ степеней, съ гостями и черными людьми московскими. Въ первомъ случаѣ иницiатива и форма выборной организацiи земскаго собора, въ актахъ выражалась такимъ образомъ: «и государь, царь и великiй князь всея Русiи указалъ быть собору, а на соборѣ быть патрiарху, митрополиту такому-то, архимандритамъ, игуменамъ и всему священному собору, и боярамъ, и окольничимъ, и думнымъ людямъ, и стольникамъ, и стряпчимъ, и дворянамъ, и дьякамъ, и головамъ и сотникамъ стрѣлецкимъ, и дворянамъ, и дѣтямъ боярскимъ изъ городовъ, и гостямъ, и гостиныя и суконныя сотни и черныхъ сотенъ торговымъ и всякимъ служилымъ и жилецкимъ людямъ, и сказать всякимъ людямъ, для чего созывается соборъ: и они бы выбрали изъ всякихъ чиновъ, изъ лучшихъ, изъ середнихъ и изъ молодчихъ людей, добрыхъ и умныхъ людей, съ кѣмъ о томъ дѣлѣ (предметѣ совѣщанiя) говорить; а кого выберутъ, тѣхъ людей записать имена». Такъ составлялся земскiй соборъ по царскому указу. Но былъ случай въ началѣ царствованiя Михаила, что и самый земскiй соборъ созывался не по личному указу царя, а по предварительному совѣту земскихъ людей московскихъ — духовныхъ и свѣтскихъ чиновъ. Это было вскорѣ послѣ смутнаго времени, спустя 5 лѣтъ послѣ великаго московскаго земскаго совѣта 1613 года. Печально было тогда состоянiе народа. Въ смутное время онъ чрезвычайно разорился и обѣднѣлъ, частiю отъ опустошительныхъ грабежей казачьихъ, польскихъ и литовскихъ, частью отъ внутреннихъ междуусобiй, частiю отъ большихъ поборовъ на общее земское дѣло — на очищенiе московскаго государства отъ враговъ. Вслѣдствiе крайняго обѣднѣнiя, народъ уклонялся отъ государственныхъ поборовъ; для избѣжанiя податей многiе посадскiе и уѣздные люди закладывались въ закладчики за бояръ и за всякихъ людей. Къ царю слались отовсюду изъ областей челобитныя, отъ цѣлыхъ областныхъ общинъ и отъ частныхъ лицъ, то съ жалобою на писцовъ, на неравномѣрную роспись и раскладку податей, то съ жалобой на обиды и насильства со стороны бояръ, то съ просьбой льготъ. И вотъ, вслѣдствiе такого бѣдственнаго положенiя народа, въ 1619 году составленъ былъ въ присутствiи царя совѣтъ изъ духовныхъ и свѣтскихъ чиновъ. Собраны были бояре и духовные московскiе. На этомъ московскомъ думномъ совѣтѣ говорено было о земскомъ устроенiи и о многихъ статьяхъ, чтобъ въ государствѣ многiя статьи поправить къ покою и строенью людямъ. Но частный соборъ, изъ однихъ московскихъ духовныхъ и свѣтскихъ чиновъ, не могъ дознать и обсудить всѣ интересы и нужды земскихъ и областныхъ общинъ. Интересы и требованiя земско-областныхъ общинъ и частныхъ лицъ такъ были многочисленны, разнообразны и многосложны, что нуженъ былъ непремѣнно земскiй соборъ, для обсужденiя опредѣленiй частнаго московскаго совѣта государя съ духовенствомъ и боярами. И въ началѣ iюля 1619 года разослана была царская окружная грамота по всѣмъ областямъ о присылкѣ въ Москву выборныхъ, для совѣта и составленiя вновь окладныхъ книгъ и уравненiя податей и повинностей, съ отчетомъ объ опредѣленiяхъ московскаго государева совѣта съ духовенствомъ и боярами. Вотъ, напр., окружная грамота, какая послана была 5 iюля въ Новгородъ, о присылкѣ въ Москву выборныхъ на земскiй совѣтъ. «Судьбами Божiими, а за грѣхъ всего православнаго крестьянства, московское государство разорилось и запустѣло, а подати всякiя и подмоги ямскимъ охотникамъ берутъ съ однихъ по писцовымъ книгамъ: однимъ тяжело, а другимъ легко; а дозорщики, которые послѣ московскаго разоренiя посланы были по городамъ, дозирали и писали по дружбѣ за иными легко, а за иными, по недружбѣ, тяжело, и отъ того московскаго государства всякимъ людямъ скорбь конечная: а изъ замосковныхъ и изъ украинныхъ городовъ посадскiе многiе люди, льготя себѣ, чтобъ имъ въ городахъ податей никакихъ не платить, прiѣхали въ Москву, живутъ на Москве и по городамъ у племени и у друзей, а по городамъ, гдѣ кто жилъ напередъ сего, ѣхать не хотятъ; а изъ иныхъ украинныхъ и разоренныхъ городовъ посадскiе и всякiе люди бьютъ челомъ о льготѣ, чтобъ имъ, для разоренья, во всякихъ податѣхъ дати льготы, а иные посадскiе и уѣздные люди заложились въ закладчики за бояръ и за всякихъ людей, а податей никакихъ съ своею братьею, съ посадскими и уѣздными людьми, не платятъ, а живутъ себѣ въ покоѣ, а иные многiе люди намъ бьютъ челомъ, на бояръ и всякихъ чиновъ людей, въ насильствѣ и въ обидахъ, чтобъ ихъ пожаловали велѣти отъ сильныхъ людей оборонить. И мы, великiй государь, царь и великiй князь Михайло Ѳедоровичъ всея Русiи, съ отцомъ своимъ и богомольцемъ, святѣйшимъ патрiархомъ Филаретомъ Никитичемъ московскимъ и всея Русiи, и съ митрополиты, и съ архiепископы, и съ епископы, и со всѣмъ освященнымъ соборомъ, и съ бояры, и съ окольничими, и съ думными людьми и со всѣми людьми московскаго государства, учиня соборъ, о всѣхъ статьяхъ говорили, какъ бы то исправить и землю устроить? И усовѣтовавъ, мы, великiй государь, съ отцемъ нашимъ и съ богомольцемъ, святѣйшимъ патрiархомъ Филаретомъ Никитичемъ московскимъ и всея Русiи, и со всѣмъ освященнымъ соборомъ, и съ бояры, и съ окольничими и со всѣми людьми московскаго государства, приговорили: изъ городовъ изо всѣхъ, вѣдомости и устроенья, заказали есмя взять къ Москвѣ, выбравъ изъ всякаго города изъ духовныхъ людей по человѣку, да изъ дворянъ и изъ дѣтей боярскихъ по два человѣка, добрыхъ и разумныхъ, да по два человѣка посадскихъ людей, которые бы умѣли разсказать обиды, и насильства, и разоренье, и чѣмъ московскомъ государству полниться и ратныхъ людей пожаловать, и устроить бы московское государство, чтобъ пришло все въ достоинство. И какъ къ вамъ ся наша грамота придетъ, и вы-бъ велѣли быти въ соборной церкви Софiи премудрости Божiей архимандритамъ, и игуменамъ и всему освященному собору, и дворянамъ, и дѣтямъ боярскимъ, и гостямъ, и посадскимъ, и уѣзднымъ, и всякимъ людямъ новгородскаго государства; а какъ сойдутся, и вы-бъ сю нашу грамоту велѣли прочесть всѣмъ людямъ вслухъ; а прочетчи сю нашу грамоту, велѣли-бъ естя духовнымъ людямъ, и дворянамъ, и дѣтямъ боярскимъ, и посадскимъ и всякимъ людямъ выбрати изъ всѣхъ чиновъ людей добрыхъ и разумныхъ, изъ духовнаго чину человѣка или двухъ, а изъ дворянъ и изъ дѣтей боярскихъ, изъ пятины по два человѣка, а изъ гостей и изъ посадскихъ людей по два человѣка, и выборные на нихъ списки дали за руками, и отпустили-бъ ихъ къ намъ къ Москвѣ, чтобъ намъ и отцу нашему и богомольцу Филарету Никитичу, Божiею милостiю патрiарху московскому и всея Русiи, всякiя ихъ нужи, и тѣсноты, и разоренья, и всякiе недостатки были вѣдомы: а мы, великiй государь, съ отцемъ своимъ и богомольцемъ, святѣйшимъ патрiархомъ съ Филаретомъ Никитичемъ московскимъ и всея Русiи совѣтовавъ, по ихъ челобитью, прося у Бога милости, учнемъ о московскомъ государствѣ промышляти, чтобъ во всемъ поправити, какъ лучше.

А выборныхъ бы естя людей, которыхъ выберутъ, отпустили-бъ къ намъ къ Москвѣ не мѣшкая, чтобъ намъ и отцу нашему и богомольцу о всемъ Новгородскомъ разореньи было вѣдомо, и выслушавъ отъ нихъ челобитья, учали-бъ есмя, прося у Бога милости, говорити и промышляти объ нихъ ко всему добру, чтобъ всѣ люди нашего государства, по Божiей милости и нашимъ царскимъ призрѣнiемъ, жили въ покоѣ и въ радости».

Такимъ образомъ, по личному ли царскому указу, или по предварительному совѣту царя съ московскимъ духовенствомъ, съ боярами и думными людьми, окружными грамотами вызывались изъ всѣхъ областей въ Москву выборные, добрые и разумные люди изъ всѣхъ чиновъ, по человѣку, по два и болѣе изъ каждаго чина.

Число выборныхъ на земскихъ соборахъ было неопредѣленное и неодинаковое. Напримѣръ, на земскомъ соборѣ 1642 года всѣхъ выборныхъ было 182 челов., въ томъ числѣ стольниковъ 10, дворянъ 22, 4 стрѣлецкихъ головы, 12 жильцовъ, 115 дворянъ и дѣтей боярскихъ, выборныхъ изъ 42 областныхъ городовъ, и, наконецъ, 29 торговыхъ людей. А на Земскомъ Соборѣ 1648 года, созванномъ по поводу изданiя уложенiя, выборныхъ всѣхъ чиновъ, приложившихъ руки за себя и за другихъ, было до 315 человѣкъ. Когда областные выборные, земскiе представители съѣзжались въ Москву, тогда открывался земскiй соборъ, или въ золотой большой грановитой палатѣ, или въ столовой избѣ, или въ отвѣтной палатѣ, или въ другой какой-нибудь большой царской палатѣ. Засѣданiе открывалось иногда рѣчью самого царя о предметѣ земскаго соборнаго народосовѣтiя; или же думный дьякъ и печатникъ говорилъ или читалъ за царя рѣчь о предметѣ земско-соборнаго сужденiя. Это было нѣчто въ родѣ тронной рѣчи. Списокъ съ нея раздавался выборнымъ людямъ всякихъ чиновъ при боярахъ, для подлиннаго вѣдома и, вѣроятно, для предварительнаго обсужденiя. Затѣмъ, по порядку чиновъ, говорили на Соборѣ земскiе выборные, излагали свои мнѣнiя. Выборные земскiе люди одного чина или разряда, согласясь между собой предварительно, высказывали свои мнѣнiя или требованiя, сообразно съ своими интересами, всѣ сообща, общимъ голосомъ, черезъ одного какого-нибудь выборнаго гласнаго, заключая свою рѣчь обыкновенно такими словами: «то наша, разныхъ городовъ дворянъ и дѣтей боярскихъ, мысль и сказка»; или: «то за нами гостишками и гостиной и суконной сотенъ людишекъ рѣчи», и т. п. У каждаго чина или однороднаго класса выборныхъ былъ дьякъ, и записывалъ ихъ мнѣнiя, сказки, мысли и рѣчи. Иногда, одинъ членъ какого-либо разряда или чина выборныхъ, не довольствуясь объясненiемъ своей братiи, самъ отъ себя говорилъ исправительную или дополнительную рѣчь, — и его сказка принималась къ свѣдѣнiю и записывалась. Изъ всѣхъ мнѣнiй, высказанныхъ разными земско-соборными выборными отъ общинъ, выводился общiй результатъ, принималось общее рѣшенiе, заключенiе земскаго собора. — Такова общая формальная организацiя и значенiе земскихъ соборовъ XVII вѣка.

Такимъ образомъ мы видимъ, что земскiе соборы XVII в. созывались, хотя и по указу царя или по призыву частнаго московскаго собора, но, въ то же время, и вслѣдствiе мѣстнаго, самостоятельнаго решенiя областныхъ земскихъ сходовъ, или совѣтовъ. Выборные на московскiе земскiе соборы выбирались на мѣстахъ областными земскими совѣтами. «И какъ къ вамъ ся наша грамота (о выборныхъ на земской соборъ) придетъ, — пишетъ царь въ окружной грамотѣ о присылкѣ выборныхъ въ Москву, — и вы-бъ велѣли быть въ Соборной церкви Софiи архимандритамъ, игуменамъ и всему священному Собору, и дворянамъ, и дѣтямъ боярскимъ, и гостямъ, и посадскимъ, и уѣзднымъ и всякимъ людямъ Новгородскаго государства, а какъ сойдутся, — и вы-бъ, прочетши сiю грамоту всѣмъ людямъ въ слухъ, велѣли-бъ духовнымъ людямъ, и дворянамъ и дѣтямъ боярскимъ, и посадскимъ, и всякимъ людямъ выбрать изъ всѣхъ чиновъ людей добрыхъ и разумныхъ», и проч. Пусть эти областные земскiе совѣты, или сходы, и обще-союзные московскiе земскiе соборы были грубы, какъ всякое установленiе, непосредственно-натурально развивающееся изъ жизни народной. Но они были созданы жизнiю самаго народа. Они требовали свободнаго развитiя, просвѣщенно-юридическаго осмысленiя, облагороженiя, усовершенствованiя.

И въ формахъ XVII столѣтiя, земскiе соборы были вовсе не такъ грубы, какъ можно представить съ современной точки зрѣнiя. Только мужиковаты были рѣчи, не имѣли современнаго образованнаго литературнаго колорита, но зато онѣ были кратки, точны, полномысленны и полножизненны. Здѣсь важенъ не столько принципъ земскихъ соборовъ, а эта живая, откровенная, правдивая выразительность и требовательность практическаго смысла и сознанiя народнаго. Даже въ такой вѣкъ, какъ вѣкъ XVII, вѣкъ грубаго невѣжества и суевѣрiя, народъ нашъ, наши земско-областныя общины практически способны были давать самые разумные и жизненно практическiе совѣты. Какъ практическiй духъ народа, на основанiи земскаго устройства областныхъ общинъ, на основанiи многовѣкового опыта жизненной исторической практики, самъ собой создалъ принципъ земскаго народосовѣтiя и выразилъ его въ формахъ областныхъ земскихъ совѣтовъ и московскихъ земскихъ соборовъ, — такъ этоть же практическiй смыслъ народа заключалъ въ себѣ природную способность къ земскому народосовѣтiю. Вспомнимъ, напр., какъ высказывали правду земскiе люди, представители областей и разныхъ чиновъ, на Азовскомъ соборѣ 1642 года, и какiе умные давали совѣты. Дворяне и дѣти боярскiе, собранные изъ 16 городовъ говорили: «Твои государевы дьяки и подъячiе пожалованы твоимъ государскимъ денежнымъ жалованьемъ, и помѣстьями, и вотчинами, и будучи безпрестанно у твоихъ государевыхъ дѣлъ и обогатѣвъ многимъ богатствомъ, неправеднымъ своимъ мздоимствомъ, покупили многiя вотчины и построили себѣ много домовъ, палаты каменныя такiя, что неудобосказаемыя; при прежнихъ государяхъ и у великородныхъ людей такихъ домовъ не бывало, кому было и достойно въ такихъ домахъ жить: вели, государь, съ ихъ вотчинъ и помѣстiй взять ратныхъ конныхъ и пѣшихъ людей, а противъ ихъ домовъ и пожитковъ, вели съ нихъ взять денегъ ратныхъ своимъ государевымъ людямъ на жалованье... А которые, государь, наша братiя, не хотя тебѣ, государю, служить, отбываючи твоей государевой службы, писались по московскому списку и въ иные твои государевы чины, и будучи въ твоихъ государевыхъ городахъ, у твоихъ государевыхъ дѣлъ, отяжелѣли и обогатѣли большимъ богатствомъ, а иные твоимъ государевымъ жалованьемъ, помѣстьями и вотчинами большими, и на то богатство накупили многiя вотчины: вели, государь, съ тѣхъ ихъ помѣстiй и вотчинъ взять даточныхъ конныхъ и пѣшихъ людей; а съ ихъ пожитковъ вели, государь, обложить ихъ деньгами на жалованье ратнымъ людямъ. А дворовые твои государевы всякихъ чиновъ люди у тебя, государь, пожалованы помѣстьями и вотчинами, да имъ же ежегодное твое государево денежное жалованье, да они же бываютъ черезъ годъ и черезъ два на приказахъ въ твоихъ государевыхъ дворцовыхъ великихъ селахъ, и наживаютъ большiе пожитки, а твоей государевой полковой службы не служатъ; а коли они бываютъ и на Москвѣ, то бываютъ у твоихъ же государевыхъ дѣлъ, и тѣхъ своихъ пожитковъ нигде не проживаютъ: вели, государь, и съ нихъ въ счетъ даточныхъ конныхъ и пѣшихъ людей, и съ ихъ помѣстьевъ вели, государь, взять денегъ въ твою государеву казну.... А буде тебѣ, государь, казны надобно будетъ скоро, сверхъ твоей государевой казны и того сбора, вели, государь, взять патрiархову казну и у митрополитовъ, и у архiепископовъ, и епископовъ, и въ монастыряхъ лежачую домовую казну, для такой же скорой твоей государевой службы». Наконецъ, дворяне и дѣти боярскiе совѣтовали царю счесть приказныхъ людей, дьяковъ, подьячихъ и таможенныхъ чиновъ, по приходнымъ книгамъ, чтобъ государева казна безъ вѣдомости не терялась, и представить сборъ государевой казны гостямъ и земскимъ людямъ. Еще прямѣе высказывали свои мысли, и даже рѣшительно протестовали противъ ратныхъ повинностей и противъ воеводскаго управленiя, «гости и гостиной и суконной сотенъ торговые люди». «Объ устройствѣ ратныхъ людей, — говорили они, — и о записяхъ, о томъ, какъ тебя, государь, Богъ извѣститъ; а то дѣло служивыхъ людей, за которыми твое государево жалованье, вотчины многiя и помѣстья есть; а мы, холопы твои, гостишки и гостиныя и суконныя сотни торговые людишки городовые, питаемся въ городахъ своими промыслишками, а помѣстiй и вотчинъ за нами нѣтъ никакихъ, а службы твои государевы служимъ въ Москвѣ и въ другихъ городахъ всякой годъ, безпрестанно, и отъ тѣхъ твоихъ государевыхъ безпрестанныхъ службъ и отъ пятинной деньги, что мы, холопы твои, давали тебѣ, государю, въ смоленскую службу, ратнымъ и всякимъ служилымъ людямъ на подмогу, многiе люди оскудѣли и обнищали до конца. А будучи мы, холопы твои, на твоихъ государевыхъ службахъ въ Москвѣ и въ другихъ городахъ, сбираемъ твою государеву казну, за крестнымъ цѣлованьемъ, съ великою прибылью; гдѣ сбирались при прежнихъ государяхъ и при тебѣ, государь, въ прежнiе годы сотъ по пяти и по шести, а нынѣ, государь, сбирается съ насъ и со всей земли нами же, холопами твоими, тысячъ по пяти и по шести и больше; а торжишки, государь, у насъ, холопей твоихъ, противъ прежнихъ годовъ стали гораздо хуже... А въ городахъ всякiе люди обнищали и оскудѣли до конца отъ твоихъ государевыхъ воеводъ, а торговые людишки, которые ѣздятъ по городамъ для своего торговаго промыслишка, отъ ихъ же воеводскаго задержанья и насильства въ проѣздахъ, торговъ своихъ отбыли. А при прежнихъ государяхъ, въ городахъ вѣдали губные старосты, а посадскiе люди судилися сами промежъ себя, а воеводъ въ городахъ не было». Наконецъ, сотскiе и старосты черныхъ сотенъ и слободъ, и всѣ тяглые люди говорили на земскомъ соборѣ: «что касается до устройства ратныхъ людей и до запасовъ, о томъ, какъ тебя, государь, Богъ извѣститъ: а мы, сироты твои, черныхъ сотенъ и слободъ сотскiе и старостишки, и всѣ тяглые люди, нынѣ, по грѣхамъ своимъ, оскудѣли и обнищали отъ большихъ пожаровъ, отъ пятинныхъ денегъ и отъ даточныхъ людей, отъ подводъ, что мы, сироты твои, давали тебѣ, государю, въ смоленскую службу, и отъ поворостныхъ денегъ, и отъ городоваго земляного дѣла, и отъ твоихъ государевыхъ великихъ податей, и отъ многихъ цѣловальничьихъ служебъ, которыя мы, сироты твои, въ твоихъ государевыхъ ратныхъ службахъ въ Москвѣ служили съ гостями и опричь гостей; а служитъ съ насъ, сиротъ твоихъ, въ государевыхъ разныхъ приказахъ всякiй годъ по 145 человѣкъ цѣловальниковъ, да съ насъ же, сиротъ твоихъ, стоятъ на земскомъ дворѣ безпрестанно и безъ съѣзду 75 человѣкъ, ярыжныхъ, да извощики съ лошадьми, для ради грѣховнаго пожарнаго времени, и платимъ тѣмъ цѣловальникамъ, ярыжнымъ и извощикамъ ежемѣсячно кормовыя подможныя деньги большiя, и отъ той большой бѣдности многiе тяглые людишки изъ сотенъ и изъ слободъ разбрелись розно и дворишки свои бросаютъ».

Воть какъ выражался духъ народный на земскихъ соборахъ. Лицемъ къ лицу передъ единодержавiемъ, народъ являлся двоедушнымъ двусмысленнымъ, а въ сущности и тутъ оказывался онъ по натурѣ вѣрнымъ самому себѣ, демократомъ. Земскiе люди униженно называютъ себя холопами царя, людишками, гостишками, и т. п.; свои страдальческiя занятiя называютъ промыслишками, торжишками и т. п.; то и дѣло повторяютъ въ своей рѣчи, чуть не за каждымъ словомъ: «государь, твои государевы холопы» и проч. А въ то же время напрямикъ отказываются служить нуждамъ и запросамъ государевой казны, въ ущербъ своихъ нуждъ и интересовъ, хотя на словахъ и выражаютъ свою готовность сослужить службу царскую. О службѣ царской народъ говоритъ государю: «о томъ, какъ тебя, государя, Богъ извѣститъ; а мы не можемъ, обнищали и оскудѣли отъ убыли своихъ промыслишковъ и торжишковъ, отъ твоихъ государевыхъ воеводъ, и хотимъ брести врознь». Контрастъ этотъ ясно указываетъ, что духомъ народнымъ руководили не отвлеченность, а жизнь и практика. Выводы, начала, мысли, высказанные земскими выборными на Азовскомъ соборѣ, были выводами, началами народными, жизненными. Представители земства, во-первыхъ, совершенно основательно, по внушенiю опыта, требовали справедливаго равенства въ раскладкѣ земскихъ податей и повинностей, требовали писцовой поземельной системы государственныхъ поборовъ, и экономической отчетливости въ распоряженiи народными доходами для нуждъ государства, совѣтовали устроить земскiй, народный контроль надъ казенными сборами, контроль земскихъ людей добрыхъ, выборныхъ изо всѣхъ чиновъ человѣка по два и по три, требовали, «чтобъ и неслуживые съ неслуживыми въ равенствѣ были, никто-бъ въ избылыхъ не былъ». Ни дьяки, построившiе на счетъ народа такiя каменныя палаты, что неудобьсказаемыя, — накупившiе на взятки богатѣйшiя вотчины, да кромѣ того еще отъ царя пожалованные вотчинами и помѣстьями, ни патрiархи, митрополиты, архiепископы и монастыри — съ ихъ лежачей домовой казной, ни отяжелѣвшiе богачи — вотчинники, ни дворовые царскiе вотчинники; — никто, по мыслямъ народныхъ выборныхъ, не долженъ уклоняться отъ земскихъ податей и повинностей, въ ущербъ бѣднымъ тяглымъ людямъ, въ ущербъ торговымъ и промышленнымъ классамъ народа — самымъ главнымъ производительнымъ силамъ государства. Гости и гостиной и суконной сотенъ торговые люди жизненно прочувствовали, на опытѣ дознали, какъ вредно въ дѣлѣ свободной народной промышленности и торговли вмѣшательство, опека и контроль приказнаго начальства, воеводъ, — и потому такъ рѣшительно протестовали противъ воеводскаго управленiя, противъ уничтоженiя стариннаго посадскаго самоуправленiя и самосуда. Наконецъ — люди черныхъ сотенъ и слободъ и всѣ тяглые люди сильно и громко протестовали противъ многочисленности и обременительности податей и повинностей, жаловались на свое обнищанiе и оскудѣнiе отъ податей и повинностей, говоря, что они разбредутся врознь.


1) Напечатано въ газетѣ "Вѣкъ" за 1862 г. въ № 11 (цензурное дозволенiе отъ 18 марта того же года; редакторъ-издатель Г. З. Елисеевъ). (стр. 710.)


Важное примечание: некоторые страницы статьи отсканированы так, что несколько первых или последних колонок отсутствуют. В тех случаях, когда восстановить текст по смыслу не представляется возможным, он заменен знаком [...] (прим. составителя). (стр. 710.)